Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 19. Организация грузовых и пассажирских перевозок на железных дорогах (2 часа)



2018-07-06 1374 Обсуждений (0)
Тема 19. Организация грузовых и пассажирских перевозок на железных дорогах (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: Ознакомить с видами и планированием перевозок, грузовыми и коммерческими операциями.

Содержание:

1. Виды и планирование грузовых перевозок

2. Основные грузовые и коммерческие операции на станциях

3. Транспортно-экспедиционное обслуживание

4. Организация пассажирских перевозок

 

1. Виды и планирование грузовых перевозок

 

Железнодорожные перевозки грузов подразделяют по видам сообщений на следующие: местное сообщение, если перевозку выполняют в пределах одной дороги; прямое сообщение, если груз перевозят в пределах двух или более дорог; прямое смешанное сообщение, если груз перевозят различными видами транспорта, но по одному и тому же перевозочному документу, составленному на весь путь следования (железнодорожно-водное, железнодорожно-автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное, железнодорожно-воздушное); прямое международное железнодорожное (или железнодорожно-водное) сообщение, когда груз перевозят по железным дорогам двух или более государств.

Количество груза, принятое к перевозке по одному перевозочному документу, носит название отправки. Грузы принимают к перевозке мелкими, повагонными, малотоннажными, групповыми и маршрутными отправками. Мелкой отправкой называют такую партию груза, перевозимого по одному документу, масса которой не превышает 10т, а объем – одной трети вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы. Повагонная отправка – это количество груза, для перевозки которого требуется отдельный вагон. Малотоннажной отправкой при перевозке в четырехосном вагоне называют партию груза, перевозимую по одному документу, массой свыше 10 до 20 т, и занимающую не более половины объема четырехосного вагона. Групповой отправкой считают перевозимую по одному документу партию груза, для которой требуется более одного вагона, но менее маршрута. Маршрутная отправка – это когда груз предъявляют к перевозке по одному документу в количестве, достаточном для формирования целого состава.

Грузы перевозят грузовой и большой скоростью. Грузовой скоростью перевозят грузы в обычных грузовых поездах. Большой скоростью отправляют грузы, которые требуют ускоренной доставки (скот, скоропортящиеся продукты и пр.), их перевозят в ускоренных грузовых поездах.

В общем объеме работы железных дорог основная часть приходится на грузовые перевозки. Размеры, характер и направление перевозок грузов, образующих общие грузопотоки по отдельным направлениям, зависят главным образом от объема производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, географического размещения районов производства и потребления и от других факторов.

Приближение промышленности к источникам сырья и районам потребления, комплексное развитие хозяйства способствуют установлению более рациональных транспортных связей в стране.

При помощи сложных расчетов и глубокого экономического анализа устанавливают общие объемы перевозок грузов и определяют ту их часть, которая приходится на железнодорожный транспорт. Для важнейших видов продукции народного хозяйства составляют схемы основных грузопотоков.

Планы перевозок подразделяют на перспективные (на пять лет и более), текущие (годовые) и оперативные (квартальные с распределением по месяцам). Существует определенный порядок разработки и утверждения планов. Годовой план перевозки грузов железнодорожным транспортом утверждает Министерство. На основании этого плана разрабатывают планы перевозок для каждой железной дороги.

Заявки на перевозки представляют только грузоотправители, получатели грузов заявок не дают. При разработке плана перевозок особое внимание уделяют исключению нерациональных перевозок, которые дополнительно загружают транспорт и вызывают излишние расходы. К нерациональным перевозкам относятся: встречные – перевозки однородных взаимозаменяемых грузов во встречных направлениях; короткопробежные – такие перевозки грузов на короткие расстояния, для которых в данных конкретных условиях целесообразнее использовать автомобильный, водный или трубопроводный транспорт; излишне дальние перевозки грузов в отдаленные районы страны, в то время как такой же груз может быть завезен из ближнего пункта; повторные – перевозки, когда данный груз доставлен на станцию назначения, выгружен из вагона и снова предъявлен к перевозке. К повторным не относятся перевозки с баз длительного хранения.

Одновременно с планированием перевозок разрабатывают план их маршрутизации. Под маршрутизацией понимают формирование в пунктах погрузки прямых поездов, следующих до определенных станций назначения (станций выгрузки или расформирования) без переработки. Различают маршруты отправительские, которые загружены на одной станции одним отправителем, и ступенчатые, составленные из вагонов, загруженных разными отправителями на одной станции или на нескольких станциях участка. Маршрутизация является наиболее эффективной формой организации перевозок, особенно массовых грузов – каменного угля, руды, нефти, зерна, леса, минеральных строительных материалов и пр. В маршрутных поездах вагоны и грузы продвигаются почти вдвое быстрее, чем в других поездах; сортировочные и участковые станции маршрутные поезда проходят транзитом, благодаря чему на этих станциях уменьшается объем маневровой работы, снижается потребность в числе путей и в других технических средствах.

Устав железных дорог обязывает железные дороги, а также грузоотправителей и грузополучателей строго соблюдать план перевозок и выполнять его как в целом, так и по отдельным родам грузов. Важное значение для выполнения планов перевозок имеет согласованная работа дорог и грузоотправителей.

Железные дороги производят также перевозки вне плана. Надобность в них возникает в результате перевыполнения планов производства, заготовок или капитального строительства. Например, перевозку картофеля, овощей, фруктов и другой сельскохозяйственной продукции, которая предъявляется к перевозке заготовительными организациями и потребительской кооперацией, производят по плану и сверх плана без ограничения по заявкам, подаваемым за пять суток до погрузки. Перевозки вне плана выполняют за счет недогруза другими отправителями, а также благодаря улучшению использования вагонов.

 

2. Основные грузовые и коммерческие операции на станциях

 

Доставка получателям грузов своевременно и в сохранности в большой мере зависит от правильного выполнения грузовых и коммерческих операций на станциях отправления и назначения и в пути следования. К грузовым относятся операции по погрузке и выгрузке вагонов, механизации погрузочно-разгрузочных работ и холодильному делу. К коммерческим относятся операции по подготовке грузов к перевозке, приему их железной дорогой, оформлению перевозочных документов, взиманию провозной платы, пломбированию вагонов, хранению грузов на станциях назначения до выдачи их получателям. Погрузку и выгрузку измеряют и учитывают в вагонах и в тоннах.

Для того, чтобы полнее загружать вагоны и чтобы было удобно производить погрузку и выгрузку, отправитель подготавливает груз к перевозке: пакетирует (например, лесные материалы), увязывает или затаривает, уплотняет легкие грузы (вату, хлопок, металлическую стружку и пр.) или частично разбирает машины, чтобы они занимали меньше места.

Для рационального использования грузоподъемности вагонов определены технические нормы загрузки их разными родами грузов, обязательные для всех грузоотправителей. Отправитель завозит груз на станцию в установленный для него день. Тара должна быть стандартной и исправной. Приемосдатчик принимает груз, проверяет правильность его отправительской маркировки (надписи с указанием станций и дорог отправления и назначения, получателя и пр.) и краской наносит железнодорожную цифровую маркировку (порядковый номер в книге приема, число мест, номера дороги и станции отправления). После приема груза накладную пересылают в товарную контору, где производят расчет, получают с отправителя плату и выдают ему грузовую квитанцию.

Под погрузку подают технически исправные вагоны такого типа, в которых лучше всего перевозить данный груз. Приемосдатчик осматривает вагоны перед погрузкой, чтобы убедиться, что сохранность груза будет обеспечена (груз не будет подмочен, не будет высыпаться через щели и т.д.). По окончании погрузки на двери крытых вагонов накладывают проволочные закрутки и в необходимых случаях пломбируют. На вагоны, погруженные на станции, накладывают пломбы дороги, а на погруженные отправителем – пломбы отправителя. Приемосдатчик составляет вагонный лист и пересылает его в товарную контору, откуда все грузовые документы на погруженные вагоны пересылаются в техническую контору.

В технической конторе на каждый поезд, сформированный на станции, составляют натурный лист, который сопровождает состав до станции его расформирования. В натурном листе указывают номера всех вагонов состава, массу груза, коды станций назначения и другие данные. По натурному листу в технической конторе подбирают документы на все вагоны сформированного состава, запечатывают их в пакет, и в этом пакете они следуют вместе с поездом до станции его расформирования.

Категорически запрещено отправлять поезда со станций до получения доклада старшего оператора технической конторы о правильности их формирования и составления натурного листа, а также о наличии всех перевозочных документов.

Технические конторы выполняют важные функции по получению и обработке документов, составлению сортировочных листков, получению и передаче телеграмм – натурных листков и пр. Для этого они оборудованы станционными радиостанциями, пневматической почтой для пересылки документов, буквопечатающими телеграфными аппаратами, счетнотекстовыми машинами и пишущими машинками для оформления и подсчета данных натурных листов, электромагнитными штемпелями; для составления натурных листов на больших станциях применяют ЭВМ.

Передачу грузов с дороги на дорогу оформляют наложением на дорожные ведомости календарных штемпелей станции перехода. По этим штемпелям в дальнейшем определяют фактический путь следования груза и время нахождения его на каждой дороге.

Для того, чтобы станция назначения своевременно подготовилась к приему груза, ей сообщают о подходе вагонов (грузов). По прибытии поезда осматривают вагоны, пломбы, люки и пр. Перевозочные документы машинист передает в техническую контору. После их обработки документы на вагоны, прибывшие для выгрузки, передают в товарную контору, где их регистрируют в книге прибытия. Получателей уведомляют о прибытии грузов. Вагонные листы передают приемосдатчикам мест выгрузки. Приемосдатчики тщательно осматривают вагоны, поданные для выгрузки, проверяют пломбы и документы. В процессе выгрузки проверяют соответствие груза указанному в вагонном листе. После выгрузки приемосдатчики пересылают вагонные листы в товарную контору для окончательных расчетов с получателями. Выгруженные вагоны тщательно очищают.

Перевозку считают законченной, когда груз выдан получателю.

 

3. Транспортно-экспедиционное обслуживание

 

При перевозке грузов по железным дорогам производят разнообразные операции по их упаковке, приему на складах отправителей, доставке на станции или со станций на склады получателей и т.п. Такие операции называют транспортно-экспедиционными. Если транспортно-экспедиционные операции выполняют сами отправители и получатели грузов, то для этой цели они вынуждены содержать штат экспедиторов и грузчиков и парк автомашин. Эти средства используются непроизводительно. Поэтому во многих городах и промышленных центрах страны транспортно-экспедиционную работу выполняют специализированные транспортно-экспедиционные организации. В некоторых транспортных узлах они находятся в ведении железных дорог, а в некоторых - в ведении автотранспортных предприятий или акиматов.

Транспортно-экспедиционными операциями начинается и заканчивается перевозка грузов от склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Наилучшей ее организацией является такая, при которой ответственность за перевозку на всех ее этапах несет одна организация. При перевозке грузов железнодорожным транспортом транспортно-экспедиционное обслуживание должны осуществлять сами железные дороги. Другие формы транспортно-экспедиционного обслуживания менее эффективны, так как в этом случае между железной дорогой и грузовладельцем стоит посредническая организация (появляются дополнительные расходы на дублирование штатов, усложняются операции по оформлению перевозок, возникают задержки грузов и пр.).

Транспортно-экспедиционное обслуживание железные дороги выполняют на тех станциях, где осуществляется централизованный завоз и вывоз грузов автомобильным транспортом общего пользования, а все погрузочно-разгрузочные работы на станциях с вагонами и автомобилями производятся средствами железной дороги. Железнодорожные станции заключают договора с постоянными грузополучателями и грузоотправителями на транспортно-экспедиционное обслуживание, а с автотранспортными предприятиями – на централизованный завоз и вывоз грузов. Непостоянных отправителей и получателей грузов обслуживают не по договорам, а по единичным заявкам.

