Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Введение профессии «социальный педагог» в России



2018-07-06 1867 Обсуждений (0)
Введение профессии «социальный педагог» в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступность среди подростков и молодежи, увеличивается количество беспризорных и безнадзорных детей, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и т. д.

В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР с 15 сентября 1990 г. В статье 7 новой Конституции России записано, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства» отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты». Приняты многочисленные нормативные акты; Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

В начале 90-х годов были приняты и начали реализовываться три большие социальные программы: «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности» и «Социальные службы помощи детям и молодежи»; тогда же была разработаны и по настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как «Дети России», «Дети Чернобыле» и др.

Вопросами социальной защиты и поддержки детства в настоящее время занимаются различные министерства и ведомства: Министерство образования и науки; Министерство здравоохранения и социального развития; Министерство юстиции.

Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.

Возвращается в наше общество благотворительность, причем на новой законодательно закрепленной основе. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. Организованы и действуют профессиональные ассоциации социальных педагогов и социальных работников, набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку нуждающимся детям.

В1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога, а также внёсены соответствующие пополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически были заложены основы новой профессии. Понятие «социальный педагог» стало привычными вошло в теоретические изыскания ученых и педагогическую практику. Официальное открытие нового социального института дало огромный импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований как в сфере деятельности новых кадров, так и в их подготовке. Последние годы характеризуются тем, что после 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.

 

№ 33. Общее и особенное в социально-педагогической деятельности и деятельности педагога.

 

Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог, которое ассоциируется прежде всего с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего.

Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка— «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление. Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях. С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.

Вид профессиональной деятельности Цель деятельность Характер деятельности Объект деятельности Учреждения, где осуществляется деятельность
Педагогическая деятельность Передача социокультурного опыта Программно-нормированный, непрерывный Все дети Образовательные учреждения
Социально-педагогическая деятельность Помощь в социализации ребенка. Адресный, локальный Ребенок с проблемами социализации Образовательные учреждения, социально-педагогические учреждения, социальные службы

 

 

№ 34. Сущность педагогической деятельности, её характеристика.

Социально-педагогическая деятельность тесно связана с педагогической деятельностью.

Педагогическую деятельность можно разделить на профессиональную и непрофессиональную (житейская педагогика).

Педагогическая профессия – особая по своей сущности и значимости. Она относится к группе профессий, предметом которых является другой человек, по классификации Е.А.Климова к группе «человек-человек». Человеку этой сферы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, умение слушать, широкий кругозор, речевая культура, «душеведческая направленность ума», способность к сопереживанию, наблюдательность, высокая степень саморегуляции и др.

Понятие «профессия» включает следующие характеристики: это регламентированный вид трудовой деятельности, предполагающий сотрудничество со смежными профессиями, требующий специальной подготовки, выполняемый за материальное вознаграждение, определяющий определенный статус человека в обществе.

Учитель управляет самым сложным процессом – развития личности. Общество возлагает на учителя особую ответственность, так как ему доверяется человек, когда он наиболее податлив на внушения.

Особенности педагогической профессии:

n основное содержание составляют взаимоотношения с людьми;

n объектом и продуктом труда является человек как активное существо с неповторимостью индивидуальных качеств (в отличие от профессий, где объектом является мертвый материал);

n цели педагогической деятельности обусловлены потребностями общества, социальным заказом;

n усложнение работы педагога связано с воздействием на ученика множества факторов (СМИ, семья, друзья и др.), необходима их корректировка;

n эффективность обучения и воспитания зависит от процессов самовоспитания и самообразования учащихся;

n педагогический труд – это процесс взаимодействия людей, поэтому важны личностные, нравственные аспекты;

n педагогическая деятельность носит гуманистический, коллективный, творческий характер.

Социальная ценность педагогической профессии заключается в том, что с ее помощью осуществляется преемственность поколений, передача общественно-исторического опыта, формирование подрастающего поколения. Учитель – посредник между обществом и растущим поколением. Учитель – человек, устремленный в будущее. Эта профессия – одна из самых массовых (в нашей стране ею занимается более 3 млн. человек).

Таким образом, педагогическая профессия выполняет две основные социальные функции: приспособление подрастающего поколения к современной социокультурной ситуации (социализации) – адаптивная функция; развитие личности и индивидуальности – гуманистическая (человекообразующая) функция. Необходимо их сочетание.

В докладе Международной комиссии по образованию для 21 века, представленном ЮНЕСКО, предложены четыре цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить.

Одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности является личность самого педагога. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, обладать свободой выбора, отвечать за свои поступки, постоянно «строить» свою личность и т.д.

Профессиональные требования к учителю можно разделить на определенные группы: 1) общегражданские качества; 2) качества, специфичные для профессии учителя; 3) специальные знания умения, навыки по предмету. Личностно-профессиональные качества педагога можно представить и в виде следующих групп качеств: 1) отношение к учащимся; 2) отношение к профессиональному делу; 3) отношение к себе.

Современного учителя должны характеризовать следующие качества:

n высокая гражданская ответственность, социальная активность;

n любовь к детям, уважение к личности учащихся;

n интеллигентность, духовная культура;

n желание и умение работать с другими людьми, сотрудничать;

n высокий профессионализм, готовность к созданию новых ценностей и творчеству;

n потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

n профессиональная работоспособность.

Взаимодействие с ребенком требует его понимания. Для этого нужны такие качества как:

n эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, эмоциональный отклик на его состояние;

n идентификация – понимание состояния ребенка и способность мысленно поставить себя на его место;

n конгруэнтность – открытость, подлинность своих чувств и переживаний;

n суггестивность – способность к внушающему влиянию, воодушевление;

n креативность;

n рефлексивность.

Одно из важнейших требований – четкость социальной и профессиональной позиции педагога. Социальная позиция определяет отношение к педагогической профессии, её целям и средствам. На её основе формируется профессиональная позиция – отношение к учащимся, понимание своей роли. Педагог может выступать по отношению к учащимся как информатор, диктатор, советчик, проситель, вдохновитель.

Можно профессиональные качества разделить на доминантные – отсутствие которых влечет невозможность осуществлять педагогическую деятельность. К ним относятся: уравновешенность, желание работать с детьми, терпимость, справедливость, честность, тактичность и др. Негативные, определяющие профессиональную непригодность: неуравновешенность, высокомерие, мстительность, наличие вредных привычек и др. К качествам, затрудняющим взаимодействие с учащимися можно отнести: вспыльчивость, резкость, обидчивость, нерешительность, неорганизованность, несправедливость, отсутствие целеустремленности и др.

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует профессионализм; владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.

В 2011 г. был разработан проект «Профессионального кодекса учителя». В нем определены принципы этики учителя:

- гуманность;

- законность;

- демократичность;

- справедливость;

- профессионализм;

- взаимное уважение.

Высший уровень педагогической деятельности – это педагогическое мастерство. В любой деятельности можно выделить мастера своего дела.

Мастер (по Далю) – это особенно сведущий, искусный в своем деле. Под педагогическим мастерством понимается комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности; комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. Мастерство воспитателя есть мастерство организатора жизни детей, это искусство ориентироваться в детских отношениях.

Мастер – это человек, который обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником. Он может выделяться или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области. Мастерство в педагогической деятельности проявляется в том, что за отведенное время педагог достигает оптимальных результатов в воспитании и обучении учащихся.

Мастерство формируется на основе практического опыта, который осмысливается и совершенствуется.

 



2018-07-06 1867 Обсуждений (0)
Введение профессии «социальный педагог» в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Введение профессии «социальный педагог» в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1867)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)