Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности психического развития детей дошкольного возраста.



2018-07-06 638 Обсуждений (0)
Особенности психического развития детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие ребёнка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в самых разных направлениях. Совершенствуются различные виды деятельности ребёнка: игра, рисование, конструирование. На наших глазах за какие-нибудь три-четыре года совершается переход от первых "каракулей" к сказочно прекрасным многоцветным картинам. Стремительно развиваются внимание, память, мышление и воображение. Односложный и не всегда понятный лепет сменяется свободными и интересными рассказами. У ребёнка появляются друзья, он с удовольствием общается со сверстниками и со взрослыми, учится управлять собой, регулировать свое поведение. Расширяется круг его представлений о мире, и бесконечные "почему" требуют ответа [7, С.7].

Прежде всего, важнейшим показателем развития ребёнка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности. Деятельности, с одной стороны, являются источником и движущей силой развития ребёнка, а с другой стороны именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Дело не в том, что ребёнок большую часть своего времени занят игрой, а в том, что именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике. Эти изменения имеют и собственное непреходящее значение, и подготавливают ребёнка к новой, более высокой ступени его развития. Именно сюжетно-ролевая игра интегрирует и выявляет наиболее существенные стороны развития ребёнка. Впервые в игре появляется важнейшая способность - действовать в плане представлений. Именно в игре ребёнок действует с одним предметом, представляя на его месте другой. Он "видит" себя в разных ролях, строит в воображении сюжет игры. В игре развиваются мышление и воображение: создавая общий замысел игры, ребёнок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры.

Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает и способность координировать свои действия с другими. Ребёнок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Ему необходимо уметь общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения. Принимая ту или иную роль, ребёнок усваивает необходимые для этой роли нормы поведения. Именно в игре ребёнок становится полностью субъектом своей деятельности. Он сам заинтересован собственно игрой, её процессом. Он может создать замысел игры и реализовать его. Именно игра делает ребёнка самостоятельной личностью.

При том, что игра является центральной характеристикой развития ребёнка, большое значение для него имеют продуктивные виды деятельности и , прежде всего, изобразительная деятельность и конструирование. Эти деятельности также проходят сложный путь развития в дошкольном детстве, а уровень такого развития является важнейшей характеристикой общего продвижения ребёнка на каждом возрастном этапе.

В качестве одной из основных характеристик выступает развитие двигательной сферы ребёнка. В этой характеристике можно выделить две стороны. Первая сторона - это овладение двигательными навыками. Овладение определенными действиями , движениями ( мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым возрастным нормам - необходимая характеристика развития ребёнка. Вторая сторона - экспрессивная , то есть выразительная. Данная сторона проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, его переживания по поводу различных событий[7, С.9] .

Наиболее объёмным, информативным и сложным показателем является умственное развитие. Под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания как с их операциональной, так и с содержательной стороны, а также развитие речи. Ядром умственного развития в узком смысле является развитие умственных способностей. Эти способности отличаются качественным своеобразием на каждой возрастной ступени развития и сохраняют свое значение на протяжении всей жизни [2, С.53-54].

В области развития восприятия основными средствами являются сенсорные эталоны - общепринятые, существующие в культуре образцы внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию в раннем возрасте. Необходимо уметь пользоваться эталонами для анализа и выделения свойств различных предметов в самых различных предметов в самых различных ситуациях, то есть необходимо владеть особыми действиями восприятия - перцептивными действиями. Овладевая ими, ребёнок овладевает и процессом собственного восприятия: направляет его на анализ действительности, подчиняет решению поставленной задачи.

В области развития мышления основным является овладение ребёнком действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с замещения. Простое замещение предметов в игре - это начало большого пути, ведущего к использованию различных символов и знаков, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки. Для детей дошкольного возраста центральным моментом в умственном развитии является овладение действиями наглядного моделирования. Так, уже четырёх-пятилетние дети легко понимают, что такое план комнаты, и могут использовать его, чтобы найти спрятанный в комнате предмет. Отметим, что овладение ребёнком в процессе развития различными существующими в культуре средствами ведёт не только к повышению успешности решения различных задач, но и изменяет психику ребёнка в целом, развивает осознанность и произвольность всех психических функций. Подобная осознанность и произвольность особенно чётко проявляются в развитии внимания и памяти ребёнка, являясь основными характеристиками их развития. На протяжении дошкольного возраста память ребёнка, с одной стороны, проходит количественные изменения, позволяя ему удерживать все большее количество информации, позволяя ему удерживать все большее количество информации, а с другой стороны - изменения качественные. Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности. Опосредованность и произвольность проявляются в том, что ребёнок уже не просто запоминает то , что ему понравилось больше всего, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для того, чтобы удержать нужную информацию. Именно уровень развития подобных высших форм памяти наиболее показателен для характеристики общего развития ребёнка-дошкольника [7, С.10-11].

Аналогичным показателями характеризуется и развитие внимания. Помимо возрастания таких качеств внимания как устойчивость, объём, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребёнка ко все более направленному сосредоточению.

Одним из основных новообразований дошкольного детства является воображение. Образы воображения характеризуются символичностью, использование замещения. Ребёнок использует одни предметы для того, чтобы раскрыть важные для него стороны других предметов и явлений. Позднее не только одни предметы начинают заменять другие, но и сам ребёнок беря на себя роль , изображает другого человека- доктора, охотника, маму. Своё эмоциональное отношение к действительности и понимание ее ребёнок может передавать с помощью цвета и композиции рисунка, сюжета и персонажей сочинённой сказки [25, 12-14].

В развитии речи можно выделить самые разные компоненты и показатели. Это и виды речи, и степень её развёрнутости и связанности, и овладение различными средствами речевой деятельности и т.д.

Существенным показателем развития ребёнка, является овладение им различными знаниями, развитие у него представлений об окружающем.

Последней важнейшей сферой, характеризующей продвижение ребёнка, является социальное развитие. Это качественные изменения возможностей ребёнка к жизни общества, к взаимодействию с другими людьми, детьми, взрослыми. Социальное развитие характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. Освоение норм и правил на протяжении дошкольного возраста характеризуется как расширением и усложнением самих правил, так и повышением уровня их удержания. Ребёнок уже не только знает ,как себя вести, но и регулирует своё поведение в соответствии со знаемыми правилами [7, С.13].

 

 



2018-07-06 638 Обсуждений (0)
Особенности психического развития детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)