Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Классификация налоговых льгот.



2018-07-06 383 Обсуждений (0)
Тема: Классификация налоговых льгот. 0.00 из 5.00 0 оценок




Конспект лекций

по дисциплине

«Налоги и налогообложение»

Часть 2

 

 

Составитель: Баранова Н.В.

 

Новокузнецк, 2017

Тема: Элементы налога

 

Налог – это сложная экономико-правовая категория, и как любая комплексная категория налог имеет свою логику построения, определяемую совокупностью взаимосвязанных между собой обязательных элементов, которые по выражению А. Козырина, раскрывают «анатомию» налога, его внутреннее строение. Выделение самостоятельных элементов налога крайне необходимо для участников налоговых правоотношений, ведь именно элементы определяют конкретные характеристики любого налогового обязательства, а их законодательная формализация является непременным условием легитимности требования об уплате налога со стороны государства и существования адекватной обязанности налогоплательщика.

Выделяют три группы элементов налога:

- обязательные;

- факультативные;

- вспомогательные.

 

1.Обязательные элементы

 

Основными (обязательными) элементами налога считаются те, отсутствие или неопределенность которых делает налог не установленным, соответственно чему у налогоплательщиков не возникают обязанности по уплате данного налога. В связи с этим Налоговый кодекс предусматривает, что “налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект, налоговая ставка, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления налога, порядок и сроки перечисления налогов”. Таким образом, обязательные элементы налога – это элементы закона о налоге, т.е. регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения.

Группу обязательных элементов налогообложения отличает их универсальность и императивность. В силу признака императивности и объективного процесса совершенствования налогового законодательства состав обязательных элементов не остается неизменным.

Объект налогообложения – это юридический факт (действие событие, состояние), который обуславливает обязанность субъекта уплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, получение дохода) (ст. 38 НК РФ).

Налогоплательщикамипризнаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19).

Налогоплательщиком не становятся с рождения. В зависимости от совокупности определенных признаков и обстоятельств человек приобретает соответствующий правовой статус, от которого зависят его положение в обществе, его права и обязанности. Так один и тот же человек может быть гражданином или лицом без гражданства, должностным лицом или предпринимателем, налогоплательщиком или лицом, на которого не возложены обязанности по уплате налога.

Из ст.19 НК РФ вытекает, что налогоплательщик – не любое физическое лицо или организация, а определенные категории лиц, которые по тем или иным признакам определяются Кодексом как налогоплательщики. При этом статус налогоплательщика не является постоянным и не относится ко всем видам налогов. Статус налогоплательщика не может быть постоянным, потому что физическое лицо или организация может оставаться налогоплательщиком, только если продолжает отвечать требованиям, позволяющим отнести их к данной категории. Статус налогоплательщика не относится ко всем видам налогов, потому что по каждому виду налогов должны быть определены свои налогоплательщики.

 

Правовой статус субъекта налога, обычно зависит от того, кем он является, юридическим или физическим лицом, во-вторых, резидентом или не резидентом.

При решении вопроса о признании лица субъектом налога используются различные принципы:

1. принцип личного закона;

2. принцип территориального закона (принцип территориальности);

3. принцип резиденства.

В соответствии с принципом личного закона к уплате налога привлекаются лишь национальные юридические лица и граждане данного государства.

Иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории страны налогообложения, а так же иностранные граждане временно или постоянно проживающие в этой стране к уплате налогов не привлекаются, то есть пользуются так называемым “налоговым иммунитетом”.

Принцип личного закона относится к числу устаревших принципов организации налогообложения и в чистом виде он не используется ни в одной стране мира. Однако некоторые его элементы применяются в настоящее время при заключении международных договоров об избежании двойного налогообложения, при освобождении от уплаты налогов иностранных и дипломатических представительств и т.д.

Согласно принципу территориального закона, определяющим для налога выступают не столько свойства лица, сколько объекты налога, т.е. к его уплате привлекаются все лица, имеющие объект, облагаемый налогом в соответствии с законодательством страны налогообложения. При этом гражданство, национальная принадлежность или место пребывания самого налогоплательщика не имеет существенного значения. Обычно принцип территориального закона дополняется принципом резиденства.

Согласно принципу резиденства, налогоплательщики подразделяются на:

· резидентов, т.е. лиц, имеющих постоянное, или сравнительно длительное место пребывания в стране налогообложения;

· не резидентов, чье пребывание в стране налогообложения носит кратковременный или разовый характер;

· лиц, не находящихся в стране налогообложения, но имеющих на территории данной страны объект, подлежащий налогообложению.

Признаки резидентов и не резидентов, их правовой статус в качестве налогоплательщиков и режим налогообложения устанавливается национальным законодательством, в силу чего, эти понятия могут иметь различное содержание в разных странах. Кроме того, даже в пределах одной страны, понятие резидент, используемое для цели налогообложения может отличаться от аналогичного понятия, применяемого в сфере валютного регулирования.

Признание лица налогоплательщиком, и тем более резидентом может быть связано с определенными сложностями. Например, гражданин Украины, проживает в России, но доходы получает в Германии. В какой стране он должен платить налог и должен ли он платить налог России?

Признание лица резидентом производится на основании критерия именуемого в налогообложении – “налоговый домициль” (от лат. domicillium-место пребывания, место жительства).

Налоговый домициль - это совокупность предусмотренных налоговым законодательством признаков, дающих основание для признания физического или юридического лица резидентом. В налогообложении эти признаки обычно называются – тестами.

Те или иные тесты используются национальным законодательством не только для признания лица резидентом, но и при решении вопроса в какой именно бюджет он должен платить налог. Так же, такого рода тесты используются при заключении международных соглашений, направленных на устранение двойного налогообложения, когда один и тот же объект подвергается налогообложении сразу в нескольких странах.

В качестве этих тестов в отношении физических лиц могут быть использованы различные признаки и критерии:

· тест физического присутствия (где человек находится в данный момент, там он и должен платить налоги);

· тест продолжительности проживания;

· тест гражданства (гражданин данной страны должен платить налоги своему государству, где бы он ни находился, например, физическое лицо, имеющее американское гражданство, является резидентом США, вне зависимости от страны реального проживания и нахождения источника дохода);

· тест места расположения привычного/постоянного жилища (например, резидентом Латвии считается лицо, имеющее на территории Латвии постоянное жилище);

· тест обычного проживания;

· тест центра жизненных интересов.

Для признания организации резидентом в разных странах применяются различные критерии (или их комбинации), а именно:

· тест инкорпорации, (организация, признается резидентом в той стране, в которой эта организации была создана (зарегистрирована));

· тест юридического адреса (организация признается резидентом в стране, в которой был зарегистрирован юридический адрес этой организации). Например, в соответствии с французским налоговым законодательством, корпорация признается резидентом Франции, если она зарегистрирована во Франции в качестве юридического лица и зарегистрировала в этой стране свой юридический адрес.

· тест места нахождения органа управления (организация признается резидентом в стране, в которой расположены органы управления данной страной);

· тест места осуществления фактического управления. Например, компания признается резидентом Великобритании, если заседание совета директоров компании наиболее часто проводится на территории Великобритании.

· тест деловые цели (организация признается резидентом в стране, в которой совершается основной объем операция этой организации (Италия)).

 

В соответствии со ст.26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Законные представители налогоплательщика-организации (ст.27 НК РФ) – лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика-физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Действия (бездействия) законным представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Налоговая база – это основной (обязательный) элемент налога представляющий собой количественное выражение объекта налогообложения и являющийся основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
В ст.53 НК РФ даётся следующее определение: «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения».

Соответственно различают налоговые базы:
1) со стоимостными показателями (стоимость имущества при исчислении);
2) с объёмно-стоимостными показателями;
3) с физическими показателями (объём добытого сырья при исчислении налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговый период – это срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Значимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственны повторяемость, протяжённость во времени. Вопрос о налоговом периоде также связан с проблемой однократности налогообложения.
Согласно ст.55 НК РФ «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

Налоговая ставка – представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст.53 НК РФ).

Налоговые ставки делятся на три вида:

1. твердые налоговые ставки – ставки, которые устанавливаются в абсолютных суммах (рубли, копейки) на единицу налогообложения;

2. пропорциональные, процентные налоговые ставки- ставки, которые устанавливаются в одинаковом проценте к налоговой базе независимо от ее размеров;

3. прогрессивные налоговые ставки – ставки, которые увеличиваются по мере роста размера налоговой базы. Делятся на две группы:

группа простая (налоговая ставка возрастает и применяется ко всей сумме налоговой базы);

группа сложная (налоговая ставка возрастает только в части превышающей предыдущую часть налоговой базы).

Порядок исчисления налога – это обязательный элемент, характеризующий методику исчисления налогового оклада (характеризует сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения) (ст. 52 НК РФ). Существуют две основные методики исчисления, обе встречающиеся в российской практике:

1. Некумулятивная методика (обложение налоговой базы предусматривается по частям);

2. Кумулятивная методика (исчисление налога производится нарастающим итогом сначала налогового периода с определением итоговой суммы по его окончанию).

В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.

Прием – это формированное действие (формула), связывающее определенным образом налоговую базу, налоговую ставку, налоговые льготы с результатом исчисления (налоговый оклад).

Чаще всего используется способ самостоятельного исчисления налогового оклада.

Порядок и сроки уплаты налога является обязательным элементом, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю. Согласно ст.58 НК РФ к возможным способам внесения налога относятся уплата его в наличной и безналичной формах. Сроки уплаты налога согласно ст. 57 НК РФ могут определяться:

1. конкретной календарной датой (НПО, НДС, НИО);

2. истечением периода времени, исчисляемого годами месяцами, неделями и т.д.;

3. указанием на событие, которое должно наступить или произойти (НДФЛ);

4. указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Конкретные сроки и порядок уплаты устанавливается применительно к каждому налогу. Со срочностью налоговых платежей тесно связано понятие недоимки - это суммы налога или сбора, не внесенные их получателю в установленные сроки.

 

2. Факультативные элементы

 

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, но возможно. К ним относятся:

1. налоговые льготы и основания для их применения;

2. порядок возмещения налога;

3. налоговая декларация;

4. отчетный период;

5. налоговый учет;

6. получатели налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих факультативных элементов, которые дополняют обязательные элементы, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщика.

Налоговая льгота – это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщика и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщика или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст.56 НК РФ).

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа. В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется или бесплатно, или на льготных условиях. Налогоплательщику может отказаться от использования льготы, приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на 3 вида:

1. изъятия;

2. скидки;

3.налоговые кредиты.

Изъятия – это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения.

Изъятия могут представляться:

- на постоянной основе и на ограниченный срок;
- как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории.
Скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:
1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);
2) общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов).

Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
1) снижение ставки налога;
2) вычет из налогового оклада (валового налога);
3) отсрочка или рассрочка уплаты налога;
4) возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);
5) зачёт ранее уплаченного налога;
6) целевой (инвестиционный) налоговый кредит.
Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определённый период называется налоговыми каникулами.
Отсрочка уплаты налога – это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок. Рассрочка уплаты налога – распределение суммы налога на определённые части с установлением сроков их уплаты.
Согласно ст.52 НК РФ «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организацией самостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физических лиц) или третье лицо – налогового агента, например, при исчислении НДФЛ.

Налоговый учет-это элемент, характеризующий систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, с установленными для данного налога порядком.

Налоговый и бухгалтерский учет – это две параллельные системы учета, где одну и ту же операцию один и тот же объект, если это требуется, необходимо отображать двояко. Одним способом - для целей бухгалтерского учета, а другим - для целей налогообложения.

Получатель налога - факультативный элемент, характеризующий субъект, которому предназначается сумма налога (бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды).

3. Вспомогательные элементы

Вспомогательные элементы налога - Эта группа не относится ни к обязательным, ни к факультативным элементам при установлении налога, но в той или иной форме применяются разработки конструкции налога, и используется при установлении налогового обязательства налогоплательщика.

Они чаще всего проводятся в законодательном акте, но без приведения терминологии, характеризующей данные элементы. Это делается для того, чтобы вспомогательные элементы не усложняли восприятие налога, не отодвигали на задний план и не затушевывали (отрицательные) обязательные элементы. К ним относятся:

1. носители налога;

2. источник налога;

3. предмет налога;

4. единица налога;

5. масштаб налога;

6. налоговый оклад;

Носитель налога - характеризует лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога.

При использовании прямых налогов субъект и носитель это, как правило, одно и тоже лицо. При косвенном налогообложении это, как правило, разные лица. В этом случае, налоговый платеж за счет средств носителя уплачивается субъектом в бюджет. Обязанность по уплате налога всегда лежит на налогоплательщике (субъекте).

Источник налога - это факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог (выручка, прибыль или доходы для физических лиц). Не выбираются налогоплательщиком произвольно, а регламентируется налоговым законодательством.

Предмет налогообложения - это реальная вещь это реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогообложения обозначает признаки фактического (неюридического) характера.

Налоговые обязательства возникают при определенном юридическом состоянии налогоплательщика к предмету налогообложения. Например, земельный участок, является предметом, но сам по себе он не приводит к налоговым последствиям, а вот право собственности налогоплательщика на этот земельный участок уже является объектом налогообложения и приводит к возникновению налогового обязательства.

Единица налога - это элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налогаиспользуемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы налога должен обуславливаться возможностью практического удобства ее использования.

Масштаб налога - это элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количественную или физическую) характеристику объекта налогообложения.

При использовании в качестве меры измерения стоимостной характеристики масштабом налога являются денежные единицы. При использовании количественной характеристики - мощность (или объем двигателя, площадь земельного участка, объем бензина). При использовании физической характеристики крепость напитков, характеристики бензина.

Налоговый оклад – это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

 

Тема: Классификация налоговых льгот.

Налоговые льготы – это факультативный элемент налога; полное или частичное освобождение от налогов юридических или физических лиц в соответствии с действующим законодательством. НК РФ характеризует льготы по налогам и сборам, как предоставляемые законодательством отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги, либо уплачивать их в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным ,персонально поименованным налогоплательщикам.

Основанием для предоставления налоговых льгот могут быть:

- необходимость развития отдельных отраслей производства или регионов страны

- материальное или финансовое положение налогоплательщика

- особые заслуги граждан перед страной

- семейное, социальное положение граждан (пенсионеры)

- охрана окружающей страны.

Классификация льгот в зависимости от органов, которые предоставляют льготы:

1. Льготы предоставленные федеральной властью;

2. Льготы региональных органов власти;

3. Льготы местных органов самоуправления.

 

В зависимости от сферы применения:

1.Общие налоговые льготы - предоставляются всем налогоплательщикам;

2. Специальные - для отдельных групп плательщиков.

Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена - возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую - во время экономических кризисов.

При этом государственная налоговая политика в части конструирования системы налоговых льгот исходит из следующих принципов:

• налоговые льготы нельзя ставить в зависимость от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Тем самым обеспечивается равенство существующих форм собственности и прав российских и зарубежных инвесторов;

• льготы не могут носить индивидуального характера. Тем самым создаются равные условия для всех плательщиков;

• плательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если не предусмотрено иное;

• законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования плательщиком при установлении региональных налогов;

• представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать льготы и основания для их использования плательщиком при установлении местных налогов;

• льготы могут быть предоставлены только и исключительно актами законодательства о налогах и сборах.

Действующее законодательство предусматривает следующий перечень льгот:

1) необлагаемый минимум объекта;

2) изъятие из обложения определенных элементов объекта;

3) освобождение от уплаты налогов определенных категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) вычет из суммы налога, подлежащей к уплате;

6) целевые налоговые льготы, включая инвестиционные налоговые кредиты;

7) прочие налоговые льготы.

Налоговое право основывается на принципе презумпции облагаемости. Это означает, что плательщик обязан уплачивать налоги в полном объеме в предположении отсутствия всяких льгот. Если же эти льготы по отношению к данному плательщику предусмотрены законом, то воспользоваться своим правом на их использование он может не автоматически, а предварительно документально доказав это свое право. Плательщик при этом должен не просто сослаться на соответствующие правовые нормативные акты, а обосновать свои права на льготы посредством обязательного раздельного учета объектов обложения: в случаях, если разные составляющие объекта облагаются по разным ставкам, если какое-либо отдельное имущество, обороты по реализации, элементы прибыли освобождены от обложения и т. д. Если же такого раздельного учета не ведется, то к плательщику применяетсясамый жесткий режим обложения, не позволяющий пользоваться ему какими бы то ни было льготами.

По механизму действия налоговые льготы существенно различаются. В зависимости от того, на изменение какого из элементов налога направлены льготы, они принимают форму изъятий (освобождений), скидок или инвестиционных налоговых кредитов.

Изъятие (освобождение) выводит из обложения отдельные объекты. По налогу на добавленную стоимость не подлежит обложению, например, реализация технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов. В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от обложения отдельных видов имущества.

Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок, а также как ко всем плательщикам, так и к определенной их категории. На практике налоговые изъятия могут приобретать разные формы:

• налоговые амнистии – это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. Применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы;

• полное освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (участники войны, инвалиды и т. д.) применяется в основном по отношению к физическим лицам, реже от налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц;

• возврат ранее уплаченных налогов, например авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками исчисления;

• освобождение от части будущих платежей или уплата в счет предстоящих взносов налога в размере излишне внесенных сумм;

 

• налоговые каникулы – полное освобождение плательщика от уплаты налога на определенный период времени.

Скидки направлены на сокращение налоговой базы.

Эти льготы гораздо сложнее в сравнении с изъятиями, поскольку их получение сопряжено с разнообразными условиями прав на них. Налоговая база уменьшается на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов. В отношении налога на прибыль скидки связаны не с доходами, а с расходами плательщика, т. е. плательщик имеет право уменьшить облагаемую прибыль на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. В зависимости от влияния на результаты обложения скидки могут быть разделены на:

· лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и

· нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов плательщика).

На практике скидки также могут приобретать разные формы:

• необлагаемый минимум объекта налога устанавливается при подоходном обложении физических лиц и взимании налога на наследование или дарение. Право на освобождение от уплаты НДС получают плательщики, у которых в течение трех предшествующих последовательных месяцев налоговая база не превысила в совокупности 1 млн руб.

Скидки – это прямой первоначальный вычет минимальных сумм из валовой стоимости предмета налога (при налоге на доходы физических лиц – установленной суммы оплаты труда, при налоге на наследование или дарение – установленной стоимости имущества, переходящего физическому лицу в порядке наследования и дарения);

налоговые вычеты – исключение из налоговой базы отдельных текущих расходов, имущества и некоторых видов доходов;

 

инвестиционные скидки предполагают вычеты из облагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога;

скидки «на истощение недр» предоставляются организациям добывающих отраслей в размере дополнительных, по сравнению со среднеотраслевыми, расходов на добычу полезных ископаемых в старых, истощенных месторождениях, что стимулирует разработчиков максимально извлекать из недр ископаемые. В России применялась скидка с платежа за пользование недрами при разработке истощенных недр, а в связи с введением с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых стимулирование разработки некондиционных, остаточных или списанных запасов производится обложением их добычи по ставке 0 %;

механизм ускоренной амортизации (нелинейный метод исчисления амортизационный отчислений) – это особая форма налоговых скидок, преследующая цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники. Организации получают возможность уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые ресурсы для замены устаревшего оборудования новым. В настоящее время в России такой метод амортизации становится чуть ли не единственной чисто инвестиционной льготой (вместе с инвестиционным налоговым кредитом).

Формы налоговых льгот, касающихся изменения срока:

• отсрочка - перенос срока уплаты налога от одного до 6 мес. с единовременной уплатой всей суммы задолженности в конце срока отсрочки;

• рассрочка - поэтапная уплата суммы задолженности в срок от 1-6 месяцев.

 

Основания для отсрочки и рассрочки:

а) причинение плательщику ущерб в результате стихийного бедствия, технологические катастрофы;

б) задержка налогоплательщиком финансирования из бюджета или оплаты за выполненные работы;

в) угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной уплаты налога;

г) если имущественное положение физ. лица – налогоплательщика исключает возможность единовременной уплаты налога;

д) если производство налогоплательщика носит сезонный характер;

е) перемещение товаров через таможенную границу.

Отсрочка или рассрочка оформляется заявлением налогоплательщика налоговые органы с приложением оправдательных документов.

Понижение налоговой ставки — например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ);

Ставка НДС - 0%, в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос (подп. с 1 по 10, ст. 164 НК РФ);

Ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0%.

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) – изменение срока уплаты налога, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности организаций.

Предоставляется на срок от года до 5 лет по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Проценты на сумму кредита определяются по ставке, не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка России.

Основания для предоставления кредита:

· проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения производства (на сумму 100 % от стоимости оборудования);

· осуществление инновационной деятельности или внедренческой деятельности;

· выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

· выполнение организацией государственного оборонного заказа.

Кредит оформляется договором между налогоплательщиком и фин. органами. Проценты за пользование кредитом составляют 0,5-0,75 от ставки рефинансирования ЦБ. Если налогоплательщик уплачивает %% не вовремя, то они выплачиваются по полной ставке рефинансирования ЦБ.

Целевой налоговый кредит – налоговая льгота, предоставляемая местными органами власти в пределах зачисляемой в местные бюджеты суммы налога плательщику в случае выполнения им особо значимого заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории. Фактически целевой налоговый кредит означает, что в счет уплаты одного налога может засчитываться другой, т. е. происходит замена уплаты налога либо его части натуральным исполнением каких-либо значимых для данной территории работ конкретным плательщиком.

Преференции– особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяются в виде скидок или отмены таможенных пошлин. Преференциальный режим устанавливают экономически развитые государства в отношении развивающихся стран в рамках всеобщей системы преференций. Преференции внутри стран устанавливаются в виде инвестиционного налогового кредита (отсрочка взимания налога) и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

В связи с использованием льгот плательщик вправе:

• использовать льготы на основании и в порядке, установленном законодательством;

• отказаться от использования льгот либо приостановить их использование на один или нескольк



2018-07-06 383 Обсуждений (0)
Тема: Классификация налоговых льгот. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Классификация налоговых льгот.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)