Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проектирование педагогической деятельности по проблеме исследования.



2018-07-06 346 Обсуждений (0)
Проектирование педагогической деятельности по проблеме исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для повышения интеллектуальной активности детей старшего дошкольного возраста мы подобрали серию развивающих игр и использовали их в педагогической деятельности.

Авторы развивающих игр: Георгий Вагнер, Константин Фрейер.

Цель: учат аргументировать свои ответы; расширяют кругозор детей; развивают качество самостоятельно действовать; вызывают интерес, настойчивость и волевые усилия; учат задавать вопросы поискового характера, вызывают попытки объяснить явления и процессы; складывают предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Игра: "Рыбка — червячок"

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка — малинку,

Воробушек — рябинку,

Рыбка — червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

Я называла животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.

Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

Закрепление: задала ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.

Игра: "Наоборот": морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.

Я называю детям чем питаются звери или птицы , а дети должны назвать и объяснить зверя или птицу.

Усложнение: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Просила ребенка аргументировать свой ответ, если дети затруднялись, мы находили объяснение вместе.

Игра "Викторина первоклассника"

Дети ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию. В свой ход ребёнок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переместив фишку ребёнок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если ребёнок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если ребёнок ответил неправильно, он бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот, кто первым придет в школу.

 

Игра: "Составление предложений"

Дети составляли как можно больше предложений, обязательно использовав названные мной три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.

Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»); сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял rарандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»);и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

 

Игра "Чем похожи и чем отличаются?"

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Я поочередно прикрепляла к магнитной доске каждую пару картинок и предлагала детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

 

Игра "Подбери пару к слову".

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, бросает мяч одному из детей и говор: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и называет, например: «Кукла».

 

Игра "Что это? Кто это? "

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздают одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра "Разложи карточки"

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Мы предлагали детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра "Разложи картинки по группам"

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты : яблоко, груша, персик; посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Мы предлагаем детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Игра "Закрой лишнюю картинку"

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Игра "Составь предложение по двум картинкам"

Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

 

Игра "Любимая еда"

Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбирали картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладывали картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра "Признаки"

В игре принимают участие 1-10 человек. Начинают с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней 4 подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.

Методические указания. Для группы детей игра может быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.

 

Анализ результатов.

После апробирования серии развивающих игр мы провели итоговое обследование уровня развития интеллектуальной активности детей с целью обнаружения положительной динамики. Использовали те же методики, что и в первичном варианте:

1."Чего не хватает на этих рисунках?"

Автор: Роберт Немов

Результаты в приложении №4.

2."Заселение домика"

Автор: Аргинская Ирэн Ильинична

Результаты в приложении №5.

3. «Последовательность событий»

Автор: Александр Николаевич Бернштейн

Результаты в приложении №6

 

Итоговое обследование показало следующие результаты:

Соня: время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек, найдено 3 варианта из четырех возможных. Ребенок смог найти правильную последовательность картинок. Девочка составила взаимосвязанный рассказ по данным картинкам.

Она начала проявлять интерес, любознательность к интеллектуальным играм ,стала применять знания самостоятельно для решения различных задач. Она умеет применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием, эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, использует различные источники информации. Соня умеет делиться со взрослыми и детьми разнообразными впечатлениями . Мы увидели положительную динамику уровня развития интеллектуальной активности . Соня показала средний уровень развития интеллектуальной активности.

Катя: время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек, нашла 4 варианта из четырёх возможных. Девочка правильно нашла последовательность, смогла составить самостоятельно взаимосвязанный , логичный рассказ.

Проявляет волевые усилия при решении познавательных задач, умеет применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием, оценивает свои поступки. Катя способна рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Она может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение. Мы увидели положительную динамику уровня интеллектуальной активности. Катя показала средний уровень развития интеллектуальной активности.

Карина: время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек, нашла 3 варианта из четырёх возможных. Каждая картинка связана с остальными – в результате получается рассказ. По найденной ей самой последовательности картинок составила логичный рассказ.

У девочки сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, самообслуживания.. Она интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире), задает взрослому вопросы, любит экспериментировать, активна занятиях. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому, принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Способна планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Девочка осталась также на среднем уровне интеллектуального развития, но мы увидели положительную динамику.

Артём: справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов, найдено 4 варианта из четырёх возможных. Составленная ребенком последовательность соответствует рассказу. Составление рассказа без помощи наводящих вопросов.

Артём умеет работать по правилу и по образцу, у него сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, самообслуживания. Он применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем), а также способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Наблюдается положительная динамика интеллектуальной активности . Ребёнок начинает достигать высокого уровня.

Дима: время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек, нашёл 3 варианта из четырех возможных. Мальчик понял взаимосвязь картинок, нашёл последовательность событий, составил логичный рассказ.

Он способен изменять стиль общения со взрослыми и детьми в зависимости от ситуации, поведение ребенка определяется не сиюминутными желаниями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Он интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. У мальчика мы увидели положительную динамику уровня интеллектуальной активности . Он перешёл с низкого на средний уровень интеллектуального развития.

 

Выводы

Интегративные качества - это такие качества, которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из её элементов в отдельности.

Интегративные качества у детей наиболее успешно будут развиваться тогда, когда не только воспитатели, но и родители будут уделять должное внимание данной проблеме.

Интеллектуальная активность - это деятельность, направленная на развитие функций и дополнительных возможностей головного мозга и повышающая уровень интеллекта человека.

Развитие интеллектуальной активности как интегративного качества детей старшего дошкольного возраста на этапе дошкольного образования обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, то есть позволит реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - обеспечение благополучной адаптации ребёнка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Мы подобрали советы для родителей по развитию интеллектуальной активности как интегративного качества в домашних условиях (Дубровина И.В., Овчарова Р.В.):

Делайте!

1.Занимайтесь, играйте с ребёнком в развивающие игры.

2.Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

3.Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

4.В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов.

5.Каждый день читайте ребенку.

6.Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

7.Регулярно водите ребенка в библиотеку, музеи, театры.

8.Поощряйте любопытство и воображение Вашего ребёнка.

9.Тренируйте память, внимание, воображение ребенка с помощью художественной литературы.

10.Проводите беседы с детьми на различные темы.

11.Помогайте ребёнку как можно лучше узнать этот прекрасный мир.

12.Обогащайте окружающее пространство дошкольника. Предоставляйте ему подходящий материал для занятий и досуг.

 

 

Не делайте!

1.Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока он не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

2.Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

3.Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

4.Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

5.Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей; всех ваших чувств («мама устала»); абстрактных рассуждений и объяснений.

6.Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».

 

 

Заключение

Непродолжительный период педагогической практики не позволил у всех детей развить интеллектуальную активность как интегративное качество на высоком уровне, но мы заметили что дети начали больше интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире, научились самостоятельно действовать, задавать вопросы проблемно-поискового характера, проявлять любознательность.

В целом полученные нами результаты доказывают эффективность предложенных авторами Георгий Вагнер, Константин Фрейер развивающих игр. Проведенное научно-педагогическое исследование позволило решить общую цель и задачи нашей работы.

В работе дан глубокий анализ теоретической литературы по проблеме исследования, описана система развивающих игр, которая дала положительные результаты, обоснована необходимость развития данного качества дошкольников.

Работа представляет теоретическую и практическую значимость для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогического колледжа.

Список литературы

1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995, № 1. С. 111-129.

2.Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.

3.Афонькина Ю.А. Развитие интегративных качеств дошкольников. Методический конструктор / Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2013.-92 с.

4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1998.- 160 с.

5.Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1998.- 178 с.

6.Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. - Москва, 2012. - 112 с.

7.Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - Москва, 2004. - 230с.

8.Деркунская В.А. Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.

9.Дружинин В.М. Психология общих способностей. С-Пб., 1999.

10.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста.-Москва,2010.-52 с.

11.Жуковская Р.И. Руководство творческими играми дошкольников. - М.:2013. - 142 с.

12.Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления. /Вопросы психологии №6-М.:1999.-С. 45-48.

13.Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.- 105 с.

14.Игры для развития речевого общения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа//: www.allshans.ru /, свободный. - Загл. с экрана.

15.Интеллектуальная игра для старшей группы "Я и моя семья" [Электронный ресурс]. Режим доступа// http://nsportal.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

16.Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа// http://www.maam.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

17.Коленцева Н.Г. Методика работы с дидактическими материалами в детском саду. Тбилиси, 2000. - 56 с.

18.Короткова Н.А. Современные исследования детской игры // Вопросы психологии №5. - М.:2010. - С. 34-35.

19.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология . Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2008.-255 с.

20.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание № 3- М.:2010. - С.45-47.

21.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - Москва, 2000. - 124 с.

22.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе .-М.:ТЦ "Сфера", 2004. - 240 с.

23.Пасечник Л. Игры-соревнования с большими кольцами // Дошкольное воспитание №1. - М.: 2012. - С.4-6.

24.Перфильева Л. Хорошо, когда с утра начинается игра! // Дошкольное воспитание №3. - М.: 2012. -53-56.

25.Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1996.- 107 с.

26.Подвижные игры для детей дошкольников в детском саду [Электронный ресурс]. - Режим доступа//:www.ktonazdorovo.ru /, свободный. - Загл. с экрана.

27.Самошина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы / Художник Селиванов А.А. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004. - 208 с.

28.Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание № 4. - М.:2010. - С. 34-35.

29.Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 2006. — 384 с.

30.Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.- 84 с.

31.Субботин О.Ю Дидактические игры и интеллект. М., 2000.- 75 с.

32.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1998. - 102 с.

33.Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000. - 65 с.

34.Холодная М.А. Психология интеллекта. С-Пб.,2002. - 272 с.

35.Чиркова Т . И. Психологическая служба в детском саду : учеб. пособие / Т. И. Чиркова ; Пед. о-во России. - Москва, 2000. - 220 с.

36.Эльконин Д.Б. Психология игры. - Москва, 1978. - 89 с.



2018-07-06 346 Обсуждений (0)
Проектирование педагогической деятельности по проблеме исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проектирование педагогической деятельности по проблеме исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)