Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические и методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой в учреждении дошкольного образования



2018-07-06 2320 Обсуждений (0)
Теоретические и методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой в учреждении дошкольного образования 4.50 из 5.00 4 оценки




Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

История приобщения ребёнка к природе рассматривается в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля, П.Кергомар, М. Монтессори, О.Декроли, С. Френе.)

Я.А. Коменский, говорил «о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста».

Ж.Ж. Руссо считал, что «большое значении имеет общения с природой для развития детей».

Использование природы как источника умственного и нравственного воспитания рассматривался в педагогической системе Ф. Фребеля, который считал, что « должно быть формирование знаний детей о природе и умений и навыков труда в природе».

«Природа как фактор воспитания ребенка в системе» рассматривали П. Кергомар, М. Монтессори, О. Декроли, С. Френе.

А К.Д. Ушинский говорил о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника, в первоначальном обучении детей: воспитание интереса и любви к природе, развитие наблюдательности, логического мышления, формирование правильных представлений о природе. К.Д. Ушинский создал методику рассматривания предметов окружающего мира.

Идеи ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания была вынесена сначала на съезде по дошкольному воспитанию (20-е годы XX века) и имела определенные цели, задачи, принципы, содержания и методы ознакомления дошкольников с природой.

Содержание знаний о природе были указаны в первых программах для дошкольных учреждений в 30-40-е годы XX века и методических пособиях, разработанных А.А. Быстрое, Э.И. Залкинд и др.

В настоящее время история становления методики ознакомления дошкольников с природой тесно связанна с экологическим образованием. Разработкой проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики занимаются С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А Маркова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, А.А. Петрикевич и др.

Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей считалось, что природная среда является фактором разностороннего развития ребенка и средством расширения личного опыта, а также источником обогащения содержания всех видов детской деятельности.

Современные исследования выделяют роль природы в разностороннем развитии личности и ее ценностных ориентациях.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.) [11].

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой [3].

Научное обоснование проблем методики ознакомления дошкольников с природой в 50-80-х годах XX века разрабатывали педагоги: A.M. Степанова, Э.И. Залкинд, М.М. Марковская, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, Г.С. Филиппюк, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, и др.

А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинский доказывали о положительном влиянии общения с природой на разностороннее развитие детей, формирование миропонимания, характера и поведения детей.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Исторический анализ показал, что методика ознакомления дошкольников с природой как самостоятельное научное направление в дошкольной педагогике стала интенсивно развиваться в 80-е годы XX века. Это подтверждается появлением большого количества научных статей,пособий, программ, характеризующих результаты исследований разных аспектов методики ознакомления дошкольникРов с природой. Исследования проводились в основном по следующим направлениям:

- познавательное развитие дошкольников в процессе ознакомления природой. В этом направлении работали: Т.В. Христовская («Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе (на примере роста растений»),

С.Е. Шукшина («Педагогические основы формирования у д. 5-6П лет элементарных представлений о человеческом организме»), Т.В. Земцова («Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы (на материале тепловых явлений)»), Л.С. Игнаткина («Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных»), Е.Ф. Терентьева («Формирование у детей шестилетнего возраста первоначальных знаний о единстве организма и среды»).

- нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой. В этом направлении работали А.А. Петрикевич («Воспитание гуманного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.Программа и методические рекомендации», «Исследование нравственного потенциала экологического воспитаниядошкольников»). З.П. Плохий («Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни (на материале животного мира)»), М.К. Ибраимова («Педагогические условия воспитания у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к животным»)

- эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой. В этом направлении работали: Е.К. Янакиева («Ознакомление с природой как средство обогащения изобразительной деятельности детей 4-5 лет»), Ш.К. Алиева «Ознакомление с природой как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста (дети 4-5 лет) [22].

В связи с потребностью общества в изменении экологического мышления, миропонимания людей возникает необходимость в переориентации, прежде всего, системы образования на новую стратегию усвоения ценностей и формирования на этой основе экологической культуры личности. На современном этапе проблемами экологического воспитания дошкольников занимаются И.А. Комарова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Результаты их исследований показывают, что на этапе дошкольного возраста целью экологического воспитания является формирование только первоначальных основ экологической культуры.

Этой цели можно достигнуть, если решаются следующие задачи:

1 Формирование у дошкольников адекватных экологических представлений- предполагает, что ребенок будет знать, что и как происходит в мире природы, между природой и человеком, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.Учитывая, чтовдошкольномвозрастепреобладаютнаглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, следует предположить,что только специально отобранные и адекватные возрасту сведения оприродемогутобеспечитьпониманиеиусвоениедошкольникамиэкологических понятий. Решение данной задачи предполагает работу вследующих направлениях: формирование представлений о взаимосвязиживого организма со средой обитания; формирование представлений оморфофункциональной приспособленности организма к среде обитания;формирование представлений о взаимодействии человека с природой.

2. Формирование у дошкольников субъективного отношения к природе.Достижение определенного уровня эстетического отношения к природе обеспечивается, если выявляются эстетическая ценность всего многообразияприродныхобъектови явлений,ихэстетическаянеповторимость выразительность и если формируется способность у ребенка эмоционально идеятельностно откликнуться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, творческим действием с ними или их образами. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организациейпедагогическогопроцесса,основаннойнанравственно-положительныхпереживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках,экскурсиях, занятиях и пр. Педагог должен уметь вызывать у детейсострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость ивосхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильныйпоступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Важно научитьоценивать ребенка свои поступки и поступки сверстников, взрослых впроцессеобщениясприродойсточкизренияэкологическойцелесообразности.

3.Формирование у детей практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе. Предполагает именно природоохранительный и непрагматический характер деятельности, который формируется через овладение навыками и умениями практической деятельности с конкретными природными объектами. В процессе реализации данной задачи работа осуществляется по следующим направлениям: формирование навыков и умений эстетического поведения к природе; формирование навыков и умений взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды; формирование навыков и умений природопользования в естественной среде; формирование навыков и умений природоохранительной деятельности[12].

Анализ существующих специальных программ по экологическому образованию дошкольников показал, что по содержанию, целям и задачам их можно условно подразделить на три основные группы:

1. программы экологической (в основном биоэкологической) направленности

2. программы эстетико-культурно-экологической направленности

3. программы социально-экологической направленности.

Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомлении е детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).

К ним можно отнести программы «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Мы» (Н.Н. Кондратьева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина), «Экологическая дорожка» (А.В. Королева), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова) и др. Например, ядром содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших

ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умения его осуществлять». В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. А С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что в основе содержания программы лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии; организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человеки среда». Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ».

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии как бы отходят на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (огонь, вода, воздух, земля). К данной группе, прежде всего, можно отнести программы «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Планета – наш дом» (И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская), «Мир вокруг нас» (Т.И. Попова), «Природа и художник» (Т.А. Копцева) и др. Например, цель программы «Семицветик» - «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плаЙе» Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи». Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собТой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.

Третья группа программ выделяется по преобладанию социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.) В качестве примеПров программ этой группы могут быть рассмотрены программы «Мы – земляне» (Н.Н. Вересова), «Надежда» (Т.В. Потапова), «Экономика и экология» (Л.М. Кларина) и др. Например, Л.М. Кларина в своей программе «Экономика и экология» отмечает, что данные разработки направлены на совершенствование экономического, экологического социального сознания детей. Проблемы экономики и экологии увязываются автором через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие дошкольные учреждения используют в работе персонажей, придуманных автором – Гном Эконом, Фея Экологии [12].

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.

Таким образом, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, следует предположить, что только специально отобранные и адекватные возрасту сведения о природе могут обеспечить понимание и усвоение дошкольниками экологических понятий. Решение данной задачи предполагает работу в следующих направлениях: формирование представлений о взаимосвязи живого организма со средой обитания; формирование представлений о морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания; формирование представлений о взаимодействии человека с природой. Второй задачей экологического воспитания является формирование у ребенка субъективного отношения к природе. Для решения задачи педагогический процесс следует направлять на расширение возможности проявлять ребенком свое нравственное, эстетическое и познавательное отношение. Достижение определенного уровня эстетического отношения к природе обеспечивается, если выявляются эстетическая ценность всего многообразия природных объектов и явлений, их эстетическая неповторимость и выразительность и если формируется способность у ребенка эмоционально и деятельностно откликнуться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, творческим действием с ними или их образами. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях и пр. Педагог должен уметь вызывать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Важно научить оценивать ребенка свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой с точки зрения экологической целесообразности.

 

 



2018-07-06 2320 Обсуждений (0)
Теоретические и методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой в учреждении дошкольного образования 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Теоретические и методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой в учреждении дошкольного образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)