Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка презентаций для уроков «Окружающего мира», способствующих формированию предметных универсальных учебных действий младших школьников



2018-07-06 654 Обсуждений (0)
Разработка презентаций для уроков «Окружающего мира», способствующих формированию предметных универсальных учебных действий младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для достижения цели исследования – изучить особенности применения мультимедийных презентаций на уроках «Окружающего мира» была проведена опытно-экспериментальная работа на базе 1 «б» класса в МБОУ СОШ № 1 муниципального района г. Нея и Нейского района Костромской области. Выбор первого класса определяется важностью формирования познавательного интереса, основ познавательной, исследовательской деятельности с первых дней обучения детей в школе и моей работам в качестве классного руководителя.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – констатирующий. Цель: определить особенности развития предметных универсальных учебных действий (УУД) у детей, возможности их развития на уроках «Окружающего мира».

Второй этап – формирующий. Цель: разработать и реализовать серию уроков «Окружающего мира» с использованием презентаций, проектной деятельности, тестовых заданий на основе мультимедиатехнологий.

Третий этап – контрольный. Цель – проверка эффективности использования мультимедийных презентаций на уроках «Окружающий мир» в развитии познавательных УУД у учащихся 1 класса.

На первом констатирующем этапе исследования для разработка мультимедийных презентаций была рассмотрена программа и содержание уроков «Окружающий мир» в 1 классе по учебно-методическому комплексу (УМК) «Планета Знаний» (И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова).

 

Содержание уроков «Окружающий мир» в 1 классе по УМК «Планета Знаний» объединяют три темы «Природа, человек, общество», рассматривая их во взаимосвязи: «Человек-природа», «Человек и родной край» и др.

Содержание «Человек-природа» знакомит детей с новыми понятиями, новой информацией, обобщает имеющиеся знания о временах года, о развитии растений, уходе за комнатными растениями, о правилах ухода за домашними, комнатными растениями и животными, устанавливать родо-видовые связи в мире растений (лиственные-хвойные деревья, лесные-садовые и др.) и животных (дикие-домашние), приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей). Дети учатся называть органы чувств и рассказывать об их значении; называть основные возрастные периоды жизни человека. Знакомятся с основными причинами болезней, со способами укрепления здоровья и др.

Также в содержание программы включено обсуждение экологических проблем, обсуждение необходимости бережного отношения к растениям и животным, особенно к тем, которые занесены в Красную книгу.

Уделяется внимание в программе и вопросам воспитания патриотизма, гражданственности, любви к родному краю, к своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Особенностью программы «Окружающий мир» в 1 классе является то, что большинство первоклассников еще не владеют в полной мере навыком чтения, поэтому нуждаются в максимальном наглядном представлении информации. Другой особенностью является то, что учащиеся первого класса в разном объеме владеют информацией об окружающем мире, мире природы, деятельности людей и др. Эти знания необходимо систематизировать, дополнить, обобщить, что определяет ведущую роль познавательной деятельности на уроках «Окружающий мир» в 1 классе. С другой стороны, познавательная деятельность первоклассников еще находится в стадии формирования, что, в свою очередь, определяет в качестве первоочередных задач формирование познавательных универсальных действий (УУД) учеников для овладения программным содержанием курса «Окружающий мир» в 1 классе.

Универсальные учебные действия на уроках «Окружающий мир» в 1 классе характеризуются следующими умениями, действиями.

Личностные УУД: дай оценку своего интереса, успешности выполнения работы на уроке, значимости (раскрасть кружочек цветом, отметь на лесенке, подними смайлик).

Регулятивные УУД: определить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом (работа со схемами, планами, алгоритмами деятельности), Самопроверка (планирование), осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителя.

Коммуникативные УУД: фронтальные вопросы для класса: как: кто, что, где, откуда, как выглядит; работа в паре, распределение ролей, очередности действий (проектная деятельности, развивающие игры и др.), распределяют обязанности, договариваются

Познавательные УУД: относятся проблемные вопросы, поиск нужной информации, ее преобразование и изложение собственными словами в виде размышления, применение знаний в новой ситуации (игровые задания «Найди отличия», «Что лишнее?», «Какие признаки осени (зимы, весны, лета) ты знаешь?»).

Формирование предметных универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность. Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний» обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Для определения уровня сформированности предметных УУД у первоклассников были выбраны три диагностических задания, соответствующих программным требованиям УМК «Планета Знаний», предметная область «Окружающий мир», 1 класс:

- овладевать умениями группировать объекты по определенным признакам (классификация, группировка);

- сравнивать объекты, находить в них общие и разные признаки (сравнение, обобщение);

- находит «лишний» предмет, объект в ряду других объектов (анализ, поисковая деятельность) [22, с. 58].

Эти задания были проведены в 1 «б» классе (экспериментальная группа), в котором обучается 25 детей в возрасте 7 лет (11 девочек и 14 мальчиков) и в 1 «а» классе (контрольная группа), в котором обучаются 24 ученика (9 девочек и 11 мальчиков).

Детям было предложено на уроке «Окружающий мир» с помощью показа слайдов выполнить следующие задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1-3):

1) «Объедини картинки в группы» (классификация на основании выделения объектов живой и неживой природы);

2) «Что в них общее и разное» (сравнение рисунков «Морская звезда» и «Звезда космическая»);

3) «Найди лишний предмет» (анализ имеющихся признаков, поиск «лишнего» объекта).

Критерии оценки включали показатели уровня самостоятельности, обращения к помощи учителя при выполнении задания, учитывали ошибки при их выполнении (пропуск объекта, неправильное их включение в группу, исключение из ряда), а также аргументированность детей при объяснении своих действий, своего выбора (ПРИЛОЖЕНИЕ 1-3).

Результаты выполнения первого диагностического задания «Объедини картинки в группы» в 1 «б» классе (экспериментальная группа) даны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты выполнения задания «Объедини картинки в группы»

в 1 «б» классе (25 детей) – экспериментальная группа

Уровни Кол-во детей Кол-во в %
Высокий уровень 32,0
Средний уровень 44,0
Низкий уровень 24,0

 

Представим полученные результаты в графическом виде (рис. 2.)

 

Рис. 2. Результаты выполнения задания «Объедини картинки в группы»

в 1 «б» классе (25 детей) – экспериментальная группа

 

Так, результаты выполнения задания «Объедини картинки в группы» в 1 «б» классе (25 детей) (экспериментальная группа) на первом констатирующем этапе исследования выявили преобладание среднего (44% - у 11 детей) и высокого (32% - 8 детей) уровня сформированности у детей действий классификации. Низкий уровень сформированности действий классификации был выявлен у 6 детей (24%).

Результаты выполнения первого задания «Объедини картинки в группы» в 1 «а» классе (контрольная группа) даны в таблице 3.

 

Таблица 3

Результаты выполнения задания «Объедини картинки в группы»

в 1 «б» классе (24 ребенка) – контрольная группа

Уровни Кол-во детей Кол-во в %
Высокий уровень 28,0
Средний уровень 50,0
Низкий уровень 22,0

 

Представим полученные результаты в графическом виде (рис. 3)

 

Рис. 3. Результаты выполнения задания «Объедини картинки в группы»

в 1 «а» классе (24 детей) – контрольная группа

 

Так, результаты выполнения задания «Объедини картинки в группы» в 1 «а» классе (24 ребенка) (контрольная группа) на первом констатирующем этапе исследования выявили преобладание среднего (50% - у 12 детей) и высокого (28% - 7 детей) уровня сформированности у детей действий классификации. Низкий уровень сформированности действий классификации был выявлен у 5 детей (22%).

Результаты выполнения второго диагностического задания «Что в них общее и разное» (сравнение рисунков «Морская звезда» и «Звезда космическая») в 1 «б» классе (экспериментальная группа) даны в таблице 4.

 

 

Таблица 4

Результаты выполнения задания «Что в них общее и разное»

в 1 «б» классе (25 детей) – экспериментальная группа

Уровни Кол-во детей Кол-во в %
Высокий уровень 16,0
Средний уровень 36,0
Низкий уровень 48,0

 

Представим полученные результаты в графическом виде (рис. 4.)

 

Рис. 4. Результаты выполнения задания «Что в них общее и разное»

в 1 «б» классе (25 детей) – экспериментальная группа

 

Так, результаты выполнения задания «Что в них общее и разное» в 1 «б» классе (25 детей) (экспериментальная группа) на первом констатирующем этапе исследования выявили преобладание низкого (48% - у 12 детей) и среднего (36% - 9 детей) уровня сформированности у детей действий сравнения. Высокий уровень сформированности действий сравнения был выявлен у 6 детей (24%).

Результаты выполнения второго задания «Что в них общее и разное» в 1 «а» классе (контрольная группа – 24 человека) даны в таблице 5.

Таблица 5

Результаты выполнения задания «Что в них общее и разное»

в 1 «б» классе (24 ребенка) – контрольная группа

Уровни Кол-во детей Кол-во в %
Высокий уровень 12,0
Средний уровень 42,0
Низкий уровень 46,0

 

Представим полученные результаты в графическом виде (рис. 5).

 

Рис. 5. Результаты выполнения задания «Что в них общее и разное»

в 1 «а» классе (24 ребенка) – контрольная группа

 

Так, результаты выполнения задания «Что в них общее и разное» в 1 «а» классе (24 детей) (контрольная группа) на первом констатирующем этапе исследования выявили преобладание низкого (46% - у 11 детей) и среднего (42% - 10 детей) уровня сформированности у детей действий сравнения. Высокий уровень сформированности действий сравнения был выявлен у 3 детей (12%).

Результаты выполнения третьего диагностического задания «Найди лишний предмет» (анализ имеющихся признаков, поиск «лишнего» объекта) в 1 «б» классе (экспериментальная группа) даны в таблице 6.

 

 

Таблица 6

Результаты выполнения задания «Найди лишний предмет»

в 1 «б» классе (25 детей) – экспериментальная группа

Уровни Кол-во детей Кол-во в %
Высокий уровень 20,0
Средний уровень 48,0
Низкий уровень 32,0

 

Представим полученные результаты в графическом виде (рис. 6).

 

Рис. 6. Результаты выполнения задания «Найди лишний предмет»

в 1 «б» классе (25 детей) – экспериментальная группа

 

Так, результаты выполнения задания «Найди лишний предмет» в 1 «б» классе (25 детей) (экспериментальная группа) на первом констатирующем этапе исследования выявили преобладание среднего (48% - у 12 детей) и низкого (38% - 8 детей) уровня сформированности у детей действий анализа, поиска. Высокий уровень сформированности действий анализа был выявлен у 5 детей (20%).

Результаты выполнения третьего задания «Найди лишний предмет» в 1 «а» классе (контрольная группа – 24 человека) даны в таблице 7.

 

Таблица 7

Результаты выполнения задания «Найди лишний предмет»

в 1 «б» классе (25 детей) – экспериментальная группа

Уровни Кол-во детей Кол-во в %
Высокий уровень 21,0
Средний уровень 46,0
Низкий уровень 33,0

 

Представим полученные результаты в графическом виде (рис. 7).

 

Рис. 7. Результаты выполнения задания «Найди лишний предмет»

в 1 «б» классе (25 детей) – экспериментальная группа

 

Так, результаты выполнения задания «Найди лишний предмет» в 1 «б» классе (25 детей) (экспериментальная группа) на первом констатирующем этапе исследования выявили преобладание среднего (46% - у 11 детей) и низкого (33% - 8 детей) уровня сформированности у детей действий анализа, поиска. Высокий уровень сформированности действий анализа был выявлен у 5 детей (21%).

Обобщим полученные результаты исследования уровня сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий) в 1 «б» классе (экспериментальная группа) даны в таблице 8.

 

Таблица 8

Результаты диагностики сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий) в 1 «б» классе (экспериментальная группа) – 25 детей – в %

Уровни «Раздели на группы» «Что общего и разного «Найди лишний предмет» Средний показатель
Высокий 32,0 16,0 20,0 23,0
Средний 44,0 36,0 48,0 43,0
Низкий 24,0 48,0 32,0 34,0

 

Представим полученные результаты в графическом виде (рис. 8).

Рис. 8. Результаты диагностики сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий) в 1 «б» классе (экспериментальная группа) – 25 детей

Так, результаты диагностики сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий) в 1 «б» классе (экспериментальная группа) – 25 детей на первом констатирующем этапе исследования выявили преобладание среднего (43%) и низкого (34%) уровня сформированности у детей предметных УУД. Высокий уровень сформированности предметных УУД был выявлен у 23% учащихся.

Результаты диагностики сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий) в 1 «а» классе (экспериментальная группа) – 24 ребенка даны в таблице 9.

Таблица 9

Результаты диагностики сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий) в 1 «а» классе (контрольная группа) – 24 ребенка – в %

Уровни «Раздели на группы» «Что общего и разного «Найди лишний предмет» Средний показатель
Высокий 28,0 12,0 21,0 20,0
Средний 50,0 42,0 46,0 46,0
Низкий 22,0 46,0 33,0 34,0

 

Представим полученные результаты в графическом виде (рис. 9).

Рис. 9. Результаты диагностики сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий) в 1 «а» классе (контрольная группа) – 24 ребенка

Так, результаты диагностики сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий) в 1 «а» классе (контрольная группа) – 24 ребенка на первом констатирующем этапе исследования выявили преобладание среднего (46%) и низкого (34% уровня сформированности у детей предметных УУД. Высокий уровень сформированности предметных УУД был выявлен у 20% учащихся.

Сравним результаты диагностики сформированности предметных УУД у учащихся 1 «б» класса (экспериментальная группа – 25 детей) и учащихся 1 «а» класса (контрольная группа – 24 ребенка) – таблица 10.

Таблица 8

Результаты диагностики сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий)

в 1 «б» и 1 «а» классе на первом констатирующем этапе исследования

Уровни 1 «б» класс – 25 учеников экспериментальная группа 1 «а» класс – 24 ученика контрольная группа
Высокий 23,0 20,0
Средний 43,0 46,0
Низкий 34,0 34,0

Представим полученные результаты в графическом виде (рис. 10).

Рис. 10. Результаты диагностики сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий)

в 1 «б» и 1 «а» классе на первом констатирующем этапе исследования

 

Таким образом, на первом констатирующем этапе исследования результаты диагностики сформированности предметных УУД (классификации, сравнения, анализа, поисковых действий) в 1 «б» и 1 «а» классе выявили преобладание в обоих классах среднего (43% и 46%) и низкого (34%) уровня сформированности у детей предметных УУД. Высокий уровень сформированности предметных УУД был выявлен у 23% и 20% учащихся. Для выявления особенностей эффективного использования мультимедийных презентаций на уроках «Окружающий мир» в 1 «б» классе, положительно влияющих на развитие предметных УУД, была проведена серии разработанных уроков (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

На втором формирующем этапе опытно-экспериментальной работы были разработаны мультимедийные презентации для уроков «Окружающий мир», которые были проведены в 1 «б» классе (экспериментальная группа) на темы:

1. Урок на тему «Твое тело». На уроке использовалась серия слайдов: иллюстраций к загадкам, заданий поискового характера, изображений правильно посадки за партой и возможных последствий ее нарушений – сколиоз, средств укрепления здоровья – сон, правильное питание, режим дня, зарядка, гигиенические процедуры и др.

2. Урок на тему «Будь здоров!». Слайды включали иллюстрации к загадкам, к решению зада поискового характера («Найди лишний предмет»), «Что полезно, и что вредно для здоровья» и др.

3. Урок на тему «Зима в природе». Серия слайдов раскрывала перед детьми красоту зимней природы, особенности жизни зимой животных в лесу, деятельности человека. Также были изображены игровые задания «Кто где спрятался?», «Кто по лесу ходил?», «Птицы зимующие и перелетные», «Ветка ели и сосны». С помощью слайдов было показано большое количество диких животных и птиц – 15, отражены основные признаки зимнего леса: укутан снегом, нет листвы на деревьях, не слышно птиц, на снегу видны следы лесных жителей. Дети пришли к выводу, что птиц необходимо подкармливать, сделать дома кормушки.

4. Урок на тему «Как развивается растение». С помощью слайдов детям показаны основные этапы развития растений, его части, их функции. Этот урок был подготовительным к проведению проекта «Рассада на окне». Детям было поручено посадить дома семена какого-то растения (кабачок, тыква, перец, томат, огурец или др.); вести дневник наблюдений за ним в течение месяца, а затем предоставить презентацию (еженедельный фото-отчет) наблюдаемых изменений. Например, проект Кати Н. 7 л. (рис. 11-12).

 

Рис. 11 Рост и развитие кабачка – 1 неделя Рис. 12. Рост и развитие кабачка – 4 недели

 

Так, материалы, отраженные на слайдах урока «Как развивается растение», помогли детям организовать собственную проектную деятельность по изучению особенностей роста и развития растений.

5. Урок на тему «Домашние животные» включал разгадывание кроссворда. На каждый правильно названный ответ появлялось изображение животного. На уроке дети сравнивали образ жизни диких и домашних животных. Этот урок также являлся подготовительным к организации проектной деятельности на следующем уроке «Окружающего мира» на тему «Жизнь животных». Проект дети выполняли в малых группах, опираясь на информацию, которая была на уроке «Домашние животные», а также на информацию, которую они нашли в интернете при подготовке к проектной деятельности.

6. Урок на тему «Береги природу, человек!» был завершающим в серии разработанных уроков «Окружающего мира». Наряду со слайдами, отражающих природоохранную деятельность людей, урок завершался просмотром видеофильма о заповедниках.

Цель уроков заключалась в развитии познавательного интереса детей, формирования предметных УУД: организации поисковой деятельности, совершенствования действий группировки (классификации), сравнения, сопоставления анализируемых объектов, организации проектной деятельности на основе имеющихся знаний и представлений, проведений исследований, опытов и фиксации результатов в фото-отчетах своих презентаций.

При организации проектной деятельности дети объединялись в малые группы, учились отстаивать свою точку зрения, убеждать других участников проектной деятельности. Совместными усилиями дети создавали презентации (в виде плакатов), отражающие тему своих проектов.

Рассмотрим организацию проектной деятельности учащихся 1 «б» класса на тему «Жизнь животных».

Тема: «Жизнь животных»

Тип урока: закрепление пройденного

Форма урока – проектная деятельность.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об основных группах (классах) животных, их особенностях внешнего строения, основных жизненных проявлениях - питанием, местообитанием. Работать над снижением утомляемости на уроке, учить детей проектной деятельности.

Планируемые результаты – предметные и метапредметные (УУД)

Предметные УУД: Систематизировать знания детей об основных группах (классах) животных, их особенностях внешнего строения, основных жизненных проявлениях – питанием, местообитанием.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу , замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные: общеучебные- находить, сопоставлять и объяснять различия каждого класса животных по их описанию, по отдельным признакам; учить воспринимать мир живым и одушевлённым, ощущать его красоту и беззащитность; содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

Коммуникативные: понимать возможность позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; распределять обязанности в группе; уметь контролировать действия партнера; оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложений, уметь отвечать на вопросы.

Личностные: сопоставлять свои действия и результат, понимать причины своего неуспеха, и способности действовать даже в состоянии неуспеха; на протяжении урока идет мотивация к творческому труду, работе на результат.

Оборудование: листы ватмана, конверты с изображением животных, фломастеры, проектов, компьютер, слайды.

До урока, дети путем выбора элементов пазлов, объединяются в группы с теми детьми, с которыми они составили картинку животных.

В начале урока для создания познавательного интереса, мотивации к выполнению проектной деятельности, включается игровой момент - появляется фея Фауна, изображенная на слайде. (Учитель предлагает детям ответить, что значит фауна – мир животных).

Дети приходят к выводу, что речь на уроке пойдет о мире животных.

Учитель нацеливает детей на использование полученной информации и животных для создания собственных проектов – сообщений в проектных группах. К концу урока каждая группа постарается сделать проект, который будет помещен в классный уголок.

Далее фея Фауна в видеофильме рассказывает о жизни разных животных

«Однажды вечером я гуляла по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на краю деревни, прокукарекал петух, зазывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями, с резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. Какие удивительные животные, подумала я и все они умеют летать. Наверно все они птицы? Ребята, а вы как думаете?»

Дети называют: петух, куры (птицы), бабочка (насекомое), летучая мышь (зверь).

Фея просит детей называть отличительные особенности зверей – опорой на изображение слайдов: птиц, насекомых, животных.

- А какой группе мы не сказали? (Рыбы) (показ слайда)

- Назовите строение тела рыб. Где живут, чем питаются.

- Как одним словом можно назвать насекомых, птиц, рыб, зверей (животные).

Для уточнения знаний детей, фея Фауна предлагает детям игру «Части животных перепутались» (с показом слайдов). Детям надо было определить, кто с кем из животных поменялся частями тела.

Далее проводится физминутка в виде игры «Бывает или не бывает». Если фея произносит правильное предложение и вы с ним согласны, то все приседают, если не согласны, то остаётесь неподвижны.

Бывает или нет у зайца хвост, у ежа клюв, у рыбы хвост, у волка 6 лап, у жука крылья, у ласточки шерсть.

Далее все ученики приступают к работе над проектом.

Учитель говорит, что дети будут работать в группах. Для этого необходимо распределить обязанности и выбрать того, кто будет защищать работу. А с каким классом животных будет работать каждая группа дети уже знают, собрав перед началом уроком пазлы. Учитель уточняет:

1 группа: косого нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, от голода кора. (заяц)

2 группа: Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло. (сова)

3 группа: В воде я живу, нет клюва, а клюю. Не хожу и не летаю, а попробуй, догони! Я бываю золотая, ну-ка в сказку загляни (золотая рыбка)

4 группа: Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел (бабочка)

Фея Фауна приготовила нам много заданий, которые помогут вам создать проект (инструктаж проводится в виде ряда слайдов).

1 конверт – найдите животного вашей группы, вклейте.

2 конверт - подпишите части тела животного.

3 конверт – поместите животных в их домики.

4 конверт –нарисуйте чем питается ваше животное

Дети оформляют свои плакаты, определяются с выступлением, а затем каждая группа выступает с сообщением о своем животном: как выглядит, какие части тела имеет, где живет, чем питается.

Заканчивается проектная деятельность самооценкой:

- если вы считаете, что у вас все получилось, покажите красный круг;

- если были трудности - покажите зелёный круг;

- если ничего не получилось – покажите синий круг.

Наряду с разработанной серией уроков, на каждом другом уроке «Окружающего мира» использовались различные виды слайдов:

- обобщающие разные виды деятельности людей на тему «Здоровый образ жизни» - в виде плана урока (рис. 13):

Рис. 13. «Здоровый образ жизни»

- как алгоритм для составления рассказа на тему «Времена года» (рис.14)

Рис. 14. Алгоритм рассказа «Времена года»

- как игры поискового характера (рис. 15):

Рис. 15. Игра «Природа – не природа»

 

Широко использовались слайд для быстрого предъявления наглядности, как художественного содержания (зимний лес, весенний луг), так и в виде схем, таблиц, алгоритмов деятельности, выделения признаков, уточнения представлений детей об окружающем мире.

С помощью мультимедийных презентаций была с детьми проведена «Экологическая викторина» (слайды, видеофрагменты).

Детям задавались вопросы, сопровождающиеся наглядным показом на слайдах:

1 тур: «Правила поведения в природе»

1. Почему надо соблюдать тишину в лесу ?

2. Можно ли рвать неизвестные грибы?

3. Почему нельзя трогать птичьи гнезда?

4. Почему нельзя мусорить?

2 тур: «Общие вопросы»

1. Это дерево – народный символ России. Кора его содержит особый белый пигмент,

2. Какое из животных самое быстрое? 1.Собака 2. Гепард 3. Лошадь

3. Какое животное умеет летать? 1. Пингвин 2. Страус 3. Летучая мышь.

4. Это насекомое – маячок. Самка этого жучка светится зелёным светом, подманивая самца.

5. Как называется дом лисы?

6. Какое животное может долго находиться без воды? Медведь 2. Слон 3. Верблюд

7. Он на солнышке искристый, под луною – голубой.

И на шапку и в карманы к нам насыпался с тобой.

Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь,

Раскидай его лопатой, Назови его, ответь!

8. Перистые, слоистые, кучевые... Что это?

9.Какое из животных впадает в спячку? енот лиса ёж кабан

10. Коллективное чтение: Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй её святынь.

Слайды использовались и для демонстрации учебных заданий, например: Нужно собрать из букв на слайде как можно больше названий животных (буквы можно использовать в слове только один раз)

И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А

(енот, волк, лиса, крот, вол, кот, рысь, лев и т.д.)

Также с помощью слайдов, презентаций проводилось оперативное тестирование детей по изучаемой теме, например, «Жизнь животных»:

1. Зачем зайцу большие уши? а) чтобы лучше слышать; б) для торможения на повороте; в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).

2. Зачем страус голову в песок прячет? а) от страха; б) разыскивает пищу; в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты).

3. Почему у дятла мозги целы, хотя он постоянно стучит клювом о дерево? а) мозги маленькие; б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань); в) череп очень крепкий.

4. Почему дрожит мышка? а) боится кошки; б) проветривает шкурку; в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);

5. Зачем белке хвост? а) чтобы греться; б) для красоты.

Таким образом, на втором формирующем этапе исследования были использованы на уроках «Окружающий мир» мультимедийные презентации обучения: проектная деятельность, видо-ряды информации, размещенной на слайдах, загадки о животных, организация поисковой, исследовательской деятельности, творческие, развивающие игры, алгоритмы и схемы, раскрывающие внутренние связи, существующие в природе и влияющие на жизнь человека. Использование мультимедийных презентаций было направлено на развитие предметных УУД учащихся 1 «б» класса.



2018-07-06 654 Обсуждений (0)
Разработка презентаций для уроков «Окружающего мира», способствующих формированию предметных универсальных учебных действий младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработка презентаций для уроков «Окружающего мира», способствующих формированию предметных универсальных учебных действий младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)