Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 21 РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГЕОИНФОРМАТИКИ



2018-07-06 1136 Обсуждений (0)
ГЛАВА 21 РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГЕОИНФОРМАТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Говоря о геоинформационном рынке и делая это по отноше­нию к России, безусловно надо учитывать нашу историю — исто­рию жесткой централизации руководства отраслью, производя­щей геодезическую и картографическую продукцию. С началом «перестройки» и появлением института лицензирования в облас­ти геодезической и картографической деятельности в России про­шло не так много времени, вместе с тем сегодня количество вы­данных лицензий перевалило за 3000 и более 2000 лицензий выда­ны негосударственным предприятиям, что качественно меняет ситуацию.

Затраты на любой геоинформационный проект имеют несколько составляющих. Их оценка приведена на рис. 62 и получена в ре­зультате мониторинга ведущих федеральных и муниципальных про­ектов в ГИС-Ассоциации.

Тенденции изменения затрат на реализацию проектов в после­дние 5 лет направлены в сторону увеличения долей, относящихся к производству данных, обучению персонала и накладным расхо­дам. Вместе с тем снижается доля стоимости программно-аппа­ратных средств.

Базируясь на этой диаграмме, выделим основные составные части геоинформационного рынка:

1. Рынок пространственных данных (цифровые данные геоде­
зических и навигационных измерений, картографические мате­
риалы и данные дистанционного зондирования).

2. Рынок программно-аппаратного обеспечения (программное
обеспечение, средства специализированной периферии ввода-

Рис. 62. Распределение затрат при реализации геоинформационных про­ектов в России (экспертная оценка ГИС-Ассоциации, 2001 — 2002 гг.)

Рис. 63. Качественная оценка «степени проникновения рыночных взаимоотношений» в различные сферы производства пространствен­ных данных

вывода пространственных данных, средства геодезических изме­рений и спутникового позиционирования).

3. Рынок профессиональных трудовых ресурсов (организации и специалисты).

Говоря о рыночных взаимоотношениях, будем понимать под этим возможность свободы выбора как данных, инструментария, так и коллективов-исполнителей со стороны заказчиков геоин­формационных проектов (организаций или специалистов, осуще­ствляющих работу).

Рынок пространственных данных.Для начала приведем каче­ственные оценки «степени проникновения рыночных взаимоот­ношений» в различные сферы производства данных (рис. 63).

Наиболее «рыночным» сегодня выглядит сектор геодезических измерений и инженерных изысканий. В этой сфере практически ликвидирована государственная монополия, созданы и эффективно работают тысячи предприятий. Их количество и материальное по­ложение сильно зависят от хозяйственной активности в регионе, так как большинство из них обслуживает решение задач предпро-ектных изысканий, инвентаризации земли и объектов недвижи­мости. Ситуация во многом стимулируется технологическим раз­витием и появлением на рынке автоматизированного высокоточ­ного производительного инструментария, что позволяет резко уве­личить производительность труда.

Тематическая картография, ведение территориальных ГИС-проектов и предложения по рынку данных дистанционного зон­дирования (ДДЗ) также в значительной мере регулируются ры­ночными механизмами (свободный выбор поставщика, конкурсы и тендеры).

Тематическая картография испытывает очевидный период спада в связи с уменьшением объема научных исследований и резким сокращением заказов со стороны государства. Значительная часть этих работ производится на основе зарубежных грандов. В после­днее время, особенно в связи с ситуациями из разряда «чрезвы­чайных», здесь намечается определенный рост, хотя положение остается весьма сложным.

Ведение территориальных ГИС-проектов (региональные по заказу субъектов РФ и проекты для органов городского управле­ния) сильно сдерживается отсутствием единой государственной политики и носит инициативный характер, в связи с чем очень сильно зависит от субъективного стечения обстоятельств.

Рынок ДДЗ, практически переставший существовать в период начала перестройки экономики России, сегодня явно испытыва­ет тенденции к росту. Это обусловлено как технологическими при­чинами (увеличением производительности персональных компь­ютеров, позволяющей проводить обработку ДДЗ на офисной тех­нике, появлением цифровой фото- и телеаппаратуры), так и ро­стом предложений на мировом рынке (появлением значительно большего количества поставщиков и снижением цен).

Навигационные данные (использование аппаратуры глобаль­ных систем позиционирования с целью навигации) все шире на­ходят применение не только в областях их традиционного исполь­зования: аэро- и водная навигация, но при решении задач авто­мобильной навигации, сопровождения важных грузов и даже пер­сональными применениями (все виды туризма и путешествий, охота, сбор грибов). Серьезными сдерживающими факторами для развития массового рынка здесь являются ограничения на точность геопозиционирования, существующие у нас в стране (30 м), и отсутствие актуализированного цифрового картографического материала.

Наибольшее количество проблем сегодня испытывает сектор производства базовых цифровых картографических основ. Сегодня у государства отсутствуют средства финансировать эти работы по принятой площадной схеме обновления. Вместе с тем практиче­ски ничего не делается по разработке новых схем обновления, учитывающих как изменившийся экономический уклад, так и бур­ное развитие цифровых технологий.

Несовершенство нормативной базы, с одной стороны, обязы­вает всех использовать материалы картографо-геодезических фон­дов, а с другой стороны, весьма слабо стимулирует организации —

Рис. 64. Основные поставщики пространственных данных в России (экспертная оценка ГИС-Ассоциации, 2001 — 2002 гг.)

держатели фондов — к поиску других источников обновления кар­тографических основ.

Если попытаться качественно оценить источники простран­ственных данных исходя из их ведомственной принадлежности и форм собственности предприятий, то здесь уже существенно пре­валируют частные предприятия (рис. 64). Следует отметить суще­ственно возросшую роль организаций Росземкадастра (ранее — Госкомзем России) и органов местного самоуправления.

Рынок программно-аппаратного обеспечения.Это наиболее ди­намично развивающийся сектор рынка. Динамика его развития подобна динамике развития компьютерной техники (смена поко­лений оборудования каждые 2 — 3 года). Причем здесь в наиболь­шей степени работают законы рыночной экономики. Сегодня про­граммное и аппаратное обеспечение распространяют десятки фирм, конкурируя между собой, строя дилерские сети, центры обучения и поддержки.

ГИС-Ассоциация на современном этапе выделяет несколько классов геоинформационного программного обеспечения (ПО):

универсальные ГИС,

универсальные оболочки САПР-ГИС,

специализированные ГИС,

ГИС-визуализаторы (вьюеры),

сервера пространственных БД,

ГИС для Интернет,

ГИС для карманных персональных компьютеров,

обработка геодезической информации,

обработка ДДЗ,

векторизаторы,

системы цифрового картографирования,

системы моделирования и анализа данных,

информационно-справочные системы,

модули расширения,

Рис. 66. Рекламно-маркетинговая активность организаций в рамках

деятельности ГИ С-Ассоциации в 2001 — 2002 гг. по стране

происхождения продукции

Прогресс в области разработок приборов позиционирования поражает воображение. Например, последняя разработка фирмы Motorola — микрочипа Instant GPS имеет размеры всего 49 кв. мм (меньше половины процессора Pentium 4) и будет продаваться по оптовой цене около 10 долл., что сделает возможным его исполь­зование в любом носимом электронном устройстве (http:// /6513.html).

Долгое время использование средств глобальных систем пози­ционирования сдерживалось двойным назначением как системы GPS (США), так и системы ГЛОНАСС (СССР—Россия). Теперь, похоже, и это перестает быть препятствием, так как стартует ев­ропейский проект Galileo, который изначально имеет чисто граж­данскую направленность.

Российский рынок спутниковых приемников существенно от­стает от своих западных аналогов по объемам продаж и связано это, как уже упоминалось, с режимными ограничениями по точности определения географических координат в нашей стране (30 м) и отсутствием широко доступных цифровых карт.

В весьма сложном положении находится и отечественная сис­тема ГЛОНАСС из-за недофинансирования запусков космических аппаратов. Однако очевидно, что технический прогресс остано­вить невозможно и со спутниковыми приемниками произойдет нечто напоминающее ситуацию с ксероксами: первые аппараты использовались лишь по специальным разрешениям, а сейчас сво­бодно продаются на рынке.