Станции выполняют следующие транспортно-экспедиционные операции: оформление всей перевозочной документации в пункте отправления грузов, прием грузов на складе отправителя, доставка грузов на станцию, выполнение грузовых операций на станции отправления, расчет и оплата за грузовладельца всех платежей и сборов за перевозку, доставка грузополучателю квитанций о приеме грузов к перевозке; на станции назначения – информация получателя о прибытии груза и предстоящей его доставке, окончательные расчеты за перевозки, оформление документов на вывоз грузов, грузовые операции на станции, доставка грузов получателю.

Прием и выдачу грузов на складах грузовладельцам производят обычно шоферы автотранспортных организаций, которые одновременно выполняют обязанности экспедиторов. В необходимых случаях грузы сопровождают экспедиторы станций.

Организация транспортно-экспедиционного обслуживания железной дорогой с передачей ей парка автомобилей для централизованного завоза грузов создает благоприятные условия для наиболее эффективной организации перевозочного процесса, максимального использования технических средств, вагонов и автомобилей, а также полного обслуживания отправителей и получателей грузов.

 

4. Организация пассажирских перевозок

 

Железнодорожные пассажирские перевозки подразделяют по видам сообщения на дальние, когда пассажиры следуют по двум и более дорогам, местные – в пределах одной дороги и пригородные – на пригородных участках, прилегающих к крупным административно-промышленным центрам.

Пассажирские поезда также делятся на дальние, местные и пригородные. Дальними считаются поезда, следующие на расстояние более 700 км, местными – от 150 до 700 км и пригородными – до 150 км.

По скорости движения дальние и местные пассажирские поезда подразделяют на скорые и пассажирские. Среди скорых поездов имеются поезда-экспрессы.

Перевозки пассажиров организуют с учетом особенностей видов сообщения. Например, пассажирам дальнего следования необходимо предоставлять в вагонах места для лежания, постельные принадлежности, питание и т.д. Местные пассажиры, едущие на короткие расстояния, обычно пользуются сидячими местами. Поэтому в составы поездов дальнего и местного сообщения включают вагоны разных категорий – мягкие, купированные, плацкартные, жесткие и др. Количество и порядок расстановки вагонов различных типов в составе пассажирского поезда называют композицией состав. Число вагонов в скорых и пассажирских поездах (с учетом почтовых и багажных) достигает 17 и более, а их вместимость соответственно равна почти в 2 раза больше, чем скорого, так как в его составе много жестких плацкартных и неплацкартных вагонов с большим числом мест.

Вагоны в пассажирских составах дальнего следования размещают группами по типам, начиная с головы поезда. Установлена постоянная нумерация вагонов в порядке их размещения в составе: 1 – 8/17 – 10 – некупейные с общими плацкартными местами, 9/9 – вагон с купе-буфетом или вагон-ресторан, 10/8 – купейный с поездным радиоузлом, 11/7 – мягкий, мягко-жесткий или купейный, 12/6 – мягко-жесткий или купейный, 13 – 17/6 – 1 – купейные. Если в голову поезда ставят почтовый и багажный, то исключают вагоны 1/17 и 2/16.

В пассажирских поездах для отдыха проводников и электромонтеров выделяют отдельные купе или места в купейных или жестких вагонах.

Чтобы создать наибольшие удобства для населения, крупные города и другие пункты со значительными размерами пассажирских перевозок связывают между собой прямым сообщением. Благодаря этому основная масса пассажиров едет без пересадок. В тех случаях, когда по размерам перевозок не требуется прямых поездов между определенными пунктами, для беспересадочной перевозки пассажиров выделяют отдельные вагоны или группы вагонов, обращающиеся между этими пунктами, которые перецепляют на узловых станциях. Расписание движения пассажирских поездов составляют так, чтобы время их прибытия и отправления было удобным для пассажиров.

Для наиболее полного удовлетворения запросов населения составляют план пассажирских перевозок. Предполагаемые размеры перевозок планируют на основе отчетных данных за предшествующий период; учитывают новые направления пассажиропотоков, возникающие в связи с постройкой новых городов, курортов, зон отдыха, а также массовые организованные перевозки – туристские, на совещания, фестивали, спортивные соревнования, каникулярные поездки учащихся и студентов и пр. При расчете пассажирских перевозок учитывают также их неравномерность в различное время года, загруженность поездов разных категорий, обеспечение беспересадочными сообщениями, дальность поездок. Статистика показывает, что дальний пассажир следует в среднем на расстояние 1200 км, местный – свыше 200 км, пригородный – менее 30 км.

Увеличение скорости движения пассажирских поездов до 160 км/ч и более, высокая культура обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах, регулярность пассажирского сообщения независимо от условий погоды и периода года и повышение материального уровня трудящихся вызывают непрерывный рост пассажирооборота.

Пассажиров дальнего следования обслуживают в течение всего времени нахождения их на транспорте – на вокзалах и в поездах. Для удобства населения билеты продают в кассах предварительной продажи на начальных станциях следования данного поезда и на станциях, через которые поезд проходит транзитом. Предварительную продажу производят не только непосредственно в билетных кассах, но и с доставкой на дом. и т.д. За 24 часа до отправления поезда предварительная продажа билетов прекращается, и непроданные билеты передают в кассы суточной продажи.

Пассажиру, который едет до места назначения без пересадки, выдают только билет. Пассажиру, едущему с пересадкой, выдают билет на поезд в жестком общем вагоне от станции отправления до станции назначения и, кроме того, квитанцию доплаты за проезд в вагоне определенной категории (мягком, купированном и др.) до станции, на которой пассажир будет делать пересадку. Широко распространены и другие методы обслуживания пассажиров – продажа прямых плацкарт пассажирам, едущим с пересадкой, оформление билетов непосредственно в поездах на дальнейшее следование, продажа билетов на обратную поездку и т.п.

Плата за проезд в дальнем следовании зависит от дальности поездки, категории вагона и поезда. По сравнению со стоимостью билета на проезд в жестком вагоне с местами для сидения стоимость проезда в жестком вагоне с местами для лежания повышается примерно на 25%, а в жестком вагоне с четырехместными купе – на 60%, в мягком вагоне с четырехместными купе – на 88%, и в мягком вагоне с двухместными купе – на 125%. Кроме того, установлена доплата за проезд в скором поезде в размере примерно от 20 до 50% стоимости плацкарты соответствующей категории вагона.

На билете указан срок его годности (в зависимости от расстояния поездки). В определенных случаях начальнику станции (вокзала) разрешено продлевать срок годности билета (при болезни пассажира, в случае, если пассажир делает остановку в пути и т.п.). В пути пассажир имеет право перейти на свободное место в вагон более высокой категории после соответствующей доплаты стоимости билета. Пассажир, отставший от поезда, должен заявить об этом начальнику станции (вокзала), который возобновит ему годность билета на следующий поезд.

Пассажир может вести с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет, если он не занимает отдельного места. На ребенка от 5 до 10 лет приобретают детский билет (его стоимость составляет примерно 50% стоимости билета взрослого пассажира), а старше 10 лет – полный билет. Каждый пассажир имеет право провозить бесплатно ручную кладь весом до 36 кг. Кроме того, он может сдать свои вещи в багаж. Багаж пассажиров отправляют с первым поездом соответствующего назначения, в составе которого имеется багажный вагон, или почтово-багажным поездом.

На некоторых линиях разных видов транспорта организованы прямые смешанные сообщения по единому билету. Наряду с внутренними перевозками существует беспересадочное сообщение со многими странами Европы и Азии.

Для пригородных перевозок характерны неравномерность движения по сезонам, в предвыходные, выходные, праздничные и послепраздничные дни, по часам суток, а также частые остановки для посадки и высадки пассажиров не только на станциях, но и на остановочных пассажирских пунктах. Величина пассажиропотоков по мере удаления от города обычно уменьшается. Поэтому и количество поездов, обращающихся на пригородном участке, также уменьшают по мере удаления от города. Станции, на которых происходит оборот пригородных составов, называют зонными, расстояния между соседними зонными станциями – зонами. Деление пригородных линий на зоны улучшает использование подвижного состава. Для удобства пассажиров дальних зон часть поездов пропускают на предыдущих зонах без остановок. Например, для пассажиров второй зоны в период интенсивного движения (утром и вечером) есть поезда, проходящие первую зону без остановок, для пассажиров третьей зоны – первую и вторую, и т.д.

Больше половины пригородных линий наших крупных городов переведено на электрическую тягу. На неэлектрифицированных линиях со сравнительно небольшими пассажиропотоками применяют четырех- или шестивагонные дизель-поезда и одновагонные автомотрисы.

Плата за поезд в пригородных поездах установлена пригородными тарифами. Существует несколько видов тарифов: зонный, покилометровый, льготный абонементный и абонементный. При зонном тарифе стоимость проезда установлена по зонам независимо от того, до какого пункта данной зоны следует пассажир. При покилометровом тарифе стоимость билета определяют в зависимости от дальности поездки. Уровень этих двух тарифов примерно в два раза ниже общего тарифа проезда в пассажирских поездах дальнего следования. Стоимость одной поездки по абонементному билету несколько меньше, чем по зонному или покилометровому тарифу.

Пригородным пассажирам продают билеты разовые, годные для одной поездки в одном направлении или для поездки туда и обратно, и абонементные – без ограничения количества поездок. Абонементные билеты бывают со сроком годности 1 месяц (месячные), 4 месяца (сезонные), 6 месяцев (полугодовые) и на год. Льготные абонементные билеты бывают со сроком годности 1,2,3,4,6 месяцев и 1 год. Абонементные билеты продают в кассах станций или на предприятиях. Для удобства пассажиров продают абонементные билеты на предъявителя со сроком действия в течении календарного месяца, по которому пассажир имеет право проезда в пригородном поезде в пятницу, субботу, воскресенье и понедельник (так называемые «билеты выходного дня») без ограничения количества поездок в эти дни. Студентам вузов, средних учебных заведений, школьникам старше 10 лет и некоторым другим гражданам по предъявлении соответствующего документа с 1 октября по 15 мая предоставляется скидка 50% со стоимости пригородного билета.

Расписание движения поездов составляют с учетом начала и окончания рабочего дня. Прибытие и отправление пригородных поездов согласуют с движением городского транспорта. Обслуживание пригородных пассажиров на станциях организуют так, что они имеют возможность быстро приобрести билет и получить четкую информацию об отправлении поездов.

Для извещения пассажиров об отправлении поездов установлены платформенные и другие указатели с централизованным управлением. Пассажиров пригородных поездов платформенные указатели информируют о станции назначения, остановочных пунктах и времени отправления.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

  1. Какие бывают виды грузовых перевозок?
  2. Какие перевозки на железных дорогах относятся к нерациональным?
  3. Что такое железнодорожные тарифы?
  4. Какие основные документы составляются при перевозке грузов?
  5. Каковы условия перевозки навалочных, насыпных и наливных грузов? Какие машины применяют для их погрузки и выгрузки?
  6. Какие грузовые и коммерческие операции выполняют на станциях отправления и назначения грузов?
  7. Чем различаются перевозки дальних и пригородных пассажиров?

 



2018-07-06 1374 Обсуждений (0)
Тема 19. Организация грузовых и пассажирских перевозок на железных дорогах (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 19. Организация грузовых и пассажирских перевозок на железных дорогах (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)