Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений.



2018-07-06 342 Обсуждений (0)
Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений. 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале XIX столетия в психологии существовало множествоконкурирующих концепций и школ, которые, отстаивая свой собственныйпредмет, создали новые теоретические конструкции и произвели революционныесдвиги по всему факту психологических исследований.

У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 – 1910 гг.),который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма сосредой. Согласно его концепции, первичными являются изменения в мышечной исосудистой системах, вторичными – вызванные ими эмоциональные состояния.

И.П. Павлов (1859 – 1963 гг.) и В.М. Бехтерев (1857 – 1927 гг.) врамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, чтоорганизм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости отусловий – внешних и внутренних. И.П. Павлов на основе опытов открыл законывысшей нервной деятельности, разработал понятие о сигнале, временной связи,подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.

«Отцом”» направления бихевиоризма (от английского “бихевиор” –

поведение) принято считать Д. Уотсана, который предлагал, исключив сознание, по экспериментальным данным объяснять любые естественные формы поведения людей. Основой всего бихевиористы считали законы научения.

Психоанализ во главе с З. Фрейдом (1856 – 1939 гг.) обнаружил за покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Со времён детства она определяет мотивационный ресурс личности.

Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга (1875 – 1961 гг.) было понятие о «коллективном бессознательном» – дарованных предками психических явлений. Юнг выделил два человеческих типа – экставертивный (обращённый вовне) и интравертивный (обращённый вовнутрь).

А.Адлер (1870 – 1937 гг.), ещё один последователь Фрейда, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, в котором скрывается сточник неврозов: ОНО (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и сверхЯ(уровень моральных норм и запретов).

Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия индивида с окружающей средой. П. Жане (1859 – 1947 гг.) ключевым принципомчеловеческого поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля память, мышление и другие функции. В этой концепции прорисовывается изначальная социальность личности.

Гештальтизм (от «гешатальт» – форма, структура) утверждал приоритет целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных структур. Группа молодых учёных: М. Вертгеймер (1880 – 1943 гг.), В. Кёлер (1887 – 1967 гг.) и К. Коффка (1886 – 1941 гг.) – открыли «инсайт» (усмотрение, озарение), «ага – переживание»; доказали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта, а не логики.

К. Левин (1890 – 1947 гг.) развил «теорию поля», изображая личность как «систему напряжений». Личность перемещается в среде, одни районы которой её притягивают, другие – отталкивают.

Если радикальный бихевиоризм утверждает формулу “стимул – реакция», то формула поведения необихевиоризма выглядит следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция). Э. Толмер (1886 – 1959 гг.) в качестве среднего звена выделил недоступные прямому наблюдению психические моменты (ожидания, установки, знания), К. Халл (1884 – 1952 гг.) – потребность организма (пищевую, сексуальную и др.).

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Ж. Пиаже (1896 – 1980 гг.). Он открыл принцип эгоцентризма, который царит над мыслью дошкольника; выделил 4 стадии в эволюции детской мысли. Исходным моментом в развитии детской психики Пиаже признал реальные внешние действия ребёнка.

Лидером неофрейдизма принято считать К. Хорки (1885 – 1953 гг.), который доказал, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребёнка с родителями. Невроз – ничто иное как реакция на тревожность, извращения и огрессивность есть результат невроза, а непричина его (по Фрейду). Неофрейдизм был ориентирован на социокультурныефакторы взамен биологическим.

К.Н. Карнилов (1879 – 1957 гг.) в рамках реактологии предложил основным элементом психики считать реакцию, в которой объективное и субъективное неразделимы.

Л.С. Выготский (1896 – 1934 гг.) в структуре высших психических функций (внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно –знаки, создаваемые культурой. Знак (слово) – это «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. По Выготскому, развивается не отдельно взятая функция, но целостная система функций. Переживание он назвал важнейшей «единицей» развития личности. [3]

М.Я. Босов (1892 – 1931 гг.) предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов. Психический образ, к чему стремятся люди, подчиняет себе отдельные действия и переживания людей.

Рубинштейн попытался сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе.

Предельно сосредотачиваясь на одном из блоков психологии, различные школы и направления создали огромную область научных знаний о психике.

Принцип деятельностного подхода в данном случае означает, что психика понимается не как явление сознания, а как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая ему решение жизненно значимых задач в процессе взаимодействия с миром. Человек - это активное начало, а не просто вместилище психического. Он выполняет не только внешние (физические) действия, но и действия психические.

Психика - это не просто картина мира, система образов, а ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, система действий и операций, объединенных мотивом и целью. Деятельностный подход к пониманию психики существенно меняет предмет психологии. Она должна изучать не отдельные изолированные функции (внимание, память, эмоции, восприятие и др.), а систему деятельности. Отдельные функции, входя в деятельность, занимает в ней определенное структурное место, выполняя какую-то функциональную роль. Естественно, что закономерности деятельности не могут быть сведены к простой сумме функций. Таким образом, деятельность - это система со своими собственными закономерностями.

Отдельные функции не образуют и не заменяют деятельность.Принципиальное отличие деятельностного подхода к предмету психологии от всех других состоит в том, что анализу подвергается реальный процесс взаимодействия человека с миром, взятый в его целостности и протекающий как процесс решения задачи.

Субъективно-идеалистическая психология отрывала психику от жизни, от деятельности. Бихевиоризм же "освободил" реальное поведение от психики, превратив его в совокупность внешних реакций.Попытки редукции содержания предмета психологии делались и в отечественной науке, когда пытались свести изучение психического к изучению физиологических механизмов.

На психологическом уровне деятельность - это такая единица жизни, которая опосредована психическим отражением, реальная функция которого - ориентировать человека впредметом мире. Из этого следует, что важнейшая характеристика деятельности - ее предметность (направленность на какой-то материальный или идеальный объект) и субъектность (она выполняется конкретным человеком).

Деятельностный подход по-новому поставил вопрос о единице анализа психического. Общее требование по отношению к ней таково:она не должна терять специфики анализируемого явления. Л.С. Выготский подчеркивал, что психику надо разлагать не на простейшие, далее неразложимые элементы (как в интроспективной психологии), а на специфические для нее единицы, в которых сохраняются в наиболее простом виде ее специфические качества и свойства, т.е. сохраняется ее специфика. Для деятельности в качестве такой специфической единицы выступает действие. Оно имеет ту же структуру, что и деятельность /мотив, цель, объект, средства, продукт, определенный набор операций, реализующих действие, образец, по которому оно совершается человеком. Действие, как и деятельность, субъектно, т.е. принадлежит субъекту, всегда выступает как активность конкретной личности.

 



2018-07-06 342 Обсуждений (0)
Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)