Из-за лесу, лесу тёмного,
из-за садику зелёного… Как по саду было, садику, по зелёну виноградику… Горе, горе мне, молодчику, далеко гонят, в Сибирицу…
По значению первое ударение слабее второго, отсюда – тактировка в песнях с тоническим стихом следующая: Если форма изложения речитативная, то второе (сильное) ударение отмечается пунктирной тактовой чертой, а первое выделяется знаком акцента.: > Если же форма изложения полураспевная, то второе ударение выделяется сплошной тактовой чертой, а первое – пунктирной. Например:
(Речитативная форма) ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ⌡ ⌡ 3 + 3 ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘ 4 Вы цве-ты ли мо-и, цве-ти-ки, ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ ♪ ♪ ˘ ˘ > / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ Вы цве-ты мо-и, ла-зо-ре-ва-и, (Полураспевная форма) ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘ 3+9 Ши-ро-ко ле-жишь ты, мо-ре | бе-ло-е. 8 ⌡ ♪ | ⌡ ♪ ⌡ ♪ ⌡ ♪ | ♫ ♪ ⌡ > 2. ТРЁХУДАРНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ (2 варианта). Дополнительное 3-е ударение образуется: а) между первым и вторым. Это стих типа «ВЫСОТА».
♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ ♪ ♪ ⌡ ⌡ ⌡ 3+2 > > > 4 Вы-со-та ли, вы-со-та под-не- | 4 бес-на-я 3 + 2 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ | ⌡ ⌡ ⌡ 4 > > > Не по пог-ре-бу бо-чё-но-чек ка- та-ет-ся.
Значение ударений: слабое, относительно сильное, сильное. б) 3-е ударение возникает после 2-го, главного по значению. Это стих типа «КАМАРИНСКАЯ».
3 + 3 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ 4 > > > Ах ты ми-ла-я, хо-ро-ша-я мо-я, Чер-но-бро-ва-я, по-хо-жа на ме-ня.
Очень часто трёхударный тонический стих типа «Камаринская» образуется в отдельных строках двухударного в развитии текста: / / Вдоль по морю, морю синему, ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ) 2 ударения / / / Там плавала лебёдушка белая. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ` !) 3 ударения
Р.S. В.М.Щуров предлагает стих с равномерной акцентностью (обычно плясовые типа «Камаринская», а также не только 3-х, Но и 4-х акцентные музыкально-ритмические структуры, называть «равноакцентным». ПРИНЦИП ТАКТИРОВКИ В ТОНИЧЕСКОМ СТИХЕ: самое слабое ударение выделяется знаком акцента; относительно сильное – пунктирной тактовой чертой; сильное – сплошной тактовой чертой.
III. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ФОРМА СТИХА (сочетание силлабики и тоники в одном стихе). Когда в одном стихе есть на постоянном месте цезура, мерная слогочислительность, а также акцентируется 3-й слог, тогда в нём равномерно сочетаются черты силлабического и тонического стихов. Чаще всего встречаются следующие разновидности промежуточного стиха: а) СИЛЛАБИЧЕСКИЙ ПЯТИСЛОЖНИК в распевных, полураспевных формах изложения напева (в хороводных, лирических, исторических песнях). / / 5 + 5 Не заря, заря // занималася, ˘ ˘ | ˘ ˘ || ˘ ˘ | ˘ ˘ Не красно солнце // выкаталося. Текла реченька // текла быстрая, ой, люли, люли, // текла быстрая.
Тактировка: по признаку силлабики ставится разделительная черта; признак тоники отмечается знаком акцента, пунктирной или сплошной тактовой чертой в зависимости от степени распетости стиха. Б) ПАРАПЕРИОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.
Вдоль по морю, (силлабика 4 + 4) вдоль по морю, (двухударный тонический, стих переходящий далее в «Камаринскую») вдоль по морю, морю синему. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ) 2 ударения Вдоль по морю, морю синему, Там плавала лебёдушка белая. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘~~|) 3 ударения
в) СОЧЕТАНИЕ СТРОКИ С ТОНИЧЕСКИМ СТИХОМ С ПРИПЕВНОЙ СТРОКОЙ, ОСНОВАННОЙ НА СИЛЛАБИЧЕСКОЙ ФОРМЕ. ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘ двухударный тонический Во саду ли виноград растёт, стих а ягода, // а малина // по зарям цветёт. (Силлабика 4 + 4 + 5) Виноград-то Иван-то свет, Виноград-то да Иванович, а ягода, а малина – Анастасьюшка.
IV. ТАКТОВИК
Стих, построенный на ритмической формуле, занимающей одну попевку или одну фразу (или стиховую строку), которая может быть варьирована за счёт дробления или сокращения основных долей, данных в первоначальной ритмической формуле. Тактируется «тактовик» как один такт – отсюда его название. Акцентируемые доли указываются знаком акцента, а тактовая черта всегда употребляется в значении разделительной, т.е. как в силлабике.
Авсень – дуда, Иде была? -У бабушки, У попрядушки. -Чего делала? -Коней стерегла. ***
Гори, гори гарко, Приехал Захарка, Сам на кобылке, Дети на телятках, Куры на лопатках, Кошки на ложках, сапоги на дрожках!
Кроме того, если учесть, что принцип тактовика заложен в трёхударный тонический стих типа «Камаринская» (речитативного изложения), то можно говорить о соединении в одном стихе принципов тоники и тактовика, или же считать его сложной формой тактовика. 3 + 3 4 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ | > > >
V. СТОПНЫЙ ИЛИ РИФМОВАННЫЙ СТИХ (литературный, называемый в филологических учебниках «силлабо-тоническим»). В отличие от народного стиха, где отсутствие рифмы, симметричного построения строф заменяется ритмической организацией напевов, а в структуре строфы – повторами, цепной связью строф, в ЛИТЕРАТУРНОМ СТИХЕ важную роль играет рифма и равномерное чередование ударных и безударных слогов в стихе, т.е. РАЗМЕР стиха. В теории литературного стиха различают стопы ДВУХСЛОЖНЫЕ – хорей и ямб и ТРЁХСЛОЖНЫЕ – дактиль, амфибрахий, анапест. Стопа – двух- или трёхсложная явление искусственное, поэтому при чтении стиха выделяются наиболее важные смысловые ударения, акценты, образуются стопы «высшего порядка». Такого же принципа придерживаются и певцы, музыканты, исполняющие народные песни на рифмованный текст. Мелкие стопы объединяются под влиянием логических акцентов, совпадение которых в тексте и в напеве даёт возможность ставить тактовые чёрточки по правилам, общепринятым в академической музыке. Однако, размер может быть и переменным, и сложным (в связи с распевностью стиха).
1. Примеры двухсложных стоп: ХОРЕЙ (чередование долей: сильная – слабая). | ˘
/ ˘ / ˘ / ˘ / ˘
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |