Температурные поправки к плотности нефтепродуктов
Дополнительного профессионального образования «Институт «ПРОФИКЛАСС»
Дополнительная образовательная программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации / профессиональной переподготовки «Сливщик-разливщик»
Учебное пособие
Москва 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 6 1. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ............................... 8 2. НЕФТЬ И ЕЕ ПЕРЕРАБОТКА..................................................................... 18 3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВ.................................................................... 29 3.1. Бензины................................................................................................ 29 3.1.1. Процесс сгорания бензина......................................................... 31 3.1.2. Методика определения октанового числа................................. 34 3.2. Дизельные топлива.............................................................................. 35 3.2.1. Процесс сгорания дизельного топлива..................................... 39 3.2.2. Методика определения цетанового числа................................. 40 3.3. Газообразные топлива........................................................................ 43 3.3.1. Сжиженные и сжатые газы......................................................... 43 4. МАСЛА И СМАЗКИ.................................................................................... 45 4.1. Моторные масла.................................................................................. 45 4.2. Трансмиссионные масла...................................................................... 47 4.3. Пластичные смазки.............................................................................. 49 5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ...................................................... 52 5.1. Влияние нефтепродуктов на человека и окружающую среду........... 52 5.2. Пожарная и взрывная опасность нефтепродуктов1 Методика определения цетанов. ............................ 56 6. ТРАНСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ......................................... 61 6.1. Общие сведения о транспорте нефтепродуктов................................. 61 6.2. Железнодорожный транспорт............................................................ 61 6.3. Водный транспорт............................................................................... 63 6.4. Автомобильный транспорт................................................................. 66 6.5. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. 70 6.5.1. Общие положения....................................................................... 70 6.5.2. Организация перевозок.............................................................. 71 6.6. Трубопроводный транспорт............................................................... 82 7. ПЕРЕКАЧКА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ......................................... 89 7.1. Гидравлический расчет трубопроводов............................................. 89 7.2. Расчет на прочность трубопроводов ................................................. 94 7.3. Насосная установка............................................................................. 97 7.3.1. Совмещенная характеристика насоса и трубопровода.......... 101 7.3.2. Регулирование режимов работы насоса.................................. 102 7.3.3. Выбор основных параметров центробежного насоса............ 104 7.3.4. Пример расчета колеса центробежного насоса...................... 108 7.4. Насосные станции для перекачки нефтепродуктов.......................... 112 8. СЛИВ НЕФТЕПРОДУКТОВ...................................................................... 116 8.1. Истечение жидкости через отверстия.................................................. 116 8.2. Истечение жидкости через насадки..................................................... 118 8.3. Истечение жидкости при переменном напоре..................................... 120 8.4. Истечение жидкости через сифонные трубопроводы......................... 123 9. ПОДОГРЕВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ.......................................... 127 9.1. Назначение, способы подогрева и теплоносители............................. 127 9.2. Конструкции подогревателей.............................................................. 128 9.3. Основы расчета и выбора теплообменных аппаратов....................... 133 9.3.1. Расчет подогревателей для неподвижных нефтепродуктов..... 137 9.3.2. Выбор основных параметров теплообменника типа 9.3.3. Пример расчета теплообменного аппарата типа 10. НЕФТЕБАЗЫ............................................................................................ 148 10.1. Классификация нефтебаз и их размещение..................................... 148 10.2. Выбор района для строительства нефтебазы.................................. 149 10.3. Выбор площадки под строительство нефтебазы............................ 151 10.4. Генеральный план нефтебазы.......................................................... 152 10.5. Резервуарные парки......................................................................... 157 10.5.1. Общие требования к резервуарным паркам........................ 157 10.5.2. Определение основных размеров вертикальных 10.5.3. Расчёт на прочность стенок резервуара.............................. 165 10.5.4. Дыхательные клапаны резервуаров..................................... 170 10.5.5. Вместимость резервуарного парка нефтебазы.................... 176 10.5.6. Расчет количества сливных и наливных устройств............. 180 10.5.7. Контроль качества нефтепродуктов..................................... 187 10.5.8. Молниезащита и автоматическое пожаротушение 11. НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ 12. ХРАНЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ИХ ПОТЕРИ.............................. 270 12.1. Потери нефтепродуктов от испарения............................................. 270 12.2. Уменьшение утечек топлива из резервуаров путем применения ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 286
Введение
Развитие транспорта связано со значительным ростом потребления нефти, нефтепродуктов и газа. Промышленность, транспорт и сельское хозяйство потребляют около 200 сортов нефтепродуктов в виде топлив и масел. Газ используют в металлургии, на электростанциях, в двигателях внутреннего сгорания как наиболее дешевый вид топлива. Бесперебойная работа всех отраслей народного хозяйства зависит от своевременной поставки нефтепродуктов. Доставка и распределение нефтепродуктов осуществляется трубопроводным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, а также сетью нефтебаз, газохранилищ, раздаточных станций. Каждый вид транспорта используется в зависимости от развития соответствующих транспортных путей, объема перевозок, характера нефтегрузов, расположения нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и основных потребителей. При этом во всех случаях выбора вида транспорта преследуется цель – при минимальных затратах сократить сроки доставки нефти и нефтепродуктов. При выборе вида транспорта во внимание принимаются как его недостатки, так и преимущества. Нельзя пренебрегать и такими факторами, как сезонность работы и расстояние перевозки. Например, водным транспортом, который дешевле железнодорожного, можно перевозить только в навигационный период, автомобильным (в некоторых районах) – до наступления распутицы, а железнодорожным и трубопроводным практически круглый год. При перевозках нефтепродуктов на короткие расстояния целесообразно использовать автомобильный транспорт. Современная нефтебаза – это сложное и многообразное хозяйство. Оно включает резервуарные парки, разветвленную сеть трубопроводов, насосное оборудование, наливное и сливное оборудование, лаборатории анализа качества нефтепродуктов. От правильного проектирования и эксплуатации нефтебазы зависит её эффективность. Основными строительными нормами и правилами при проектировании и эксплуатации нефтебаз и АЗС, руководящими документами, государственными стандартами являются: СНиП 2.11.03 – 93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы», РД 153 – 39.2 – 080 – 01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций»,РД153 – 39.4 – 078 – 01 «Правила технической эксплуатации резервуаров магистральных нефтепроводов и нефтебаз», ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение». В России эксплуатируется более 40 млн. мобильных транспортных машин c двигателями внутреннего сгорания, среди которых около 30 млн. автомобилей. На автомобильный транспорт приходится более 50 % грузовых и пассажирских перевозок. Для обеспечения движения автомобилей и другой техники используют двигатели внутреннего сгорания, которые в качестве топлива используют, в основном, нефтепродукты. В учебном пособии рассмотрены вопросы от производства нефтепродуктов до их реализации. На пути к потребителю нефтепродукты транспортируются до нефтебаз, сливаются, хранятся, подвозятся к станциям по заправке техники жидким и газообразным топливом. Сливщик-разливщик должен знать новейшие технологии получения качественных топлив, смазочных материалов, отечественную и зарубежную маркировку, эксплуатационные, экологические свойства нефтепродуктов, требования к ним и их анализ; перевозку нефти и нефтепродуктов водным, железнодорожным и автомобильным транспортом; передовой опыт, нормативные документы, способы экономии, правила хранения, учет нефтепродуктов, технику безопасности.
1. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ
Плотность – это физическая величина, характеризующая содержание массы вещества в единице объёма. Плотность (кг/м3) определяется как отношение массы вещества к единице объема: (1.1) Для воды при 20 °С плотность равна 1000 кг/м3, плотность моторного масла – примерно 900 кг/м3, дизельного топлива – 850 кг/м3, бензина – 750 кг/м3. По плотности, приведенной к 20 °С, определяют массу вещества. Плотность жидких нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла) определяют при 20 °С ареометрами с различной шкалой. По плотности определяют вид нефтепродукта и его массу, что очень важно при получении нефтепродукта большого объема. Методика определения плотности следующая [3, 23]. В стеклянный цилиндр, установленный на прочный горизонтальный стол, осторожно наливают испытуемый нефтепродукт, температура которого не должна отличаться от температуры окружающей среды более чем на ± 5 °С. В нефтепродукт медленно и осторожно опускают чистый и сухой ареометр, держа его за верхний конец, до момента его свободной плавучести (рис. 1.1). Отсчет показаний производится по верхнему краю мениска, глаза должны находиться на уровне мениска. Температуру нефтепродукта определяют по термометру нефтеденсиметра или измеряют дополнительным термометром. Обработка результатов. Если температура нефтепродукта в момент определения плотности отличалась от 20 °С, необходимо ввести температурную поправку. Тогда плотность, приведенная к 20 °С, будет равна (1.2) где и - плотность нефтепродукта при 20 °С и при температуре измерения; k – температурная поправка; t – температура испытаний, °С. Средняя величина температурных поправок на плотность нефтепродуктов приведена в таблице 1.1. Таблица 1.1 Температурные поправки к плотности нефтепродуктов
Плотность бензинов стандартами не нормируется. Она используется для ориентировочной оценки вида топлива, при пересчете нефтепродуктов из массовых в объёмные единицы, для обеспечения их учета при транспортировках и отпуске при заправке в бак. Плотность основных нефтепродуктов при 20 °С может лежать в следующих пределах: 1. Бензины 726 - 785 кг/м3. 2. Дизельные топлива 830 - 860 кг/м3. 3. Моторные масла 880 - 915 кг/м3. 4. Мазуты 940 – 970 кг/м3. 5. Реактивные топлива 755 – 840 кг/м3. 6. Котельные топлива 870 – 900 кг/м3. Удельным объемом называют величину, обратную плотности (м3/кг): (1.3) Удельным весом называют вес жидкости (газа), приходящийся на единицу объема (Н/м3): (1.4) Между удельным весом и плотностью существует следующая связь (1.5) Давление – это физическая величина, характеризующая интенсивность сил, действующих на поверхность тела. Давление (Н/м2, Па) определяется отношением нормальной силы к единице площади: (1.6) 1 техническая атмосфера = 1 кгс/см2 = 0,98·10 5 Па = 0,1 МПа = 736 мм рт. ст. = Давление различают как атмосферное, избыточное, абсолютное, вакуумметрическое. Недостаток давления до атмосферного называют вакуумметрическим. Давление больше атмосферного является избыточным. Давление насыщенных паров– давление, при котором жидкость и газ находятся в термодинамическом равновесии, жидкость не испаряется, газ не конденсируется. Его можно определить как давление, при котором при данной температуре жидкость вскипает.
Ризб.
Рвакуум.
Ратм.
Рабс.
Рис. 1.2. Виды давлений
Для бензинов при температуре t = 38 °С давление насыщенных паров должно быть не более 0,067 МПа (летний бензин) и не более 0,093 МПа (зимний). ГОСТ Р 51105 – 97 разделяет бензины на 5 групп по величине давления насыщенных паров (табл. 1.2). Таблица 1.2
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |