Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лингвистические и методические предпосылки формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в основной школе



2018-07-06 1128 Обсуждений (0)
Лингвистические и методические предпосылки формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в основной школе 0.00 из 5.00 0 оценок




При изучении орфографии учащиеся 5 класса уже имеют необходимый уровень знаний, полученных в начальной школе. В начальной школе изучение русского языка представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся. Именно на этом этапе важно создавать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать учащимся неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько наоборот- от звука к букве.

М.С. Соловейчик считает, что «целесообразно начать работу по формированию орфографической зоркости одновременно с обучением двум видам чтения: «читаем, как говорим» и «читаем, как пишем». Прочитать слово «как написано» - это значит проговорить его орфографически, побуквенно. [31]. Такой способ чтения называют проговариванием. Проговаривание давно используется как один из приёмов в обучении орфографии. Психологи теоретически и экспериментально обосновали важность проговаривания в обучении орфографии.

Так, изучавший механизмы речи Н.И. Жинкин писал: «Обучающийся должен усвоить код перехода от слышимых слов (диктант) и внутренне произносимых слов (изложение и сочинение) к зрительно видимым. Добиться выработки нового кода невозможно иначе как опираясь на исходный, первоначальный для всех видов речи код речедвижений. Следовательно, необходимо выработать такую систему речедвижений, которая была бы в полной мере эквивалентной буквенному ряду. Иначе говоря, необходимо ввести орфографическое проговаривание (подчёркнуто автором) учащимся всех слов прежде, чем они будут написаны». [13, с.63].

Орфографическое проговаривание помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.

В дальнейшем формируется осознанные умения находить орфограммы в тексте и на слух. Младшие школьники знакомятся с наиболее общими признаками орфограмм гласных и согласных и учатся по этим признакам находить орфограммы. Иначе говоря, первый и начало второго класса – это период активного становления орфографической зоркости.

Иванова В. Ф говорила, что в условиях обучения русскому языку воспитать внимание, - значит, развить умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». [14]. Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях (при необходимости в процессе обучения правописанию). Слушая речь, слышать слово целиком и отдельные его звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные). Если учитель не воспитал внимания ученика к слову, к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет «глух» к слову, к его правописанию.

Ученик, направляя внимание на «целый предмет» - слово (К.Д. Ушинский), видит его нерасчлененным, не выделяя в нем орфограммы. В этом и состоит трудность формирования орфографической зоркости- внимание учащихся должно распределяться для обнаружения разных орфограмм в слове. Поэтому основной целью учителей является воспитание у учащихся дифференцированного внимания к слову, путем постепенного расширения сферы их действия: сначала обучать находить один тип орфограммы с опорой на один опознавательный признак, затем- с опорой на два и т.д., наконец, на основе нескольких признаков находить разные типы орфограмм. В результате такой работы у учащихся должно развиться умение правильно распределять своё внимание, охватывать все изученные орфограммы.

В своих теоретических работах К. Д. Ушинского писал, что процесс становления орфо­графической грамотности неотделим от работы мышления. Он последовательно отстаивал мысль о том, что образованием навыка руководит знание правил в орга­нической связи с «беспрестанными упражнениями». Правило является фундаментом, на котором строится орфографическое обобщение.

Специальными условиями, обеспечивающие развитие орфографической зоркости, являются знакомство учащихся с базовыми лингвистическими понятиями. Так как русская орфография связана со всеми разделами языка (фонетика, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис), к ним М.Т. Баранов отнес [3, с.156]:

1) Фонетические - гласные и согласные звуки; безударные гласные;

звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; согласные шипящие; оглушение (звонких) и озвончение (глухих) согласных.

2) Морфемные и словообразовательные - приставка, корень, суффикс,

окончание; сложное слово.

Морфологические и синтаксические понятия в меньшей степени связаны с развитием умения видеть орфограмму в слове. Их знание необходимо при формировании таких орфографических умений и навыков, как написание слов с изученными видами орфограмм, обоснование орфограмм, нахождение и исправление орфографических ошибок.

Исходя из выделенных М.Т. Барановым базовых фонетических, морфемных и словообразовательных понятий, можно выделить учебно-языковые умения, являющиеся базовыми для формирования орфографической зоркости [3, с.158]:

- фонетические: определять в слове: а) гласные звуки ударные и безударные, согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие согласные и звук [Й]; б) случаи оглушения звонких и озвончения глухих согласных;

- морфемные и словообразовательные: выделять в слове основу и окончание; членить основу на составные значимые части (морфемы) - приставку, корень, суффикс.

Уровень владения перечисленными учебно-языковыми умениями должен быть достаточно высок, чтобы добиться желаемого результата в нахождении орфограмм.

Выбор правильных написаний в словах начинается с нахождения в них орфограмм, или, по-другому, «точек» применения орфографических правил. Эти «точки» в словах имеют зрительно-слуховые приметы, например, [ца] на конце глаголов (одна из примет орфограммы -неразделительный мягкий знак: «-тся и -тъся в глаголах»), наличие приставки кое- (одна из примет орфограммы - дефис в словах между морфемами) и т.п. Приметы, или опознавательные признаки «точек» применения правил, позволяют учащимся опознать не конкретный вид орфограммы, а тот или иной тип орфограмм.

Опознавательными признаками орфограмм являются следующие особенности слов: фонетические (безударность гласной, шипящие, ц, [Ʒ] и др.), лексико-грамматические (собственные имена и собственные наименования и др.), лексические (предлоги, союзы, частицы), структурные (наличие некоторых приставок, суффиксов, сложные слова). [3, с. 159].

Знание учеником опознавательных признаков обеспечивает нахождение орфограмм в словах и уверенное применение соответствующих орфографических правил. Сведения об опознавательных признаках сообщаются учащимся при разъяснении условий выбора орфограммы, а также при выполнении орфографических упражнений. [3, с. 160].

Итак, внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение - всё это имеет большое значение в формировании орфографической зоркости у учеников. Следует помнить, что именно на первом этапе системы лингвистического образования учащихся, создаются предпосылки для успешного развития орфографической зоркости. На этом этапе происходит знакомство с основными базовыми понятиями, формируются определенные учебно-языковые умения.



2018-07-06 1128 Обсуждений (0)
Лингвистические и методические предпосылки формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в основной школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лингвистические и методические предпосылки формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в основной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)