ТЕМА 1. Теоретические аспекты формирования системы управления
Чаусова Л.А., Овчаренко Я.Э., Акимова Л.П., Чаусов Н.Ю. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ Учебное пособие Калуга 2017 УДК 651 ББК 60.844
Рецензенты: заместитель директора по научной работе, заведующий кафедрой экономики и менеджмента Калужского филиала РАНХиГС, к.э.н., доцент Тютин Д.В.; заведующая кафедрой общественных наук Калужского филиала РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, к.филол.н., доцент С.Ю. Яблонская Чаусова Л.А., Овчаренко Я.Э., Акимова Л.П., Чаусов Н.Ю. Документационное обеспечение управления: Учебное пособие. – Калуга: ХХХХ, 2017. – 83 с.
ISBN Рассмотрены теоретические и методические основы документационного обеспечения управления. Учебное пособие базируется на действующих нормативных и методических материалах, регламентирующих документационное обеспечение управления. Особое внимание в пособии уделяется подготовке и оформлению организационных, распорядительных, информационно-справочных документов, документированию трудовых правоотношений; организации документооборота, обработки, исполнения и хранения документов; совершенствованию делопроизводства и др. Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Документационное обеспечение управления» с целью закрепления теоретических основ документирования и организации документооборота и усвоения методики составления документов и работы с ними. Для студентов вузов и работников аппарата управления организаций различных отраслей и форм собственности.
УДК 651 ББК 60.844
ISBN
© Л.А. Чаусова, Я.Э. Овчаренко, Л.П. Акимова, Н.Ю. Чаусов Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Основу информационной среды любой организации составляют документы. В последнее время значительно возрос объем управленческой информации, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений. Происходят качественные изменения в документировании и документационном обслуживании деятельности аппарата управления. Возможности же человека по восприятию и переработке текстовой информации относительно ограничены и определяются в основном психофизиологическими особенностями человека. Все это требует соответствия уровня знаний, профессиональной подготовки и практических навыков работников управления современным условиям работы и ставит задачу совершенствования форм, методов и технологии их работы с документами. С документации начинается и ею заканчиваются практически все операции и процессы управления. На составление, оформление, согласование, обработку документов и содержащейся в них информации работники управления расходуют значительную часть бюджета своего рабочего времени. Именно документы, то есть зафиксированная на материальном носителе информация, имеющая юридическую силу, служат основным доказательством того или иного факта при решении хозяйственных споров в арбитражном суде или при рассмотрении трудовых конфликтов с работниками предприятия в суде. Многие виды управленческих документов предприятие обязано предъявлять при проверках со стороны государственной налоговой службы, при комплексных документальных ревизиях, аудиторских проверках и др. Документы предприятия, отражающие производственно-хозяйственную деятельность, представляют определенную историческую ценность, относятся к памятникам культурного наследия нашего времени, являются частью Архивного фонда России и подлежат сдаче в государственные архивы. Главной целью учебного пособия «Документационное обеспечение управления» является ознакомление с основами документирования деятельности и организацией документооборота в учреждениях, организациях и предприятиях различных форм собственности. В задачи курса «Документационное обеспечение управления» входят: - изучение и анализ законодательных и нормативных актов, регламентирующих документационное обеспечение деятельности предприятий и организаций; - изучение и анализ современных требований к оформлению реквизитов документов, особенностей составления и оформления различных видов документов, правил обработки документов; - приобретение навыков и умений работы с различными документами; - формирование целостного представления о делопроизводственном процессе. Учебное пособие базируется на действующих нормативных и методических материалах, регламентирующих документационное обеспечение управления. Особое внимание в пособии уделяется подготовке и оформлению организационных, распорядительных, информационно-справочных документов, документации трудовых правоотношений; организации документооборота, обработки, исполнения и хранения документов; совершенствованию делопроизводства и др. Рекомендации по документированию носят универсальный характер и могут быть применены на любом предприятии вне зависимости от его профиля, вида собственности и штатной численности. Пособие предназначено для студентов вузов и может быть использовано работниками аппарата управления организаций различных отраслей и форм собственности. ТЕМА 1. Теоретические аспекты формирования системы управления Документооборотом Основные понятия и термины Термин «документ» появился в России в XVIII в., происходит от латинского слова «documentum» – доказательство, свидетельство. Этим словом обозначают любые письменные источники, соответствующим образом оформленные и поэтому имеющие юридическую силу. В словаре русского языка С.И. Ожегова даются различные толкования понятия «документ»: - деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо (расходные документы, проездные документы); - удостоверение, официальная бумага, свидетельствующие о личности предъявителя (паспорт, справка, удостоверение); - письменное свидетельство о каких-нибудь исторических событиях, фактах (например, древнерусские грамоты являются историческими документами, договор свидетельствует о заключении соглашения в сфере услуг или производства и т.д.) Процесс принятия управленческого решения состоит из получения информации, ее переработки, анализа, подготовки и принятия решения. Практически вся информация, необходимая для подготовки и принятия управленческих решений содержится в документах. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. Это обусловило проведение работ у нас в стране в 1920-е годы по унификации и стандартизации документов. Были разработаны первые государственные стандарты на документы, касавшиеся их формы и размещения реквизитов. Эти стандарты действовали до начала 1940-х годов. Вновь работа по стандартизации документов возобновилась в 1960-е годы. В 1965-1975 гг. разработаны стандарты, устанавливающие требования к отдельным системам документации, применяемым в сфереуправления (внешнеторговой, внутриторговой, организационно-распорядительной, первичной, учетной и др.). В основу унификации и стандартизации был положен принцип общей модели построения документов. Расположение реквизитов всегда в одном и том же месте помогает быстро найти нужные данные при ознакомлении с документом, тем самым повышает оперативность восприятия информации документа. Таким образом, правильно организованное документационное обеспечение управления снижает время необходимое для поиска информации, повышает ее точность и своевременность. В настоящее время в нормативных документах, регламентирующих документационное обеспечение управления в экономической системе, под документом понимают информацию, представленную определенным образом на материальном носителе. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 СИБИД «Управление документами. Общие требования» закрепил следующее определение: «Документ - зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности». Данное определение дает широкое представление о документе, отражая всех субъектов всех видов деятельности. В ГОСТ Р 7.0.8.- 2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» дано более краткое и четкое понятие документа, как «зафиксированной на носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Термин «делопроизводство»в России возник во второй половине XVIII века. С этого времени его употребление фиксируют лингвистические словари. Термин был образован от сочетания слов «производство дела». Вначале он означал решение судебного или административного вопроса и понимался как деятельность, связанная с принятием решений, т. е. с производством дел. Именно это и было заложено в основу понятия «делопроизводство». Значение дела как собрания документов, относящихся к какому-либо вопросу, – более позднего происхождения по сравнению с первым значением. В настоящее время работа с документами выделяется в самостоятельный вид деятельности, которую выполняют в той либо иной степени практически все работники аппарата управления организации. Таким образом, «документационное обеспечение (управления), ДОУ- деятельность целенаправленно обеспечивающая функции управления документами». Термин делопроизводство и его терминологический синоним документационное обеспечение управления (ДОУ) определяется как отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами, что было закреплено ГОСТ Р 51141-98 , хотя данный документ и утратил свою силу, отношение к этим терминам как к синонимам сохранилось. Возникновение терминологического синонима связано с изменением организационно-технической основы делопроизводства и методологических подходов к его совершенствованию, ставшее возможным благодаря активному внедрению в сферу работы с документами средств вычислительной техники и современных информационных технологий создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и использования информации в управлении. Таким образом, термин «документационное обеспечение управления» как бы подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации делопроизводства. Исходя из вышеперечисленных определений можно сделать вывод, что документационное обеспечение управления (ДОУ) – это деятельность аппарата управления предприятия, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления им управленческих функций; отрасль деятельности по разработке и оформлению документов, организации их движения, учета и хранения, основанная на научной организации с применением современных компьютерных технологий (рис.1). Рис. 1- Документационное обеспечение управления
Документационное обеспечение управления базируется на документировании,под которым понимается регламентированный процесс записи информации на различных носителях с соблюдением определенных норм, установленных правовыми и нормативными актами РФ. Результатом документирования является документ, документированная информация.Составной частью документа являетсяреквизит– это отдельно взятый обязательный элемент любого документа (печать, подпись, дата, номер и т.д.). Совокупность таких элементов позволяет опознать документ, то есть его идентифицировать. Формулярдокумента – это совокупность реквизитов документа и схема их расположения на стандартном листе бумаге. Наличие формуляра, установленного государственным стандартом, обеспечивает единство документирования и документации как в рамках одного учреждения, так и в целом по стране. Формуляр, характерный для определенного вида документов, называют типовым формуляром. В качестве носителявыступает материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации. Носитель – это всегда результат технических достижений эпохи. В древности в качестве материального носителя для создания документов использовались различные материалы: в Месопотамии – глиняные таблички, в Египте – папирус, в странах Малой Азии, в Европе и на Руси – пергамент – особым образом выделанная бычья или телячья кожа, получившая на Руси название «хартия» или «телятина». В Древнем Новгороде, как известно, применялись береста, доска. В течение многих веков и до настоящего времени наиболее распространенным носителем документной информации во всем мире является бумага. Наряду с бумагой в наши дни широко используются и новые носители: магнитные ленты, диски. Соблюдение определенных правил записи информации придает документам юридическую силу. Юридическая сила– это свойство официального документа, передаваемое ему действующим законодательством РФ, правомочностью организации издавшего его, определенным комплексом реквизитов и установленным порядком его оформления. Документирование – это лишь одна составляющая документационного обеспечения управления, вторая его составляющая – это организация работы с документами, которая предполагает весь спектр действий по созданию и обработке документов. Организация работы с документами предполагает проектирование документооборотаорганизации, то есть. движения документов с момента их создания или получения до определения их на архивное хранение или уничтожение, а также рациональное и оперативное использование их в текущей деятельности учреждения. В обществе документы являются основными носителями различной (управленческой, научной, технической, статистической) социально значимой информации. Документы – носители первичной информации. В них информация фиксируется впервые, в то время как книги, газеты, журналы и др. содержат переработанную, вторичную информацию. Возможность сохранения информации во времени позволяет различать документы как носители оперативнойи ретроспективнойинформации. Функции документа
Любой официальный документ многофункционален, т. к. одновременно выполняет несколько функций. Выделяются общие и специальные функции. К общимфункциям документа относятся: - информационная (документирование, хранение и предоставление информации); - социальная; - коммуникативная (документы являются средством обмена информацией); - культурная. Появление любого документа всегда обосновано необходимостью «материализации» информации для её сохранения и передачи во времени и пространстве. Документ всегда порожден социальной потребностью, является социально значимым объектом, и обеспечивает связь между отдельными элементами общественной структуры, например, между предприятиями. Посредством документов происходит закрепление и передача культурных традиций. К специальнымфункциям документа относятся: - управленческая (с помощью документов решаются управленческие вопросы); - правовая (документ может являться письменным доказательством в суде и быть источником права, например закон); - организационная (документ устанавливает или упорядочивает действия участников правовых отношений, например должностная инструкция); - научно-историческая (с помощью архивных документов сохраняется историческое, научное и культурное наследие). Администрирование любой организации осуществляется посредством документов. Они обеспечивают закрепление и изменения правовых норм и правоотношений в обществе посредством законодательных и нормативные актов. После передачи документов на архивное хранение, они приобретают функцию исторического источника.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1099)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |