ГИС и муниципальное управление
Несмотря на то что в современных условиях у администраций городов резко возросла потребность в мощной информационной поддержке принимаемых решений, в нашей стране ситуация сложилась так, что информатика всегда обеспечивалась ресурсами по остаточному принципу. Отсюда возникает парадокс: острая потребность в информационных услугах есть, но оплачивать их не на что, поэтому администрации и ставят задачи по созданию сложных информационных систем без вкладывания в их разработку адекватных ресурсов. . В таком состоянии многие основные теоретические положения по разработке, внедрению и сопровождению геоинформационных систем оказываются неработающими. В большинстве российских городов бюджеты в катастрофическом состоянии, времени и ресурсов на реализацию основных программ (жилищно-коммунальная реформа, переход к Налоговому кодексу, работа с городской недвижимостью и пр.) катастрофически не хватает, а без информационного обеспечения эти программы практически невозможно реализовать, поэтому и приходится искать нетрадиционные решения, которые иногда могут не соответствовать путям, определяемым современной теорией создания геоинформационных систем. В результате анализа возможности внедрения геоинформационных технологий в управленческие структуры города может быть принят методологический подход, который заключается в поэтапной разработке и вводе в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест, размещенных в городских службах, для сбора, накопления и первичной обработки городской информации. Для того чтобы информатизация приносила эффект в управлении городом, создания больших автоматизированных баз данных общегородского значения мало. Необходимо изменение в запросах и оценке деятельности городских служб, что влечет за собой перестройку отношений внутри городской администрации. Особенно ярко эта перестройка проявляется в тот момент, когда в информационной системе появляется геоинформационная составляющая (муниципальная ГИС — МГИС). При создании МГИС ключевым элементом управления является земельный участок города, который обслуживается ЖЭКами, участковыми врачами, милиционерами, школами, коммунальными организациями, предприятиями торговли, бытового обслуживания и общественного питания, другими организациями. Выделение участка территории в качестве основного объекта управления предполагает перестройку системы отчетности и изменение ответственности в городских службах. В частности, отчетность должна отражать обязательную разбивку по соответствующим участкам и контроль по районам, обслуживаемым вышеупомянутыми организациями. Геоинформационная система, реализующая в себе как раз такой территориальный подход, не может использоваться городскими властями, пока этот подход не будет реализован сначала в системе бумажного документооборота, что, вообще говоря, относительно легко решается введением текущего контроля за положением в микрорайонах на уровне заместителей главы городской администрации (района или префектуры, если город имеет дополнительное территориальное деление). С другой стороны, изменение отчетности является вторичным по сравнению с изменением системы ответственности. Главной проблемой здесь является создание такого распределения ответственности, при которой контроль и исполнение должны быть разделены по разным службам. Так, контроль над общим состоянием благоустройства микрорайонов должны осуществлять ЖЭКи (или службы генерального заказчика, которые сейчас должны создаваться согласно концепции жилищно-коммунальной реформы), в то время как работы по озеленению, ремонту внутриквартального освещения, инженерных сетей и дорог — другие организации. Там, где это возможно, такую систему отношений «заказчик—исполнитель» необходимо дополнять денежными расчетами, что усиливает контроль над рациональным расходованием бюджетных средств. В то же время отношения «заказчик—исполнитель» не всегда требуют формализации в рамках ГИС. Необходимо отметить, что система учета (как и контроля в целом) эффективна лишь тогда, когда отдача от нее превышает затраты на ведение учета. Однако далеко не во всех случаях общественные блага имеют четкую стоимостную оценку в принципе, а в отдельных случаях такая оценка может быть весьма низкой, не окупающей затраты по ведению учета. Затраты по озеленению города могут быть учтены, как и количество посаженных деревьев и разбитых службой озеленения клумб; однако в случае рубки деревьев, порчи газонов и другого нанесения экологического ущерба оценки последнего имеют пока довольно умозрительный характер. Стоимость зеленых насаждений, определяемая по тем или иным методикам, не входит в городское имущество и не стоит у муниципалитета на балансе; и хотя учет зеленых насаждений в рамках ГИС может быть налажен относительно легко, уменьшение или увеличение площади озеленения не приводит к изменению его стоимостной оценки в финансовых документах, часть которой можно было бы отнести на затраты по учету в геоинформационной системе. Пока не изменится существующий порядок учета «экологического имущества», решение таких задач с помощью ГИС будет экономически нецелесообразно. Описанное положение может иметь место и в отношении других задач, например специального учета земельных участков, выделенных под строительство в городе. Последнее наносит временный ущерб городской среде: через сужение проезжей части или тротуаров, образованию строительного мусора и так далее, однако стоимостная оценка такого ущерба в реальной хозяйственной деятельности отсутствует. Наконец, следует отметить, что ГИС может применяться для моделирования чрезвычайных ситуаций и отработки действий различных служб в этих ситуациях. Ее эффективность может быть оценена с учетом возможного общего ущерба и риска. Это также требует изменения характера отчетности и взаимодействий служб гражданской обороны, милиции, пожарных, городского здравоохранения. Однако специально такие специфические случаи при- менения ГИС не рассматриваются; здесь важно ее применение в повседневной жизни города. Городские ГИСдолжны быть способны ответить на следующие вопросы:
Требования к МГИС.В принципе на все эти же вопросы способна ответить только полнофункциональная ГИС. Город — это не моносреда. Поэтому при выборе базового программного обеспечения МГИС следует учитывать следующие наиболее общие и важные моменты. 1. Разносторонние требования конечных пользователей ГИС — 2. Рост требований к МГИС по мере освоения геоинформаци 3. Необходимость интеграции ГИС-пакетов в сложную струк функционирующую муниципальную информационную систему или одну из ее подсистем, поэтому применяемые ГИС-пакеты должны иметь средства и возможности для такой адаптации. Кроме того, СУБД применяемых пакетов должна поддерживать форматы и структуру общегородских применяемых баз данных. 4. Возможность обмена геоинформационными данными между 5. Средства для создания цифрового картографического мате 6. Базовая технология ГИС должна соответствовать принципу 7. Возможность функционирования на различной аппаратной Постановка задачи по формированию ГИС города.Так как ГИС является сложным организационным программным техническим комплексом со сложной технологической цепочкой обработки информации, для правильной постановки задачи и организации взаимодействия различных служб необходимо выполнение пилотных проектов по каждой городской службе. Организация пилотных проектов позволяет получить достоверные данные о наличии, доступности и достоверности обрабатываемой данной службой информации; ознакомить персонал с возможностями систе- мы; сформулировать техническое задание на геоинформационную подсистему данной службы; увязать ее в общую структуру формируемой городской геоинформационной системы; выявить потребность в дооснащении (техническом и программном); решить организационно-правовые вопросы подготовки, обработки и использования информации. Основными целями создания муниципальной ГИСявляются:
Выбор аппаратно-программной платформы.Решение поставленных задач возможно при ориентации на линию программных продуктов компании ESRI, Inc., которая выпускает целый спектр ГИС-пакетов, использующих общий формат данных и работающих на различных аппаратных платформах — от PC до Sun. Однако начало работ возможно с имеющимся набором техники. Создание муниципальной ГИС.Муниципальная ГИС должна состоять из базовой ГИС и прикладной ГИС по каждой службе. При этом базовая ГИС выполняет функции администратора и интегратора данных муниципальной системы, генератора прикладных ГИС. Создание муниципальной ГИС проводится в четыре этапа. Первый этап. Формирование базовой системы. Накопление базовой пространственной и тематической информации. Формирование технических заданий пилотных проектов служб. Второй этап. Дальнейшее развитие базовой ГИС. Накопление базовой пространственной и тематической информации. В рамках выполнения пилотных проектов по службам разрабатывается техническое задание ГИС каждой службы, решаются организационно-технические вопросы взаимодействия различных служб. Третий этап. Развитие базовой ГИС, накопление базовой пространственной и тематической информации, формирование прикладной ГИС как самостоятельной системы на базе главного и рабочих мест операторов (в том числе в составе службы). Четвертый этап. Развитие базовой ГИС, накопление базовой пространственной и тематической информации, выделение прикладной ГИС в самостоятельную систему на базе удаленного ра- бочего места службы. Базовая ГИС выполняет роль генератора данной прикладной ГИС, администратора муниципальной ГИС. Базовая ГИС. Как уже говорилось выше, муниципальная ГИС должна состоять из базовой системы и подсистем по каждой службе. Базовая система обеспечивает формирование, сопровождение базовой пространственной и тематической информации, стыковку подсистем. Очевидно, что с точки зрения картографии базовой информацией являются планшеты 1:500, содержащие наиболее полную и достоверную пространственную информацию по городу. Базовой тематической информацией являются идентификаторы, позволяющие однозначно идентифицировать объекты ГИС и прикладные базы данных. Таким образом, базовая система муниципальной ГИС должна содержать:
На первом этапе формирования базовой ГИС предлагается:
Для реализации данного проекта необходимы следующие ресурсы: людские; программно-технические; организационно-технологические. Необходимо формирование технологической цепочки по занесению, обновлению и сопровождению пространственной информации (аналог —паспортный стол), обучение персонала управления архитектуры использованию формируемого архива, технологии ГИС, в перспективе с передачей функций сопровождения и ведения архива с четким разграничением полномочий и доступа. В результате реализации данного проекта в полном объеме управление архитектуры получит цифровой архив карт города, обладающий эффективными средствами сопровождения; городской информационный центр получит отлаженную технологическую цепочку наполнения базовой ГИС географической информацией, позволяющей генерировать прикладные ГИС по службам; городские службы получат в свое распоряжение точную и свежую географическую информацию, систему генерации прикладных ГИС. При формировании данной системы требует отдельной проработки вопрос разграничения доступа и прав использования создаваемой информации. Прикладные ГИС формируются по службам, базовая ГИС используется для генерации необходимых им данных, организации и согласования взаимодействия с другими службами. На первом этапе прикладные ГИС формируются в виде пилотных проектов, — т.е. проектов, небольших по объему и сложности. Второй этап — на базе опыта, приобретенного в результате работы над пилотным проектом, формируется полноценная прикладная ГИС, работающая на сервере городского информационного центра. На третьем этапе возможно выделение прикладной ГИС как удаленного рабочего места муниципальной ГИС. Формирование прикладной ГИС проходит в три этапа. Первый этап. Выполняется в виде пилотного проекта по каждой городской службе. Выполнение пилотных проектов позволяет получить достоверные данные о наличии, доступности и достоверности обрабатываемой данной службой информации; ознакомить персонал с возможностями системы; сформулировать техническое задание на геоинформационную подсистему данной службы; увязать ее в общую структуру формируемой городской геоинформационной системы; выявить потребность в дооснаще-нии (техническом и программном); решить организационно-правовые вопросы подготовки, обработки и использования информации. Второй этап. Происходит выделение прикладной ГИС в самостоятельную систему на базе сервера городского информационного центра и рабочих мест оператора (в том числе в составе службы). Производится постоянное, планомерное занесение и обновление пространственной и тематической информации по темам в порядке, согласованном со службой, в зависимости от актуальности и достоверности информации. По мере накопления информации и решения организационно-технических вопросов в рамках службы и городского информационного центра — организация связи по электронной сети. Третий этап. Происходит выделение прикладной ГИС в самостоятельную систему на базе удаленного рабочего места службы, базовая ГИС выполняет роль генератора данной прикладной ГИС, администратора муниципальной ГИС. Производится постоянное, планомерное занесение и обновление пространственной и тематической информации по темам в порядке, согласованном со службой, в зависимости от актуальности и достоверности информации. По мере развития системы — организация рабочих мест по сопровождению системы в рамках службы. Содержание каждого этапа зависит от потребностей каждой конкретной службы. Контрольные вопросы 1. Что входит в понятие муниципальной ГИС? 2. Какие задачи призваны решать МГИС? 3. Какие требования в выборе программного обеспечения предъявля 4. В чем отличие базовой и прикладной компонент муниципальной ГИС? 5. В чем смысл основных этапов формирования МГИС?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (891)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |