Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной работы



2018-07-06 427 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В арсенале автора курсовой или выпускной квалификационной работы имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие из них:

- строго последовательный;

- целостный (с последующей обработкой каждой главы);

- выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил полностью один раздел, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них.

Целостный прием требует на подготовку чистовой рукописи почти вдвое меньше времени, так как сначала пишется все произведение «вчерне», затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.

Выборочное изложение материалов также часто применяется. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для него порядке.

Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или чистовую.

В зависимости от выбранной темы рекомендуется придерживаться в структуре курсовой или выпускной квалификационной работы следующих основных разделов:

- Введение (вводная часть исследования).

- Глава 1. Теоретические (теоретико-методологические) основы изучаемой проблемы.

- Глава 2. Анализ системы управления исследуемым объектом и/или ее отдельных элементов и сторон (анализ изучаемой проблемы в организации (учреждении)).

- Глава 3. Разработка проектных предложений или рекомендаций по решению изучаемой проблемы в организации и обоснование их эффективности.

- Заключение (итог проведенного исследования, обобщающий предложения и выводы автора).

- Список использованной литературы (перечень работ, которые использовались при написании работы и/или на которые сделаны ссылки в тексте).

- Приложение.

Начнем рассматривать по порядку содержание всех основных разделов курсовой или выпускной квалификационной работы.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки курсовой или выпускной квалификационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение – вступительная часть курсовой или выпускной квалификационной работы, в которой необходимо:

- обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость;

- определить границы исследования (объект, предмет);

- назвать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;

- определить теоретические основы исследования;

- дать краткое описание структуры и содержания курсовой или выпускной квалификационной работы.

Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы курсовой или выпускной квалификационной работы. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть аргументированным, но немногословным, поэтому начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной печатной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Для понимания состояния разработанности выбранной темы, необходимо кратко перечислить авторов, которые занимались исследованиями в данной сфере,труды ведущих, наиболее авторитетных в данной области ученых. Также можно отразить фамилии зарубежных и отечественных ученых и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в тех областях, с которыми связана тема курсовой или выпускной квалификационной работы, и труды которых использовались при написании работы. Данный краткий обзор авторов в итоге должен привести к выводу, что выбранная тема еще не раскрыта, не достаточно изучена (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предметаисследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – это то, что находится в границах выбранного объекта исследования. Это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающие в ней противоречия) и подлежит изучению. Именно на предмет исследования направлено основное внимание автора, именно предмет определяет тему курсовой или выпускной квалификационной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Цель – идеальное представление конечного результата, то, чего нужно достичь в конечном итоге. Формулировка цели обязательно должна согласовываться с названием работы.

Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач. Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, описать…, рассмотреть…, установить…, проанализировать…, выявить…, сформулировать…, разработать…, предложить… и т.п.

Перечень поставленных задач должен быть согласован с содержанием и структурой курсовой или выпускной квалификационной работой. Как правило, количество задач и количество параграфов в работе должно совпадать. Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки глав или параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

В конце введения раскрывается структура и содержание курсовой или выпускной квалификационной работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов с обоснованием последовательности их расположения и кратким описанием их содержания.

С параметрами, необходимыми для введения, рекомендуется предварительно определиться уже при выборе темы. Это, правда, не значит, что написание работы следует начинать непременно с введения. Оно предваряет все курсовые или выпускные квалификационные работы. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей авторского творчества оно может быть написано, как на начальном, так и на конечном этапах выполняемой работы. Это связано с тем, что в начале исследования введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих исследовательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать замыслы и наметить план, а если в конце, то есть когда работа по написанию основной части текста уже выполнена, то это делается для того, чтобы охарактеризовать ее с помощью параметров введения.

По объему введение должно составлять примерно 8% от общего количества текстового материала (2-4 страницы).

Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения можно судить о степени компетентности автора, его знания освещаемой проблемы и во многом можно составить мнение о характере работы в целом.

За введением следует основная часть курсовой или выпускной квалификационной работы. Она делится на главы и параграфы. Внутри глав не могут находиться текстовые вставки, не входящие ни в один из параграфов.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой или выпускной квалификационной работы и полностью ее раскрывать. Все главы и параграфы необходимо выделять так, чтобы они были соразмерны друг другу, как по структуре, так и по объему. Не менее важно иметь ввиду, что они являются логическим продолжением друг друга, то есть соединяются последовательностью изложения, вытекают один из другого. Эта часть работы должна показать умение слушателя сжато, логично и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам.

Первая глава посвящается теоретическим или теоретико-методологическим основам изучаемой проблемы. В этой главе:

- описывается сущность и характеристики предмета и объекта исследования, содержание процесса их развития и современное состояние;

- оценивается место, занимаемое объектом исследования в рамках исследуемой предметной области;

- освещаются изменения изучаемого явления за последние годы с целью выявления основных тенденций и особенностей его развития;

- описывается (уточняется) система факторов, оказывающих влияние на изучаемый предмет, процесс или явление, и исследуется механизм этого влияния;

- оценивается степень изученности исследуемой проблемы, называются теоретически и практически нерешенные и дискуссионные проблемы, по-разному освещенные в научной литературе с указанием личного мнения автора работы;

- проводится уточнение понятийно-категорийного аппарата;

- уточняются существующие классификации (типологии) процессов, явлений, влияющих факторов, систем и пр.

Здесь используются фактические материалы, характеризующие объект исследования, его социальную, экономическую и организационную стороны. Причем более подробная характеристика дается по тем аспектам деятельности объекта, которые непосредственно связаны с решением задач, поставленных в курсовой или выпускной квалификационной работе. Характеристика и анализ объекта исследования проводится от общего к частному с последующим углублением.

При изложении фактического материала основное внимание следует сосредоточить не столько на характеристике объекта (большинство фактических данных и общих иллюстраций может быть представлено в приложениях), сколько на выявлении и анализе положительных сторон и недостатков.

При оформлении этой главы имеются большие возможности по использованию графических способов представления данных: схем, диаграмм, графиков и т.п.

Завершается глава кратким выводом по содержащимся в ней материалам.

Рекомендуемый объем этой главы - 15-20 страниц машинописного текста.

Во второй главе проводится анализ системы управления исследуемым объектом и/или ее отдельных элементов и сторон.

В этой главе проводится общий анализ организации управления исследуемым объектом. Кроме того, проводится детальный анализ предмета исследования. При этом состав изучаемых вопросов и методы анализа определяются исходя из содержания проработанной научной и методической литературы.

Кроме документальных основными источниками получения сведений и информации для анализа служат опросы (анкетирование, интервьюирование, метод экспертного опроса) и т.п.

Анализ системы управления нацелен на выявление ее недостатков, их причин и последствий. Он включает:

- описание достигнутого уровня управления;

- сравнение фактических значений соответствующих показателей с нормативными, расчетными, передовых отечественных и зарубежных аналогов;

- выявление положительных и отрицательных сторон в управлении;

- установление потерь и неиспользованных возможностей в результате недостатков в управлении, в том числе в количественной форме;

- выявление причин недостатков.

Таким образом, в результате анализа должны быть выявлены проблемы, решение которых может служить основой для разработки проектной части работы.

Завершается глава кратким выводом по содержащимся в ней материалам.

Рекомендуемый объем аналитической части - 15-20 страниц машинописного текста.

Третья глава посвящается разработке проектных предложений и рекомендаций на основе проведенного анализа.

В ходе выполнения работы целесообразно использование различных методов, в частности:

1. Экспертные (оценочные) или эвристические методы – основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции.

Конкретными формами их проявления являются:

-массовая оценка – выявление мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы в ходе социологических исследований (социологический опрос);

2. Методы социально-экономического анализа: сравнение, выборочное изучение работы ряда объектов, группировки.

3. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).

Материалами для анализа могут быть нормативно-правовые акты (законы, уставы, положения), планы работы и отчеты организации, статистическая отчетность, сопоставление отечественных и зарубежных оценок отдельных вопросов исследуемой проблемы и другие данные, собранные слушателем из различных источников.

Далее в этой главе описывается общая постановка задачи для проектного решения, содержание которой определяется составом проблем, выявленных во второй главе. Исходя из уровня поставленной проблемы, проводится выбор метода разработки проектного решения.

Содержание проектной части определяется как особенностями выбранной темы работы, так и спецификой конкретного объекта исследования. Но в любом случае в проектной части решаются следующие основные задачи:

- разработка мероприятий (вариантов решения) по устранению выявленных недостатков;

- обоснование выбора рациональных вариантов предложений и мероприятий, улучшающих фактическое положение дел в исследуемом объекте.

Еще до разработки курсовой или выпускной квалификационной работы научный руководитель должен помочь слушателю определить степень детализации, глубину проектных разработок и их обоснование.

Предложения могут содержать экономическое, правовое и социальное обоснование.Экономическое обоснование предполагаемых проектных решений имеет два направления:

- определение сравнительной эффективности при выборе или сравнении существующего и предполагаемого варианта;

- определение общей абсолютной эффективности принятого варианта управления.

Если расчет экономической эффективности по какому-либо проектному решению не может быть выполнен, то определяется его социальная эффективность.

Правовое обоснование предусматривает анализ, разработку или использование законодательной базы по теме работы, обоснование соответствующих рекомендаций.

При оформлении проекта необходимо учесть в его содержании следующие элементы:

- название;

- актуальность;

- описание проекта;

- цель и задачи проекта;

- организаторы и социальные партнеры;

- целевая аудитория;

- сроки реализации проекта;

- этапы реализации проекта (план реализации);

- материально-техническое оснащение;

- смета;

- ожидаемые результаты.

Рекомендуемый объем третьей главы – 10-15 страниц машинописного текста.

Завершает курсовую или выпускную квалификационную работу заключение, которое содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы в решении поставленных во введении задач.

Заключение должно быть кратким (не более 3-5 страниц текста) и отражать оценку общего состояния объекта исследования и/или оценку изученности исследуемой проблемы; итоги анализа организации и/или итоги анализа изучаемой проблемы;перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий/проекта/программы по устранению выявленных проблем.

Последовательное, логически стройное изложение полученных итогов не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные результаты получены, какие (при наличии) встают новые практические задачи в связи с проведением исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня работы и показывает уровень профессиональной зрелости и квалификации ее автора.

При наличии в заключении можно сделать акцент об имеющейся экспертной оценке проекта.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично автором.

Если при разработке курсовой или выпускной квалификационной работы слушатель по каким-либо причинам не принял прогрессивное решение, то в заключении следует указать причины, обусловившие выбор промежуточного варианта, и охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работы в этой области.

После заключения принято помещать список литературы (список использованной литературы), который составляет одну из существенных частей работы и показывает самостоятельную творческую работу автора.

Каждый включенный в список источник должен иметь отражение в тексте работы. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать во внутритекстовой ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в список те работы, на которые нет ссылок в тексте работы и которые фактически не были использованы. Рекомендуемое количество использованных источников информации в списке - не менее 35 наименований.

Для оформления списка должна использоваться сквозная нумерация источников, расположенных в алфавитном порядке или с группировкой по следующим разделам:

1. Официальные материалы (нормативно-правовые акты).

2. Статистические материалы.

3. Монографии и научные статьи.

4. Учебники и учебные пособия.

5. Электронные материалы.

В приложение выносятся все материалы вспомогательного или дополнительного характера, загромождающие текст основной части работы и не являющиеся насущно важными для понимания решения задач курсовой или выпускной квалификационной работы. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отдельных материалов, планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, анкеты, статистические данные, объемные таблицы (более одной страницы), формы документации, вспомогательные математические выкладки, вспомогательные графические иллюстрации.

За качество работы и объективность использования данных ответственность несет автор. Работа должна носить творческий характер, что означает отражение в ней способностей и стремления слушателя к максимально полному выражению своих интеллектуальных и профессиональных возможностей. Об отсутствии творчества в работе можно судить по следующим признакам: отсутствие ссылок на теоретические источники и нормативный материал; некритическое использование в тексте разного рода высказываний, положении, точек зрения и выводов других авторов; отсутствие собственных мыслей и интерпретаций каких-либо положений и позиций и т.п.

Работа должна носить творческий характер, поэтому для обоснования своих суждений, решений различных вопросов автору необходимо широко использовать выписки, сделанные в процессе изучения источников. В качестве довода, подтверждающего ту или иную мысль, могут приводиться выводы, полученные специалистами по данной проблеме. В этих случаях допускается передача чужого мнения в форме свободного изложения, либо цитирование специальных мест из опубликованных работ, но с обязательной ссылкой на источник. При этом цитата, как правило, не должна быть громоздкой. Цитировать нужно только суть доказательства или подтверждение того, что имеет непосредственное отношение к рассматриваемому положению.

Необходимым требованием к работе является самостоятельное выполнение ее слушателем. Не следует допускать дословное переписывание текстов и использование устаревшей литературы; подмену научно-аналитического стиля написания беллетристическим; подмену изложения теоретических вопросов длинными библиографическими справками; небрежного оформления работы.




2018-07-06 427 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)