Нормативно-правовые основы деятельности социального педагога.
Содержание социально-педагогической деятельности в России определено в документах разных уровней. 1. Международный уровень. а) Декларация прав ребенка (1959); б) минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985); в) Конвенция о правах ребенка (1989); г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). 2. Федеральный уровень. а) Законы "Об образовании" (1992), Семейный кодекс РФ (1996), "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999); б) указы и распоряжения Президента РФ, например "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (1992); в) постановления Правительства РФ — "О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав". г) федеральные программы: "Дети России", "Молодежь России". 3. Региональный уровень. Например: Закон Республики Башкортостан «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в РБ» (2005 г.) «Конвенция о правах ребенка» охватывает широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей. Основная цель её состоит в максимальной защите интересов ребенка. Программа «Дети России» состоит из ряда целевых программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети» и др. Структура каждой программы включает характеристику проблемы, цели и задачи программы, основные направления реализации и оценку эффективности. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет понятия «трудная жизненная ситуация», «социальная адаптация ребенка», «социальная реабилитация», обосновывает необходимость разработки государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определяет такие понятия как профилактика безнадзорности, безнадзорный, беспризорный, несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении. Более полно определены процессуальные действия по подготовке материалов о помещении несовершеннолетних в специальные учреждения в профилактических, реабилитационных и коррекционных целях. № 44. Деятельность социального педагога в учреждениях социального обслуживания. Под социальной защитой, по определению В. П. Юдина, понимаетсядеятельность государства, нацеленная на формирование иразвитие полноценной личности, на выявление и нейтрализациюнегативных факторов, воздействующих на личность, на созданиеусловий для ее самоопределения и утверждения в жизни. В болееузком смысле социальная защита рассматривается как совокупностьзаконодательно закрепленных экономических и правовыхгарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальныхправ граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание. Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальная служба — система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими. В Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993) определены следующие функции социальных служб: функция социальной помощи — выявление и учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства); надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания; организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление; функция консультирования — консультирование специалистов, участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико-психологический всеобуч; функция социальной коррекции и реабилитации — социальная медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих; функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд — предоставление клиенту информации, необходимойдля разрешения сложной жизненной ситуации; распространениесреди населения медико-психологических, педагогическихи иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальныхпроблем, порождающих кризисные ситуации в регионе,разработка и реализация конкретных мер, направленных на ихустранение; функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов — участие в разработке чрезвычайныхпрограмм, формирование в рамках спасательных служб бригадсоциальных работников и т.п. В рамках Министерства труда и социального развития действует более 2 тыс. разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную помощь в работе с семьей оказывают территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. Отличительной чертой подобного рода центров, комплексов, служб является выделение в их организационной структуре отделов социально-педагогического, социально-правового профиля. В штатное расписание этих учреждений вводятся ставки социальных педагогов, социальных работников, специализирующихся на работе с детьми и молодежью, инспекторов по охране детства. Приведем несколько примеров. С 1994 г. по инициативе Министерства социальной защиты Российской Федерации (сегодня Министерство труда и социального развития) начинали действовать центры помощи детям, оставшимсябез попечения родителей. Данные центры осуществляют социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов, обеспечивают устройство под опеку (попечительство), в детское учреждение, а также усыновление в зависимости от их психофизического состояния. Практически в каждом регионе сегодня существует Центр социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказаниясемьям и детям, проживающим на территории города, районаили микрорайона и нуждающимся в социальной поддержке, своевременнойи квалифицированной социальной помощи различныхвидов (социально-экономической, психолого-социальной,социально-педагогической, медико-социальной, юридической,социально-реабилитационной и др.) нуждающимся в социальнойподдержке. Цель деятельности центра — способствовать реализацииправа семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи каксоциального института, улучшению социально-экономическихусловий жизни, показателей социального здоровья и благополучиясемьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом игосударством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений. Еще одним широко распространенным типом учреждений социальной защиты детства является социальный приют. Цель создания приюта — социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-психологическая помощь, их дальнейшее жизнеустройство. Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ. В Указе от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» приюты рассматриваются как основа профилактики детской безнадзорности. Приказом министра социальной защиты населения РФ (06.06.1994 г.) утверждалось положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», определялись порядок организации социальных приютов, штатное расписание, структура и основные направления деятельности. Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет. Социальные приюты - это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Их функции - обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей. Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в приюте до решения его дальнейшей судьбы. Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник. Особое место среди учреждений социальной защиты населения занимают социальные службы для молодежи, которые создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов из комитетов по делам молодежи, органов управления образование. Оно объясняется спецификой этой возрастной категории и наибольшей потребностью вступающих в жизнь молодых людей в социальной поддержке. Социальные учреждения такого типа оказывают услуги, связанные с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами, предоставляя помощь в формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры. Причем услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников. Существуют следующие виды социальных служб: центры информации и документации, молодежные биржи труда, центры социально-психологической помощи (в том числе телефоны доверия), наркологические службы, приюты для подростков и молодежи, службы, направленные на восстановление физического, психического и социального статуса молодых инвалидов, центр реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центры юридической помощи и консультации, службы помощи молодой семье, досуговые центры, сексологические консультации (в том числе «Анти-СПИД»), центры ресоциализации вернувшихся из мест заключения и др. Это далеко не полный перечень учреждений, центров, служб Министерства труда и социального развития Российской Федерации и его территориальных представительств, где ведется социально-педагогическая работа. На фоне обострения современных проблем детства очевидна необходимость дальнейшего развития и совершенствования деятельности социальных педагогов в системе социальной защиты населения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1027)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |