Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ учебников русского языка для 5 класса с точки зрения формирования орфографической зоркости



2018-07-06 5385 Обсуждений (0)
Анализ учебников русского языка для 5 класса с точки зрения формирования орфографической зоркости 5.00 из 5.00 8 оценок




На современном этапе развития основного общего образования существует множество учебно-методических комплектов по обучению русскому языку. Каждый из них имеет свои особенности и подходы по разным вопросам обучения. Основным, волнующем большинство методистов, учителей и психологов, является вопрос о формировании орфографической грамотности у учеников. Рассмотрим процесс формирования орфографической зоркости у учащихся 5 класса в контексте современных учебно-методических комплектов.

Для анализа мы взяли четыре учебника по русскому языку:

1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. [27].

2. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капином и др./ под ред. М.М., П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. [28].

3. Русский язык. Практика. 5 класс: учебник/ А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман- Орлова и др./ под ред. А.Ю. Купаловой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. [29].

4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. / под науч. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева. - Изд. 3-е, исправ. - М.: Баласс- 2008. [6].

Наша задача - выяснить, как организовано формирование орфографической зоркости в данных учебниках.

В ходе анализа было выявлено, что учебник Т.А. Ладыженской (часть 1 и часть 2) содержит 27 тем по орфографии. Общее количество упражнений – 162, из них лишь 15 (т.е. примерно 9,2 %) связаны с формированием орфографической зоркости. Наиболее полно такие упражнения представлены в параграфах:

· «Орфограмма»,

· «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»,

· «Правописание проверяемых согласных в корне слова»,

· «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»,

· «Буквы и, а, у после шипящих»,

· «Буквы е-и в корнях с чередованием».

Большинство из перечисленных тем относится к материалу для повторения, в них рассматриваются орфограммы, изучаемые в начальной школе.

В параграфах, посвященных этим темам, встретились упражнения следующих видов:

1) Упр. 25. Спишите, подчёркивая в словах одной чертой орфограммы, т.е. написание не по произношению.

2) Упр. 28. Обозначьте значимые части слов, в которых есть орфограммы. Орфограммы подчеркните одной чертой. Поставьте ударение.

3) Упр.52 (повышенной сложности). Выпишите из орфографического словаря десять слов с орфограммой № 5 («Буквы и, у, а после шипящих»).

4) Упр. 648. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

1. Хорошо, что тускнеют сугробы. Хорошо, что окошки блестят. (И. Кобзев) 2. А вечером снова приходит зима, ручьи запирает на ключ. (Е. Трутнева) 3. Скоро гости к тебе соберутся.4 Сколько гнёзд понавьют, посмотри! (И. Никитин) 4. Всё растёт на свете, выросли и дети. (В. Инбер) 5. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глазок продирает. (Пословица).

В основе этих заданий лежит метод формирования орфографической зоркости - нахождение орфограмм. Он является основным методом, применяющимся в данном учебнике. Что касается таких методов, как подбор примеров и диктанта «Проверяю себя», то в учебнике Т.А. Ладыженской они не используются.

Помимо приведенных видов заданий встречаются и такие, в которых метод нахождения орфограмм сочетается с методами формирования умения обосновывать условия выбора орфограмм. К данным методам относятся:

1. Группировка по орфографическому признаку:

а) Упр.27. Прочитайте данные слова, обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм- согласных букв. Запишите слова в два столбика: слева - с опознавательным признаком «стечение согласных», справа- «конец слова»

2. Орфографический разбор:

а) Упр. 35. К словам с безударными гласными в корне слова запишите проверочные слова (дан образец с выделением орфограмм).

б) Упр. 48. Выпишите слова с непроизносимыми согласными в корне, в скобках укажите проверочные слова.

в) Упр. 304. Добавьте однокоренные слова и запишите их, как указано в образцах. В одном слове ряда подчеркните орфограммы, изучаемые в этом параграфе.

Кость — о косточк[е], трость, горсть, весть.

Рука — ручка — ручной, река, ночь.

Начинать — начну, уточнить, улучшить, кончить/

Бетон — о бетонщик[е], камень, барабан, караван.

Винт — о винтик[е], бант, бинт, куст, зонт.

Печь — о печник[е], помощь.

В учебнике встречаются также дополнительные задания по орфографии, включенных в другие разделы. Например, в пар. 93 «Имена существительные, имеющие только формы множественного числа» в упр. 511: обозначьте безударные проверяемые гласные в корне. Аналогичные задания встречаются в упр. 84, упр.539 и др. Основной метод- метод нахождения орфограмм.

Много заданий имеют формулировку, совпадающую с представленной выше, например, упр. 458: спишите, обозначая в словах изученную орфограмму. Однако если посмотреть на упражнение, то мы видим, что в словах, в которых нужно найти орфограмму, уже пропущено место, где она должна быть вставлена. Такие упражнения не формируют орфографической зоркости. И таких упражнений, не формирующих орфографическую зоркость, в учебнике Т.А. Ладыженской преобладающее количество.

Среди упражнений есть такие, которые предлагают нахождение не орфограммы, а слов с этой орфограммой. В данном учебнике к ним относятся, например, упр.48, 52, 648 и др. Именно эти упражнения направлены на первичное формирование орфографической зоркости. Ученик должен видеть слово целиком и в составляющих его частях (В.Ф. Фролова).

Проанализировав упражнения, предлагаемые Т.А. Ладыженской, в основе которых лежит метод нахождения орфограмм, мы выяснили, что эти упражнения построены на неконфликтном дидактическом материале. Ученики лишь должны найти слова с данной орфограммой в предложении или тексте, а не среди дидактического материала, содержащего слова, сходные по какому-либо орфографическому признаку, например, по опознавательному признаку орфограммы.

Как правило, упражнения на формирование орфографической зоркости, должны занимать первое место в параграфе. Проанализировав учебник Т.А. Ладыженской, мы выяснили, что в пар. 60 (упр.303) и в пар. 7 (упр. 25) такое упражнение стоит на первом месте и направлено на первичное формирование умений. В остальных темах данные упражнения занимают либо второе, либо третье место, используются на этапах урока- первичное закрепление (упр. 27,28, 48, 434, 648) и совершенствование знаний и умений (упр.52).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебник под ред. Т.А. Ладыженкой в полной мере не организует работу над формированием орфографической зоркости у учащихся. Это объясняется и использованием только метода формирования орфографической зоркости- нахождения орфограмм, и местонахождением упражнений в системе, и построением их на неконфликтном дидактическим материалом.

Следующий учебник, на основе которого был проведен анализ,- М.М. Разумовской. В нем заложено 18 тем на изучении орфографии. Общее количество упражнений, направленных на решение орфографических задач, - 96. Это на 66 упражнений меньше, чем в учебнике Т.А. Ладыженской. Но, проанализировав данный учебник для 5 класса, мы выяснили, что упражнений на формирование орфографической зоркости в нем больше, их количество- 18, т.е. примерно 19 %. Наиболее часто они встречаются в таких темах, как:

· «Орфография. Нужны ли правила?»,

· «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков»,

· «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков»,

· «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов»,

· «Корни с чередованием е-и».

В отличие от учебника Т.А. Ладыженской, в учебнике М.М. Разумовской, в значительной степени, преобладает метод подбора примеров.

Это подтверждают следующие виды заданий:

1) Упр. 66 (1,2). Познакомьтесь с таблицей, стараясь понять ее содержание. Приведите ещё два-три примера на каждый вид орфограммы.

2) Упр. 81 (повышенной трудности). Подготовьте связный рассказ на тему «Употребление на письме ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов» по плану.

1. В конце слов русского языка часто встречаются шипящие. Например, …

2. После шипящих иногда пишется ь, иногда не пишется.

3. В именах сущ. ь пишется только в словах... склонения. Например, …. В существительных … и … склонения ь не пишется. Например, …

4. В глаголах после шипящих ь пишется всегда, включая формы с –ся и –те. Например, ....

3) Упр. 82. Составьте словарный диктант из имён существительных и глаголов с шипящими на конце (12-15 слов).

4) Запишите примеры слов: 1) с разделительным ъ и ь; 2) с ь после шипящих в глаголах и сущ.; 3) с сочетаниями чк, чн, нч, нщ.

5) Упр. 311. Кто больше? Подберите и запишите слова с корнями - рос-, -раст- (-ращ-).

Упр. 54 (2), упр. 85, упр. 614 и др. имеют аналогичные задание.

В упр. 746 метод подбора примеров используется вместе с орфографическим разбором. Работа ученика направлена не только на умение видеть орфограмму, но и на умение объяснять условия ее выбора.

Задание выглядит следующим образом: Запишите три-четыре предложения с существительными, имеющих безударное окончание –е или –и. Объясните выбор написания.

Что касается метода нахождения орфограмм, то М.М. Разумовской он не рассматривается отдельно, а включен в упражнения совместно с другими методами.

Рассмотрим данные методы и виды заданий:

1. Нахождение орфограмм с орфографическим разбором:

а) Упр. 65 (1,2). Кто быстрее и правильнее? Прочитайте. Найдите и запишите слова с орфограммами согласных в корне, объясните написание.

б) Упр. 98 (3). Выпишите любые шесть глаголов с орфограммой в корне и подберите к ним проверочные слова.

В учебнике Разумовской также встречается форма написания «Письма с дробями», но она не формирует умения видеть орфограммы (упр. 71).

В ходе анализа, мы пришли к выводу, что большинство заданий целесообразно использовать на этапе совершенствования знаний и умений- упр. 66, 82, 85, 98, 311, 614, так как упражнения либо относятся к повышенной трудности, либо подразумевают самостоятельное выполнение задания учащимися, либо включают задания не только по орфографии, но и по морфологии, культуре речи, морфемики. К упражнениям для первичного закрепления знаний можно отнести: упр. 54, 64, 65 и некоторые др..

Из всех упражнений первичное формирование орфографической зоркости (нахождение слов с орфограммами), может быть построено на использовании упр. 64, 65, 317 и др..

В учебнике М.М. Разумовской, как и в учебнике Т.А. Ладыженской, упражнения, используемые на этапе первичного формирования умений, построены на неконфликтном дидактическом материале.

Но, в отличие от УМК под ред. Т.А. Ладыженской, в учебнике М.М. Разумовской упражнения на формирование орфографической зоркости в рассмотренных нами темах, в основном, занимают либо первое, либо второе место среди упражнений. Это говорит нам о том, что данный учебник имеет методически правильно подобранный материал, который способствует формированию у учащихся основных орфографических умений и навыков.

Следующим был проанализирован учебник УМК под ред. В.В. Бабайцевой. В нем изучение орфографии разделено на два курса - вводный и основной. Вводный предполагает повторение орфограмм, изучаемых в начальной школе, а основной - на изучение новых. В совокупности в них заложено 18 орфографических тем, общее количество упражнений которых равно 209. Из них на интересующую нас тему направлено 69 упражнений, что составляет примерно 33 % от общего числа.

Темы (вводный курс):

· «Орфограмма»,

· «Правописание безударных гласных в корне»,

· «Правописание безударных гласных в приставках»,

· «Правописание непроизносимых согласных».

Темы (основной курс):

· «Орфограмма»,

· «Гласные буквы после шипящих»,

· «Гласные и-ы после ц»,

· «Правописание корней с чередующейся гласной а-о»,

· «Правописание корней с чередующейся гласной е-и»,

· «Правописание приставок пре- и при-»

Стоит также отметить, что изучение новых орфограмм рассредоточено по всем разделам, в особенности в «Морфологии» и «Словообразовании» («Безударные гласные в окончаниях прилагательных», «Мягкий знак на конце существительных в Им. п.» и др.). Было выявлено, что из 106 упражнений 28 имеют задания по орфографии, из которых лишь 7 развивают умение видеть орфограммы в словах (например, упр. 71, 110,164).

На основе анализа всех рассмотренных упражнений, а их 82, был сделан вывод, что орфографическая зоркость формируется благодаря следующим методам:

1. Нахождения орфограмм:

1) Упр. 29. Посоревнуйтесь! Найдите в орфографическом словаре пять слов с проверяемой безударной гласной в корне и пять слов с непроверяемой гласной.

2) Упр. 36. Обозначьте изученные орфограммы корня и приставки.

3) Упр. 71. Подчеркните известные вам орфограммы.

4) Упр. 413. Определите на слух орфограммы-гласные в корне слова.

5) Упр. 444 (2). На материале пословиц составьте словарный диктант по теме «Правописание глухих и звонких согласных».

6) Упр. 661 (2). Назовите виды орфограмм, с которыми вы работали.

Сюда также можно отнести:

1. Нахождения орфограмм с орфографическим разбором:

1) Упр. 45. От каких слов образовались данные слова? Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы.

2) Упр. 110. Запишите предложения, подчеркивая орфограмму «глаголы с –ться и –тся» и ставя в скобках вопросы.

3) Упр. 566 (1). К данным глаголам подберите однокоренные существительные. Запишите слова, обозначая указанную выше орфограмму.

Следующий метод, используемый автором наравне с методом нахождения орфограмм- метод подбора примеров.

Упр. 450. Вставьте на место точек подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимыми согласными, согласуя их с именами существительными.

Мы видим, что помимо основных методов, как и в других рассмотренных нами учебниках, можно наметить взаимодействие методов формирования орфографической зоркости и методов обоснования условий выбора.

На первичном этапе формирования орфографической зоркости, а именно при нахождении слов с орфограммами, можно использовать упр. 29, 418 (1), 566 (1) и др.

Что касается местонахождения упражнений, то почти все упражнения на формирование орфографической зоркости находятся сразу после правила. Новое правило может находиться как в начале, так и в середине параграфа. К таким упражнением можно отнести упр. 23,29, 44, 110, 566 (1). Все они могут быть применены на этапе первичного закрепления знаний, так как тесно связаны с осмыслением только что изученного теоретического материала. Было выявлено, что данные упражнения, а именно в основе которых лежит метод нахождения орфограмм, построены на неконфликтном дидактическом материале, что не обеспечивает первоначального формирования орфографической зоркости. На этапе совершенствования умений и знаний- упр. 71, 164, 450 и др., находятся в середине либо среди последних упражнений параграфа.

Таким образом, мы пришли к выводу, что учебник под ред. В.В. Бабайцевой предоставляет большое количество упражнений на формирование орфографической зоркости. Однако правильное их применение зависит лишь от учителя, так как не из этих упражнений могут использоваться на этапе первичного закрепления знаний и умений.

Последний учебник, который был проанализирован, учебник по русскому языку Р.Н. Бунеева (часть 1 и часть 2). Учебник содержится 17 тем по орфографии, в которых заключено 133 упражнения. 36 (примерно 27%) упражнений имеют задания на формирование орфографической зоркости.

Наиболее часто такие упражнения встречаются в темах:

· «Орфограмма»,

· «Правописание слов с чередующимися гласными а-о в корне»,

· «Буквы е-и в приставках пре- и при-»,

· «Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных»,

· «Буквы е-и в корнях с чередованием».

В большинстве упражнений лежат 2 основных метода:

Метод нахождения орфограмм Метод подбора примеров
Упр. 34. Назови слова с орфограммой-согласной буквой. Что помогло тебе в этом поиске. Упр. 40. К прилагательным в данных словосочетаниях подбери синонимы с непроизносимыми согласными в корне.
Упр.119. Выпиши из орфографического словаря на буквы в, н, у шесть слов с корнем –лаг-, -лож-. Упр. 48. Составь устный рассказ по теме «Орфограмма», используя ключевые слова темы и их определения. Включи в рассказ свои примеры.
Упр. 149 (задание после текста). Выпиши и подчеркни все известные тебе орфограммы в словах, которые ты выписал.   Упр. 64. Самодиктант. Составь и запиши диктант из 20 слов с изучаемой орфограммой, включи в него слова- исключения и слова с непроверяемой безударной гласной о после шипящих в корне слова из рамки.
Упр.557 (доп.). Опираясь на опознавательный признак орфограмм- стечение согласных, найди в данных словах орфограммы-согласные буквы. Упр. 208. Подбери и запиши 12 слов разных частей речи с корнем –раст- (-ращ-)- -рос-, используя различные приставки. Обозначь орфограмму.

 

Также:

1. Нахождение с орфографическим разбором:

1) Упр. 44(7). Подчеркни и объясни в словах все известные тебе орфограммы.

2) Упр. 348. Выпиши только существительные с суффиксами –ек, -ик. Обозначь условия выбора изучаемой орфограммы.

3) Упр. 361. Выпиши слова с изучаемой орфограммой, графически обозначь условия выбора букв о-е.

4) Упр. 557. Найди и выпиши слова с орфограммой «Буквы а-о в корне –кас- - -кос-». В каких словах этой орфограммы нет? Объясни.

2. Нахождение орфограмм с группировкой по орфографическому признаку и орфографическим разбором:

1) Упр. 39. По опознавательному признаку найди в данных словах орфограммы-согласные буквы, затем вместе с проверочными словами запиши их в соответствующую колонку таблицы.

2) Упр. 566. Выпиши слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с е и и в корнях. Графически обозначь условия выбора орфограммы.

Упражнение имеет дополнительное задание: дополни столбики слов своими примерами, используя корни с чередованием, которые не встретились тебе в упражнении. Здесь используется метод подбора примера.

Как говорилось выше, для первичного формирования орфографической зоркости нужно сначала учить учащихся видеть не орфограмму в слове, а слово с орфограммой. В данном учебнике таких упражнений большое количество: упр. 118, 119, 124, 348, 165 и многие другие.

В учебнике Р.Н. Бунеева, как и у М.М. Разумовской, упражнения находятся в начале параграфа, занимая при этом первое или второе место. Первое место в значительной степени занимают упражнения, ориентированные на осознание закономерностей написания слов с орфограммой, которую предстоит изучить, и, в результате выявленных закономерностей, на самостоятельное формулирование правила. Также выяснилось, что часть упражнений может использоваться как на этапе первичного закрепления материала, например, упр. 34 (также упр.118, 124, 165, 348, 361, 566 и др.), так и на этапе совершенствования умений, например, упр. 40, 64, 149, 557 и другие.

В отличие от рассмотренных выше УМК, учебник Р.Н. Бунеева предлагает учащимся на этапе первичного закрепления знаний упражнения, которые построены на использовании не только неконфликтного, но и конфликтного дидактического материала. В основе этих упражнений лежит метод формирования орфографической зоркости- нахождение орфограмм.

Например, в упр. 361 учащимся предлагается выписать слова с изученной орфограммой («Буквы о-ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных») и обозначить условия выбора.

Есть вероятность, что из предложенного текста учащиеся помимо слов на данную орфограмму, выпишут и слово звездочёт, так как могут выделить –ёт либо как суффикс, либо как окончание. В данном случае слово звездочёт можно проверить словом уче́сть,- это говорит о том, что перед нами слово с орфограммой «Проверяемая гласная в корне слова».

К аналогичным упражнениям, построенных на конфликтном дидактическом материале, можно отнести также: упр. 118, 165, 361, 348 и др..

Представленный нами анализ четырех учебно-методических комплексов по проблеме орфографической зоркости, позволяет сделать следующие выводы:

1) Все УМК в той или иной мере предоставляют определенные возможности для формирования орфографической зоркости у учеников 5 класса. Среди четырех учебников, в большей степени данную работу организует учебник под ред. Бабайцевой- 69 упражнений, однако отсутствие упражнений на конфликтном дидактическом материале не позволяет обеспечить первоначальное формирование данного орфографического умения. Выразим соотношение упражнений по изучаемой теме в виде диаграммы (в процентах), если общее количество упражнений- 138:

 

 

2) В составе рассмотренных упражнений, не во всех из них наблюдалось использование основных методов по формированию орфографической зоркости. Ни один учебник не предоставляет возможности проверить грамотность учеников с помощью диктанта «Проверяю себя». Наравне с друг другом используются методы нахождения орфограмм и подбора примеров. Стоит отметить, что учебник Бунеевых обеспечивает учащихся заданиями, в которых используется метод подбора примеров, а учебник Т.А. Ладыженской не предоставляют такой возможности. Данный учебник построен на методе нахождения орфограмм.

3) Анализируя учебники было выявлено, что наиболее часто методы формирования орфографической зоркости, применяются в обучении ключевым орфограммам: безударные проверяемые гласные в корне; непроверяемые гласные и согласные; буквы и, у, а после шипящих; гласные и согласные в приставках; буквы З и С на конце приставок; буквы Ё-О после шипящих в корне слова; буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

4) В преобладающем количестве упражнений методы формирования орфографической зоркости используются совместно с методами формирования умения обосновывать условия выбора орфограмм.

5) В учебниках М.М. Разумовской и А.Ю. Купаловой встречаются упражнения, форма которых соответствует написанию «письма с дробями».

6) Расположение упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, в параграфах наиболее правильно построено в учебниках М.М. Разумовской, А.Ю. Купаловой и Р.Н. Бунеева. В них данные упражнения занимают либо первое, либо второе место среди других упражнений. В учебнике же Т.А. Ладыженской таких параграфов всего два. В основном учебник предлагает в первом упражнении вставить пропущенные буквы и объяснить условия выбора орфограмм.

7) Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащихся, отучает их от шаблона, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач. Проанализировав четыре УМК, мы пришли к выводу, что лишь в УМК под ред. Р.Н. Бунеева на этапе первичного закрепления знаний упражнения, основанные на методе нахождения орфограмм, организованны с помощью конфликтного дидактического материала. В остальных же учебниках активно используется неконфликтный дидактический материал, что не обеспечивает первоначальное формирование орфографической зоркости.

Важно помнить, что учебник является лишь вспомогательным средством в обучении, которым учитель должен уметь методически правильно пользоваться. Не во всех рассмотренных нами темах были предоставлены упражнения, формирующих орфографическую зоркость, но это говорит о том, что данную работу учитель должен проделать самостоятельно. Такие работы являются довольно интересными для анализа, поэтому в дальнейшем мы обратим на них особое внимание.

 



2018-07-06 5385 Обсуждений (0)
Анализ учебников русского языка для 5 класса с точки зрения формирования орфографической зоркости 5.00 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Анализ учебников русского языка для 5 класса с точки зрения формирования орфографической зоркости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)