Социальные организации.
Общество как система это многообразие взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов, социальных организаций. Термин «организация» применяется очень широко. В кибернетике, экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядоченности. В социологии организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Социальная организация имеет ряд характерных черт: во-первых, создается для реализации определенных целей, причем таких, которые не могут быть достигнуты людьми порознь, в одиночку. Т.е. отличительный признак социальной организации – совместная деятельность (клуб любителей шахмат, завод, партия, движение). во-вторых, представляет собой сложную систему социальных позиций и ролей. Люди исполняют эти роли и удовлетворяют тем самым свои потребности и интересы; в-третьих, социальная организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Кто-то занимается разработкой технологии, другой – поставками сырья, третий – производством продукта и т.д. Одни обеспечивают общее руководство, другие выполняют приказы, указания. Проявляется иерархия отношений. Отсюда организации всегда строятся по вертикали, в них довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы; в-четвертых, управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации, правила (должностные инструкции, трудовое законодательство); в-пятых, представляют собой целостную систему. А целое больше своих частей. На базе соединения различных элементов в организации в целом создается особый организационный или кооперативный эффект, прирост энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников. Называют три основных составляющих этого эффекта: - организация объединяет усилия многих своих членов, одновременность этих усилий дает прирост энергии; - единицы в организации специализируются, выполняют определенную функцию. Энергия концентрируется и тем самым прирастает; - благодаря управляющей подсистеме действия синхронизируются и повышают эффект. Такое явление приращения усилий в ходе совместной деятельности называется синергией. Причины появления организаций: - в потребности людей объединяться, что способствует выживанию, большей эффективности усилий. В группе удовлетворяется и потребность в одобрении, человек чувствует себя значимым, получает поддержку. Есть даже такое выражение: группа поддержки звезды эстрады, спортивной команды, политического деятеля; - в промышленной революции и переходе от индивидуального ремесленного труда к кооперативному, промышленному. Социология организаций возникает на стыке социологических, психологических наук и изучает социальную сторону жизнедеятельности организаций. Ее интересует личность как ядро организации и тем самым соотношение личностного и структурного, технологического в организации, индивидуального и общего (личных целей и интересов организации). Организации – это группы с определенной степенью формализации, где правила, регламенты, рабочий порядок определяют поведение ее членов. В типологии организаций наиболее часто их различают на формальные и неформальные. Для формальной организации главным являются организационные отношения. Ее характеризует способ организационного построения связей, статусов, норм. В его основе – разделение труда, специализация в виде системы должностей со специфическими функциями. Формальная организация: 1) обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия; 2) включает в себя различные регуляторы деятельности организации: нормы и образы поведения, программы деятельности, принципы вознаграждения; 3) рациональна, в ее основе принцип целесообразности движения; 4) принципиально безлична, рассчитана лишь на служебные отношения индивидов. Все это и дает организационный эффект. Формальная организация имеет и недостатки, ограничения: 1) не все процессы поддаются формализации; 2) может стать невосприимчивой к изменениям внутренней и внешней среды; 3) ограничивает личную свободу, возможность творчества. Проявляется так называемый эффект бюрократии. В социологии существуют противоположные оценки и характеристики бюрократии. В кратком словаре по социологии (М. 1988, с. 24.) бюрократия определяется как власть, господство канцелярии – специфическая форма управленческих структур и отношений. Она характеризуется: 1) наличием привилегированного слоя служащих, призванных осуществлять власть в организации; 2) отрывом исполнительной власти от законодательной, и их от большинства членов организации; 3) безличной системой управления; 4) поручением контроля лицам ответственным за выполнение; 5) главенством формы над содержанием деятельности. Вебер рассматривал бюрократию как специфическую форму организации современного ему общества и выделял в качестве ее основной черты рациональность. Он высоко оценивал возможности бюрократии, а ее развитие рассматривал как положительную перспективу исторического процесса. Большое место в социологии организаций отводится исследованию противоречия между бюрократической организацией управления и восприимчивостью организаций к нововведениям. В бюрократической организации действия подчиненных толкуются как правильные, если они соответствуют уставам и приказам начальства. Однако, знания и способность к творчеству не могут передаваться в приказном порядке. Нововведения и стабильность входят в противоречие друг с другом. Нововведения Стабильность
1. Разрушение устоявшихся форм. 1. Поддержание прежнего уровня. 2. Неизбежный риск. 2. Минимальный риск. 3. Противоречия с нормативными 3. Использование только положениями. существующих положений. 4. Нарушение сложившихся полномочий 4. Сохранение полномочий и ролей. и ролей. 5. Преодоление психологического 5. Усиление психологического барьера. барьера. 6. Изменение стиля и методов 6. Сохранение устойчивого стиля. руководства. Итак, формальная организация необходима, но ее рамки узки, а бюрократия искажает суть. С ней надо бороться, но не с необходимостью организаций. В качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций возникают и функционируют неформальные организации. Они представляют собой систему межличностного и межгруппового общения и возникают там, где деятельность формальной организации вызывает нарушение важных функций социального организма. Неформальные организации компенсируют эти нарушения за счет самореализации и саморегуляции на основе общности интересов организации и ее членов. Часто они существуют в рамках любой формальной организации. В них нет жесткого закрепления в виде стандартов связей, взаимодействий, что делает организацию устойчивой. Напротив, превалируют групповые нормы, спонтанное, ситуационное взаимодействие. Тем самым создаются большие возможности для творчества, нововведений. В неформальной организации основные отношения эмоциональные, а основная черта – принадлежность к группе. Иногда она фиксируется во внешних признаках (кожаные куртки рокеров, украшения металлистов).
контрольные вопросы для самостоятельной работы 1. Что собой представляет социальный институт? 2. Назовите общие черты и признаки социальных институтов. 3. Каковы функции социальных институтов в социальной системе? 4. Назовите и охарактеризуйте основные виды социальных институтов, которые существуют в любых цивилизованных обществах. 5. Какие подходы к понятию “социальная организация” можно выделить на сегодняшний день? 6. Что заставляет людей объединяться в организации? Какой эффект при этом наблюдается?
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |