Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научные подходы к формированию предметных универсальных учебных действий в курсе «Окружающий мир» начальной школы



2018-07-06 1199 Обсуждений (0)
Научные подходы к формированию предметных универсальных учебных действий в курсе «Окружающий мир» начальной школы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, важной задачей начальной школы является развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [43].

Основой разработки понятия «универсальные учебные действия» служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова [15, с. 221].

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Л.В. Моисеева, И.Р. Кастунов дают следующее определение УУД: «Под универсальными учебными действиями понимается: умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны, и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [10, с. 21].

По определению С.В. Кузнецовой, универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [8, с. 61].

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося вне зависимости от конкретных учебных предметов. Выделяются следующие УУД (по Ю.В. Науменко) [12, с. 24].

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ценностно–смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Они включают следующие действия: оценивать ситуации и поступки, объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция, (определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), осуществить действия по реализации плана, соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают постановку и решение проблемных ситуаций, формулирование учебных задач; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Включают: общеучебные, логические; постановку проблемы, решение проблемы.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; включают умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно–возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка [12, с. 25].

В структуре каждого предмета также выделяются предметные универсальные учебные действия (УУД), которые позволяют реализовать учебное содержание программы по каждому предмету, в том числе и в курсе «Окружающий мир».

В начальной школе на основании современных требований ФГОС реализуются различные программы по окружающему миру для учащихся младшего школьного возраста, использующие мультимедийные презентации обучения. Рассмотрим некоторые из них, на примере разных учебно-методических комплексов (УМК) по «Окружающему миру» для 1 класса.

УМК «Школа России» (А.А. Плешаков).

Цель предмета «Окружающий мир» по УМК «Школа России»: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека.

Ведущей технологией обучения является проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания. А.А. Плешаков определяет следующие предметные УУД:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике, на основе использования мультимедийных презентаций [20, с. 121].

УМК: «Школа 2100» (А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др.).

Цель: цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Важнейшими линиями развития личности ученика средствами курса окружающего мира, по мнению авторов, является знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру. На уроках окружающего мира в рамках УМК «Школа 2100…» основным способ получения знаний - деятельностный подход, который реализуется за счет решения проблемных творческих продуктивных задач, использования мультимедийных презентаций, информационных технологий.

УМК «Планета Знаний» (И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова).

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность.

Цель: представление целостной картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знаний – о природе, человеке, обществе. На уроках «Окружающего мира» у учащихся формируется целостное системное представление о мире и месте человека в нём, идет освоение универсальных способов действия при изучении предметов, явлений (наблюдение, сравнение, анализ, формулировка выводов) [23, с. 14].

Рассматривая ряд курсов «Окружающий мир» для начальной школы, следует выделить общие для них цели и особенности реализации содержания.

Цель: создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, последовательное формирование у него целостной картины окружающего мира; выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.

Для реализации цели обучения младших школьников на уроках «Окружающий мир» необходимым условием является формирование предметных УУД. Для этого на уроках используются мультимедийные технологии: презентации; показы, демонстрация объектов природы, схем, раскрывающих внутренние связи человека и природы и др.

Мультимедийные технологии позволяют значительно увеличить объем новой информации, предлагаемой к изучению детьми, включать задания, направленные на формирование познавательной деятельности, предметных умений: анализировать, группировать объекты, находить сходства и отличия, выделять общее и разное.

Таким образом, важнейшей задачей начального общего образования является формирование у младших школьников универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных. Каждый учебный предмет, для реализации программного содержания, определяет перечень предметных УУД.

Большую роль в этом процессе играет использование мультимедийных технологий, в частности, презентаций. Их использование формирует познавательный интерес у младших школьников, предметные универсальные учебные действия; навыки группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности; развивает информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, ориентацию в информационном пространстве; формирует действия группировки, сравнения, анализа и др.

Разработка и использование мультимедийных презентаций требует от учителя соблюдения ряда правил и требований.



2018-07-06 1199 Обсуждений (0)
Научные подходы к формированию предметных универсальных учебных действий в курсе «Окружающий мир» начальной школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научные подходы к формированию предметных универсальных учебных действий в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)