На российском рынке геодезического и навигационного обору­дования работают практически все мировые лидеры: Trimble, Leica, Nikon, Topcon, Garmin, THALES Navigation (ранее Ashtech, Magellan).

Из интересных технологических новинок необходимо отметить появившиеся в последние годы системы трехмерного лазерного сканирования, позволяющие практически в режиме реального времени получать трехмерные модели объектов.

Два слова об оборудовании дистанционного зондирования. Здесь наметились две очень яркие тенденции:

1. Рост разрешающей способности, количества космических
проектов по получению ДДЗ и их постепенная демилитаризация.

Так, только в США в последние годы стартовало два коммер­ческих проекта по получению данных высокого разрешения — до 1 м и выше (IKONOS и Quickbird), на орбиту вышли израильский спутник EROS (1,8 м), французский Spot-5 (до 2,5 м).

2. Использование цифровых фото- и телекамер на малых лета­
тельных аппаратах с целью получения крупномасштабных актуали­
зированных планов. Последняя технология имеет очень большое
будущее в связи с малой стоимостью и оперативностью процесса.

3. Использование малых персональных станций приема ДДЗ,
на порядок увеличивающее оперативность получения и целевой
обработки данных.

Рынок профессиональных трудовых ресурсов(об организациях, работающих на рынке). Здесь за последние годы произошли кар­динальные изменения — появились частные предприятия. Сегод­ня, по нашим оценкам, доля частных предприятий по абсолют­ному числу превышает 80 % общего числа организаций.

Кроме того, сегодня на рынке преобладают в отличие от про­шлых лет небольшие организации с малым числом сотрудников (рис. 67).

Они, как правило, хорошо оснащены, мобильны, имеют мень­ше накладных расходов.

Показательны также результаты распределения предприятий по формам собственности по итогам рекламно-маркетинговой ак­тивности в рамках деятельности ГИС-Ассоциации (рис. 68).

Очевидно, что частные предприятия ведут себя гораздо актив­ней на рынке.

Оценить долю частных предприятий на российском рынке до­вольно сложно в связи с закрытостью финансовых показателей. Однако косвенным путем это сделать можно.

Рис. 67. Распределение организаций (получивших лицензию в 2002 г.,

Московская ТИГГН) по численности подразделений, занимающихся

картографо-геодезическими работами

Рис. 68. Рекламно-маркетинговая активность организаций

в рамках деятельности ГИС-Ассоциации в 2001—2002 гг.

по формам собственности

Роскартографией на конец 2001 г. выдано более 3000 лицензий и из них не менее 2000 выдано негосударственным организациям. По самым скромным оценкам, общая численность негосударствен­ного сектора составит не менее 10 000 человек при общем объеме освоенных средств не менее 1000 млн руб. Таким образом, по об­щей численности занятых в геодезии и картографии государствен­ные предприятия Роскартографии (12 304 чел.) и частные струк­туры (10 000 чел.) приблизительно равны, а по объемам работ централизованное госбюджетное финансирование (489 млн руб.) в 4 раза меньше других источников: договорных объемов пред­приятий Роскартографии (1060 млн руб.) и приведенного расчета деятельности коммерческих предприятий (1000 млн руб.). Причем при таком расчете остаются вне зоны оценки предприятия, полу­чившие лицензии Госстроя России и Росземкадастра. Таким обра­зом, можно констатировать, геодезическая, картографическая и геоинформационная деятельность в России регулируется в основ­ном по рыночным законам.

Тенденция увеличения роли частных предприятий в обеспече­нии пространственными данными объективно будет нарастать ив связи с технологическим прогрессом (развитием Интернет, про­граммного обеспечения, средств спутниковой навигации, боль­шей доступностью данных дистанционного зондирования Земли). Непосредственные геодезические измерения и обработка могут выполняться меньшим количеством людей с большим качеством и производительностью, т.е. необходимость в крупных предприя­тиях с значительными накладными расходами уменьшается.

