Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русский язык как предмет изучения и обучения ему. Особенности предмета «русский язык» в начальной школе



2018-07-06 2447 Обсуждений (0)
Русский язык как предмет изучения и обучения ему. Особенности предмета «русский язык» в начальной школе 5.00 из 5.00 3 оценки




Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение системы языка, языковой теории, сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Начальной ступенью изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте».

В пояснительной записке к примерным программам по русскому языку указываются следующие цели и задачи его изучения:

Цели:

1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся.

2. Социокультурная цель изучения языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, а также навыков безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Развивающая цель состоит в формировании у учащихся основ учебной деятельности: познавательных мотивов, самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умении организовать сотрудничество, планировать свою деятельность, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением, формировании таких универсальных учебных действий как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю.

В ходе обучения языку у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и др.

Задачи изучения курса « Русский язык»:

1) освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и орфографии русского языка;

2) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Обучение русскому языку в начальной школе ведется по трем основным содержательным линиям. Во-первых, осуществляется целенаправленная работа по развитию речи детей: совершенствуются их произносительные навыки, обогащается и уточняется словарный запас, развивается умение правильно строить предложение, формируются навыки, необходимые для восприятия и создания связного высказывания, осваиваются правила речевого поведения в определенных ситуациях общения. Во-вторых, проводится работа по формированию и совершенствованию навыков чтения и письма, без которых невозможно овладение письменной речью: младшие школьники должны научиться правильно, достаточно быстро и осознанно читать, а также разборчиво и грамотно писать.

Развитие речи школьников, и обучение их грамотному письму требуют определенной базы лингвистических знаний и умений, поэтому третьим важнейшим направлением работы является ознакомление учащихся с основами знаний о системе языка. Учащиеся начальной школы изучают фонетику, лексику, морфемный состав слова, морфологию, синтаксис на доступном им уровне, овладевают умением распознавать языковые единицы разных уровней и характеризовать их (звук, морфему, слово, словосочетание, предложение).

Важно, обучая школьников русскому языку и проводя работу по всем указанным направлениям, создавать условия для формирования у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, понимания его роли в жизни общества и каждого человека, осознания необходимости сохранять его чистоту и богатство, для развития интереса к русскому языку и желания познавать его в целях совершенствования своей речи.

В государственном образовательном стандарте начального общего образования определены следующие требования к изучению русского языка:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка ДНР, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В соответствии с этими требованиями составляется программа, в которой конкретизируются результаты и содержание учебного курса, необходимое для их достижения.

Основными принципами построения программ по русскому языку являются:

- функционально-семантический (единицы языка: слово, предложение, текст – рассматриваются с точки зрения их значения и функционирования в речи, общении);

- коммуникативно-деятельностный (обучение языку направлено на овладение умением использовать языковые средства в процессе общения, в содержание входят коммуникативно-речевые умения);

- системно-концентрический (на каждом году обучения в содержании курса представлены все уровни языковой системы во взаимосвязи, знания школьников об этих подсистемах языка постепенно расширяются и углубляются).

Литература

 

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч. / Ред. А. М. Кондаков. – Ч. 1. – М., 2011.

2. Рамзаева Т. Г. Лингвометодические принципы авторских учебников «Русский язык» для современной начальной школы // Нач. школа. – 2006. – № 5.

3. Рамзаева Т. Г. Современное начальное языковое образование как полифункциональная развивающая система (1-4 классы) // Развивающее языковое образование в современной начальной школе / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. – СПб., 2009. – С.3-17.

4. Саломатина Л. С. Методические подходы к работе с текстом на занятиях родным языком // Нач. школа. – 2010. – № 1.

5. Юртаев С. В. Содержание языкового образования и речевого развития учащихся // Нач. школа. – 2009. – № 10.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

ПЛАН

1. Из истории обучения грамоте. Обучение грамоте в Древней Руси.

2. Методы обучения грамоте, их особенности и классификация.

3. Современный звуковой аналитико-синтетический метод как основной метод обучения грамоте. Особенности метода.

Из истории обучения грамоте.Обучение грамоте в жиз­ни человечества возникло еще в доисторический период сразу же после появления первых видов письма, точнее, графических способов изображения каких-либо сообщений. Еще в эпоху родового строя у людей появилась потребность в речевом общении на расстоянии с закреплением его во времени. Для этого люди придумывали разные способы: записывали свои речевые сообщения, напри­мер, посредством связок из раковин разной величины и цвета, комбинировали узлы и сплетения из шнуров; делали зарубки и насечки на камне, на деревянных дощечках и палках, использовали графические начертания в виде рисунков, иероглифов, клинообразных знаков и, наконец, букв. Наиболее совершенными, удобными и экономными в передаче речевых сообщений оказались буквенные знаки. Они легче запоминались и были более приспособлены как для записи, так и для чтения, расшифровки записанного.

Впервые буквенные знаки письма появились в странах Сред­него Востока и Средиземноморья, народы которых пользова­лись языками семитской языковой группы (Сирия, Аравия, Фи­никия, Кипр, Сардиния, Сицилия, Карфаген). Через финикий­цев, которые активнее других занимались мореходством и тор­говлей и поэтому чаще и больше других общались с разными народами, алфавитное звукобуквенное письмо стало известно грекам. Знакомство греков с буквенно-звуковым письмом расширилось посредством носителей арамей­ского языка (евреи, арабы), с которым пришли в другие страны многие древнебиблейские тексты, записанные буквенно-звуковыми знаками. Греки усвоили не только идею буквенно-звукового письма, но и внесли в него немало усовершенствова­ний - ввели для обозначения гласных звуков специальные буквы (в семитском письме они отсутствовали), придумали буквы для обозначения звуков, специфических для греческого языка.

Буквенно-звуковое алфавитное письмо от греков узнали рим­ляне, славяне и другие европейские народы. Каждый из них, не меняя греческой алфавитной и отчасти графической основы букв, приспосабливал буквенно-звуковые обозначения к особенностям своих языков.

Обучение грамоте в Древней Руси.Существует предположение, что еще до принятия христианства славяне имели собственную письменность, которая представляла собой одну из разновидностей рунического письма. По свидетельству болгарского монарха Храбра, на Руси в дохристианские времена (VІ век) писали «чертами» и «резами». «Резы» – это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий – символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе. Хотя некоторые ученые считают данное предположение необоснованным, утверждая, что письменность у славян возникла с принятием христианства (988 г.). Тем не менее, археологические раскопки и древние рукописи свидетельствуют о том, что восточные славяне уже в дохристианский период имели достаточно развитую письменную культуру, которая неизбежно сопровождалась практикой обучения грамоте в составе общинно-семейного воспитания отроков (детей 7-14 лет).

Строгие правила общинно-семейного образования требовали обязательного знания объемных и сложных текстовых произведений, что создавало предпосылки для использования в обучении отроков письменных текстов, вырезанных на кусках дерева. Они многократно читались учениками совместно со взрослыми и не только легче запоминались, но и позволяли ребенку параллельно осваивать чтение. В таком виде обучение грамоте не носило целенаправленного, методически организованного характера, осуществлялось взрослым интуитивно, в рамках традиций устно-речевого образования, в каждой семье по-разному. Тем не менее, семейное обучение грамоте способствовало усвоению необходимых устно-речевых знаний и умений и в целом вписывалось в традиции уклада жизни и воспитания древних славян.

