Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Устная история в образовании



2018-07-06 392 Обсуждений (0)
Устная история в образовании 0.00 из 5.00 0 оценок




Практически каждый школьный или вузовский коллектив, муниципальный или общественный музей может заниматься историей места, где он находится. В свое время в зарубежной практике в связи с широким привлечением устной истории так называемых «босоногих историков» у профессионалов возник спор о целесообразности и возможности их участия в устноисторических исследованиях наряду с академическими историками. Спор закончился победой сторонников широкого привлечения к работе всех интересующихся, чьими стараниями будут создаваться новые исторические источники.

Устная история несет в себе большой социальный заряд, способствует диалогу поколений, взаимопониманию отцов и детей. Немецкий ученый Ф. Ульрих сформулировал этот принцип так: «История не должна создаваться только специалистами и только для специалистов. Ее следует писать и изучать так, чтобы в этом участвовало возможно больше граждан, чтобы ее могли понимать все»1. А в Швеции возникло целое движение, названное по книге журналиста С. Лидквиста: «Копай, где стоишь». Одним из примеров такой работы являлось издание книги об истории квартала Хохлармарк г. Реклингсхаузена, написанной группой инициаторов кружка любителей истории, назвавшей себя «Вы еще помните?» Группа «еженедельно устраивала вечера с жителями квартала, собирала рассказы о прошлом квартала, о том, как жили и работали в разное время, о чем думали, спорили, чему радовались и огорчались, как относились к событиям в стране жители этого рабочего квартала… Многие материалы целиком вошли в подготовленную книгу… о возникновении поселка Хохлармарк, миграции населения, занятиях жителей, труде горняков, повседневной жизни их семей, об участии рабочих в ноябрьских событиях 1918 г., в сопротивлении фашистской диктатуре, отражении в этом горняцком квартале „экономического чуда“ 50-х гг.».

Социальное значение устной истории обусловлено самим характером устноисторической деятельности — взаимодействием младшего поколения со старшим (отцами, дедами, прадедами). В послевоенной постфашистской Германии немецкое общество, пытаясь выйти из кризиса, в поисках национальной идеологии, в условиях общественного покаяния, конфликта поколений дедов, отцов и детей и осмысления произошедшего в 1933–1945 гг. обратилось к устной истории. В образовательных заведениях была проведена большая работа по сбору воспоминаний о жизни простых людей фашистской Германии, их отношении к нацистскому режиму и самому Гитлеру. Девизом стала простая, понятная всем фраза: «Мама, расскажи мне что-нибудь о Гитлере».

Зарубежные устные историки находят много аналогий между послевоенной постфашистской Германией и постсоветской Россией. В России в 1990-е гг. не без помощи политиков и идеологов также сформировалось противостояние старшего поколения — «коммунистов» — и нового поколения — «демократов». Восстановить прерванную связь поколений возможно в том числе с помощью устной истории через организацию диалога между советскими поколениями отцов и дедов и современной молодежью.

В учебном пособии нет прямых методических рекомендаций по воспитательной работе, по использованию аудио-и видеоматериалов в воспитательных мероприятиях, материалов интервью в периодической печати. Но именно через расспрос, беседу, интервью рядовых «строителей советской эпохи» восстанавливается уважение к старшему поколению, его созидательному труду, самоотверженности, трудовым и боевым свершениям; формируется положительная оценка исторического прошлого через познание повседневной жизни старшего поколения, человеческих взаимоотношений, преодоленных трудностей. Обыденное прошлое старшего поколения содержит эмоционально окрашенные героические и трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания реальных исторических корней, чувства исторического достоинства, уважения и гордости за свой народ, за его историю. Участие в устноисторических исследованиях дает возможность почувствовать «дыхание истории», понять, что каждый человек является ее участником. Без гордости молодых граждан России за старшие поколения и историческое прошлое невозможно создать будущее. Устная история способствует социализации учащихся и студентов в современном поликультурном модернизируемом обществе.

Частью воспитательной роли устной истории является приближение к истории. Осуществляется важный принцип сопричастности: «история рядом с вами, может быть, в вашем доме». Познание сложности исторического пути народа, сопоставление противоречивых, взаимоисключающих оценок и представлений ее участников заставляет субъектов устноисторических исследований думать, на уровне формирования собственного мироощущения и мировоззрения решать сложные исторические задачи. Это способствует формированию активной жизненной позиции.

Воспитание историей является эффективным прежде всего в соприкосновении с живой историей, так как оно осуществляется не на основе политизированных штампов или идеологических лозунгов, а на примере рядовых ее участников, простых тружеников (представителей старших поколений семьи, земляков и т. д.), путем формировании уважения к их труду и жизни. Негативный опыт обезличивания и «приглаживания» массовой истории, героизация отдельных событий и личностей, тенденциозные оценки политических и общественных деятелей в советские десятилетия и последовавшее за этим крушение оторванных от жизни идеалов и героев способствовало отчуждению и непониманию между поколениями, формированию скептичного и циничного отношения к труду и даже жизни старшего поколения, потере общечеловеческих ценностей, разочарованию в собственной истории, противостоянию «детей и отцов».