Причины, сдерживающие развитие рынка.Это прежде всего сложный доступ к цифровым пространственным данным, что обус­ловлено, в свою очередь, двумя главными причинами:

1) существующим режимом избыточной секретности в облас­ти пространственных данных. По оценке Роскартографии, под­держание ограничительных грифов секретности на пространствен-

ные данные составляет до 80 —90 % стоимости проекта. Все объяс­няется очень просто: констатировав переход к производству пер­вичных геоданных в небольшие коммерческие структуры (см. выше), надо признать, что им не «по плечу» (по стоимости и сложности бюрократического оформления) содержание полно­ценных первых отделов на своих предприятиях. Крупные коммер­ческие структуры, имеющие первые отделы (например вертикаль­но-интегрированные нефтяные компании) также несут непроиз­водственные затраты финансовых средств и времени, обеспечи­вая соблюдение режима «гостайны». Все это сильно сдерживает применение ГИС-технологий и приводит к ситуации, стимули­рующей «теневое» использование геоданных: или под прикрыти­ем чужой лицензии и организации, или поиск обходных путей, основанный на несовершенстве и неизбежном технологическом отставании нормативных актов;

2) сохраняющими нормативными подходами к картографичес­кой основе, которые сформированы в эпоху «бумажной» картог­рафии и не претерпели практически никаких изменений в эпоху цифровых технологий. Сегодня очевидна избыточность объекто­вого состава, требует пересмотра понятие масштаба карты.

Для цифровой картографической основы существуют два клю­чевых понятия: объектовый состав и точность измерений.

Более того, цифровые технологии за счет интеграции с базами данных позволяют работать с реальными данными, т. е. данными разноактуальными, разнодостоверными и имеющими разный пра­вовой статус.

Сказывается также отсутствие развитой инфраструктуры полу­чения цифровых картографических данных. Пока выяснить где, за какую цену, какого качества, объема, в каких форматах можно получить цифровые карты — задача в нашей стране из разряда практически невыполнимых (имея в виду полный и объективный анализ всех потенциальных источников). Во многом здесь мог бы помочь Интернет, но пока задача по созданию баз метаданных решается только за счет скудного бюджетного финансирования в рамках НИР Роскартографии. Очевидно, что здесь нужны другие подходы и по участникам этого процесса, и по возможным ис­точникам финансирования.

Второй блок причин связан с отсутствием правовой регламен­тации использования ГИС и цифровых карт. Соответственно мас­са управленцев не обязана по существующим документам созда­вать и использовать ГИС, цифровые карты и планы. На уровне взаимодействия между разными государственными и муниципаль­ными структурами оборот цифровых пространственных данных так­же никак не регламентирован. Следствие первых причин — отсут­ствие инвестиционной и кредитной поддержки как самих проек­тов, так и развития российских наукоемких технологий.

Вместе с тем в целом объемы российского геоинформационно­го рынка растут. Совокупные оценки полного объема рынка (изме­рения, картография и производная продукция, продажи программ­но-аппаратного обеспечения, геоинформационные проекты), вы­полненные в ГИС-Ассоциации, дают цифру около 10 млрд руб. (300 млн долл. США), имеющую тенденцию к 4 — 5 %-му ежегод­ному росту.

Рост геоинформационного рынка в основном подчинен зако­нам макроэкономики, но ряд факторов делает возможным его опережающий рост:

  • работы, связанные с разграничением государственной соб­
    ственности на землю и реализацией Федеральной целевой про­
    граммы «Создание автоматизированной системы ведения государ­
    ственного кадастра и государственного учета объектов недвижи­
    мости (2002 — 2007 гг.)»;
  • растущий потенциал крупных российских предприятий, их
    капитализация. Это требует законного оформления прав собствен­
    ности и оптимизации территориального управления;
  • возобновление разработки генеральных планов городов и
    активизация работ по градостроительному кадастру;
  • потребность оперативного фактологического обеспечения
    регионов, где произошли какие-либо чрезвычайные ситуации или
    стихийные бедствия.

Контрольные вопросы

1. Можно ли говорить о рынке геоинформационных услуг в России?
Чем это можно подтвердить?

2. Охарактеризуйте рынок пространственных данных.

3. Каковы особенности рынка программно-аппаратного обеспечения?

4. Охарактеризуйте рынок профессиональных трудовых ресурсов.

5. Какие причины лимитируют развитие геоинформационного рынка
в России?

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Автоматизированная картографическая система,АКС (automatic(al) mapping system, computer-aided mapping system) — производственный и (или) научно-исследовательский комплекс автоматических картографи­ческих приборов, компьютеров, программных и информационных средств, функционирующих как единая система с целью создания и ис­пользования карт. АКС индивидуального пользования носят названия автоматизированного рабочего места картографа (АРМ-К). Роль АКС на платформах персональных компьютеров выполняют системы настольно­го картографирования.

Автоматизированная картография(automated cartography, computer-aided mapping, CAM) — раздел картографии, охватывающий теорию, методологию и практику создания, обновления и использования карт, атласов и других пространственно-временных картографических произ­ведений в графической, цифровой и электронной формах с помощью автоматизированных картографических систем и других и аппаратно-про­граммных средств.

Автоматизированное картографирование(computer-aided mapping, CAM, automated mapping) — применение технических и аппаратно-программ­ных средств, в т. ч. автоматизированных картографических систем (АКС) для составления, оформления, редактирования, издания и использова­ния карт и других картографических произведений.

АКС— см. Автоматизированная картографическая система.

Актуализация(данных), обновление (данных) (updating) — процесс изменения содержания (коррекции, модификации, исправления) дан­ных для приведения их к текущему (актуальному) состоянию.

«Алгебра карт»,«картографическая алгебра» (map algebra) — в ГИС растрового типа: логико-арифметическая обработка растрового слоя как единого целого, подобная матричным операциям в математике.

Алгоритм(algorithm) — дискретный набор конечного числа правил, точных предписаний, определяющих порядок выполнения операций над исходными данными для достижения искомого результата и позволяю­щих чисто механически решить некоторую задачу из класса однотип­ных задач. А. должен обладать свойствами конечности, однозначности (детерминированности), определенности, массовости и результативно­сти. А., выраженный средствами языка программирования, именуется программой.

Анализ близости,анализ окрестности (neighbourhood analysis, proximity analysis) — 1) пространственно-аналитическая операция, основанная на поиске двух ближайших точек среди заданного их мно-

жества; анализ объектов, образующих ближайшее окружение рассмат­риваемого объекта; 2) в ГИС растрового типа: присвоение элементу растра {пикселу) нового значения как некоторой функции значений окрестных элементов.

Анализ видимости/невидимости(viewshed analysis, visibility/unvisibility analysis) — одна из операций обработки цифровых моделей рельефа, обес­печивающая оценку поверхности с точки зрения видимости или неви­димости отдельных ее частей с некоторой точки обзора или из множе­ства точек, заданных их положением в пространстве (источников или приемников излучений).

Анализ сетей,сетевой анализ (network analysis) — группа простран­ственно-аналитических операций, основанных на анализе линейных про­странственных объектов (линий) или геометрических сетей, соответству­ющих графам. Включает поиск наикратчайшего пути, выбор оптималь­ного маршрута (маршрута движения с минимальными издержками), решение задач коммивояжера, размещения ресурсов, диспетчеризации процессов и т. п.

Анаморфоза(anamorphosis, cartogram) — графическое изображение, производное от традиционной карты, масштаб которой трансформиру­ется и варьирует в зависимости от величины характеристики явлений на исходной карте.

Аннотация(annotation) — совокупность текстовых, цифровых, сим­вольных, графических и иных элементов, размещаемых внутри или вне поля картографического изображения, т.е. вспомогательного и дополни­тельного оснащения карт или иной графики в ГИС. Под А. чаще всего понимают только те элементы, которые относятся исключительно к гра­фике (но не к атрибутивной базе данных).

Аппаратное обеспечение,аппаратные средства, аппаратура, техничес­кие средства (hardware) — техническое оборудование системы обработ­ки информации (в отличие от программного обеспечения, процедур, пра­вил и документации), включающее собственно компьютер и иные меха­нические, магнитные, электрические, электронные и оптические пери­ферийные устройства или аналогичные приборы, работающие под ее управлением или автономно, а также любые устройства, необходимые для функционирования системы. Вместе с программным обеспечением А.о. образует аппаратно-программное обеспечение системы.

Аппаратно-программное обеспечение,программно-аппаратное обес­печение (software/hardware, «hard and soft») — совокупность аппарат­ного обеспечения и программного обеспечения системы обработки инфор­мации.

Аппроксимация,аппроксимирование (approximation) — замена одних математических объектов другими, в том или ином смысле близкими к исходным (отсюда происхождение слова «А.» — приближение). А. позволя­ет исследовать числовые характеристики и качественные свойства объек­та, сводя задачу к изучению более простых или более удобных объектов, характеристики которых легко вычисляются или свойства которых уже известны. Широкое применение в последние годы получили методы А. сплайнами. Методы А. в трехмерном пространстве входят в состав инстру­ментария картографического метода исследования, применяются при об-

работке цифровых моделей рельефа, могут быть использованы в комплексе с иными операциями пространственного анализа в ГИС.

Атрибут,реквизит (attribute) — свойство, качественный или количе­ственный признак, характеризующий пространственный объект (но не связанный с его местоуказанием) и ассоциированный с его уникальным номером {идентификатором). Множество А. пространственного объекта образует атрибутивные данные. Процесс присвоения пространственным объектам А. или связывания объектов с А. носит название атрибутирования.

Б

База данных,БД (data base, database, DB) — совокупность данных, организованных по определенным правилам, устанавливающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными. Хранение данных в БД обеспечивает централизованное управление, соблюдение стандартов, безопасность и целостность данных, сокращает избыточность и устраняет противоречивость данных. БД не зависит от прикладных про­грамм. Создание БД и обращение к ней (по запросам) осуществляются с помощью системы управления базами данных (СУБД). БД может быть раз­мещена на нескольких компьютерах сети; в этом случае она называется распределенной БД (РБД). БД ГИС содержат наборы данных о простран­ственных объектах, образуя пространственные БД; цифровая картогра­фическая информация может организовываться в картографические БД или картографические банки данных.

База знаний,БЗ (knowledge base) — совокупность знаний о некоторой предметной области, на основе которых можно производить рассужде­ния. Основная часть экспертных систем, где с помощью БЗ представля­ются навыки и опыт экспертов, разрабатывающих эвристические подхо­ды в процессе решения проблем. Обычно БЗ представляет собой набор фактов и правил, формализующих опыт специалистов в конкретной пред­метной области и позволяющих давать на вопросы об этой предметной области ответы, которые в явном виде не содержатся в БЗ.

Банк данных,БнД (databank, data bank) — информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. Содержит совокупность баз данных, СУБД и комплекс прикладных про­грамм. БнД называют локальным, если он размещен в одном вычисли­тельном центре (ВЦ) или на одном компьютере; распределенный БнД — система объединенных под единым управлением и посредством компь­ютерной сети территориально разобщенных локальных БнД. Картогра­фические БнД именуются также банками цифровых карт (БЦК).

БД— см. База данных.

БЗ —см. База знаний.

Блок-диаграмма(block-diagram) — трехмерный картографический рисунок, совмещающий перспективное изображение поверхности с про­дольным или поперечным вертикальными разрезами; один из видов трех­мерных геоизображений. Б.-д. строят в аффинных или перспективных проекциях с одной или двумя точками перспективы.

БнД— см. Банк данных.

Браузер,броузер (browser) — программа для просмотра Веб-страниц Интернета («просмотровщик», «листатель»); простой визуализатор.

Броузер— см. Браузер.

Буфер —см. Буферная зона.

Буферная зона,буфер, коридор (buffer zone, buffer, corridor) — по­лигональный объект, образованный путем расчета и построения экви­дистантных (изодистантных) линий (эквидистант, изодистант), равно­удаленных относительно выбранного точечного, линейного или полиго­нального пространственного объекта.

Буферный слой(buffer layer) — полигональный слой, сформирован­ный из буферных зон выбранных объектов, каждая из которых построена по заданным правилам (одинаковое удаление от объектов, удаление, зависящее от значений атрибута, и др.). При построении буферного слоя для каждого объекта одновременно может формироваться несколько бу­ферных зон.

В

Веб-браузер(Web-browser) — средство просмотра Веб-страниц. Про­грамма, установленная на клиентском компьютере и используемая для взаимодействия с И^Ж-серверами и другими ресурсами Интернета. Веб-браузер формирует экранное изображение Веб-страницы, исполь­зуя пересылаемый сервером HTML-файл и дополнительный набор фай­лов с графическими изображениями, шрифтами, программными при­ложениями и т.д.

Веб-картографирование(Web-mapping) — процесс формирования по­сетителем Веб-сайта картографических изображений на экране своего компьютера с помощью установленного на нем Веб-браузера, ite^-браузер или поддерживаемые им специальные клиентские расширения управляют картографическим интернет-сервером Веб-сайта, передавая ему команды по перестройке карты (изменению масштаба, содержания и т.д.) в виде скрипта и получая от него новое картографическое изображение.

Веб-сайт(Web site) — определенное место в Интернет, доступное из любой точки World Wide Web, поскольку имеет собственный уникаль­ный адрес. Веб-сайт состоит из Веб-страниц, объединенных по смыслу, назначению, содержанию и выполненных, как правило, в едином стиле оформления и единой манере навигации. Веб-сайты выполняют основ­ную информационную функцию Интернета и характеризуются исключи­тельным разнообразием. Работа Веб-сайта в Интернете поддерживается Веб-сервером.

Веб-сайты, которые интегрируют большие объемы информации, пред­назначенные широкому кругу пользователей, и предоставляют им раз­личные виды информационных услуг (ленты новостей, поиск нужной информации в Интернет, услуги электронной почты и общения, опера­тивные и аналитические данные и т.д.), называют Веб-порталами.

Веб-страница(Web-page) — основной содержательный компонент Веб­сайта. Как правило, любой Веб-сайт состоит из нескольких или многих Веб-страниц, содержащих текст, графические изображения, исполняе­мые команды, написанные на языке, который может интерпретировать Веб-браузер, и другие элементы. Физически Веб-страница представляет собой HTML-файл и набор вспомогательных файлов с графическими изображениями, шрифтами, программными приложениями и т.д.

Вектор(vector) — 1) величина, характеризуемая числовым значени­ем и направлением; 2) направленный отрезок прямой, сегмент', набор координатных пар в цифровом представлении пространственных объек­тов', термин, служащий для образования производных терминов, свя­занных с векторными моделями пространственных данных (см. векторная топологическая модель (данных), векторно-растровое преобразование, рас-трово-векторное преобразование, модель «спагетти»), векторными фор­матами (пространственных) данных, устройствами векторной компью­терной графики (например, векторный дисплей).

Векторизатор(vectorizer) — программное средство для выполнения растрово-векторного преобразования (векторизации) пространственных данных.

Векторизация —см. Растрово-векторное преобразование.

Векторная модель,векторное представление (данных) (vector data structure, vector data model) — обобщенный класс моделей пространствен­ных данных, основанных на цифровом представлении точечных, линей­ных и полигональных пространственных объектов в виде набора коорди­натных пар с описанием только геометрии объектов, что соответствует нетопологической В.м. (см. модель «спагетти») или геометрии и тополо­гических отношений (топологии) в виде векторной топологической моде­ли', в машинной реализации В.м. соответствует векторный формат про­странственных данных.

Векторная нетопологическая модель(данных) — см. Модель «спагетти».

Векторная топологическая модель,векторное топологическое пред­ставление, линейно-узловая модель (данных) (arc-node model) — раз­новидность векторной модели (данных) точечных, линейных и полиго­нальных пространственных объектов, описывающей не только их гео­метрию (см. модель «спагетти»), но и топологические отношения между полигонами, дугами и узлами.

Векторное представление(данных) — см. Векторная модель (данных).

Векторное нетопологическое представление(данных) — см. Модель «спагетти».

Векторное топологическое представление(данных) — см. Векторная топологическая модель (данных).

Векторно-растровое преобразование,растеризация (rasterization, rasterisation, gridding, vector to raster conversion) — преобразование (кон­вертирование) данных из векторной модели в растровую модель путем присваивания элементам растра значений, соответствующих принад­лежности или непринадлежности к ним элементов векторных записей объектов.

Видеоэкран —см. Дисплей.

Визуализация,графическое воспроизведение, отображение (visualization, visualisation, viewing, display, displaying) — проектирование и генерация изображений, геоизображений, в том числе картографических, и иной графики на устройствах отображения (преимущественно на экране дисп­лея) на основе исходных цифровых данных и правил и алгоритмов их преобразования.

Визуализатор,вьювер, «вьюер» (visualizer, viewer) — программное средство, предназначенное для визуализации данных; в ТИС. один из типов

программных средств ГИС с набором функций, ограниченных, как пра­вило, возможностями видеоэкранной визуализации картографических изоб­ражений, называемый картографическим В. Простой В. (в том числе гра­фики) носит название браузера.

Виртуальная реальность(virtual reality, VR) — искусственная действи­тельность, во всех отношениях, подобная подлинной и совершенно от нее не отличимая. При этом между искусственной действительностью и воспринимающим ее человеком образуется двусторонняя связь. Динами­ческая модель реальности создается средствами трехмерной компьютер­ной графики и обеспечивает (с помощью специальной аппаратуры: шле­ма-дисплея и сенсорной перчатки) взаимодействие пользователя с вир­туальными объектами в режиме реального времени с эффектом его уча­стия в конструируемых сценах и событиях. Создание элементов В.р. сред­ствами ГИС на основе трехмерного моделирования местности путем на­ложения аэро- или космического или другого высокореалистичного изоб­ражения на цифровую модель рельефа находит применение в симуляторах и тренажерных системах.

Выделенный сервер(dedicated server) — компьютер, который цели­ком занят обслуживанием сети и имеет главный жесткий диск, или прин­тер, или выход в Интернет. Выделенный сервер используется в тех случа­ях, когда число компьютеров всети больше 6 — 8. Если их меньше, то на компьютере, который служит сервером сети, могут выполняться другие работы.

Вычислительная геометрия(computational geometry) — геометричес­кие алгоритмы и компьютерные программы для решения задач, свя­занных с геометрическими построениями и преобразованиями как на плоскости, так и в пространстве, и способы оценки сложности этих алгоритмов.

Вьювер —см. Визуализатор.

Г

Газеттир,указатель географических названий (gazetteer) — список географических объектов на карте или в БД ГИС с указанием их место­положения.

Геоанализсм. Пространственный анализ.

Географическая информационная система,геоинформационная сис­тема, ГИС (geographic(al) information system, GIS, spatial information system) — 1) информационная система, обеспечивающая сбор, хране­ние, обработку, доступ, отображение и распространение пространствен­но-координированных данных (пространственных данных)', 2) програм­мное средство ГИС (1) — программный продукт, в котором реализова­ны функциональные возможности ГИС. Научные, технические, техноло­гические и прикладные аспекты проектирования, создания и использо­вания ГИС изучаются геоинформатикой.

Географические данные —см. Пространственные данные.

Географический объект —см. Пространственный объект.

Геоизображение(geoimage, georepresentation) — любая пространствен­но-временная масштабная генерализованная модель земных (планетных) объектов или процессов, представленная в графической образной фор-

ме. Различают двумерные плоские Г. (карты, планы, электронные карты, аэро- и космические снимки); трехмерные, или объемные, Г. (стереомо-дели, анаглифы, блок-диаграммы, картографические голограммы); ди­намические Г. (анимации, картографические фильмы, мультимедийные карты и атласы).



2018-07-06 1136 Обсуждений (0)
ГЛАВА 21 РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГЕОИНФОРМАТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 21 РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГЕОИНФОРМАТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1136)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)