Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школа, институт, профессия...



2018-07-06 383 Обсуждений (0)
Школа, институт, профессия... 0.00 из 5.00 0 оценок




Кирилл Кириллов, Дмитрий Обердерфер

Как стать богатым в России,
или Чему не учат в российских школах

Глава первая. Чему не учат в школе

Как прогулять миллион долларов за двадцать дней

История Кирилла

Школа, институт, профессия...

История Кирилла

Стоимость дешевой жизни

История Кирилла

Цена изменений

Что такое богатство

Богатство наемного работника

Богатство индивидуального предпринимателя

Богатство бизнесмена

Богатство рантье (инвестора)

Прописные истины

Глава вторая. Работа! Как много в этом слове...

Работа и свое дело

Пенсионный пузырь, или Что такое крах

Как уйти на пенсию раньше?

Как повысить зарплату

История Кирилла

Работайте головой!

Рассказ Кирилла

500 долларов за одну секунду

Рассказ Кирилла

Почему те, кто соображает быстрее, живут лучше?

Образ будущего

Глава третья. Надежный жизненный план

Кто владеет информацией — может владеть миром!

Лучший архитектор вашей жизни

Будущее создается сегодня

История Кирилла

Станьте сильнее

Что такое УНИКАЛЬНОСТЬ?

Алгоритм достижения успеха

Глава четвертая. Ваш финансовый план

Новый качественный уровень

История Кирилла

Что думают люди о финансовом плане

Анализ финансовых потоков

Составление семейного бюджета

Шаг 1. Определение статей доходов и расходов

Шаг 2. Фиксирование своих доходов и расходов

Шаг 3. Поставьте цели и сформируйте бюджет

Создание личного финансового плана

Шаг 1. Определение целей

Шаг 2. Оценка собственных финансовых возможностей

Шаг 3. Корректировка целей или поиск дополнительных возможностей

Шаг 4. Что необходимо сделать для достижения целей

Финансовая защита

История Кирилла

Рассказ Дмитрия

Финансовая безопасность, или План комфорта

Глава пятая. Инвестирование. Финансовые инструменты

Инвестирование

Стратегии инвестирования

Распространенные ошибки

Управление рисками

Рыночный риск

Валютный риск

Доходность, надежность, ликвидность

Страховые накопительные программы

Перестрахование

История страхования

Содержание страховых накопительных программ

Примеры работы страховых накопительных программ

Паевые инвестиционные фонды (ПИФы)

Как выбрать паевой фонд

Пример инвестирования в ПИФы

Почему ценные бумаги, полисы страхования и недвижимость выгоднее денег

Из крана утекла квартира

Глава шестая. Академия жизни

Жизнь — лучшая школа

Рассказ Кирилла

Будьте открыты

История Кирилла

Богатство — это норма

Наша компания

«Финансовое благополучие и разумное управление личным капиталом»

Глава первая.
Чему не учат в школе

Как прогулять миллион долларов за двадцать дней

Ничего не исчезает бесследно, кроме денег.

Акрам Муртазаев

История Кирилла

В нашей первой книге я рассказывал о том, как после окончания школы, совершенно не задумываясь о том, чем бы мне хотелось заниматься, и не строя никаких планов, я был отправлен родителями поступать на учебу в военную академию Санкт-Петербурга. На протяжении обучения я столкнулся со многими до тех пор неизвестными мне вещами и познакомился с людьми, очень сильно повлиявшими на мое мировоззрение, ставшими для меня примером во многом. Благодаря общению с этими людьми я осознал важность обучения и правильного отношения к нему, особенно в наше время больших перемен.

Так получалось, что меня всегда выбирали или назначали старшим в детском саду, школе, на соревнованиях, турслетах, зарницах. То же произошло и в академии.

Тайным голосованием я был выбран командиром и назначен на должность руководителя. Это было приличной дополнительной нагрузкой, потому что объем информации, свалившийся на курсантов первого года, в академии казался непостижимым, и школьная программа 10—11 классов по содержанию и объему бледно выглядела по сравнению с ней. С учетом того, что в 10 и 11 классах я почти не учился, а в основном «выезжал» на понимании некоторых предметов и успешно пользовался подручными средствами на контрольных работах, в академии первые два года мне пришлось усердно потрудиться.

Возможно, я и не проявлял бы такого рвения в изучении всего, что на нас обрушивалось со стороны гражданских преподавателей-теоретиков и офицеров-практиков, если бы не дополнительная ответственность. В армии очень простой порядок: командир является образцом во всем — в учебе, строевой подготовке, спорте и так далее. Этот процесс называется обучением на личном примере. Как я понял, это один из самых действующих методов обучения и воспитания.

Мне посчастливилось познакомиться с людьми, которые основали свои компании и жили другой, немного непривычной для большинства людей жизнью. Жизнью с большей свободой и в то же время с большей ответственностью. Эти люди никогда не жаловались на обстоятельства, а создавали то, что называется компаниями в глазах одних людей, рабочими местами в понимании других и богатством с точки зрения третьих. Поведение и образ мышления этих людей заставил меня сначала задуматься, а позже и побудил к решительным действиям, направленным на изменение образа моего мышления и переделывание себя из потребителя в человека, который создает. В предпринимателя человека, который предпринимает определенные действия для достижения своих целей и реализации желаемого образа жизни.

Ограничения, которые накладывает военная система, были довольно серьезными, чтобы я мог оставаться в этой среде. Я совершенно ничего не имею против армии и, даже более того, считаю, что это один из мощнейших институтов, в котором существует столько точности и порядка, что при должном его соблюдении возможно выполнить любую задачу в заданные сроки. Просто наступил момент, когда я стал выпускником этой школы и был готов поступить в другую школу, снова в первый класс, и начать все сначала по другим правилам. Уже сейчас, обращаясь к своему предпринимательскому опыту, могу с уверенностью заявить, что при использовании знаний и дисциплины военной науки в любом деле результаты достигаются намного проще и оказываются стабильнее.

После окончания академии и распределения, которое удалось выбрать по собственному желанию благодаря благосклонному отношению вышестоящего начальства, мы с товарищем отказались от дальнейшей службы по контракту в ряду офицеров российской армии.

Мы принялись за дело, за построение новой жизни. Нам удалось познакомиться с одним из крупных предпринимателей города, в котором мы тогда жили, и он сначала взял нас к себе на работу, а потом помог в организации бизнеса.

Прежде чем предприниматель согласился объяснить нам основные аспекты бизнеса и поделиться информацией из собственного опыта, прошло некоторое время. И вот в один из дней он согласился преподать нам основы рыночных отношений, научить умению мыслить творчески и правильно пользоваться калькулятором. В дальнейшем калькулятор стал прожектором, который проливает свет на финансовую сторону любого предприятия или мероприятия, которое мы собирались организовывать или проводить. Как бы это странно ни звучало, но это действительно так. Калькулятор высвечивает рациональность лю-

бого проекта или мероприятия, и вы можете с легкостью определить, стоит ли это вашего внимания.

Большинство людей живут больше эмоциями, чем разумом, и это нормально. Человек есть человек. Но часто результат становится совсем не таким, как предполагает человек, а намного хуже, и только потому, что жизненно важные решения принимаются эмоционально. Калькулятор же — это бездушное и неэмоциональное существо, которое складывает, умножает, вычитает и делит цифры. То есть выполняет полностью логические операции.

Как говорил предприниматель:

Для того чтобы определить направление бизнеса, или дела, которым стоит заниматься, необходимо включить интуицию, прислушаться к чувствам. А чтобы создать успешный бизнес или получить хорошие результаты в любом деле, нужно создать логическую модель и четко ее использовать. В любом деле, как бы оно вам ни нравилось, существуют рутинные операции, совершенно не творческие, которые для логического завершения и успеха в вашем деле необходимо выполнять только из соображений здравого смысла. А если при этом в ход идут ваши желания или нежелание и эмоции в момент, когда необходимо просто выполнять определенные действия, то за дело лучше не браться вовсе.

С самых первых дней нашего обучения предприниматель постоянно твердил нам о разнице в привычках богатых и бедных людей. Он объяснял это так:

— Богатые люди всегда имеют цели и планы на жизнь. И в связи с этим они знают, что им необходимо сделать. Так как невозможно, чтобы все появилось сразу, как по велению волшебной палочки, то процесс достижения любой цели растянут во времени. Каждый день богатые люди достигают небольших результатов, которые направлены на достижение более крупного результата. Во времени каждодневные, небольшие результаты накапливаются

и приводят к одному большому результату, или достижению цели, которую поставил себе человек. В философии этот процесс носит название «Диалектический закон перехода количественных изменений в качественные».

Практически любая цель может иметь денежный эквивалент, то есть может быть оценена суммой, необходимой для реализации этой цели. Так как не всегда возможно получить такую сумму единовременно, она должна быть накоплена со временем, либо вкладываться в достижение цели по частям. В связи с этим богатые люди, занимаясь реализацией своих планов, сколько бы денег они ни зарабатывали, всегда имеют план расходования этих денег или, правильнее сказать, их распределения. С каждого дохода в первую очередь они платят себе, создавая фонд для достижения своих целей и задач, а оставшиеся деньги используют для удовлетворения своих потребностей в еде, жилье, одежде, отдыхе. Что касается бедных людей, то они, как правило, тратят все, что зарабатывают, на удовлетворение своих потребностей.

Тогда я задал вопрос, который наверняка возник бы у многих:

~ А что если у человека нет возможности откладывать деньги, и все, что он зарабатывает, ему необходимо, чтобы прожить?

Предприниматель ответил так:

— Именно так и живут 90 процентов людей. Совершенно не задумываясь, что, собственно говоря, им нужно. Все дело в том, как я уже говорил, что люди слишком эмоциональны. Те, кто вырос в сельской местности, хорошо понимают законы природы. Весной ты сеешь пшеницу или любую другую культуру, на протяжении лета тебе необходимо заботиться о растущем урожае. Осенью урожай необходимо убрать и обработать. Результат получается через три-четыре месяца. Но уже есть пяти- или двадцатикратное увеличение первоначального объема высаженных культур,

правильно? А сады, саженцы, начинающие плодоносить после трех- или пятилетнего возраста? И на протяжении всего этого времени необходимо ухаживать за ними.

У природы есть свои законы роста и развития. Человек, к сожалению, не всегда терпелив настолько, насколько это необходимо. Он хочет все и сразу. Но в природе так не бывает. В природе не существует быстрых механизмов. У всего есть своя последовательность. Именно из-за того, что человек часто ведет себя, как капризный ребенок, который хочет все и сейчас, ему всегда оказывается что-то нужно. И не важно, сколько денег он получает, он находит, на что потратить, практически все деньги. Он не сажает саженцы богатства, а съедает их, радуясь сейчас. У него нет плана выращивания своего сада, который начнет плодоносить через несколько лет и будет радовать его своими плодами на протяжении всей жизни.

К сожалению, многие люди из-за страха и неверия в свои силы считают, что необходимо жить только сегодняшним днем, и не понимают, что никто не отменит в природе причинно-следственную связь. Что этот закон не из тех законов, которые могут принимать и отменять люди, это — более глобальный закон вселенной. Совсем не в потреблении заключается жизнь здесь и сейчас, но многие не хотят даже думать об этом. Для того чтобы у человека появились свободные деньги, излишек, он должен научиться мыслить как богатый человек, должен определить свои настоящие желания и цели, составить письменный план, понять, сколько ему необходимо денег для комфортной жизни, и зарабатывать больше — с учетом того, сколько необходимо для реализации намеченного плана. Естественно, что у каждого человека план будет иметь свой характер. У кого-то это будет создание собственного предприятия, у кого-то обеспечение своего будущего и будущего своих детей, а у кого-то постройка дома. Это уже второй вопрос.

Тогда я начал понимать, что это совершенно другой подход, другой образ мышления. Совсем не этому меня учили в школе и академии. Там вообще не учили ничему подобному, но я стал верить этому человеку. Он вызывал уважение и доверие не только своими регалиями, но и своим поведением и результатами своей деятельности. Он параллельно руководил процессом создания нескольких предприятий.

Однажды, когда он объяснял нам принципы реинвестирования денег в свой бизнес (использование прибыли от бизнеса для вложения в новое оборудование, увеличение качества, увеличение ассортимента услуг, расширение бизнеса), он сказал:

— Необходимо следить за новыми разработками и ценовой политикой, а также географией производителей и постоянно вносить в свой бизнес что-то новое, необходимое людям. А что касается людей, которые не имеют своего бизнеса, но хотели бы получать дополнительную прибыль, то они тоже могут участвовать в любом предприятии. Это выгодно для обеих сторон — как для владельца бизнеса, так и для человека, вкладывающего свои деньги. Конечно, для него риск остаться без денег есть всегда. Но чтобы избежать это, необходимо понять, в какие предприятия действительно стоит вкладывать деньги.

В следующий раз предприниматель рассказал нам о том, что сейчас в нашей стране, как и в других странах, более развитых экономически, становятся возможными и доступными каждому инструменты инвестирования, как самостоятельного, так и коллективного. И он поведал нам историю, которую услышал на последнем семинаре, слушателем которого он был:

Эта история вымышленная, но цифры совершенно реалистичные, то есть история основана на реальных цифровых фактах. В США еще с 1924 года существует форма

коллективного инвестирования — это когда людям нет необходимости посвящать много времени предмету инвестирования, за них предприятия, в которые следует вкладывать деньги, выбирают профессионалы. А вот и сама история: жила-была обычная семья и однажды она узнала, что в США умер их родственник. Никто в семье не знал довольно хорошо своего родственника, кроме того лишь, что он работал в небольшой компании служащим среднего звена. Они вовсе и не думали, что их родственник может быть богат, и поэтому были очень удивлены, когда об этом узнали. Но еще больше их поразило то, каким образом их родственник сколотил свое богатство.

Его деньги были вложены в ценные бумаги, в американский инвестиционный фонд Pioneer. Это один из древнейших американских инвестиционных фондов. Оказалось, что сумма, вложенная в этот фонд в 1928 году, составляла всего 1000 долларов. На момент получения наследства эта сумма составляла 2,3 миллиона долларов США. Таким образом, родственник не копил деньги всю жизнь, а доверился вложенной сумме. Благодаря тому, что фонд довольно умело распоряжался деньгами, результат кажется просто сказочным. Во все время, пока деньги находились в фонде, жизнь на земле менялась в разных направлениях, и это неизбежно сказывалось на результатах работы фонда. После вложения денег в 1928 году в 1931 году сумма уменьшилась с 1000 до 536 долларов, почти вдвое. Но родственник не спешил забирать оставшиеся деньги, а решил довериться экономике, то есть экономической деятельности человека.

С 1935 по 1936 год сумма после резкого увеличения опять уменьшилась с 2248 до 1237 долларов. С тех пор сумма постоянно возрастала. Самым большим прирост был с 1942 по 1943 год (на 44%). Незначительные убытки имели место еще несколько раз. Таким образом, первоначальное небольшое вложение принесло целое состоя-

ние. В этом примере не учитывается индивидуальное налоговое обложение, но цифры одного из старейших фондов США, Pioneer, совершенно реальны.

Да, интересная история, — сказал я, а возможно ли такое в России?

— Именно об этом я и хотел вам рассказать, кивнул предприниматель. — В России несколько лет назад стали образовываться подобные фонды, и похоже, что законы, по которым они создаются, и государственное регулирование их довольно строгое. Эта индустрия у нас только начинает развиваться, и я чувствую, что это принесет большие возможности — как для людей, так и для экономики страны.

Тогда я не придал этому особого значения. Как и все новое, эта информация вызвала у меня некоторое подозрение и легкое неприятие. Позже, когда я на практике столкнулся с тем, о чем рассказывал предприниматель, и опробовал это, инвестирование показалось мне жутко интересным.

Совсем недавно мне в голову пришел случай, который, наверное, я и не вспомнил бы, если бы не встретил человека, с которым мы за двадцать дней прогуляли миллион долларов.

Несмотря на то что я ехал поступать в академию по направлению военкомата, билет на самолет до Санкт-Петербурга мне купили родители, потому что на оформление требования и прочей бюрократической волокиты не было времени. В военкомате заверили, что билет оплатят в академии после сдачи экзамена, и так оно и произошло.

Но произошло как-то все одновременно. Первый курс подходил к концу. Я уже практически сдал все экзамены и с нетерпением ждал отпуска. Целый год тянулся как вечность, хотя у курсантов первого курса практически нет свободного времени. Желание увидеть родителей, друзей, надеть гражданскую одежду было настолько сильным, что по ночам мы почти не спали, а рассказывали друг другу, кто как проведет этот отпуск. В мыслях мы все были уже в отпуске, и только потому, что существуют определенные порядки и сроки, продолжали выполнять распорядок дня, приказы командиров и вышестоящего начальства.

Случилось так, что перед самым отпуском я получил деньги сразу из трех источников:

1. Мне наконец-то оплатили билет, который покупали родители.

2. Мое личное дело победило на конкурсе, и мне причиталась довольно приличная сумма (в год окончания школы администрация районной школы, в которой я учился, отправила документы на какой-то областной конкурс школьных активистов; что там было написано, я до сих пор не знаю, но премия нашла своего лауреата).

3. Подоспели премиальные от родителей в честь успешного окончания первого курса.

В целом сумма составила примерно 1000 долларов. Для курсанта первого курса это довольно приличные деньги, но так как тогда я еще не был знаком с людьми, которые позже научили меня грамотно обращаться с деньгами, чтос ними делать, я не знал. Просто так израсходовать все деньги казалось как-то глупо, но, с другой стороны, впереди был отпуск. Один из преподавателей академии, с которым у меня установились доверительные отношения, посоветовал мне просто положить деньги в банк под проценты в валюте до окончания обучения. Это показалось мне довольно разумным, но почему я так и не сделал этого, сейчас уже не помню. Сдав экзамены и взяв билет, я отправился на противоположный край нашей страны, на свою родину.

Долгожданная встреча с родителями, застолье, всевозможные рассказы, воспоминания. Как сейчас помню, как стучало мое сердце, когда я в парадной форме поднимался по крыльцу родного дома и навстречу мне вышли мама с отцом. Я уверен, что в этом состоянии хоть раз, но был каждый. Что-то происходит в этот момент, что-то меняется, ты понимаешь, что ты стал другим, и к тебе относятся уже по-другому. Одновременно ты испытываешь два чувства: гордость и грусть. Гордость за себя, за родителей, и немного грустно, потому что что-то уже ушло и осталось в прошлом.

После того как я пообщался с родителями, я взял у отца машину и поехал встречаться с друзьями. Перезвон бокалов и гуляния продолжались каждый день. Я ни в чем себе не отказывал, у меня был полный карман денег, и ни о каком грамотном использовании их я уже не думал. «Один раз живем», — кричали мы с друзьями и разъезжали на машинах, веселясь на полную катушку. Мы отпраздновали все дни рождения, которые только могли вспомнить, мы придумывали для себя различные праздники и гуляли каждый день. Иногда помогая родителям по хозяйству и на даче, я ждал приближения вечера, чтобы сорваться к друзьям и повеселиться.

Двадцать дней, которые я планировал провести в родных пенатах, пронеслись как один беззаботный миг. Я мало что помню из того отпуска. Единственное, что я запомнил хорошо, — это возникшее при возвращении в академию чувство какой-то пустоты и ощущение чего-то не сделанного. Начинался второй курс, опять дисциплина, порядок, учеба и еще 4 года впереди. Все деньги были потрачены, и практически ничего полезного за весь отпуск я не сделал.

С того лета прошло почти восемь лет, вернее, они пролетели, как пролетят и следующие восемь. Я хотел получить все в один отпуск, насладиться беззаботностью и щедростью. Если бы я тогда знал то, что знаю сейчас, то картина была бы совершенно другой. Что было бы с этой суммой денег, если бы я тогда правильно распорядился ею?

30 000 рублей, вложенные в один из первых паевых фондов, созданных в России, превратились бы сегодня в 300 000 рублей (1000% именно на столько увеличилась стоимость пая за последние 5 лет).

И, начиная с сегодняшнего дня, инвестирование этой суммы в среднем под 20% годовых, что сейчас совершенно реально, через 25 лет превратило бы ее в 34 миллиона 342 тысячи 552 рубля или, приблизительно, в 1 миллион 212 тысяч долларов. Грубо говоря, в один миллион долларов. Сейчас я не учитываю налогообложение (позже мы коснемся этого), но думаю, что мысль совершенно ясна. Сумма кажется невероятной, пока вы не возьмете в руки калькулятор и не посчитаете.

Я мог провести отпуск ничуть не хуже и даже с большей пользой. Но эмоции сделали свое дело, и я прогулялмиллион долларов.

Всего одна минута для принятия решения, и 20 дней для того, чтобы потерять приличную сумму.

Даже если при получении этой суммы поместить ее в Банк Английской Королевы, который считается одним из надежных, под 4% годовых, то в месяц можно было бы по-

лучать 4000 долларов. Совсем не плохая премия за грамотное использование единожды всего тысячи долларов. Не многие люди получают такую зарплату, но...

Этих денег не вернуть, и время ушло, осталось лишь четкое понимание того, что бездумное использование денег ни к чему хорошему не приводит, что, в общем-то, тоже немаловажно. Я договорился с собой считать любые ошибки, даже сделанные по незнанию, учебой, а потерянные деньги — платой за эту учебу.

Вот такой урок за миллион долларов. Теперь я предпочитаю заплатить за обучение раньше, и пусть это кажется дорого, но в будущем эти деньги возвращаются намного большей суммой, чем расплачиваться миллионами за невежество.

Школа, институт, профессия...

Свет знаний пробивается сквозь щели просвещения.

Геннадий Малкин

Начиная эту главу, менее всего мы хотели бы вызвать гнев учителей всевозможного ранга, степеней и званий, и ни в коем случае не сомневаемся в том деле, которым они занимаются. Если быть точнее, то преподаватели обучают подрастающее поколение и передают им знания, полученные ими самими в таких же учебных заведениях несколько лет назад. Потом люди сдают экзамены, то есть проходят проверку на усвоение и запоминание ими материала, и получают оценку-вердикт, которая определит, на что они дальше способны.

История Кирилла

При обучении в школе многие предметы мне давались легко, возможно, потому, что я умел вниматель-

но слушать, и если не терял нить повествования и понимал суть, то довольно легко мог повторить и потом воспроизвести то, о чем рассказывал учитель, используя иногда свое объяснение. Через некоторое время мне перестала нравиться подобная форма обучения, вернее, это стало мне казаться немного скучным, и интересовали в основном олимпиады или какие-нибудь нестандартные занятия. Суть в том, что на подобных занятиях приходилось думать и что-то изобретать и придумывать свои варианты решений. А больше всего мне нравилось то, что можно было пользоваться всевозможными справочниками, что избавляло от запоминания разных формул, и можно было вдоволь насладиться процессом поиска решений.

Я старался быть дисциплинированным, потому что это было принято, за это ставили оценки, которыми могли быть недовольны родители, что иногда выливалось в не очень приятные разговоры. Но как я ни старался, моя оценка за поведение очень редко поднималась выше тройки. «Наверное, это связано с темпераментом», — рассуждали учителя. Для меня же это было не столь важно, просто не хотелось видеть родителей расстроенными и беспокоящимися о том, что же о них подумают люди.

Но несмотря на это мне удавалось сочетать в себе полупримерного ученика в школе и нормального озорного непоседу в других местах. Возможно, эта игра в полупослушного ребенка и помогла мне не оказаться в плену догм, навязываемых некоторыми преподавателями и взрослыми, которые сами, возможно, и не осознают того, что своим поведением подают далеко не лучший пример подрастающему поколению.

Если хотите, проведите эксперимент. Задайте следующие два вопроса любому родителю:

1. Для чего учиться в школе?

2. Для чего учиться в институте?

Ответы в основной своей массе вас не слишком удивят. Вот они: на вопрос № 1: «Для того, чтобы был хороший аттестат и ребенок мог поступить в институт». На вопрос № 2: «Чтобы получить диплом и устроиться на работу».

Все это правильно, за исключением одного момента. Эта схема поведения была хорошей тогда, когда в нашем государстве были другой строй и другие отношения. Когда государство являлось практически единственным работодателем и создателем перемен. Была концепция развития, и вся страна двигалась к одной, единой цели. Но времена изменились. Хотите вы того или нет, сейчас за окном царит настоящий рынок.

Рынок всегда прав. Рынок определяет все. Рынок определяет стоимость товаров и услуг, рынок определяет величину вашей зарплаты. Рынок определит то, как вы будете жить завтра и послезавтра. Эти слова не означают, что то образование, которое дается в школе, — плохое. Вовсе нет, просто оно уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Требованиям информационного века, информационного общества. Обратите внимание, на чем сосредоточено сегодня образование (школьное и дальнейшее):

1. Навыки чтения, письма, арифметических действий, знание законов физики, химии, событий истории, этикета, географии, знание иностранных языков, философии.

2. Обучение профессиям токаря, машиниста, врача, бухгалтера, инженера, танцора и так далее, любому виду профессии, при помощи которой вы можете зарабатывать деньги.

В большинстве случаев везде обучают уже определенным и известным вещам, и обучение строится на

запоминании конкретных явлений, фактов или последовательности действий. Но в наше динамично изменяющееся время проблема состоит в том, что профессиональные знания к моменту вашего обучения уже несколько устаревают.

И вот еще одна проблема: зарплата учителя выплачивается из бюджета, и зарплату эту определяют грамотные люди, которые сидят в правительстве и которые решили, что ей вовсе не обязательно быть высокой, а в определенный момент времени вообще по полгода зарплата учителям не выплачивалась. Многие хорошие преподаватели покинули свое место работы, потому что у них есть семьи, которые необходимо кормить.

Многие люди сейчас работают и зарабатывают не слишком много. Но представьте себе, что может случиться с этими людьми, когда их профессия перестанет быть востребованной, когда ее заменит какой-нибудь новый компьютер или робот? Что будет с ними, когда они будут слишком стары для работы? На что может обречь их полученное ими образование?

Сейчас все больше родителей начинают обращаться к альтернативным системам обучения. Отдают детей в частные школы, чтобы уберечь детей от устаревшей государственной системы образования.

На данный момент самой прогрессивной формой обучения является погружение в среду, то есть если вам необходимо стать специалистом по сборке и настройке персональных компьютеров, то самый лучший способ обучиться этому — это собрать и настроить несколько компьютеров различной конфигурации или восстановить выведенные из строя компьютеры при поддержке наставника.

Итак, окончание школы — для получения аттестата, окончание института — для получения диплома.

А когда вы устраиваетесь на работу, вам говорят: «Забудь обо всем, что тебе говорили в институте!» И обучат всему, что необходимо для работы, за 1—6 месяцев, в зависимости от специальности. Потом ежедневная работа из года в год, заработки, покупки, смена работы, семья, дети, машина, квартира и... что? И опять политические деятели, придумывающие новые законы, которые не дают расслабиться мирным гражданам.

Независимо от нашего желания рыночные отношения все больше наполняют нашу жизнь. Потихоньку мы стали привыкать, что цена на одни и те же продукты в разных магазинах может быть различной, или к тому, что она измеряется в странных У. Е. и в каждом магазине этот У. Е. имеет различное значение. Мы привыкли наряду с обычными рублями держать доллары в кошельках и под подушкой и уже с большей легкостью воспринимаем новости о не очень удачном проведении реформ.

Недавно мы разговаривали с академиком Дмитрием Семеновичем Львовым, человеком небезызвестным и очень грамотным. Несмотря на то что ему уже 75 лет, он бодр и полон оптимизма и продолжает заниматься своим любимым делом — наукой.

— К сожалению, — сказал Дмитрий Семенович, — то, что происходит сейчас в нашей стране, — это яркий пример того, как не надо делать. Политики, люди, от которых зависит то, как будут себя чувствовать и жить люди, действуют, похоже, не в тех интересах, в которых следовало бы. И самое обидное и страшное то, что они не используют опыт развития других стран, опыт истории и результаты научных исследований, которые могут помочь произвести реформы и перестроения более естественным и конструктивным способом.

Как бы парадоксально это ни звучало, но это действительно так. Складывается такое впечатление, что людям пришло время задуматься над тем, что они могут сделать для себя сами, для своей семьи, компании, страны. Не просто перестать надеяться на правительство и опустить руки, а начать действовать — действовать, используя те знания, которые они могут получить в процессе обучения или профессиональной деятельности, научные знания, опыт более развитых стран и в том числе отрицательный опыт.

Сейчас становится понятно, что все производимые реформы вносят довольно ощутимые перемены в нашу жизнь. И одна из важных перемен — это возложение ответственности людей на самих себя. Многие вопросы, которые раньше — некоторые формально — решались при помощи государства и на уровне государства, сейчас отданы на откуп гражданам. Государство избавляется от лишних обязательств в силу невозможности их выполнения. Наверное, это и правильно.

Проще говоря, все эти перемены влекут за собой экономические изменения, которые сделают пропасть между бедными и богатыми еще больше. Для одних людей эти перемены являются благом, а для кого-то — просто проклятьем. И сейчас, независимо от того, как ты учился в школе, ты можешь оказаться в таком же положении, как и тот, кто учился намного хуже. Разработано довольно много прогрессивных систем обучения, но в силу того, что наша современная образовательная система увязла в устаревших идеях и противоречиях, эти системы применяются не очень широко. Возможно, это связано и с излишней бюрократизацией и с тем, что люди, которые должны заниматься этими вопросами, — не компетентны. А может быть, кому-то вообще невыгодно менять

систему образования и внедрять прогрессивные образовательные системы, а выгодно продолжать дальше «ковать элементы системы».

Для многих воспоминания об учебе связаны с нудной, мучительной практикой вколачивания информации в голову, зазубривания перед экзаменами, с последующим мгновенным забыванием, или использованием подручных средств, в простонародье называемых шпаргалками. И, наверное, мало для кого воспоминание об обучении связано с захватывающим, волнующим путешествием, приносящим открытия и изменения в жизни, связанные с получением новых знаний.

Но в любом случае в школе и институте учат определенным основам и профессии, учат читать, складывать, запоминать определения, даты, названия городов. Вероятнее всего, после такого обучения человек сможет освоить на практике профессию, которой он обучался, и будет зарабатывать деньги. Но далеко не многие зададутся вопросом самостоятельного дополнительного обучения тем предметам, которым не учат в институтах, но которые имеют не меньшую ценность, а подчас даже большую, и иногда являются просто жизненно важными. Можно сказать, что это «иногда» сейчас происходит в нашей стране, вслед за другими странами, более развитыми.

Итак, жизнь сегодня не такая, как вчера и позавчера. Рынок, рынок становится все больше и вслед за своим наступлением «подтягивает» свои законы. Надежда на то, что существующая система образования сможет подготовить ребенка к жизни, сейчас потихоньку угасает. Учеба в условиях рынка —- это учеба в совершенно другой обстановке, в обстановке неуверенности и перемен. Каждое решение, принимаемое

вами, приведет вас либо к «минусу», если оно неверное, либо к «плюсу», если оно правильное.

Рынок — это совсем другая школа, вовсе не общеобразовательная, она сверхобразовательная. Здесь каждое второе решение принимается на уровне изобретения. Нет стабильных условий задачи. Обстановка меняется каждую минуту. Рынок — это самоуправляемый бардак, он делает многое прозрачным. Появляется здоровая конкуренция. При этом начинают развиваться такие качества, как ответственность за людей и природу на уровне совести. То есть начинает возникать самоответственность, без упования на закон, и чувствование внутренней морали. Это и есть предпринимательский подход к жизни, и он означает большую ответственность, инициативу, самоопределение. Предприниматели, осознающие свою социальную, экономическую и экологическую ответственность, — это будущее страны и планеты.

Проблема в том, что педагогическая наука в данный момент не развивает навыков, необходимых для уверенности людей в завтрашнем дне, а именно — веру в свои силы и предпринимательское видение. Для преподавателей нового века недостаточно подготовки в училищах и университетах. Они сами должны быть людьми с предпринимательским духом и умением помочь развить в детях способность изучать действительность, а не напихивать их устаревшими знаниями и событиями.

В принципе дети могут самостоятельно управлять своим развитием. И если при этом взрослые начинают диктовать ребенку, то это может закончиться не лучшим образом. Это может превратиться в выученную беспомощность.Взрослым есть смысл создать условия для развития и немного направлять детей в этом процессе. Нужно перестать держать детей в те-

пличных условиях и проявлять излишнее опекунство. Необходимо сделать ставку на самостоятельную деятельность и на предприимчивость детей. Этого требует время, этого требует состояние успеха, готовое стать попутчик



2018-07-06 383 Обсуждений (0)
Школа, институт, профессия... 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школа, институт, профессия...

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)