Реализация важного назначения истории — укрепления гордости за свою Родину и любви к ней — возможно только через формирование уважения к истории малой родины, гордости за жизнь и труд старших членов семьи, земляков. Участие в устноисторических исследованиях в значительной степени воспитывает стремление не к абстрактным целям построения «светлого будущего», а к вполне достижимым: быть опорой и преемником старших поколений — дедов, отцов, сохранять культурно-историческое наследие предыдущих поколений. В ходе устноисторических исследований прививаются навыки общения с людьми, старшие поколения раскрываются с положительной стороны: их отношение к труду, семье, селу, жизненные принципы, преодоление трудностей, вклад в развитие села, города, края и т. д. Устанавливается тесная связь образовательных учреждений с производственными коллективами, учреждениями науки и культуры, администрациями населенных пунктов и другими субъектами регионального сообщества.

 

11. Устная история и литература

При всем сомнении в достоверности устного предания Фукидид много раз апеллировал к нему (например, «как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и установил господство над большей частью нынешнего Эллинского моря»; «поэтому и в данном случае не следует относиться к преданию с недоверием и обращать внимание более на внешний вид городов, чем на их действительное значение»). Что касается Пелопонесской войны, то Фукидид считал возможным довериться как собственной памяти, так и рассказам других участников при условии «основательной проверки их сведений».

Представление о том, что свидетельства очевидцев, хоть и требуют доли скептицизма, но в целом достойны доверия, сохранялось на протяжении средневековья и господствовало до XVIII в., эпохи Просвещения. В VII в. средневековый историк Беда Достопочтенный во введении к своей «Церковной истории народа англов» говорил об источниках, которыми он мог воспользоваться при написании этого сочинения. Среди них были архивные документы, но что особенно важно для нас, устные предания, которыми с ним делились другие монахи. Однако интереснее всего звучит заявление Беды о том, что более всего он уверен в правдивости своего описания, когда речь идет о его родной Нортумбрии: «Я полагаюсь не на одного какого-то автора, а на бесчисленных надежных свидетелей, знающих или помнящих факты, а также на то, что я знаю сам».

Через десять столетий участник гражданской войны в Англии Эдуард Гайд, граф Кларендон, писал «Историю великого мятежа», подчеркивая важность собственных воспоминаний и свидетельства других лиц.

Спустя несколько десятилетий после эпохи Реставрации, в 1724 г., вышло еще одно знаменитое историческое сочинение той эпохи — «История моего времени» епископа СолсберийскогоБернета. Он также многократно ссылался на авторов приводимых историй, сопоставляя их, когда для этого была возможность. Одним из эпизодов жизни Бернета было знакомство с русским царем Петром I, посетившим Англию в 1698 г. Впечатление от Петра было у Бернета неоднозначным. В «Истории моего времени» он так описывал этого властителя: «В его характере была смесь страсти и жестокости… Часто с ним видясь и много с ним беседуя, я не мог не преклониться перед глубиной провидения господа, что оно возложило на такого свирепого человека такую неограниченную власть над весьма большой частью мира»1. И далее Бернет описывал кровавую расправу царя над участниками стрелецкого бунта в 1699 г., после возвращения из заграничного путешествия. Здесь он ссылался на свидетельства о ней, полученные из устных источников и казавшиеся ему достойными доверия, так как совпадали с уже сложившимся у него образом Петра.

Таким образом, в исторической литературе вплоть до XVIII в. сохранялось доверие к устным свидетельствам, которые рассматривались во многих случаях как более достоверные, чем письменные

Вольтер очень широко использовал то, что сегодня мы назвали бы данными устной истории, для создания своих исторических произведений. Вольтер следовал давней традиции, полагая, что «недавняя история» может быть описана более достоверно, чем отдаленное прошлое.

К числу таких работ принадлежат «История Карла XII, короля Швеции, и Петра Великого, императора России», «Обзор века Людовика XV», «Век Людовика XIV», «История России в царствование Петра Великого».

В эпоху, когда писал Вальтер Скотт, жесткие границы между литературой и историографией еще не были установлены: достаточно вспомнить, что Скотт писал и работы, которые можно назвать историческими: «История Бонапарта», «История Шотландии». Недаром в литературе отмечалось, что романы Скотта были восприняты современниками не только как художественное, но и как научное откровение.

Кроме того, помня о том, что устная история всегда тесно связана с исторической памятью, передающейся от поколения к поколению, можно предположить, что пользовавшиеся огромной популярностью романы Скотта оказывали на сохранение этой памяти даже большее влияние, чем труды историков.



2018-07-06 392 Обсуждений (0)
Устная история в образовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Устная история в образовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)