Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внушение страха поражения.



2018-07-06 339 Обсуждений (0)
Внушение страха поражения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Агитплакаты и листовки этого направления пропаганды показывали солдатам тот ужас, который несут войска противника на родные земли. Смерть, голод, насилие и беззаконие были главными сюжетами этого направления пропаганды. Образ Матери с ребенком на руках, которым угрожают оружием вражеские солдаты можно встретить на плакатах почти всех стран во время Второй Мировой войны. Сюжет мести за смерть родных так же был отдельной темой для плакатов военной пропаганды. Солдаты, видевшие своими глазами смерть родных и близких, не могли допустить продвижение врага по родной земле и героически, ценою своих жизней одерживали победу за победой.

Образ освободителя.

Образ освободителя был так же распространен в годы Великой Отечественной Войны, но в то время, как советские солдаты в действительности освобождали от немецко-фашистской оккупации территорию Советского Союза и страны
Европы, освобождая город за городом, спасая людей из концлагерей, от расстрелов и виселиц, немецкая пропаганда рисовала образ немецкого солдата-освободителя от советско-большевистского гнета. Особым видом наглядной
пропаганды были и остаются работы карикатуристов, в которых высмеивались руководители вражеского государства, их поражения и нереализованные амбиции. Успех использования карикатур в пропагандисткой работе обуславливалась простотой ее понимания для широкой аудитории вне зависимости от грамотности и социального расслоения.

Известнейшими советскими карикатуристами являлся творческий коллектив художников-графиков Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, («Кукрыниксы»). Работы Кукрыниксов печатались в периодических изданиях времен Великой Отечественной войны, распространялись среди населения
и солдат РККА, сами художники привозили свои работы на фронт.

В годы Великой Отечественной войны так же выпускали сборники карикатур за авторством Бориса Ефимовича Ефимова (Фридлянд) в которых художник
высмеивал руководство нацистской германии и их союзников. В 1943 году в блокадном Ленинграде была напечатана книга его карикатур под название «Гитлер
и его свора».

Эффективность пропаганды обуславливалась основными правилами ведения пропагандистской работы:

Наличием центрального тезиса. Центральный являлся призывом или же
утверждением, коротким, лаконичным и понятным для широких масс людей.

Легкостью для понимания. Содержание плаката должно было быть запоминающимся для людей, близким и понятным. Очень часто использовались образ Матери, Семьи, радующихся детей на руках у солдат.

Цветовая гамма плаката. На плакатах, направленных на формирование положительных образов, использовались яркие, теплые и приятные взору цвета,
и темные и холодные цвета на плакатах показывающие отрицательные образы врага соответственно.

В годы второй мировой войны, Великой Отечественной войны пропаганда имела весьма большое значение для стран-участниц. Война была стимулом для появления совершенно новых методов и стратегий как на полях сражений, так
и фронтах идеологического противоборства сторон. Появлялись специализированные структуры, профессионально занимавшиеся вопросами идеологии и пропаганды, затрагивавшие все сферы жизни населения. Зародившиеся в то время методы ведения информационной войны, остаются актуальными и в современных политических, военных и информационных реалиях.

Пропагандистская работа и сегодня остается важным аспектом политической действительности, она будет твердо оставаться на своих позициях еще долгое
и долгое время, так как, основные направления и правила пропагандистской работы остаются практически неизменными. Так же как и во времена Первой Мировой Войны, Второй Мировой войны, Великой Отечественной Войны, локальных конфликтах XX века и современных вооруженных конфликтах мы можем наблюдать пропагандистские плакаты, вдохновляющие солдат на новые подвиги и вести к новым победам.


Фронтовики и общественные настроения
послевоенного советского общества
(на примере г. Куйбышева)

О. А. Измайлова

студентка 5 курса юридического факультета отделения
истории Самарского филиала Московского городского
педагогического университета

 

Одним из наиболее актуальных вопросов современной российской историографии является тема изучения настроений советского общества[133]. При сталинском режиме не было общественного мнения как социального института, оно существовало как состояние индивидуального самосознания. Такова точка зрения Б. А. Грушина[134], но, по нашему мнению, в послевоенном обществе сложился устойчивый механизм массового реагирования на социально значимые проблемы. Это очевидно.

Безусловно, победная эйфория, вера в собственные силы и в мощь государства, надежды на лучшее будущее были определяющими настроениями массового сознания, но на основе документальных источников, а также современной историографии, можно проследить не только сугубо патриотичные мнения людей послевоенного советского общества.

Во время войны на фронте каждый защищал не только самого себя,
но и своего товарища, семью, Родину. Очевидно, что война усилила коллективистские начала не только среди «фронтовых братьев», которые выражались
в общности надежд и чаяний, но и в целом в обществе.

Бывшие фронтовики общались чаще всего в различных закусочных и пивных (в народе их называли «голубыми дунаями»). Именно там они могли выговориться, и именно там царила фронтовая ностальгия. И чем тяжелее и обыденнее становился послевоенный быт, тем острее и ярче отпечатывались в сознании фронтовиков ценности войны, когда человек был «до необходимости необходим»[135].

«Желания солдат, чаще всего были самые простые, — рассказывал, например, фронтовик М. Абдулин, — выспаться, помыться в бане, пожить хоть недельку под крышей, получить из дома письмо. Самая большая мечта была: остаться живым и поглядеть, какой будет жизнь»[136].

Многие из воевавших постоянно вспоминают те нелегкие времена, будто бы на войне было то, о чем стоит тосковать. Представитель фронтового поколения поэтов Юлия Друнина писала о «странной, непонятной для других болезни — «фронтовой ностальгии», которая «всю жизнь будет преследовать ветерана, особенно если он из поколения, для которого слово война — равнозначно слову юность»[137]. «Война, — писал писатель-фронтовик В. Кондратьев, — вспоминается воевавшим хорошо, потому что все страшное и тяжелое в физическом смысле как-то смылось в памяти, а остались лишь духовная сторона, то есть светлые
и чистые порывы, присущие войне справедливой, войне освободительной»[138].

«9 мая 1950 года, — пометил в своем дневнике советский писатель Э. Казакевич. — День Победы…Я зашел в пивную. Два инвалида и слесарь-водопроводчик…пили пиво и вспоминали войну. Один плакал, потом сказал: «Если будет война, я опять пойду…»[139].

Пережившее войну общество, в особенности солдаты, вернувшиеся с фронта, столкнулись с проблемой адаптации к мирной жизни. Многие из них потеряли свое здоровье на войне и являлись нетрудоспособной частью населения. Нередко чувствуя себя невостребованными и брошенными, некоторые находили себя
в религии[140].

Так, в Куйбышевской области в 1945 году даже по официальной статистике наблюдался рост числа посещений церквей мужчинами. Если в 1945 году мужчин среди посещающих церковь было до 10%, то в первом квартале 1946 года этот процент увеличился до 30–40%, из них было много молодых мужчин в возрасте 20–40 лет[141].

Уполномоченные Совета по делам религиозных культов в своих отчетах
отмечали факты, когда в роли доверенного лица об открытии храмов выступали молодые люди, чаще всего демобилизованные фронтовики.

Палитра общественных настроений была довольно широкой и вполне объяснимо, что некоторые мнения из них были связаны с государственной идеологией и кампаниями, направленными на «закручивание гаек», т.е. ужесточением контроля над обществом и индивидом.

В начале 1950-х годов наиболее яркой «шумной компанией» стала массовая реакция на «дело врачей»[142]. Широко известно, что данная компания носила
общесоюзный характер и закончилась после смерти Сталина.

Рост антисемитских настроений отмечался и в Куйбышеве. В январе 1953 года на ряде предприятий города Куйбышева прошли собрания с обсуждением этого процесса. Это в свою очередь, способствовало усилению националистических настроений среди обывателей. Так, один из рабочих Фрунзенского района сказал: «Я от евреев много натерпелся, будучи во время войны в Ленинграде. В дни блокады евреями были отравлены продукты»[143]. Пациентка больницы им. Пирогова М. М. Андреева отказалась лечиться у врача Долинского, еврея по национальности, заявив, что «он ее пырнул в живот»[144].

В целом, антисемитизм стал порождением коллективного сознания, которое
отреагировало, таким образом, на испытания войной. Из сказанного выше видно, что у людей усиливалось чувство тревоги и этому находились простые объяснения.

Наибольшим потрясением в общественном сознании начала 1950-х годов стала смерть И. В. Сталина. «Не верится, что кремлевские куранты отбили последний час его жизни. Не верится, что Сталин — это кремлевское солнце — не согреет нас в весенние дни», — писали члены куйбышевского аэроклуба ДОСААФ. «Говорят, что Сталин умер. Нет! Он не умер, он не может умереть, он в нашем сердце, он всюду
с нами», — говорил в те дни студент одного из куйбышевских ВУЗов.[145]

Массы людей скорбели и воплощали свою скорбь в слове. Потоки соболезнований, как в местные, так и в центральные партийные и советские организации позволяют проследить, насколько значимым и почитаемым был для простых людей «отец народов». Возможно, кто-то из людей и радовался этой смерти, но открыто об этом
не говорили. Повсеместно продолжали висеть портреты Сталина в школах и клубах,
а также читали стихи и пели о нем песни. Так продолжалось вплоть до 1956 года.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что особенностью общественных мнений послевоенного времени была их многоаспектность. Идеологические установки и ценности, предлагавшиеся советской «машиной», казалось бы, прочно
сидели в сознании советских людей и во многом определяли их настроения.
Но, несмотря на жесткий тотальный контроль со стороны государства, все же мы наблюдаем проявления настроений, отличных от тех, которые навязывались советской пропагандой. Настроения, в которых прослеживаются нотки разочарования и тревог, недовольства трудностями и поиска виновного, и вместе с тем, искренняя вера
в единство страны и ее вождя на фоне ярко выраженных коллективистских начал.


Школа юного эскурсовода
в системе гражданско-патриотического воспитания
подрастающего поколения

Н. А. Барабанова



2018-07-06 339 Обсуждений (0)
Внушение страха поражения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внушение страха поражения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)