Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение представлений о психике в античную эпоху.



2018-07-06 558 Обсуждений (0)
Возникновение представлений о психике в античную эпоху. 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Методологические и теоритические проблемы психологии и педагогики развития»

на тему: «Категории психологии. Психика»

 

Работу выполнила:

студентка группы ЗАБ-44.03.02-41

ШиробоковаТаиса Андреевна

 

Работу проверила:

канд. психологических наук, доцент

Кондаурова Ольга Петровна

 

 

Ижевск – 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, КАК КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИКЕ. 4

1.1. Возникновение представлений о психике в античную эпоху. 4

1.2. Представление о психике в эпоху Возрождения. 8

1.3. Представление о психике в эпоху Нового времени. 9

1.4. Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках. 11

1.5. Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений. 13

1.6. Современное определение «психики». 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе будут рассмотрены представления о психике с античных времен до настоящего времени, кроме того дано будет подробное определение изучаемому понятию.

История возникновения представлений о психике имеет большое значение для развития самой психологической науки, являясь её как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания. Изучения истории можно рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории возникновения представлений о психике не может быть создана какая-либо строгая психологическая теория.

История возникновения психологии как науки является основой для формирования у психолога системы оценочных суждений, основанием для создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчёта при оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии.

 

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, КАК КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИКЕ.

 

Возникновение представлений о психике в античную эпоху.

Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимумом(от латинского “anima” – душа, дух) – верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов как особых “агентов”, которые покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом “псюхе”. Оно и дало имя психологии.

Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психикиили “души” из материальных явлений. Общим для философов милетской школыявляется положение о том, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес– воду, Анаксимандр – “апейрон”, Анаксимен – воздух).

Революцией в умах стал переход от анимизма к гиноизму (от греческого слова “Hyle”, означающего вещество, материя и “zoe” – жизнь). Космос мыслился отныне изначально живым. Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Гилозоизм впервые поставил душу под общие законы естества. Гилозоисту Гераклиту космос явился в образе “вечно живого огня”, а душа – это образ его искорки. Гераклитом было дано не только общее представление о “психике” и её природе, он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души (познавательные и побудительные силы, влечение, потребности, чувства).

Вопросы о природе души, её внешней обусловленности ставились в древнее время также представителями медицины. Крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон (VI – V вв. до н.э.) первым связал психику с работой головного мозга и первой системы в целом (принцип первизма). Алкменпредположил наличие психики у человека и животных. От животных человек отличается разумом, а анотомически – объёмом и строением мозга и органов чувств.

Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), крупный философ и врач древности, в качестве носителя душевных, психических функций, рассматривал кровь, а органом души считал сердце, а не мозг.

Афинский философ Анасагор (500-428 гг. до н.э.) за основу мирапринимал не стихии, а дробные частицы. Это уже предпосылка зарожденияанатомического направления в философии и психологии. Анаксагор продолжил изучение восприятия и ощущения, начатое Алкмеоном и Элепедоклом, однако он выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) вошёл в историю как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей, выделил четыре типа темперамента и характера. Причиной такой дифференциации Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные “соки” (кровь, желчь, слизь).

Подлинным основателем атомистического направления принято считать Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.). Он впервые высказал мысль, что в результате соединения атомов возникает всё, включая самого человека. Душа животных и человека телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Если душевных атомов в организме становится слишком мало, наступает смерть. Разграничив отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу, условия и механизмы возникновения ощущения, восприятия, мышления эмоций, тем самым начав причинное объяснение психических процессов.

 

В V-VII вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником которого является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) и Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Сократ полагал, что природа, человек и его душа даны от бога. По сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и душевные способности. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятие, навязываемые человеку извне, а понимание, выражающееся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самойдуше. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известнымиспособностями (быстрота схватывания, прочность запоминания и интерес). Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-экономическими понятиями и принципами.

В более развёрнутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя Платона. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Душа человека, по его мнению, не зависит от тела. Она бессмертна и может переселяться из одного тела в другое. Покидая смертное тело, души не всех людей полностью освобождаются от телесных элементов, поэтому существует целая иерархия различных по уму людей.

У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями – низшая благородная часть и низкая возделеющая душа. Первая помещается в области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души.

Сложившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, удалось преодолеть ближайшему ученику Платона Аристотелю (384 – 324 гг. до н.э.). Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

«Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не можетсуществовать без тела и не является телом. Душу от тела отделить нельзя». [1] Аристотелем было открыто и изучено множество конкретных психических явлений. Ощущения и восприятия он выделил как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психологического. Аристотель указал пять основных вида чувствительности: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание.

Близким к учению Аристотеля являются взгляды стоиков (III в. до н.э. – IV в. н.э.), которые считали все явления космоса едиными по происхождению. В основе своей душе человека, по мнению стоиков, материальнаи едина, хотя может проявляться в различных способностях. Стоикам принадлежит заслуга в установлении единства и неразрывности мышления и языка.

Известный древнеримский мыслитель, видный представитель древней медицины Гален (130 – 200 гг. до н.э.) считал, что все функции души, начиная от ощущений и, кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Его психофизиология оставалась последним словом науки вплоть до Нового времени.

Итак, заключая раздел о развитии представлений о психике в античную эпоху, нужно отметить, что древние мыслители сумели высказать множество догадок, выдвинуть большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующие открытия в психологии.

 



2018-07-06 558 Обсуждений (0)
Возникновение представлений о психике в античную эпоху. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение представлений о психике в античную эпоху.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)