Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы раскрытия содержания догматических истин



2018-07-06 276 Обсуждений (0)
Основные принципы раскрытия содержания догматических истин 0.00 из 5.00 0 оценок




Суть истолкования состоит в том, чтобы раскрыть содержание догмата, не изменяя и не искажая самой вероучительной истины.

Назначение догматов

Догматы должны способствовать соединению с Богом.

Усвоение догматических истин человеческим сознанием

Полного рационального постижения умом содержания догмата быть не может.

Постижение догматов всегда связано с определенным аскетическим усилием.

В процессе усвоения догматов человеческим сознанием можно выделить три последовательных этапа.
Первый этап, когда догмат - просто уверенность или рациональноге убеждение.Содержание вероучительной истины человеком не ощущается и не переживается. Догмат остается для человека некой внешней законообязательной истиной, которую нужно исповедовать только для того, чтобы оставаться членом Церкви и приступать, когда имеется такое желание, к таинствам. Иначе говоря, связь между догматом и духовной жизнью человека отсутствует. Чаще всего причиной такого состояния является человеческая греховность – состояние, которое на традиционном аскетическом языке называется окамененным нечувствием.
Второй этап –состояние, когда восприятие вероучительной истины из области ума переходит в область сердечного чувства. Вероучительная истина начинает ощущаться, переживаться человеком как не просто обязательное внешнее правило, а как истина спасительная. Человек начинает устанавливать связь между своей духовной жизнью, спасением, которого он ожидает, и содержанием догматов.

Третий этап – это высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются.
Созерцание – это такое переживание человеком содержания догмата, которое приводит человека к непосредственному общению с Богом и соединению с Ним.

Догмат непосредственно возводит, возносит человека к высшему, являясь своего рода словесной иконой, от которой, как от образа, можно восходить к Первообразу.

 

 

ГЛАВА 2. ДОГМАТИЧЕСКАЯ НАУКА

Полнота откровения

Божественное откровение - «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его». Бог,

многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр.1:1—2. Откровение - это процесс.

В ИС ХС мы имеем полноту Божественного Откровения. Святой Дух напоминает нам об учении ИС ХС. Полнота сохраняется в Церкви, ибо апостолы (ученики ИС ХС) возвестили Церкви всю волю Божию (Деян.20:27).

Теория догматического развития

Западный взгляд.В западном богословии, начиная с середины XIX в., получила широкое распространение так называемая теория «догматического развития», автором которой является католический богослов кардинал Джон Генри Ньюмен (1801—1890 гг.). Суть, что Церковь обладает полнотой Откровения, которое порою людьми выражается в слове, но необходимо время, чтобы догматическая мысль созрела, это не одномоментный процесс.

Православный взгляд.Истина открыта ИС ХС, но богослов с течением времени выражает ее более точно и совершенно.

Задачи и метод богословской догматической науки

Стратегическая задача: служить единению человека с Богом.

Тактическая задача: свидетельствовать об ИС ХС

Научный метод:

1) в систематическом порядке раскрыть основные православные вероучительные истины;

2) указать основание догматов в Священном Писании и привести принципиальные

положения святоотеческой мысли по тем или иным догматическим вопросам;

3) дать объяснение богословским терминам и догматическим формулировкам, возникшим вистории православной богословской мысли;

4) указать на отличие догматического учения Церкви от основных ересей;

5) указать на отличия догматов от богословских мнений, четко указав при этом те разделыправославного вероучения, где возможна свобода богословских мнений;

6) учесть основные достижения современной православной догматической мысли.

 

 

Глава 3.ПРЕДАНИЕ

Священное Предание – форма сохранения и передачи через Церковь Божественного Откровения.

Священное Писание подтверждает необходимость предания:

«подвизаться за веру, однажды переданную святым» (Иуд. 1:3)

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (Второе послание к Фессалоникийцам 2:15)

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (Первое послание к Коринфянам 11:2)

«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал»(1 Коринфянам 11:23)

«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (Второе послание к Фессалоникийцам 3:6)

«Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (Второе послание к Тимофею 1:13)

«и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (Второе послание к Тимофею 2:2)

«А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (Второе послание к Тимофею 3:14)

«Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (Второе послание Иоанна 12)

«Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (Первое послание Иоанна 2:24-27)

«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» (Св. Евангелие от Иоанна 20:30)

Квадригабыла оформлена Иоанном Кассианом Римляном.

КВАДРИГА:

1. БУКВАЛЬНОЕ

2. НЕБУКВАЛЬНОЕ = Аллегория(вера), Тропология(любовь), Аналогия (Надежда)

 

Символ веры попал в Литургию в конце Vвека.

 

Священное Предание распространяется и сохраняется по цепочке: «дал – передал – приняли». «...ибо слова, которые Ты дал Мне,Я передал им, и они приняли, и уразумели...» (Ин.17:8).

Разрыв с преданием означает разрыв с Церковью, а значит и Самим Христом.

Вначале предание было устным, затем было записано, когда Христианство становилось государственной религией.

Опыт жизни в Церкви, опыт жизни во Христе является опытом благодатным, поэтому посредством икон, канонов, чинопоследования служб и так далее, передается не только информация, но и то, что не может быть записано, передается опыт благодатного общения со Христом.

 

Предание не искажается благодаря тому, что «носители» являются «носителями» одного и того же Святого Духа, Которого Господь передал в 50-тнице.

 

Три уровняСвященного Предания:

1. Передача Откровения Божьего в памятниках и устно.

2. Передача опыта духовной жизни

3. Передача благодатного освящение посредством Таинств и тд

 

Соотношение Священного Писания и Священного Предания:

Священное Писание - записанное Священное Предание

Священное Писание должно пониматься в контексте Священного Предания

Священное Писание является формой Священного Предания

«Источник и того и другого является Святой Дух» (из послания Восточных Патриархов)

 

В современном богословском понимании, Священное Предание это:

1. Источник вероучения истины

2. Свидетельство Церкви о Богооткровенной истине

3. Передача вероучения и истины

4. Живая память Церкви

5. Жизнь Святого Духа в Церкви

 

Носителем Священного Предания является Церковь

Священное Предание - не наука чтобы ее изучить, в Священное Предание возможно только войти, стать причастным ему.

 

Формы Священное Предания:

1. Правило Веры– совокупность вероучительных «истин».

Символ веры – формулируется и произносится от лица Поместной Церкви.

Dentzinger – «EncheiridionSymbolorum»,Mansi.

Исповедование веры – более пространно сформулированные и неупотребляемые в литургической жизни вероучительные истины, составленные лицом или группой лиц, часто с полемической направленностью.

Самое древнее известно Григория Неокесарийского примерно в 260-е годы. В нем рассматривается догмат о Пресвятой Троице, одобрено VI Вселенским Собором.

Соборные вероопределения – текст, сформулированный и утвержденный на Церковном Соборе, излагающий вероучительные определения.

АНГАЛСК ККК

Анкирский (314), Неокесарийский (319), Гангрский (сер 4 в), Антиохийский (341), Лаодикийский (4 в), Сардикийский (347), Карфагенский (419), 3 Константинопольский (394, 861, 879).

Символические книги – догматические памятники, выражающие Православную веру.

(«Православное исповедование Кафолической Апостольской Восточной Церкви» Петра Могилы 1643 (реформация в 1517 Мартин Лютер, ему противостоял Патриарх Константинопольский Кирилл Каллист, а на него написал Петр Могила, «Послание Восточных Патриархов»1672, «Пространный христианский катехизис ПКВЦ» Филарета Дроздова 1839)

 

2. Литургическое Предание – богослужение; исторически сложившаяся церковно-литургическая практика, выражающая Священное Предание, тесно с ним связанная и являющаяся его носителем.

3. Творения святых отцов и учителей Церкви по критериям:

святость жизни(«чистые сердцем – Бога узрят», «духовный судит обо всем»)

истинность учения(здравость и истинность и верности изначальному апостольскому Преданию, по формуле: «апостольская=святоотеческая»)

свидетельство Церкви(об учении, святости, жизни отцов)

«Согласие отцов» отличает общее святоотеческое мнение от частных.

4. мученические акты

5. жития святых

6. церковное искусство

7. древние церковные истории (Евсевия Кесарийского, Сократа Схоластика, Евагрия Схоластика, Феодорита Кирского и др)

8. практика, дисциплинарные уставы и другие документы

 

 

РАДЕЛ IIIБогопознание

Богопознание – познание Бога. Процесс, который невозможен без Откровения.

Делится на естественное и сверхъестественное Откровение. Промежуточным путем богопознания между естественным и сверхъестественным, является познание через Предание (труды святых отцов).

 

 



2018-07-06 276 Обсуждений (0)
Основные принципы раскрытия содержания догматических истин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы раскрытия содержания догматических истин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)