Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из-за лесу, лесу тёмного,



2018-07-06 699 Обсуждений (0)
Из-за лесу, лесу тёмного, 0.00 из 5.00 0 оценок




из-за садику зелёного…

Как по саду было, садику,

по зелёну виноградику…

Горе, горе мне, молодчику,

далеко гонят, в Сибирицу

 

 

По значению первое ударение слабее второго, отсюда – тактировка в песнях с тоническим стихом следующая:

Если форма изложения речитативная, то второе (сильное) ударение отмечается пунктирной тактовой чертой, а первое выделяется знаком акцента.: >

Если же форма изложения полураспевная, то второе ударение выделяется сплошной тактовой чертой, а первое – пунктирной.

Например:

 

(Речитативная форма)

♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ⌡ ⌡

3 + 3 ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘

4 Вы цве-ты ли мо-и, цве-ти-ки,

♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ ♪ ♪

˘ ˘ > / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘ ˘

Вы цве-ты мо-и, ла-зо-ре-ва-и,

(Полураспевная форма)

˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘

3+9 Ши-ро-ко ле-жишь ты, мо-ре | бе-ло-е.

8 ⌡ ♪ | ⌡ ♪ ⌡ ♪ ⌡ ♪ | ♫ ♪ ⌡

>

2. ТРЁХУДАРНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ (2 варианта).

Дополнительное 3-е ударение образуется:

а) между первым и вторым. Это стих типа «ВЫСОТА».

 

♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ⌡ ⌡ ⌡

3+2 > > >

4 Вы-со-та ли, вы-со-та под-не- | 4 бес-на-я

3 + 2 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ | ⌡ ⌡ ⌡

4 > > >

Не по пог-ре-бу бо-чё-но-чек ка- та-ет-ся.

 

Значение ударений: слабое, относительно сильное, сильное.

б) 3-е ударение возникает после 2-го, главного по значению. Это стих типа «КАМАРИНСКАЯ».

 

3 + 3 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ ♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ ♪

4 > > >

Ах ты ми-ла-я, хо-ро-ша-я мо-я,

Чер-но-бро-ва-я, по-хо-жа на ме-ня.

 

Очень часто трёхударный тонический стих типа «Камаринская» образуется в отдельных строках двухударного в развитии текста:

/ /

Вдоль по морю, морю синему, ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ) 2 ударения

/ / /

Там плавала лебёдушка белая. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ` !) 3 ударения

 

Р.S. В.М.Щуров предлагает стих с равномерной акцентностью (обычно плясовые типа «Камаринская», а также не только 3-х,

Но и 4-х акцентные музыкально-ритмические структуры, называть «равноакцентным».

ПРИНЦИП ТАКТИРОВКИ В ТОНИЧЕСКОМ СТИХЕ:

самое слабое ударение выделяется знаком акцента; относительно сильное – пунктирной тактовой чертой; сильное – сплошной тактовой чертой.

 

III. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ФОРМА СТИХА

(сочетание силлабики и тоники в одном стихе).

Когда в одном стихе есть на постоянном месте цезура, мерная слогочислительность, а также акцентируется 3-й слог, тогда в нём равномерно сочетаются черты силлабического и тонического стихов.

Чаще всего встречаются следующие разновидности промежуточного стиха:

а) СИЛЛАБИЧЕСКИЙ ПЯТИСЛОЖНИК

в распевных, полураспевных формах изложения напева (в хороводных, лирических, исторических песнях).

/ / 5 + 5

Не заря, заря // занималася, ˘ ˘ | ˘ ˘ || ˘ ˘ | ˘ ˘

Не красно солнце // выкаталося.

Текла реченька // текла быстрая,

ой, люли, люли, // текла быстрая.

 

Тактировка: по признаку силлабики ставится разделительная черта;

признак тоники отмечается знаком акцента, пунктирной или сплошной тактовой чертой в зависимости от степени распетости стиха.

Б) ПАРАПЕРИОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.

 

Вдоль по морю, (силлабика 4 + 4)

вдоль по морю,

(двухударный тонический, стих переходящий далее в «Камаринскую»)

вдоль по морю, морю синему. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘ ) 2 ударения

Вдоль по морю, морю синему,

Там плавала лебёдушка белая. ( ˘ ˘ | ˘ ˘ ˘ | ˘ ˘~~|) 3 ударения

 

 

в) СОЧЕТАНИЕ СТРОКИ С ТОНИЧЕСКИМ СТИХОМ С ПРИПЕВНОЙ СТРОКОЙ, ОСНОВАННОЙ НА СИЛЛАБИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.

˘ ˘ / ˘ ˘ ˘ / ˘ ˘ двухударный тонический

Во саду ли виноград растёт, стих

а ягода, // а малина // по зарям цветёт. (Силлабика 4 + 4 + 5)

Виноград-то Иван-то свет,

Виноград-то да Иванович,

а ягода, а малина – Анастасьюшка.

 

IV. ТАКТОВИК

 

Стих, построенный на ритмической формуле, занимающей одну попевку или одну фразу (или стиховую строку), которая может быть варьирована за счёт дробления или сокращения основных долей, данных в первоначальной ритмической формуле.

Тактируется «тактовик» как один такт – отсюда его название. Акцентируемые доли указываются знаком акцента, а тактовая черта всегда употребляется в значении разделительной, т.е. как в силлабике.

 

Авсень – дуда,

Иде была?

-У бабушки,

У попрядушки.

-Чего делала?

-Коней стерегла.

***

 

Гори, гори гарко,

Приехал Захарка,

Сам на кобылке,

Дети на телятках,

Куры на лопатках,

Кошки на ложках,

сапоги на дрожках!

 

Кроме того, если учесть, что принцип тактовика заложен в трёхударный тонический стих типа «Камаринская» (речитативного изложения), то можно говорить о соединении в одном стихе принципов тоники и тактовика, или же считать его сложной формой тактовика.

3 + 3

4 ♪ ♪ ♪ ♪ ♪♪ | ♪ ♪ ♪ ♪ |

> > >

 

V. СТОПНЫЙ ИЛИ РИФМОВАННЫЙ СТИХ

(литературный, называемый в филологических учебниках «силлабо-тоническим»).

В отличие от народного стиха, где отсутствие рифмы, симметричного построения строф заменяется ритмической организацией напевов, а в структуре строфы – повторами, цепной связью строф, в ЛИТЕРАТУРНОМ СТИХЕ важную роль играет рифма и равномерное чередование ударных и безударных слогов в стихе, т.е. РАЗМЕР стиха.

В теории литературного стиха различают стопы ДВУХСЛОЖНЫЕ – хорей и ямб и ТРЁХСЛОЖНЫЕ – дактиль, амфибрахий, анапест.

Стопа – двух- или трёхсложная явление искусственное, поэтому при чтении стиха выделяются наиболее важные смысловые ударения, акценты, образуются стопы «высшего порядка». Такого же принципа придерживаются и певцы, музыканты, исполняющие народные песни на рифмованный текст.

Мелкие стопы объединяются под влиянием логических акцентов, совпадение которых в тексте и в напеве даёт возможность ставить тактовые чёрточки по правилам, общепринятым в академической музыке. Однако, размер может быть и переменным, и сложным (в связи с распевностью стиха).

 

1. Примеры двухсложных стоп: ХОРЕЙ

(чередование долей: сильная – слабая). | ˘

 

/ ˘ / ˘ / ˘ / ˘



2018-07-06 699 Обсуждений (0)
Из-за лесу, лесу тёмного, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из-за лесу, лесу тёмного,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)