Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коммуникативная методология – путь к интеграции психологического знания.



2018-07-06 376 Обсуждений (0)
Коммуникативная методология – путь к интеграции психологического знания. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Хорошо известно, что прошедшее XX столетие было веком интенсивного развития психологии. Неоднократно многие выдающиеся психологи высказывали свои соображения относительно будущего психологии

Если обратиться к истории психологической науки, то легко убедиться в том, что все ее развитие в качестве самостоятельной научной дисциплины достаточно адекватно описывается таким простым выражением как «усложнение методологических схем». В классических исследованиях М.Г.Ярошевского было убедительно показано, что отдельные категории «образ», «мотив», «действие» (при всей их несомненной важности для психологии) недостаточны для построения адекватной картины психического (Ярошевский, 1974). Точно так же можно показать, что способы анализа, которые применялись на заре научной психологии изолированно, при таком их использовании фактически себя не оправдали - описание психических феноменов со стороны их структуры, функции, процесса, либо выявление уровней или генезиса оказалось принципиально недостаточным: потребовалось то или иное их сочетание. То же самое можно сказать и об объяснительных принципах, используемых в психологии.

Иными словами, прогресс в психологии связан в первую очередь с тем, что психические явления рассматриваются как все более сложные: «одномерные» модели становятся неадекватными новой картине психического, в связи с чем осуществляется «интеграция» подходов. Собственно говоря, все это достаточно хорошо известно: не одно поколение научных психологов мечтало найти спасительный для науки синтез и соединить объективное и субъективное, внешнее и внутреннее и т.д. и т.п

На этом пути были действительные свершения, наиболее ярким из которых был системный подход

методология психологии формировалась в свое время под выраженным влиянием естественных наук. Это привело к тому, что методология психологической науки складывалась как теория, описывающая процесс добывания и обоснования психологического знания. Иными словами, методология психологии разрабатывалась исключительно как познавательная методология. Методология психологической науки неявно исходила из того, что в каждом конкретном случае формулирования той или иной психологической теории возможно построение исчерпывающей теории, которая бы обобщила и, тем самым, «отменила» предшествующие. Как представляется, подобного рода соображения уже давно не высказываются самими естествоиспытателями (а по отношению к психологии, по нашему мнению, это не было справедливо вообще никогда). Тем не менее, такая модель (назовем ее «гегелевской», имея в виду то, что развитие представляет собой путь к «высшему синтезу») явно жива в философии и методологии науки: во всяком случае и кумулятивистская и парадигмальная концепции неявно исходят из такой модели. Современной психологии остро необходима иная методологическая модель.

Психология начала XXI века вправе рассчитывать на формирование собственной научной парадигмы. Для этого вовсе не обязательно копировать ходы «чужой» науки и с упорством, достойным лучшего применения, воспроизводить «чужие» парадигмы. Даже в современном естествознании происходят процессы, которые приводят к «размыванию» традиционной методологии и, как следствие, замене ее на «постнеклассическую». Почему же психология должна продолжать копировать чуждые ей каноны естественных или герменевтических наук? У нее свой путь.

Конечно, новая парадигма потребует новых принципов организации психологического исследования, конечно, новая парадигма должна будет восстановить во многом утраченный ныне контакт, взаимодействие между отдельными потоками внутри общего психологического знания. Для этого в первую очередь потребуется коммуникативная методология. Возможно, для этого потребуется пересмотреть многие взгляды, которые многим представляются незыблемыми. Впрочем, все эти неудобства преходящи, а игра стоит свеч: самое «возвышенное и удивительное» (вспомним аристотелевское определение «науки о душе») по-прежнему ожидает научного исследования.

Психологии XXI века необходимо изменить установку: больше обращать внимание на сходство в подходах, нежели на существующие различия. Тогда обнаружится, что единства во взглядах выдающихся психологов уходящего века значительно больше, чем это представляется на первый взгляд. Убедительным доказательством является замечательная работа Кена Уилбера (1999), в которой автору удалось обнаружить огромное количество совпадений (в существенных моментах) концепций психического развития, сформулированных различными авторами.

Изменение установки позволит осознать, каким богатством психологической мысли мы реально располагаем и насколько

велики подлинные успехи психологической науки. Но для этого нужна основа — новое, широкое понимание предмета психологии, которое может послужить тем «предметным», «операциональным» столом, позволяющим выполнить необходимые операции. Технологию соотнесения и интеграции психологического знания должна обеспечить коммуникативная методология и ее аппарат. Таким образом возможно начать конкретную работу по интеграции научного психологического знания.

 

 


 



2018-07-06 376 Обсуждений (0)
Коммуникативная методология – путь к интеграции психологического знания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коммуникативная методология – путь к интеграции психологического знания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)