Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рывок технологий: влажный противогаз



2018-07-06 338 Обсуждений (0)
Рывок технологий: влажный противогаз 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В принципе технология изготовления противогаза была понятна. Как только в подобной системе возникла необходимость, в каждой стране, принимающей участие в боевых действиях (или планирующей вступить в войну), изобретатели начали со скоростью пулемета выдавать модели газозащитных средств.

Первым был британский физик, а заодно доктор медицинских наук и известный хирург Клани Макферсон. Он придумал очень простую схему в виде тканевого мешка, который надевался на голову; в него была вставлена металлическая плашка с остекленным смотровым окошком, что позволило сделать противогаз легким и складывающимся до компактного состояния. Материал пропитывался глицерином и тиосульфатом натрия — эта смесь позволяла адсорбировать хлорин во время газовой атаки; дышали солдаты прямо через ткань. Маска получила название hypo helmet. За июнь — сентябрь 1915 года британская промышленность успела сделать 2,5 миллиона таких противогазов. Основным их минусом была полная незащищенность от фосгена, или дихлорангидрида угольной кислоты, — удушающего газа, впервые использованного Францией осенью 1915 года.

Макферсон продолжал работать и усовершенствовал маску, впервые догадавшись вставить круглые «окошки» для глаз и круглый же металлический вывод для углекислого газа, образующегося при дыхании и нейтрализовывавшего пропитку. Новая версия, PH helmet, в отличие от первой, работала не только против хлорных газов, но и против фосгена, так как пропитка включала в себя уже и уротропин.

Последний, кстати, начали применять в России. На тот момент у нас, как и во всем мире, активно шла разработка противогазов. Более или менее одновременно появились влажная маска Прокофьева, маска генерала Павлова, маска минского образца с двадцатислойным компрессом и еще с десяток систем защиты. В августе 1915 года сотрудники химической лаборатории Императорского московского технического училища обнаружили, что уротропин, открытый Бутлеровым в середине XIX века, нейтрализует фосген, и пропитали им британский hypo helmet. Результаты были продемонстрированы в России и переданы в Англию, где вскоре и наладили производство PH helmet. В армии эта модель продержалась около года, уступив противогазам с фильтрующей коробкой. В целом маски Макферсона стали первыми противогазами, официально принятыми на вооружение Британской армией и вообще первыми толковыми противогазами Первой мировой войны.

 

Еще один рывок: сухой противогаз

 

Противогаз, представляющий собой шлем с пропиткой, получил название влажного. Он имел ряд минусов. Во-первых, пропитка помогала от одного газа и не помогала от другого. Во вторых, она и сама порой была довольно ядовитой. Так что уже в конце 1915 года появились первые сухие противогазы с отдельным фильтром, вынесенным в специальную емкость.

В Британии пионером такой технологии стал химик Эдвард Харрисон. К моменту войны он, фармацевт по основному роду деятельности, хотел пойти добровольцем в армию, но ему было 47 лет, и его не взяли из-за возраста. Харрисон внес в маску Макферсона важнейшее усовершенствование: он разработал надежный фильтр, помещенный в отдельную фильтрующую коробку, которую солдат мог нести в наплечной сумке, и соединил ее с противогазом посредством шланга. Противогазы Харрисона тут же приняли на вооружение, но сам он до конца войны не дожил, скончавшись от пневмонии за неделю до Компьенского перемирия.

В США параллельно с Харрисоном работал Джеймс Берт Гарнер, профессор Института индустриальных исследований Меллона. Его фильтр напоминал конструкцию британца, но в нем использовался в качестве адсорбирующего вещества активированный уголь, как и в противогазе Зелинского (к нему мы сейчас перейдем).

Параллельно во Франции, Германии и России по-прежнему шли разработки влажных противогазов, так как точного понимания, какая система эффективнее, пока что не было.

 

Российская история

 

Были противогазы итальянские, французские, испанские, немецкие — в общем, все, кто только мог, придумывали собственные системы. К 1916 году изобретатели отталкивались от форм-фактора, заданного Макферсоном и Харрисоном: мягкая маска с круглыми отверстиями для глаз, соединенная шлангом с портативным фильтром. Отличия были только в конструкции фильтра.

Вот тут-то в «гонку антивооружений» вступил выдающийся российский химик Николай Дмитриевич Зелинский. К началу войны ему исполнилось 53 года, он был профессором, автором десятков научных работ, первооткрывателем ряда химических явлений; работал Зелинский директором Центральной химической лаборатории Министерства финансов.

2 августа 1915 года Николай Дмитриевич представил научному сообществу доклад об адсорбирующих свойствах активированного угля. Дело было на заседании экспериментальной комиссии по изучению клиники, профилактики и методов борьбы с газовыми отравлениями в Москве — гражданском мероприятии, где присутствовали и представители военных. В течение следующих двух недель были многократно проведены испытания фильтра Зелинского путем модернизации влажной маски системы Трындина, серийно производившейся в те годы для защиты пожарных и других представителей опасных профессий. Только противогаз Трындина не защищал от фосгена, а вот с углем Зелинского неожиданно начал защищать.

 

Солдаты чешского легиона русской армии в противогазах Зелинского — Кумманта

 

Проблема заключалась в отсутствии подходящей маски и коробки-фильтра. Все-таки Зелинский не был инженером, его познания ограничивались лабораторными опытами. Систему под фильтр Зелинского разработал технолог завода резиновых изделий «Треугольник» Михаил Куммант (некоторые авторы почему-то пишут «Эдуард Куммант», но нет, его все-таки звали Михаилом). Правда, пока Зелинский с Куммантом работали над системой, идею с активированным углем использовал верховный начальник санитарной и эвакуационной части принц Александр Петрович Ольденбургский, который воспользовался своей властью и заказал 3,5 миллиона экземпляров другого противогаза, разработанного в кратчайшие сроки специалистами Горного института. На «маску Ольденбургского» пошел весь активированный уголь, закупленный для противогаза Зелинского-Кумманта — тот еще проходил финальные испытания. В июле 1916 года в бою под Сморгонью «маска Ольденбургского» показала свою полную непригодность, за эту ошибку пришлось заплатить жизнями множества солдат. Принц был отстранен от газозащитных изысканий и вернулся к санитарной деятельности, а в России наконец началось производство первого в мире серийного противогаза с угольным фильтром.

За последующие месяцы противогаз Зелинского-Кумманта претерпел множество усовершенствований, поскольку в изначальном виде имел ряд недостатков, в частности, через него было трудно дышать. При газовых атаках потери личного состава даже в противогазах доходили до 20 %. И Куммант, и другие технологи предлагали улучшения, поэтому существуют противогазы петербургского образца, московского образца, казенного образца и т. д. Более того, все последующие русские противогазы, названные именами других разработчиков, на деле являлись системой Зелинского-Кумманта с каким-то количеством доработок. Так, Иосиф Давидович Авалов, петроградский химик и грузинский князь, внес самое значимое усовершенствование — клапанное распределение дыхания внутри коробки, позволившее избавиться от проблемы трудности вдоха.

Со второй половины 1916 года и до конца войны противогазы Зелинского-Кумманта были единственными, применявшимися в Российской армии. По образцу угольного фильтра Зелинского свои модели сделали немцы (так называемый фильтрующий патрон образца 11/11 — в этом фильтре был и уголь, и уротропин) и французы (маска A. R. S. системы Тиссо, 1917 год), британцы же официально запросили у России образцы газозащитной системы и метод активирования угля и начали производство угольных противогазов в первой половине 1917-го. Тут я замечу, что Куммант, в отличие от бессребреника Зелинского, свою коробку запатентовал и правительству не подарил, а продал, так что ему шли отчисления от каждого произведенного противогаза, а сделали их не меньше 10 миллионов. Хотя привилегия Кумманта перестала действовать после февральской революции 1917 года, он успел заработать более 300 000 рублей.

Нельзя сказать, что «Зелинский изобрел противогаз», как пишут многие. Во-первых, в разработке приняли участие как минимум два человека — Зелинский и Куммант. Во-вторых, они скорее удачно скомпоновали имевшиеся на тот момент технологии и получили первый полноценный противогаз современного типа. А американец Льюис Хаслетт, речь о котором шла в начале этой главы, приветливо помахал им из 1849 года.

 

Глава 45



2018-07-06 338 Обсуждений (0)
Рывок технологий: влажный противогаз 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рывок технологий: влажный противогаз

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)