Методы обучения грамоте, их особенности и классификация
Слово метод обозначает способ, путь теоретического или практического осуществления чего-нибудь. В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. К ведущим методам обучения в дидактике относятся: рассказ, беседа, объяснение, самостоятельное изучение, наглядность и др. С давних пор в методике начального обучения все, что относилось к обучению грамоте, именовалось термином метод (в старину употребляли словоформу метода). Однако, если речь идет об обучении грамоте, то правильнее говорить не о методе, а о системе занятий, которая реализуется с помощью разных дидактических методов, – беседы, рассказа учителя, самостоятельной деятельности учеников, использования средств наглядности и т.д. Еще в начале XIX в., когда создавался Царскосельский, или Александровский (Пушкинский), лицей, В.А. Жуковский подготовил «Постановление о Царскосельском Лицее», где в главе IV «Способ учения» в § 36 писал следующее: «Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Когда система занятий толкуется как метод обучения, это суживает сферу его образовательно-развивающего воздействия на учеников. Однако зачастую авторы, отдавая дань традиции, употребляют термин метод, подразумевая под ним систему занятий. В основе классификации методов обучения грамоте лежат различные критерии. За основу может браться первоначальный элемент, который становится стартовым в организации занятий - буква, звук, слог или целое слово, предложение, текст. В соответствии с этим системы обучения грамоте могут быть поделены на буквенные, звуковые, слоговые, целых слов и т.д. Буквослагательный метод.Самым древним методом обучения грамоте, был буквослагательный. Он отличался невероятной популярностью и долгожительством. Знаменитый русский историк И. Б. Забелин в статье «Домашний быт русских царей прежнего времени» отмечал, что многие русские люди от низших до наивысших социальных слоев проходили «курс грамотности по самой древней ее методе». Она сложилась в конце X – начале XI в., в эпоху крещения Руси, а затем «как нечто неприкосновенное свято сохранялась в течение семи столетий и сохраняется даже теперь у большей части простого народа как самый обыкновенный домашний курс обучения». Забелин отмечал, что первоначально эта система имела целью обучение церковнослужителей и потому ограничивалась заучиванием букваря и необходимых в церковной службе часослова и псалтыря. Со временем эта же система обучения в том же «первобытном составе от духовенства стала постепенно переходить в народ, в круг образования гражданского», где она «возводилась с тем же характером догматизма, непреложности как нечто неприкосновенное». Еще одно интересное свидетельство, позволяющее живо представить себе эту древнейшую систему обучения грамоте, принадлежит величайшему русскому актеру М.С. Щепкину. Рассказывая о первых годах своего детства (он родился в 1788 г.), когда его семья находилась в крепостной зависимости (от которой сам Михаил Семенович освободился только в 1822 г.), он вспоминает, что его отдали учиться к ключнику (человеку, ведающему продовольственной частью хлебного магазина), служащему у помещика, которому принадлежала семья Щепкиных. В классе у ключника, кроме Миши, учились еще трое учеников – два мальчика, сыновья местного шинкаря (держателя питейного заведения), и одна девочка. Учился Миша «весьма легко и быстро». Как вспоминал впоследствии сам Щепкин: «Едва мне сравнялось шесть лет, как я уже всю премудрость выучил, то есть азбуку, часослов и псалтырь; этим обыкновенно тогда и оканчивалось все учение, из которого мы, разумеется, не понимали ни слова, а приобретали только способность бегло читать церковные книги. Оба брата учились очень тупо. Помню, что их драли немилосердно, хоть толку от этого не было никакого; я же, напротив, удивлял своею остротою, так что учитель не успевал задавать мне уроки». Все обучение грамоте по буквослагательной методе предполагало прохождение ученика по четырем ступеням. Первая из них заключалась в заучивании всех букв алфавита. Для этого в учебниках – букваре или азбуке первые страницы отводились для всех строчных и заглавных (печатных) букв кирилловского алфавита в их строгой алфавитной последовательности. После них следовало «впятословие» – алфавит, в котором буквы располагались в обратном порядке – с последней по первую, начальную «Аз». Каждая буква кирилловской азбуки имела свое название, а именно: аз, буки, веди, глаголи, добро и т.д. Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, в разбивку. Когда учитель добивался такого положения дел, переходили ко второй ступени. Она состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных, потом трехбуквенных и далее, вплоть до пяти- и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога, допустим «буки», затем присоединить к ней название второй буквы «аз». После этого произносился весь слог сразу, целиком – «ба». Ученику приходилось нелегко постигать эту премудрость превращения цепочки названий букв в определенное звукосочетание наизусть, зазубривая последнее и связывая его с зрительно воспринимаемой комбинацией букв, входящих в слог. Понять, почему, предположим, «мыслете», «слово», «твердо», «аз», произносимые как отдельные слова, каждое из которых является названием отдельных, но разных букв, образуют в результате слог мета, было крайне затруднительно. Вся работа в классе по заучиванию и чтению слогов из столбиков слогов букваря проходила так. Учитель произносил название первой буквы, входившей в состав читаемого слога, а ученики хором и как можно громче вторили ему, глядя при этом в букварь и держа палец под буквой, переводили его от буквы к букве, а затем в завершение произносили слог целиком. Народная память сохранила эту особенность обучения грамоте в давние времена, запечатлев ее в такой пословице: Азбуку учат, во всю избу кричат. А живую зарисовку этого общераспространенного явления дал наш русский писатель-классик И.А. Гончаров в своем романе «Обрыв»: «Из отворенных окон одного дома обдало его (Б. П. Райского – одного из главных персонажей) сотней звонких голосов, которые повторяли азы и делали совершенно лишнею надпись на дверях: «Школа». Выучивание слогов сменялось новой, третьей, ступенью обучения по буквослагательному методу – обучением чтению отдельных слов. Попутно отметим, что в роли учителя (раньше случалось его называли букварем или чаще – мастером грамоты) зачастую выступал какой-нибудь отставной солдат, постигший грамоту за годы своей воинской службы, или кто-либо из священнослужителей местного храма и т.д. Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в выбранном для чтения слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию, что и при чтении столбиков слогов. Так, к примеру, слово грамотеи читалось следующим образом: «глаголь», «рцы», «аз» = гра\ «мыслете», «он» = мо – грамо; «твердо», «есть» = те = грамоте; «иже» = грамотеи. Четвертая ступень состояла в чтении «по верхам», т.е. когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т.е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения. Обучение письму проводилось только с лучшими учениками. Видный русский методист, сподвижник К.Д. Ушинского Николай Александрович Корф свидетельствует: «В большинстве школ, в которых обучают грамоте по буквослагательному методу, умение писать считается какой-то высшей наукой, в тайну которой посвящаются только немногие лучшие ученики... Из десяти читающих мальчиков только один пишет» (Корф H.A. Русская начальная школа // Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. – 2-е изд. – СПб., 1870. – С. 140). Буквослагательный методстрадал многими недостатками, часть которых усиливалась из-за низкого профессионального уровня большинства учителей. В их роли, как уже отмечалось, зачастую выступали отставные солдаты, которые в годы несения службы выучились читать, и церковнослужители, т.е. люди, которые специально для учения детей профессионально не были подготовлены, по сути дела были любителями, самодеятельными учителями. Одним из самых очевидных недостатков буквослагательного метода была его большая продолжительность по времени, затягивавшаяся на два-три года. Правда, Л.Н. Толстой свидетельствует, что он знал немало дьячков, которые «выучивают по «буки-аз-ба» грамоте в три месяца; умный отец или брат этим же способом выучивает гораздо скорее» (статья «О методах обучения грамоте» в журнале «Ясная Поляна», февраль 1862 г.). Другой наиболее существенный недостаток этого метода состоял в том, что он обрекал учеников на механическое усвоение основных элементов грамоты – от заучивания букв до складывания слогов и слов, а также делал невозможным постижение тайны абстрагирования звука от названия относящейся к нему буквы, звукослогового звучания зрительно воспринимаемых букв, образующих слоги и слова. Эта тайна разрешалась путем долбежки и зазубривания множества складов и слов, помещавшихся в учебниках - букварях (азбуках). Третий и, пожалуй, наиболее существенный недостаток, присущий буквослагательному методу, состоял в разрыве технической и смысловой сторон чтения, притом смысловая отходила на самые последние планы, фактически отдавалась на откуп самому учащемуся. Наиболее сообразительные из них, пристрастившиеся к самостоятельному чтению хорошей литературы, достигали значительных высот в самообразовании и овладении стоящими профессиями. Показательна в этом отношении судьба Максима Горького. Читать его обучил родной дед по буквослагательному методу (системе) обучения грамоте (БСМОГ и БССОГ), о чем поведал, став писателем, Алексей Максимович в своей повести «Детство». К счастью, он сумел пристраститься к чтению подлинно художественных произведений. Их содержание не только превратило чтение в одно из главных занятий Алеши Пешкова, но стало мощным средством самообразования и познания жизни, помогло Алеше выжить в тех крайне тяжелых условиях, не потеряв веру в человека, обрести желание и силы пробиться к знаниям и стать впоследствии всемирно известным писателем. Главный недостаток БСМ заключался в том, что в них фактически уделялось недостаточно внимания формированию мотивации учеников к учению. Мотивация, имела внешний характер в виде разного рода устрашений и принуждений часто грубого физического порядка – побоев линейкой, стояния на горохе на коленях, порки розгами и др. Постепенно, с развитием общества, в частности с ростом промышленности, торговли и других сфер хозяйства, все более остро возникала необходимость в больших количествах элементарно грамотных работников. Буквослагательная система обучения грамоте не смогла справиться с подобным «социальным заказом общества», ибо была приспособлена к обучению малочисленных учебных классов или групп.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (931)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |