Обследование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом. При ДЦП, как правило, двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями и задержкой формирования отдельных психических функций. Прямой корреляции между выраженностью тех и других отклонений нет: тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой ЗПР, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием психических функций. Но уже само многообразие отдельных нарушений обусловливает серьезные трудности психолого-педагогической диагностики ребенка, затрудняет организацию обследования и ограничивает возможность применения экспериментальных методик и тестовых заданий. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика у дошкольников с ДЦП легкой умственной отсталости и ЗПР, а также дифференциация умственно отсталых детей по степени тяжести интеллектуального дефекта Специалисты отмечают, что у большинства детей предпосылки к развитию высших форм мышления первично сохранны, но нарушения движений, слуха, речи, выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации маскируют их возможности и это ведет к гипердиагностике умственной отсталости Унифицированной системы дифференциальной диагностики детей с ДЦП к настоящему времени не разработано, что объясняется слишком большим числом факторов, которые необходимо учитывать. Поэтому наиболее эффективной и объективной признается диагностика, основанная на длительном наблюдении в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков. Такой подход требует больших затрат времени и высокой квалификации специалистов. Задачи психолого- педагогического изучения детей с ДЦП определяются возрастным этапом. В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особого внимания, в связи с организацией коррекционной работы, требуют особенности формирования познавательной деятельности. В подростковом и юношеском возрасте нарушения познавательной деятельности отходят на второй план и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом исследовании, однако часто затрудняют процесс обучения и овладения трудовыми навыками, поэтому должны учитываться при определении трудового прогноза и выработке рекомендаций. Первостепенное значение в этом возрасте обретает изучение личностных особенностей больных ДЦП и их профессиональных намерений как определяющих потенциал социально-трудовой адаптации. У детей, страдающих ДЦП, выделяются многообразные, но типичные феноменологические особенности развития: - нарушения психомоторных функций, крупной и мелкой моторики; - нарушения речевых функций, экспрессивной и импрессивной речи; - нарушения сенсорно-перцептивных функций с существенными затруднениями пространственной ориентации; - нарушения памяти и внимания, особенно их произвольных (активных) форм; - разнообразные нарушения вербального и невербального мышления, особенно процессов обобщения и абстрагирования, индуктивного, концептуального, пространственного, практического математического мышления; - «заторможенность» умственной деятельности, повышенная ее истощаемость, крайне неустойчивая динамика продуктивности; - неустойчивость эмоционального тонуса, повышенная (реже пониженная) эмоциональная возбудимость, частые перепады настроения; - повышенная тревожность, склонность к страхам; - невротизация в различных формах, преимущественно с доминированием астенической или депрессивно – ипохондрической симптоматики; - снижение толерантности к фрустрациям, склонность к агрессивным реакциям или аутизму; - психопатоподобные варианты развития личности и тенденции к асоциальному поведению. Специалисты подчеркивают, что в качестве объекта психологической реабилитации выступает не только сам ребенок с ДЦП, но и его ближайшее окружение, прежде всего родители, семья. Проведение реабилитации с детьми до 3—5 лет без активного участия их родителей затруднено организационно. Сама позиция родителей предопределяет возможность адекватного и активного «включения» ребенка в реабилитацию. Кроме того, родители тяжело больного ребенка сами нуждаются в психологической помощи в силу дистресса, вызванного болезнью ребенка. Исходя из вышесказанного, углубленное психодиагностическое обследование ребенка,страдающего ДЦП, должно обеспечивать оценку: 1) психомоторного развития (особенно на относительно ранних этапах развития ребенка); 2) интеллектуального развития (от оценки состояния отдельных функций до интегральной оценки уровня умственного развития и структуры интеллекта); 3) сенсорно – перцептивного развития; 4) состояния эмоционально-волевой сферы; 5) характера и особенностей личности в целом; 6) поведения и психологических механизмов его регуляции. Психологическое обследование семьи,родителей детей с ДЦП должно представлять данные: - о состоянии психического здоровья родителей, характере общей психологической атмосферы в семье; - о психолого-педагогической и медицинской грамотности родителей, их реабилитационной компетентности; - о стиле взаимоотношений в семье в целом, в диадах «мать - ребенок», «отец—ребенок» в частности; - об адекватности установок родителей в отношении перспектив ребенка. Основная трудность психологического обследования детей с ДЦП в том, что многие широко распространенные, верифицированные и валидные методики не могут использоваться полностью или частично. Нарушение интеллектуального развития при ДЦП обуславливает целесообразность изменения стандартной процедуры обследования или модификации инструкций. Обследование детей с ДЦП направлено прежде всего на качественный анализ данных, при котором не столь важен результат. Как способ выполнения заданий. Рекомендации по изучению и оценке психического развития детей раннего возраста представлены в работах Е.А. Стребелевой, Е.М. Мастюковой, О.В.Баженовой. При анализе проявлений психической жизни ребенка с ДЦП следует: - учитывать влияние двигательных нарушений; - выделять, прежде всего, те факторы, которые могут оказать тормозящее влияние на развитие познавательной деятельности; - определить, что в структуре интеллектуального дефекта связано с поражением мозга, а что - с нарушением моторики и анализаторов. Исследование предметной деятельности ребенка раннего возрастанаправлено на изучение особенностей его участия в совместной деятельности, характеристик подражательной и самостоятельной деятельности. Выбор методического инструментария во многом зависит от возможностей обследуемого ребенка выполнять те или иные тестовые задания. До 3—4 лет обследование основывается на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях. При обследовании детей старше 3—4 лет используются экспериментально-психологические методики (С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева и др.), направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, различных видов мышления. Тестовые задания даются в устной форме и проводятся индивидуально. Учитывая повышенную истощаемость детей, следует внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7 лет длительность разового обследования не должна превышать 20—30 минут. В схему обследования детей дошкольногорекомендуется включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков, а также (в школьном возрасте) навыков чтения, письма, счета. Обследование необходимо проводить на специальном оборудовании: детский стол и стул, если ребенок самостоятельно не сидит, то специальное кресло.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (710)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |