Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология психологии: немного истории



2018-07-06 342 Обсуждений (0)
Методология психологии: немного истории 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методологическое знание – во всяком случае в психологии – всегда представлялось значимым. Несомненно, что уже Аристотель отдавал себе отчет в сложности методологических проблем. Уже второй абзац его известного трактата «О душе» посвящен сложностям метода познания души. Аристотелевский же «органон» есть не что иное как попытка разработать универсальный инструмент, приводящий к истинному познанию. Впрочем, справедливо мнение, согласно которому подлинный интерес к вопросам методологии начинают проявлять мыслители нового времени (прежде всего Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк и др.).

Анализ истории психологической методологии представляется очень важной и перспективной задачей: восстановление, реконструкция подлинных методологических оснований, лежащих в фундаменте тех или иных психологических теорий, позволит во многом по-новому представить саму историю психологической мысли.

Психология еще очень молодая наука. Ее оформление как самостоятельной научной дисциплины произошло, как известно, во второй половине XIX столетия, когда Вильгельм Вундт обосновал физиологическую психологию в качестве «новой области в науке», независимой от философии.

Довундтовская психология представляла собой философскую дисциплину. Обоснование психологии как самостоятельной философской дисциплины было осуществлено в тридцатые годы XVIII столетия немецким философом Христианом Вольфом, который выделил рациональную и эмпирическую психологии

Кант подверг рациональную психологию уничтожающей критике. Кантовская критика психологии привела к тому, что психология (в самом благоприятном случае) могла рассчитывать лишь на статус эмпирической науки. Можно полагать, что судьбу психологии во многом предопределили кантовские слова, которые представляются своеобразным методологическим требованием к психологии, если она захочет быть наукой.

Кантовские идеи оказали огромное влияние на последующее развитие психологии. К ним прислушивались и безоговорочно соглашались. Другие пытались учесть кантовскую критику: Гербарт был убежден, что психология становится наукой потому, что начинает использовать математику

С кантовской критикой вынужден был считаться и сам В. Вундт. И, возможно, именно кантовские утверждения заставляли Вундта направлять энергию психологов-экспериментаторов на фиксацию «элементов», о которой говорил Кант. И. Кант может считаться «вдохновителем» элементаризма и атомизма. Кант, таким образом, «негативно» задал направление развития психологической науки...

Вундт провозгласил психологию чисто эмпирической дисциплиной, основанной на фактах. Физиологическая психология, по Вундту, - дисциплина, которая занимает «среднее место между естественными и гуманитарными науками». Вундт исходил из того, что психология может быть чисто эмпирической дисциплиной.

В конце жизни вундтовские взгляды на соотношение психологии и философии меняются кардинально. В статье «Психология в борьбе за существование» (1913) Вундт отмечал, что отделение от философии не может быть полным. Сегодня многим В. Вундт представляется ученым, создавшим новую научную дисциплину, основанную на опыте, широко использующую эксперимент, короче, «позитивную» науку, лишенную «всякой метафизики». Подобная картина далека от действительности.

Оценивая позицию позднего Вундта из сегодняшнего дня, можно отметить, что создание «скрытых метафизических воззрений» является одной из важнейших задач содержательной методологии психологической науки.

Аналогичных взглядов придерживались и мудрый американец Уильям Джемс, и непримиримый сторонник научности Эдвард Титченер, который полагал, что изощренная интроспекция, освобожденная от «ошибки стимула», позволит, наконец, раскрыть подлинные законы психологии.

В отечественной психологической науке пионерами такой методологии были Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Наиболее известно «методологическое исследование» Выготского (этим вопросам посвящена его книга «Исторический смысл психологического кризиса»). Выготский, как известно, настаивает на необходимости специальной психологической методологии. Рассуждая о методологии, Л.С. Выготский подчеркивает, что разработка методологии – дело будущего. «Какая будет эта методология и скоро ли она будет, мы не знаем, но что психология не двинется дальше, пока не создаст методологии, что первым шагом вперед будет методология, это несомненно» (Выготский, 1982, с. 422-423). По Выготскому, это должна быть «общая психология», совокупность принципов и «опосредующих теорий», «критики» психологии

Методология психологической науки в нашей стране имеет весьма непростую историю. В отечественной психологии методологические традиции были заложены еще работами Н.Н. Ланге и В.Н. Ивановского. Особенно важно подчеркнуть, что это была именно содержательная методология психологии на исторической основе. Признанные классики отечественной психологической методологии Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн явились, в частности, наследниками и этой важной традиции. Двадцатые годы ушедшего века представляли собой настоящие “торжество методологии”: можно назвать десятки публикаций, в которых ставились диагнозы и намечались пути выхода из методологического кризиса. Среди этих авторов М.Я. Басов и П.П. Блонский, Л.С. Выготский и В.А. Вагнер, А.Р. Лурия и С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и мн. др.

В двадцатые- восьмидесятые годы двадцатого столетия методология оказалась в прямой и непосредственной зависимости от идеологии. Как хорошо известно, такая зависимость должна была хотя бы быть “обозначенной”. В этом отношении можно привести в качестве примера глубокие исследования известного советского методолога Э.Г. Юдина. Он (вслед за В.А. Лекторским и В.С. Швыревым) выделяет четыре уровня методологии:

философский,

уровень общенаучных принципов и форм исследования,

уровень конкретнонаучной методологии и

уровень методики и техники исследования.

Ве­ро­ят­но, од­на из при­чин ут­ра­ты ин­те­ре­са к ме­то­до­ло­гии в современной отечественной психологии конца XX – начала XXI века кро­ет­ся в том, что ме­то­до­ло­гия для мно­гих ас­со­ции­ру­ет­ся имен­но с фи­ло­соф­ским уров­нем, ко­то­рый, как уже упо­ми­на­лось, в си­лу из­вест­ных при­чин имел “идео­ло­ги­че­скую” со­став­ляю­щую. “Ли­к­ви­да­ция” мар­ксиз­ма-ле­ни­низ­ма как “обя­за­тель­ной” фи­ло­со­фии при­ве­ла к фак­ти­че­ской “са­мо­ли­к­ви­да­ции” фи­ло­соф­ской ме­то­до­ло­гии.

Ме­то­до­ло­гия пси­хо­ло­гии, как уже отмечалось, ны­не не слиш­ком по­пу­ляр­на. Это про­ис­хо­дит не­смот­ря на то, что в кон­це XX ве­ка в пси­хо­ло­гии на­ли­чие ост­ро­го ме­то­до­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са не яв­ля­ет­ся оче­вид­ным раз­ве что для безу­держ­но­го оп­ти­ми­ста. Пути “редукции методологии” разнообразны. Не пре­кра­ща­ют­ся по­пыт­ки “све­сти” ме­то­до­ло­гию к со­во­куп­но­сти “тех­ни­че­ских” про­це­дур, свя­зан­ных с пла­ни­ро­ва­ни­ем, ор­га­ни­за­ци­ей, про­ве­де­ни­ем и об­ра­бот­кой ре­зуль­та­тов экс­пе­ри­мен­таль­но­го (ква­зи­экс­пе­ри­мен­таль­но­го) ис­сле­до­ва­ния. С дру­гой, за­мет­на тен­ден­ция ог­ра­ни­чить ме­то­до­ло­ги­че­ский во­про­сы пси­хо­ло­гии ана­ли­зом фор­маль­ных схем объ­яс­не­ния.

Обратимся к отечественной психологии сегодняшнего дня. Психологическая наука, как и все человечество, вступила в новое тысячелетие.

Немногие из известных психологов ожидают, что их наука будет «наукой XXI века», а новый век соответственно «веком психологии». Такого рода оценки существенно отличаются от известных оптимистических предвидений Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и других выдающихся психологов, согласно которым психология займет центральное место в структуре научного знания, станет ведущей научной дисциплиной и т.д. В чем причина такого рода расхождений во взглядах?

С другой стороны, необходимо различать методологию в узком смысле как совокупность специальных положений, правил, норм, используемых при проведении исследования. Методология в узком смысле представляет собой концептуализацию процесса исследования, когда объектом анализа является сам исследовательский процесс. Характерно, что в творчестве Вундта – создателя научной психологии – можно обнаружить и одну и другую.

Здесь необходимо сделать важное уточнение. Необходимо различать методологию в широком и в узком смысле слова.

Методология в широком смысле предполагает указания на то, как будет исследоваться тот или иной предмет. В этом смысле Аристотель, создавший психологию как учение о душе, несомненно, является и первым методологом

 

 


 

 



2018-07-06 342 Обсуждений (0)
Методология психологии: немного истории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология психологии: немного истории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)