В ІХ веке славяне начинают использовать так называемую «неустроенную азбуку». Она была обнаружена на стене киевского Софийского собора и представляла собой дополненный отдельными славянскими буквами греческий алфавит, который включал 27 букв: 23 греческие и 4 славянских (Б, Ж, Ш, Щ). Очевидно «неустроенная» азбука появилась в результате просветительской деятельности на Руси в середине ІХ греческих христиан. Это позволяет историкам предположить, что вместе с появлением греческих миссионеров на Руси начинается индивидуальное обучение русичей. Оно отличалось целенаправленностью – научить обучающихся читать и писать. Индивидуальное обучение сопровождалось определенной методической организацией и уже на этом этапе предполагало запоминание азбуки. Таким образом, к концу Х века у восточных славян сформировалась дохристианская письменная традиция, которая в обучении грамоте была ближе всего к греческой культуре. С принятием христианства (988 г.) наблюдается расширение контактов Древней Руси с Византией и Великой Моравией (Чехией). В южноморавских княжествах христианство уже проповедовалось на славянском языке. Для этих целей солунскими братьями Кириллом и Мефодием были созданы новые азбуки - глаголица и кириллица, и на их основе переведены основные христианские книги. Из двух азбук на Руси закрепляется кириллица в связи с ее близостью к «неустроенной азбуке». Появляются вначале переводные, а затем и собственные восточнославянские церковно-служебные и историко-повествовательные произведения. Не только в богослужении, но и в делопроизводстве начинает использоваться книжный церковнославянский язык. Он приобретает статус литературного и наряду с другими языками закрепляется в образовании. С формированием национального русского языка двуязычие становится определенной традицией, просуществовавшей в обучении грамоте до нач. ХХ в.

Вместе с новой письменностью и книжным церковно-славянским языком в Древнюю Русь проникают и традиции школьного византийского образования, которое в целом определялось как учение книжное. Официальное свидетельство о начале школьного обучения в связи с крещением Руси Владимиром Святославовичем отражено в «Повести временных лет».

Функции распространения христианского обучения постепенно переходят в введение церкви, для которой устройство школ христианской книжности стало важнейшей задачей.

Массовая форма обучения в этот период – индивидуально-групповая. Обучение проходило в семьях священнослужителей-учителей. Основной метод книжного обучения – начетнический – многократное прочитывание и запоминание предложенных учителем текстов. Основы христианского вероучения изучались по Часовнику, Псалтырю, Апостолу, а на более высоком уровне – по текстам Священного Писания.

Цель «общеобразовательного» обучения на Руси – воспитание грамотного христианина, изменение мировоззрения славян на основе христианского вероучения.

В ХІ веке Русь становится одной из наиболее культурно развитых стран. Она шла впереди многих стран Европы, которые опередили ее только позднее, когда Русь оказалась в особо тяжелых условиях, приняв на себя удар монгольских полчищ и загородив собою Западную Европу. Обнаруженные археологами берестяные грамоты свидетельствуют о том, что уже в Х веке грамотой владели не только знать и духовенство, но и многие простые люди.

Обучение грамоте в Древней Руси имело определенную методическую организацию. В нем можно выделить 3 основные части:

1) заучивание азбуки (начертаний букв и их названий в кириллице);

2) обучение чтению по слогам («низам»);

3) чтение «по верхам», т.е. чтение слов, предложений и текстов.

Обучение чтению проводилось отдельно от обучения письму: сначала учащиеся осваивали чтение, а затем письмо и правила правописания. Это было обусловлено сложной графикой отдельных букв (юс большой, малый), наличием букв-дублетов, титлов, сложными правилами правописания.

Для обучения письму использовались церы – дощечки для писания по воску. Археологами обнаружены церы с вырезанной азбукой, которые, очевидно, выполняли функцию эталона уставного письма. Церы помогали организовать самостоятельную работу учащихся на всех этапах их деятельности: 1)при заучивании азбуки и «печатаньи» отдельных букв; 2) на этапе чтения «по низам» - «печатание слогов»; 3) на этапе чтения «по верхам» - печатание слов в линию и по столбцам.

Такое поэтапное обучение полностью совпадает с традициями античной школы, сложившейся еще в Древней Греции.



2018-07-06 2447 Обсуждений (0)
Русский язык как предмет изучения и обучения ему. Особенности предмета «русский язык» в начальной школе 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Русский язык как предмет изучения и обучения ему. Особенности предмета «русский язык» в начальной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)