Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В Троице-Сергиевой Лавре



2018-07-06 399 Обсуждений (0)
В Троице-Сергиевой Лавре 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Утром Лавра выглядит ещё более величественно. Из ворот вышел пожилой монах с седой бородой в виде ласточкиного хвоста. Он быстро приближался ко мне. «Это он!» – подумал я, и уверенно пошёл на встречу.

– Доброе утро, батюшка! Можно с вами поговорить? – выпалил я, пряча своё волнение.

– Да я спешу на электричку, некогда мне, – добродушно сказал батюшка.

– Можно я спешить буду вместе с вами, а по дороге мы поговорим?

– А о чём поговорить-то хочешь?

– О школе! Я просто не знал о чём ещё можно поговорить в Лавре.

– Так тебе к отцу Науму нужно, он принимает каждый день с 6.30 до 12 часов. Беги быстрей, пока там мало народу, за ворота налево у проходной!

Поблагодарив дедушку, я поспешил на встречу. «Значит, это отец Наум. Нужно выстроить план беседы, а то разволнуюсь, заикаться начну, фотографии школы в чемодане забыл, а чемодан в Москве...». Мысли разом обрушились и требовали внимания. Пройдя проходную и зайдя в помещение, я увидел человек двадцать ожидающих беседы.

– Кто последний? – поинтересовался я, видя, что явной очереди нет.

– А здесь нет очереди, отец Наум сам приглашает, кого посчитает нужным.

– Это как? – удивился я.

В этот момент открывается дверь, и женщина в чёрном платочке спрашивает: «Кто Семёнов из Самары? Заходите!».

– А есть ещё какие-либо варианты попасть на беседу?

– Можно записку ему написать и передать, когда будет выходить, а прочитает ли и посчитает нужным пригласить на беседу - одному Богу известно. Может сам позвать на беседу. Молиться нужно! – Пояснили мне.

 

Стоять до 12 часов в неизвестности желания не было, а молиться – тем более. Я пошёл прогуляться по территории Лавры, осмыслить ситуацию, зашёл в Успенский Собор, вокруг было красиво и спокойно. Я попытался вспомнить, когда в последний раз был в Церкви и, к сожалению, не смог. Затем зашел в храм Святой Троицы, где покоятся мощи преподобного Сергия, к которому нескончаемым потоком, в течение уже нескольких веков идут люди. Я почему-то не решился сразу влиться в этот людской поток и прошёл к железной двери с левой стороны, чтобы было видно раку с мощами преподобного Сергия и не мешать людям.

Через какое-то время лёгкое волнение улеглось, мысли успокоились, я стал слушать молитву и песнопение. Эта атмосфера всецело захватила меня, и я впервые за много лет перекрестился. Я стал с любопытством рассматривать убранство храма. Мой взгляд привлекла пробоина в такой же железной двери напротив. Взгляд несколько раз возвращался к пробоине. Через несколько часов мне захотелось подойти и приложиться к мощам святого. Только я подумал, что наверно нужно на улицу выйти в конец очереди, в этот момент очередь раздвигается, и пожилая женщина приглашает меня встать перед ней. Я приложился к мощам преподобного и встал за спиной священника, читающего молитву, уже рядом с дверью. На ней было нацарапано, что пробоина была получена при осаде Троице – Сергиевой лавры польско-литовскими войсками Лжедмитрия II, продолжавшейся почти шестнадцать месяцев – с 23 сентября 1608 г. по 12 января1610 г.

Вдруг слышу тихий женский голос: «А вы попробуйте зайти за эту дверь, возможно, вам разрешат!». Не успел оглянуться на голос и спросить – что разрешат, как увидел, что дверь открывается, и за монахом заходят мужчина и две женщины. Я зашёл за ними. Несколько ступенек вели вниз, там монах что-то тихо сказал пришедшим и они зашли в комнату.

– Здравствуйте, а мне можно? – хотя, не зная чего, спрашиваю я у монаха.

– А вы откуда?

– Из Бишкека!

– Проходи с Богом!

Я зашёл в маленькую комнату, в которой ощутил внутренний трепет. Не понимая причины этого ощущения, я стал осматриваться, стены были расписаны как в обычном храме.

«Здесь покоятся более двух тысяч святых мощей!» – слышу я шёпот мужчины. Осматриваюсь, и действительно, по периметру комнаты размещались под стеклом множество косточек. Я с трудом читал, кому они принадлежат, надписи были старинные.

«На этом месте стояла келья преподобного Сергия и здесь, на этом месте к нему снизошла Богородица и между ними была беседа! Здесь святая святых России!» – продолжал рассказ мужчина.

И тут взгляд мой падает на стену, на которой изображён сюжет встречи Богородицы и преподобного Сергия. Я не мог оторвать взгляда, ноги мои «вросли» в пол. Я впервые соприкоснулся с историей и её духовной составляющей так близко. Необычное состояние охватило меня. Было ощущение благодати, присутствия некой силы и мощи, но очень мягкой. Я не мог, скорее, не хотел двигаться. Мне хотелось просто быть в этом состоянии и в этом месте. Гости вышли, а я остался один. Сколько времени находился в комнате, я не помню, оно остановилось для меня.

– Инок, пора закрывать! – услышал я тихий голос монаха.

Я стал постепенно возвращаться в реальность. Сначала ощутил боль в коленях, оказывается, я стою на коленях посредине комнаты.

Как оказался стоящим на коленях, я не помню… Железная дверь за мной закрылась, и я опять оказался на своём месте, но с новым, доселе неведомым мне переживанием. Что это было? Мне захотелось вернуться туда, в то состояние и переживание, оно было ново, необычно и продолжало жить во мне. Я решил приобрести иконку преподобного Сергия. У женщины, продававшей иконы, я поинтересовался дверью с пробоиной и тем, что находится за ней.

К сожалению, открывают её для свободного посещения раз в году и на один день. Монахи строго берегут святыни! Вам очень повезло, если оказались там! – сказала женщина.

Купив несколько икон, изображавших таинство сошествия Богородицы к преподобному Сергию, я зашёл в книжную лавку и приобрёл его жизнеописание. Ни с кем не хотелось общаться. Мне стала интересна жизнь святого. Ночами я читал описание его жизни. То, что я узнавал, всё больше и больше убеждало меня в том, что я не знаю истории России.

На следующее утро, написав записку отцу Науму, я отправился на встречу с ним. Записку мою он взял, но я не успел и рта открыть, так быстро прошёл батюшка. Я настроился на ожидание, но, прождав минут двадцать, я почувствовал, что какая-то сила вновь меня увлекает в Троицкий Храм. Я встал на прежнее место перед ракой с мощами преподобного Сергия, за священником, слушал молитвы и песнопения, слушал себя, думал о жизни святого старца, о его встрече с Богородицей... Вспомнилось вчерашнее пребывание в келье святого старца.

«Вот бы ещё раз там оказаться!» – промелькнула мысль.

В этот момент заветная дверь открывается, и заводят группу детей младшего школьного возраста. Я зашёл следом за ними. Дежурный монах мне разрешил пройти с детьми. Дети быстро вышли, мне показалось, что они не поняли, куда и зачем их привели. Я вновь остался один, смотрел на изображение встречи преподобного Сергия и Богородицы… Кто организует эти встречи? Почему я здесь? И вновь удивительное состояние вернулось ко мне. Помню свои слова: «Господи, благослови!».

– Инок! Пора! – тихий голос монаха вернул меня в реальность. Я почувствовал, что опять стою на коленях. Открываю глаза и с удивлением вижу перед собой позолоченное надгробие, иконы в позолоченных окладах, свечи горят. Я один находился в маленькой комнате. Как я сюда попал, не помню, я даже не знал о её существовании. Выйдя в коридор, я увидел напротив келью преподобного Сергия, в которую заходил с детьми. Позже я узнал, что комната, в которой я оказался, это так называемый Никоновский предел – келья преподобного Никона, келейного ученика преподобного Сергия, принявшего Лавру после его ухода. Выйдя в коридор, я направился на своё место, но монах вывел меня через другую дверь на улицу.

Мокрый снег под ногами, весенний прохладный воздух напоминали о реальности, а я чувствовал себя в совершенно другом состоянии и даже времени. Что же реально в этом мире, а что иллюзия? Наверно встреча не с человеком ожидала меня в Лавре. Я чувствовал завершённость какого-то, не ведомого мне таинства. Мне ни с кем не хотелось общаться, я расхотел идти к Отцу Науму. Решил написать ему последнее письмо с просьбой помолиться за будущую школу и не приглашать меня на встречу.

Но на этом удивительные встречи не закончились. 8 марта последний, полный день моего пребывания в Лавре. Написав письмо отцу Науму, рано утром отправился передать ему своё заключительное послание. Первой я встретил девушку-монашку, она стояла на улице, потому что желающих поговорить с батюшкой было очень много. С детства меня приучили 8 марта поздравлять женщин с праздником.

– Доброе утро! С праздником Вас! – тихо сказал я девушке.

Она ничего не ответила, строго посмотрела на меня, при этом оставаясь собранной и сосредоточенной на молитве. Я понял, что эти поздравления здесь не уместны. Встал рядом с девушкой, держа в руке письмо. Отец Наум быстро прошёл, ни у кого ничего не взял, народ стал толкаться, стремясь попасть на приём. Я не расстроился после произошедших со мной событий, отошёл в сторону, решил подождать минут двадцать, и стал смотреть на лица людей.

Что привело их в Лавру, ради чего они стремятся на беседу, что ожидают от встречи?

Что привело в Лавру меня?

Пожилые монахи и монашки с котомками и рюкзаками, явно пришедшие издалека, люди из разных городов и разных сословий, разных национальностей, даже из Алма-Аты казах с двумя сыновьями, ожидали отца Наума. Я обратил внимание на них на службе в Успенском соборе. Смотрел на людей, пытался понять их, и увидел девушку, которую я поздравил с праздником, она была чем-то расстроена. Мне захотелось поддержать её.

– Не переживайте, у Вас всё будет хорошо! Вы так искренне молитесь, что Бог не оставит Вас без внимания! – я попытался успокоить девушку.

Через минут десять-пятнадцать девушка подошла ко мне и предложила пойти помолиться.

– Хорошо, только я несведущ в тонкостях православия и больше воспринимаю Бога сердцем, – смущаясь, сказал я девушке. Коротко рассказал о себе, о школе Щетинина, о своей мечте, о предсказании и посещении святынь в Лавре. Девушка мне стала рассказывать о Лавре, о службах, о батюшках и их обязанностях...

Мы познакомились, Ольга, (так звали девушку) учится в 11 классе, приехала с мамой из Москвы. Они пригласили меня в храм Петра и Павла. Я решил, что этот день проведу в экскурсиях, поскольку внутренние переживания переполняли меня, и просто хотелось осмыслить произошедшие со мной события.

Ольга продолжала рассказывать об основах православия, о храме Петра и Павла и его настоятеле – отце Германе. Чувствовалось, что она была как у себя дома, многие служащие Лавры и храма знали девушку. Я впервые видел молодую и красивую школьницу, стремящуюся не на дискотеку, а в храм. Ольга и её мама познакомили меня с матушкой Евгенией.

– Как тебя зовут? – поинтересовалась матушка.

– Юрий!

– Значит Георгий!

– Почему Георгий, я по паспорту Юрий? – пытался я отстоять своё имя.

Ольга, защищая меня, шепнула матушке о моих слабых знаниях православия.

– А сколько лет тебе? Пятьдесят! Так в монастырь иди! Чего ещё делать-то? – продолжала «допрос» матушка.

– Да я школу хочу построить! – попытался реабилитироваться я.

– Тогда ладно, хорошее дело задумал!

Матушка рассказала нам о монахе пустыннике отце Онуфрие. Он живёт в лесу за Александровом с несколькими монахами. Сейчас он болеет и находится в больнице Александрова и есть возможность встретиться с ним.

 



2018-07-06 399 Обсуждений (0)
В Троице-Сергиевой Лавре 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В Троице-Сергиевой Лавре

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)