Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГИС и муниципальное управление



2018-07-06 891 Обсуждений (0)
ГИС и муниципальное управление 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на то что в современных условиях у администраций городов резко возросла потребность в мощной информационной поддержке принимаемых решений, в нашей стране ситуация сло­жилась так, что информатика всегда обеспечивалась ресурсами по остаточному принципу. Отсюда возникает парадокс: острая по­требность в информационных услугах есть, но оплачивать их не на что, поэтому администрации и ставят задачи по созданию слож­ных информационных систем без вкладывания в их разработку адекватных ресурсов. .

В таком состоянии многие основные теоретические положения по разработке, внедрению и сопровождению геоинформационных систем оказываются неработающими. В большинстве российских го­родов бюджеты в катастрофическом состоянии, времени и ресур­сов на реализацию основных программ (жилищно-коммунальная реформа, переход к Налоговому кодексу, работа с городской не­движимостью и пр.) катастрофически не хватает, а без информа­ционного обеспечения эти программы практически невозможно реализовать, поэтому и приходится искать нетрадиционные реше­ния, которые иногда могут не соответствовать путям, определяе­мым современной теорией создания геоинформационных систем. В результате анализа возможности внедрения геоинформационных технологий в управленческие структуры города может быть принят методологический подход, который заключается в поэтапной раз­работке и вводе в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест, размещенных в городских службах, для сбора, накопления и пер­вичной обработки городской информации.

Для того чтобы информатизация приносила эффект в управле­нии городом, создания больших автоматизированных баз данных общегородского значения мало. Необходимо изменение в запро­сах и оценке деятельности городских служб, что влечет за собой перестройку отношений внутри городской администрации. Осо­бенно ярко эта перестройка проявляется в тот момент, когда в информационной системе появляется геоинформационная состав­ляющая (муниципальная ГИС — МГИС). При создании МГИС ключевым элементом управления является земельный участок го­рода, который обслуживается ЖЭКами, участковыми врачами, милиционерами, школами, коммунальными организациями, пред­приятиями торговли, бытового обслуживания и общественного питания, другими организациями.

Выделение участка территории в качестве основного объекта управления предполагает перестройку системы отчетности и из­менение ответственности в городских службах. В частности, от­четность должна отражать обязательную разбивку по соответству­ющим участкам и контроль по районам, обслуживаемым выше­упомянутыми организациями. Геоинформационная система, ре­ализующая в себе как раз такой территориальный подход, не может использоваться городскими властями, пока этот подход не будет реализован сначала в системе бумажного документо­оборота, что, вообще говоря, относительно легко решается вве­дением текущего контроля за положением в микрорайонах на уровне заместителей главы городской администрации (района или префектуры, если город имеет дополнительное территориальное деление).

С другой стороны, изменение отчетности является вторичным по сравнению с изменением системы ответственности. Главной

проблемой здесь является создание такого распределения ответ­ственности, при которой контроль и исполнение должны быть раз­делены по разным службам. Так, контроль над общим состоянием благоустройства микрорайонов должны осуществлять ЖЭКи (или службы генерального заказчика, которые сейчас должны создаваться согласно концепции жилищно-коммунальной реформы), в то вре­мя как работы по озеленению, ремонту внутриквартального осве­щения, инженерных сетей и дорог — другие организации. Там, где это возможно, такую систему отношений «заказчик—исполнитель» необходимо дополнять денежными расчетами, что усиливает конт­роль над рациональным расходованием бюджетных средств.

В то же время отношения «заказчик—исполнитель» не всегда требуют формализации в рамках ГИС. Необходимо отметить, что система учета (как и контроля в целом) эффективна лишь тогда, когда отдача от нее превышает затраты на ведение учета. Однако далеко не во всех случаях общественные блага имеют четкую сто­имостную оценку в принципе, а в отдельных случаях такая оценка может быть весьма низкой, не окупающей затраты по ведению уче­та. Затраты по озеленению города могут быть учтены, как и количе­ство посаженных деревьев и разбитых службой озеленения клумб; однако в случае рубки деревьев, порчи газонов и другого нанесе­ния экологического ущерба оценки последнего имеют пока довольно умозрительный характер. Стоимость зеленых насаждений, опреде­ляемая по тем или иным методикам, не входит в городское имуще­ство и не стоит у муниципалитета на балансе; и хотя учет зеленых насаждений в рамках ГИС может быть налажен относительно лег­ко, уменьшение или увеличение площади озеленения не приводит к изменению его стоимостной оценки в финансовых документах, часть которой можно было бы отнести на затраты по учету в геоин­формационной системе. Пока не изменится существующий поря­док учета «экологического имущества», решение таких задач с по­мощью ГИС будет экономически нецелесообразно.

Описанное положение может иметь место и в отношении дру­гих задач, например специального учета земельных участков, вы­деленных под строительство в городе. Последнее наносит времен­ный ущерб городской среде: через сужение проезжей части или тротуаров, образованию строительного мусора и так далее, одна­ко стоимостная оценка такого ущерба в реальной хозяйственной деятельности отсутствует.

Наконец, следует отметить, что ГИС может применяться для моделирования чрезвычайных ситуаций и отработки действий раз­личных служб в этих ситуациях. Ее эффективность может быть оценена с учетом возможного общего ущерба и риска. Это также требует изменения характера отчетности и взаимодействий служб гражданской обороны, милиции, пожарных, городского здраво­охранения. Однако специально такие специфические случаи при-

менения ГИС не рассматриваются; здесь важно ее применение в повседневной жизни города.

Городские ГИСдолжны быть способны ответить на следующие вопросы:

  • местоположение. Что находится в ...? Местоположение может
    быть определено разными способами, например по названию ме­
    стности, по почтовому адресу или ссылкой на географические
    координаты — широту и долготу;
  • поиск места. Где это? Этот вопрос является обратным к пер­
    вому и для ответа на него требует пространственного анализа. Вме­
    сто выяснения, что существует в данном месте, определяется ме­
    стоположение, удовлетворяющее некоторым условиям (например,
    необлесенную площадку размером по крайней мере 2000 м2 в пре­
    делах 100 м от дороги с почвой, подходящей для строительства);
  • изменения. Что изменилось, начиная с ...? Данный вопрос
    может включать оба первых, а также характеристику временных
    изменений на определенной площади;
  • взаимосвязи. Какие пространственные взаимосвязи существу­
    ют? Этот вопрос более сложный. Он необходим, чтобы опреде­
    лить, например, является ли рак главной причиной смертности
    среди населения близ АЭС. Что особенно важно, вам может пона­
    добится узнать, — сколько имеется аномалий, не соответствую­
    щих взаимосвязям, и где они расположены;
  • моделирование. Что, если ...? Этот вопрос ставят, если хотят,
    например, выяснить, что будет, если к существующей сети доба­
    вить новую дорогу, или ядовитое вещество просочится в местный
    поток грунтовых вод. Ответ и вопрос такого типа требует про­
    странственной и содержательной информации (возможно и выяс­
    нения научных закономерностей).

Требования к МГИС.В принципе на все эти же вопросы спо­собна ответить только полнофункциональная ГИС. Город — это не моносреда. Поэтому при выборе базового программного обес­печения МГИС следует учитывать следующие наиболее общие и важные моменты.

1. Разносторонние требования конечных пользователей ГИС —
от простой визуализации пространственной информации и тема­
тического картографирования до проведения сложного географи­
ческого анализа.

2. Рост требований к МГИС по мере освоения геоинформаци­
онных технологий — на начальном этапе может показаться, что
все потребности муниципальных служб с лихвой покрываются
функциональными возможностями простых и недорогих пакетов
тематического картографирования, однако по мере освоения их,
как правило, оказывается недостаточно.

3. Необходимость интеграции ГИС-пакетов в сложную струк­
туру МИС — как правило, ГИС-технологии внедряются в уже

функционирующую муниципальную информационную систему или одну из ее подсистем, поэтому применяемые ГИС-пакеты должны иметь средства и возможности для такой адаптации. Кро­ме того, СУБД применяемых пакетов должна поддерживать фор­маты и структуру общегородских применяемых баз данных.

4. Возможность обмена геоинформационными данными между
пользователями —базовая технология ГИС должна поддерживать
одно из «золотых правил информатики» — информация должна
сопровождаться там, где она рождается. Это означает, что вести
слои геоинформационной базы данных должны определенные,
ответственные за данный участок работы городские службы. Од­
нако при этом должна обеспечиваться целостность и непрерыв­
ность единой городской геоинформационной базы — все службы
должны получать и обрабатывать пространственную информацию
из единой базы данных.

5. Средства для создания цифрового картографического мате­
риала — как правило, в большинстве городов отсутствует цифро­
вая картооснова, необходимая для функционирования ГИС. По­
этому применяемые базовые пакеты ГИС должны иметь развитые
средства для ввода, редактирования и дальнейшей обработки кар­
тографической основы.

6. Базовая технология ГИС должна соответствовать принципу
минимальной достаточности — на рабочих местах конечных пользо­
вателей необходимо наличие простых средств ГИС, исключаю­
щих избыточный функционал, — далеко не всем службам городс­
кого хозяйства нужна полноценная ГИС, в ряде случаев можно
обойтись системами более низкого уровня — картографической
визуализации, а то и просто системами САПР (инженерно-про­
ектировочные работы). Базовое программное обеспечение должно
также содержать средства для создания АРМов конечных пользо­
вателей.

7. Возможность функционирования на различной аппаратной
платформе — разные городские службы имеют различную степень
оснащения. Программное обеспечение ГИС должно иметь возмож­
ность функционировать на различном оборудовании (ПК различ­
ных модификаций) под управлением различных операционных
сред (Linux, Windows, UNIX и т.д.).

Постановка задачи по формированию ГИС города.Так как ГИС является сложным организационным программным техническим комплексом со сложной технологической цепочкой обработки информации, для правильной постановки задачи и организации взаимодействия различных служб необходимо выполнение пилот­ных проектов по каждой городской службе. Организация пилот­ных проектов позволяет получить достоверные данные о нали­чии, доступности и достоверности обрабатываемой данной служ­бой информации; ознакомить персонал с возможностями систе-

мы; сформулировать техническое задание на геоинформационную подсистему данной службы; увязать ее в общую структуру форми­руемой городской геоинформационной системы; выявить потреб­ность в дооснащении (техническом и программном); решить орга­низационно-правовые вопросы подготовки, обработки и исполь­зования информации.

Основными целями создания муниципальной ГИСявляются:

  • создание и сопровождение цифровой карты города с ис­
    пользованием планов масштаба 1:500, что позволит вести циф­
    ровой архив карт города, автоматически получать свежие и точ­
    ные карты города в требуемом масштабе на электронном и твер­
    дом носителе, обеспечивать формируемые ГИС-подсистемы каж­
    дой службы города свежей и точной пространственной информа­
    цией; создание для каждой городской службы комплекса ГИС-
    процедур (подсистем) по обработке стандартных запросов;
  • объединение локальных ГИС-подсистем в единую инфор­
    мационную среду на базе разнородной вычислительной техники;
  • создание подразделения, которое будет выполнять всю тех­
    нологическую цепочку от заведения исходных данных и разработ­
    ки ГИС-проектов до поддержки готовых ГИС-проектов.

Выбор аппаратно-программной платформы.Решение поставлен­ных задач возможно при ориентации на линию программных про­дуктов компании ESRI, Inc., которая выпускает целый спектр ГИС-пакетов, использующих общий формат данных и работаю­щих на различных аппаратных платформах — от PC до Sun. Однако начало работ возможно с имеющимся набором техники.

Создание муниципальной ГИС.Муниципальная ГИС должна со­стоять из базовой ГИС и прикладной ГИС по каждой службе. При этом базовая ГИС выполняет функции администратора и интегра­тора данных муниципальной системы, генератора прикладных ГИС. Создание муниципальной ГИС проводится в четыре этапа.

Первый этап. Формирование базовой системы. Накопление ба­зовой пространственной и тематической информации. Формиро­вание технических заданий пилотных проектов служб.

Второй этап. Дальнейшее развитие базовой ГИС. Накопление базовой пространственной и тематической информации. В рамках выполнения пилотных проектов по службам разрабатывается тех­ническое задание ГИС каждой службы, решаются организацион­но-технические вопросы взаимодействия различных служб.

Третий этап. Развитие базовой ГИС, накопление базовой про­странственной и тематической информации, формирование при­кладной ГИС как самостоятельной системы на базе главного и рабочих мест операторов (в том числе в составе службы).

Четвертый этап. Развитие базовой ГИС, накопление базовой пространственной и тематической информации, выделение при­кладной ГИС в самостоятельную систему на базе удаленного ра-

бочего места службы. Базовая ГИС выполняет роль генератора данной прикладной ГИС, администратора муниципальной ГИС.

Базовая ГИС. Как уже говорилось выше, муниципальная ГИС должна состоять из базовой системы и подсистем по каждой службе. Базовая система обеспечивает формирование, сопровождение ба­зовой пространственной и тематической информации, стыковку подсистем. Очевидно, что с точки зрения картографии базовой информацией являются планшеты 1:500, содержащие наиболее полную и достоверную пространственную информацию по горо­ду. Базовой тематической информацией являются идентификато­ры, позволяющие однозначно идентифицировать объекты ГИС и прикладные базы данных.

Таким образом, базовая система муниципальной ГИС должна содержать:

  • средства создания и сопровождения цифровой основы горо­
    да с планшетов масштабом 1: 500 (цифровой архив карт города);
  • средства, позволяющие автоматически получать свежие и
    точные карты города в требуемом масштабе на электронном и
    твердом носителе;
  • средства генерации идентификаторов объектов ГИС, необ­
    ходимые для подсистем;
  • средства, позволяющие автоматически обеспечивать фор­
    мируемые ГИС-подсистемы каждой службы города свежей и точ­
    ной пространственной и тематической информацией, необходи­
    мой для работы с локальными базами данных;
  • собственно цифровую карту города, позволяющую генери­
    ровать карты необходимого масштаба на электронном и твердом
    носителе, необходимую графическую информацию, представля­
    ющую объекты ГИС в подсистемах.

На первом этапе формирования базовой ГИС предлагается:

  • разработать систему сопровождения электронной карты го­
    рода, которая будет идентифицировать вводимые планшеты, ре­
    гистрировать степень полноты введенной информации как по план­
    шету, так и по теме по городу в целом, дату последней коррекции
    информации;
  • разработать систему идентификаторов ГИС-объектов;
  • разработать методику ввода информации для каждого типа
    объектов (регистрационные точки, объекты-точки, объекты-ли­
    нии, объекты-полигоны);
  • разработать утилиты, облегчающие цифрование и первичную
    идентификацию объектов;
  • разработать методику и утилиты, обеспечивающие генера­
    цию базовой ГИС в выбранной среде;
  • разработать методику и утилиты, обеспечивающие генера­
    цию базовой ГИС-информации, необходимой подсистемам;
  • выпустить инструкции операторам и администраторам ГИС;
  • создать базовое покрытие регистрационных точек для вза­
    имной увязки планшетов и всей в последующем вводимой ин­
    формации;
  • создать покрытие домов, представленных в виде объектов-
    точек с идентификаторами-адресами;
  • создать покрытие кварталов города;
  • создать покрытие дорог в виде осевых линий.

Для реализации данного проекта необходимы следующие ре­сурсы: людские; программно-технические; организационно-техно­логические.

Необходимо формирование технологической цепочки по за­несению, обновлению и сопровождению пространственной ин­формации (аналог —паспортный стол), обучение персонала уп­равления архитектуры использованию формируемого архива, тех­нологии ГИС, в перспективе с передачей функций сопровожде­ния и ведения архива с четким разграничением полномочий и доступа.

В результате реализации данного проекта в полном объеме уп­равление архитектуры получит цифровой архив карт города, об­ладающий эффективными средствами сопровождения; город­ской информационный центр получит отлаженную технологи­ческую цепочку наполнения базовой ГИС географической ин­формацией, позволяющей генерировать прикладные ГИС по служ­бам; городские службы получат в свое распоряжение точную и свежую географическую информацию, систему генерации при­кладных ГИС.

При формировании данной системы требует отдельной прора­ботки вопрос разграничения доступа и прав использования со­здаваемой информации.

Прикладные ГИС формируются по службам, базовая ГИС ис­пользуется для генерации необходимых им данных, организации и согласования взаимодействия с другими службами. На первом этапе прикладные ГИС формируются в виде пилотных проектов, — т.е. проектов, небольших по объему и сложности. Второй этап — на базе опыта, приобретенного в результате работы над пилот­ным проектом, формируется полноценная прикладная ГИС, ра­ботающая на сервере городского информационного центра. На третьем этапе возможно выделение прикладной ГИС как удален­ного рабочего места муниципальной ГИС. Формирование приклад­ной ГИС проходит в три этапа.

Первый этап. Выполняется в виде пилотного проекта по каж­дой городской службе. Выполнение пилотных проектов позволяет получить достоверные данные о наличии, доступности и досто­верности обрабатываемой данной службой информации; ознако­мить персонал с возможностями системы; сформулировать тех­ническое задание на геоинформационную подсистему данной

службы; увязать ее в общую структуру формируемой городской геоинформационной системы; выявить потребность в дооснаще-нии (техническом и программном); решить организационно-пра­вовые вопросы подготовки, обработки и использования инфор­мации.

Второй этап. Происходит выделение прикладной ГИС в само­стоятельную систему на базе сервера городского информацион­ного центра и рабочих мест оператора (в том числе в составе служ­бы). Производится постоянное, планомерное занесение и обнов­ление пространственной и тематической информации по темам в порядке, согласованном со службой, в зависимости от актуально­сти и достоверности информации. По мере накопления информа­ции и решения организационно-технических вопросов в рамках службы и городского информационного центра — организация связи по электронной сети.

Третий этап. Происходит выделение прикладной ГИС в само­стоятельную систему на базе удаленного рабочего места службы, базовая ГИС выполняет роль генератора данной прикладной ГИС, администратора муниципальной ГИС. Производится постоянное, планомерное занесение и обновление пространственной и тема­тической информации по темам в порядке, согласованном со служ­бой, в зависимости от актуальности и достоверности информа­ции. По мере развития системы — организация рабочих мест по сопровождению системы в рамках службы.

Содержание каждого этапа зависит от потребностей каждой конкретной службы.

Контрольные вопросы

1. Что входит в понятие муниципальной ГИС?

2. Какие задачи призваны решать МГИС?

3. Какие требования в выборе программного обеспечения предъявля­
ются к МГИС?

4. В чем отличие базовой и прикладной компонент муниципальной ГИС?

5. В чем смысл основных этапов формирования МГИС?



2018-07-06 891 Обсуждений (0)
ГИС и муниципальное управление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГИС и муниципальное управление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (891)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)