Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представление о психике в эпоху Возрождения.



2018-07-06 895 Обсуждений (0)
Представление о психике в эпоху Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок




В период Средневековья философия и психология целиком находилась под влиянием церкви и идеи божественного происхождения. В эпоху Возрождения, с началом капиталистических отношений, психологическая мысль развивалась в направлении религиозного раскрепощения и разработки и формулирования новых принципов и подходов объяснения психики и поведения человека.

Среди крупных мыслителей Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407 – 1457 гг.), П. Помпонацци (1462 – 1524 гг.), Л. Вивеса (1452 – 1540 гг.), Б. Телезио (1508 – 1588 гг.). Все они утверждали, что в основе всего лежит природа, а человек – часть её. Поэтому душа – это лишь проявление природы, а не нечто потустороннее. Стремление и удовольствие – это требование природы, и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять. Все психические явления есть продукты работы первой системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души.

Первичными формами психического явления ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний опыт или самонаблюдение.

Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиции средневековой схоластики и богословия. Однако в целом их взгляды подготавливали непосредственную почву для зарождения в Европе эмперической, интроспективной, ассоциативной психологии.

 

Представление о психике в эпоху Нового времени.

Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания исопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового временивыдвинули на первый план потребность обращения к основным психическим способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познанияучёные разделились на два течения – эмпирическое и рациональное. Основателиэмпирического направления Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.), Т. Гоббс (1588 – 1679гг.), Д. Локк (1632 – 1704 гг.) и их последователи полагали, что источникомвсех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытноепроисхождение. Представители рационалистического течения, пионерамикоторого выступали Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) и Г. Лейбниц (1646 – 1716гг.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всеобщиепонятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума иврождённых интеллектуальных способностей. По–прежнему существовало и двадругих непримиримых лагеря – материализм и идеализм.

По Р. Декару собственно психическим является только то, чтопронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение,представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простыетелесные движения, «не просветление» мышлением, единственно составляющимсуть духовной субстанции.[2] Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях,зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это«внутреннее зрение» стали называть интроспекцией, а декартову концепциюсознания – интроспективной. Она отрицает существование психики у животных,так как они не мыслят. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принципработы тела – рефлекс, души – рефлексия (от латинского «обращение назад»).

Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, акак наука о сознании.

Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовойтеории. Б. Спиноза утверждал, что человек – целостное телесно-духовноесущество и главные побудительные силы человеческого поведения, это:лечение, радость и печаль.

Основанием единства телесного и психологического Г. Лейбницу считалдуховное начало. Мир по Лейбницу состоит из бесконечного множества монод(от греческого «моное»-единое). Каждая из них «психичне» и наделенаспособностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. Былоперечёркнуто декартово равенство психики и сознания. В душе непрерывнопроисходит незаметная деятельность «малых перцепций» – несознаваемыхвосприятий. Зависимость психики от телесных воздействий – это иллюзия;психика бессознательна.

Т. Гоббс начисто отверг думу как особую сущность. Материальные вещиспособны вызывать ощущения, из которых появляются представления, влекущиеза собой цепи мыслей. Такая связь получила впоследствии имя ассоциации.Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, онпровозгласил разум продуктом ассоциации.

За основу познания были принят опыт. Д. Локк в самом опыте выделилдва источника: ощущение и рефлексию. Соответственно, явления сознанияпорождают два опыта – внешний, который исходит от органов чувств, ивнутренний, накапливаемый собственным разумом индивида.

XVIII век радикально преобразовал объяснительные принципы прежнихвеков. Понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации вошли восновной фонд научных знаний.

 



2018-07-06 895 Обсуждений (0)
Представление о психике в эпоху Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представление о психике в эпоху Возрождения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (895)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)