Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ: МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА



2018-07-06 2680 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ: МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА 5.00 из 5.00 4 оценки




1.Формирование навыков чтения.

· методика обучения элементарному чтению;

· методика работы с букварным текстом;

· структура и содержание уроков чтения.

2. Формирование навыков письма.

· Знакомство с правилами технической организации письма.

· Методика формирования каллиграфических навыков.

· Методика формирования навыков грамотного письма в период обучения грамоте.

3. Структура и содержание уроков письма.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, связанные с фиксированной с помощью графических знаков речью. Для того чтобы читать и писать, ребенку необходимо вначале освоить систему графических знаков и научиться воссоздавать звучание по графическим знакам (при чтении) или фиксировать звучание с их помощью (при письме). Автоматизированное (т.е. уже не требующее осознания) умение правильно озвучить текст, записанный в определенной графической системе, – это навык чтения. А навыкписьма –это автоматизированный компонент письменной речи,обеспечивающий перевод звучащей речи в графические знаки.

В период обучения грамоте формирование у первоклассников навыков чтения и письма осуществляется в неразрывной связи, что обусловлено общностью психологического содержания этих видов деятельности при их противоположной направленности: при чтении – от восприятия графических знаков к смыслу читаемого, при письме – от смысла к начертанию графических знаков.

Главной целью читающего является понимание содержания текста и осмысление читаемого, а пишущего – передача своих мыслей, чувств читателю. Навыки чтения и письма являются не целью, а средством ее достижения, и это обстоятельство нужно иметь в виду учителю при организации процесса обучения грамоте. Чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить эту цель – понимание текста или передачу собственных мыслей, – тем успешнее будут формироваться и навыки чтения и письма. С другой стороны, высокий уровень владения технической стороной чтения и письма является условием успешного осуществления этих видов деятельности, и нельзя умалять значения специальной работы над навыками чтения и письма, особенно на начальной ступени обучения, нужно только сделать эту работу для учащихся внутренне мотивированной.

Методика обучения чтению строится на понимании психологического содержания процесса чтения и закономерностей его формирования. Процесс чтения осуществляется при взаимодействии механизмов зрительного восприятия графических знаков, произношения того, что передано с помощью этих графических знаков, слухового восприятия и понимания прочитанного.

Качество чтения зависит как от сформированности каждого из этих механизмов, так и от степени их взаимодействия при чтении. Их синтез, т.е. одновременное осуществление восприятия, произнесения и понимания читаемого, и направленность внимания читающего на смысловую обработку читаемого характеризуют хорошего чтеца, овладевшего навыком чтения.

Показателями сформированности навыка чтения являются:

правильность,т.е.безошибочность и плавность воспроизведения звуковой стороны текста;

беглость,т.е.такой темп чтения,который обеспечиваетнаилучшее понимание читаемого (для чтения вслух от 50-60 до 150-180 слов в минуту);

сознательность,которая предполагает ту или иную степеньпонимания читаемого в зависимости от этапа овладения чтением;

выразительность,т.е.использование при чтении вслух интонационных средств для передачи смысла читаемого.

Однако достижение такого результата – правильного, сознательного чтения в хорошем темпе, когда все внимание сосредоточено на смысле читаемого, – требует определенного времени и постоянных упражнений. В длительном процессе овладения чтением ученые выделяют три этапа (Т. Г. Егоров).

1. Аналитический этап обычно соответствует периоду обучения грамоте. Для процесса чтения на этом этапе характерно последовательное, неодновременное осуществление ребенком распознавания графических знаков, их озвучивания и соотнесения с определенным смыслом. Каждая из операций требует от ребенка значительных усилий, при чтении он осуществляет слого-буквенный анализ каждого слова и читает по слогам, совершая постоянно возвратные движения глаз к уже воспринятому отрезку текста. Переход от графической формы к значению опосредуется произнесением и слуховым восприятием, что облегчает понимание ребенком читаемого. Поэтому ребенок, начинающий читать, не способен осмысленно читать про себя, всѐ прочитывается вслух: громко для слушателей, вполголоса для себя.

2. Синтетический этап овладения чтением предполагает синтез, одновременное осуществление восприятия, произнесения и понимания читаемого. Признаками перехода на этот этап являются чтение целыми словами и интонирование при первичном чтении текста, которое свидетельствует о том, что ребенок одновременно с восприятием не только понимает значение отдельных слов, предложений или фрагментов текста, но и соотносит его с общим смыслом читаемого. На этом этапе появляются элементы автоматизма в восприятии читаемого, что позволяет говорить о навыке чтения.

3. Этап автоматизации процессов восприятия характеризуется достижением автоматизма в восприятии текста и направленностью внимания читающего на смысловую обработку читаемого. Признаками перехода на этот этап являются стремление ребенка читать про себя, а также непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, желание поделиться своими мыслями по поводу прочитанного, выражение к прочитанному своего отношения.

При организации обучения чтению в период обучения грамоте необходимо учитывать особенности чтения начинающего чтеца, не владеющего пока навыком чтения:

малое поле чтения (одномоментно воспринимаемый отрезок текста), которое стремится замкнуться на одной букве. Однако при восприятии одной буквы читающий не получает как правило полной информации о ее звуковом значении, так как в русской графике преобладают двухзначные буквы, значение которых определяется контекстом – рядом стоящими буквами (ср. Маша и Миша). Поэтому важно с первых шагов обучения грамоте расширять поле чтения ребенка как минимум до двух букв и способствовать автоматизации восприятия и озвучивания двухбуквенного прямого слога;

частые регрессии –возвратные движения глаз к ранеевоспринятому отрезку текста, которые нарушают плавность и правильность чтения. Возвраты к уже прочитанному слогу, слову вызваны несовершенством механизмов чтения, небольшим объемом оперативной памяти, отставанием процессов осознания читаемого: «Вы-со-ко … высоко взле- … взле-та-ет … взлетает … высоко взлетает …». На первых порах важно так организовать чтение,чтобы свести регрессии к минимуму, помогая ребенку при чтении быстрее осознавать читаемое;

«угадывающее» чтение,когда догадка осуществляется нена основе понимания текста, а по первым буквам слова. Такое чтение часто приводит к ошибкам, поэтому необходимо использовать обучении приемы, предупреждающие появление неконтекстной догадки при чтении.

Методика обучения письму основана на понимании психологического содержания процесса письма, который существенно отличается от устной речи (говорения) степенью осознанности его осуществления. Цель пишущего – выразить свои мысли, поэтому его внимание во время письма должно быть направлено прежде всего на содержание высказывания. Кроме того, специфика письменной речи состоит в том, что она протекает в условиях отсутствия собеседника и более полно реализует содержание сообщения. Вследствие этого пишущий вынужден обращать особое внимание и на способ выражения мыслей, т.е. на речевое оформление высказывания: выбор слов, построение предложений и текста. Для того чтобы полностью сосредоточиться на содержании и речевом оформлении сообщения, пишущий не должен задумываться о «собственно написании», т.е. процесс записи должен происходить автоматически, на основе навыка. Действительно, грамотный взрослый человек практически никогда (за исключением редких случаев, когда специально ставится задача написать очень четко и красиво, без ошибок) не затрачивает сознательных усилий на начертание и соединение букв, соблюдение орфографических правил и другие операции, в выполнении которых он достиг автоматизма.

Структура навыка письма определяется психологическимсодержанием процесса записи, который включает в себя:

- слуховое восприятие и произнесение слова;

- анализ звучания и установление фонемного состава слова;

- соотнесение выделенных фонем с буквами;

- начертание графических знаков на бумаге.

Как видим, важную роль в процессе письма играет звуко-буквенный анализ, который невозможен без четкой артикуляции слова. Поэтому успешность овладения навыком письма во многом определяется уровнем развития речи ребенка, сформированностью механизмов артикуляции, навыков звукового анализа. С другой стороны, письмо предполагает изображение на бумаге сложных графических форм, что требует владения предметом (ручкой), развитой моторики рук, зрительно-моторной координации, зрительного и зрительно-пространственного восприятия. Все эти психо-физиологические механизмы, лежащие в основе навыка письма, должны совершенствоваться в процессе его формирования, что предопределяет выбор приемов обучения.

Таким образом, навык письма имеет сложное психологическое строение, поэтому с методической точки зрения в навыке письма целесообразно выделить разные стороны:

- техническую – правильное использование письменных принадлежностей, правильная посадка при письме, соблюдение гигиенических требований к организации рабочего места;

- каллиграфическую – правильное изображение букв письменного алфавита, правильное соединение их между собой при записи слогов, слов, письмо букв с нужным наклоном, определенной вы-соты и ширины, равномерное расположение их на рабочей строке;

- графическую –правильное обозначение буквами отдельныхзвуков и их сочетаний в соответствии с законами русской графики (например, в слове лук для обозначения звука [у] выбрать букву у, в слове люк для обозначения того же звука [у] – букву ю);

- орфографическую –правильный выбор буквы в соответствиис правилами орфографии в тех случаях, когда графикой допускает-ся более одного варианта написания (например, в слове трава из двух возможных букв а или о на месте безударного гласного в первом слоге выбрать букву а по правилу правописания безударных гласных в корне слова).

Выделение этих сторон в навыке письма весьма условно, поскольку все перечисленные умения формируются у ребенка одновременно и в неразрывной связи друг с другом. Однако закономерности формирования разных сторон навыка письма различны, и это нужно учитывать в обучении, различно также и время, необходимое для автоматизации перечисленных групп умений. Общим же для них является то, что все названные умения возникают как сознательные действия и затем в процессе упражнений автоматизируются, перестают осознаваться пишущим.

В зависимости от того, на что направляется внимание ученика при письме и какие психические процессы при этом преобладают, процессе формирования навыка письма можно выделить следующие этапы:

I этап по времени обычно совпадает с периодом обученияграмоте. При письме внимание ребенка сосредоточено на выполнении операций звукового анализа слова, соотнесения звуков с определенными знаками, выписывании каждой буквы (с расчленением на составляющие ее элементы). Эти операции протекают как глубоко осознанные действия, процессы анализа преобладают, поэтому письмо очень медленное, напряженное, с продолжительными паузами между движениями руки.

II этап характеризуется постепенной автоматизацией указанных выше действий; письмо становится более плавным, движения более координированными, стабильными и менее напряженными. Звуковой анализ слова, припоминание формы буквы, выделение в ней элементов перестают занимать внимание ребенка, теперь осознаются другие аспекты письма: применение орфографических правил, выполнение требований правильности речи при записи предложений, текстов. Такое переключение внимания часто приводит к нарушению каллиграфических норм из-за того, что каллиграфические умения еще недостаточно автоматизированы.

III этап называют этапом речевого письма.Все внимание пишущего сосредоточено на содержании и речевом оформлении со-общения. Благодаря автоматизированности навыка письма запись выполняется легко, быстро, экономно, без особого нервного и физического напряжения. Ввиду длительности автоматизации навыка письма, особенно его каллиграфической и орфографической сторон, достижение такого уровня владения письмом возможно не ранее, чем через 7-8 лет обучения.

Трудности овладения письмом в период обучения грамоте обусловлены тем, что фактически все стороны навыка письма (техника, каллиграфия, графика и орфография) должны формироваться одновременно, только орфографии на этом этапе обучения уделяется меньше внимания. Однако при организации обучения важно осознавать, что все операции, необходимые для записи даже простейшего слова (без орфограмм), требуют от ребенка большого напряжения сил: ему нужно произвести звуковой анализ слова и удержать в памяти последовательность звуков, соотнести каждый выделенный звук с определенной буквой, вспомнить, как она пишется, написать ее, соблюдая при этом определенные требования к высоте, ширине, наклону, что невозможно без сохранения правильной позы, положения тетради, и т.д. Поэтому в начале обучения ребенок пишет медленно, выписывая по отдельности не только буквы, но и элементы букв, часто искажая форму букв вследствие отсутствия отчетливых представлений об образцах и неумения координировать движения звеньев пишущей руки. В то же время важно помнить, что от того, какая программа движений при письме сформируется у ребенка на этом, первом этапе обучения, будет зависеть разборчивость и четкость его почерка в будущем.



2018-07-06 2680 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ: МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ: МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2680)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)