Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Досудебный порядок урегулирования хозяйственных (экономических споров)



2018-07-06 691 Обсуждений (0)
Досудебный порядок урегулирования хозяйственных (экономических споров) 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ судебной практики показывает, что значительное количество исковых заявлений оставляется судом без движения, при этом основанием чаще всего является несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.Досудебный порядок урегулирования спора хозяйственных (экономических споров) включает претензионный порядок, медиацию и примирение.

А) Претензионный порядок урегулирования споров- это досудебная форма разрешения конфликтов, предусматривающая направление претензии стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательство, вытекающее из положений нормативно-правового акта или договора, заключенного между сторонами.

Правовая основа применения претензионного порядка урегулирования споров в Республике Беларусь закреплена в пункте 2 статьи 10 ГК РБ, устанавливающем обязанность предъявления претензии до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, если иное не установлено законодательными актами либо договором.

В целях создания дополнительной гарантии лицам, чьи права и законные интересы нарушены, в статье 203 ГК РБ предусматривается, что со дня направления претензии до дня получения ответа на претензию либо истечения срока, установленного законодательством или договором для ответа, приостанавливается течение срока исковой давности.

Цели установления обязательного претензионного порядка:

- возможность самостоятельно договориться на взаимовыгодных условиях и, как следствие, сохранение партнерских деловых отношений и связей;

- возможность обращения в суд в упрощенном порядке (приказное производство) в случае признания должником претензии либо достижения согласованности для обращения к примирителю;

- содействие пониманию и оценке сторонами юридической обоснованности заявленных требований и возражений, выработке позиций сторон по спору;

- формирование доказательственной базы для обращения в суд с иском, более полная подготовка к судебному разбирательству.

При этом следует иметь в виду, что сторонам предоставлено право предусмотреть в договоре условие о неприменении обязательного претензионного порядка либо об использовании иных способов досудебного урегулирования спора (часть 2 пункта 2 статьи 10 ГК РБ, часть 3 статьи 6 ХПК РБ).

Не требуется соблюдения обязательного претензионного порядка:

1) в случае обращения с иском прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов в целях защиты государственных и общественных интересов;

2) при обращении в экономический (хозяйственный) суд в порядке приказного производства;

3) в случае перехода из приказного в исковое производство;

4) при предъявлении встречного иска;

5) если исковые требования заявляет третье лицо;

6) если стороны ходатайствуют о проведении примирительной процедуры;

7) по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом;

8) если это предусмотрено договором;

9) в случаях, когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор, это например такие категории дел, как: исключение участника из общества; признание торгов недействительными; признание недействительным решения общего собрания участников хозяйственного общества; признание недействительной государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; ликвидация юридических лиц; преимущественное право покупки доли; преимущественное право покупки отчуждаемой доли (части доли) в уставном фонде общества; обращение взыскания на заложенное имущество и др.

Согласно ст. 159, 160 ХПК РБ в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, а к исковому заявлению приложены документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором.

Законом Республики Беларусь от 10.01.2011 N 241-З "О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства" введено правило "об обязательном досудебном порядке урегулирования спора", согласно которому до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено Гражданским кодексом Республики Беларусь, иными законодательными актами или договором.

Если при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству будет установлено, что оно подано с нарушением требований, установленных ст. 159 и 160 ХПК РБ, в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 162 ХПК РБ судья оставляет исковое заявление без движения.

Поэтому необходимо соблюдать следующие условия:

1.Претензия должна составляться и направляться другой стороне. Доказательства соблюдения претензионного порядка суду должны быть представлены.

2.Исковое заявление должно быть подано в суд после истечения срока, установленного для рассмотрения претензии.

3.Срок рассмотрения претензии должен соответствовать указанному в п. 6 приложения к ХПК РБ, иным законодательными актами или условиям договора.

Так, п. 6 приложения к ХПК РБ по общему правилу установлен месячный срок для рассмотрения претензии.

4. К исковому заявлению должен быть приложен ответ на претензию.

5.В случае указания в договоре на порядок рассмотрения при возникновении споров по договору путем переговоров необходимо предоставить в суд доказательства проведения переговоров.

6. К исковому заявлению должны прилагаться доказательства направления претензии, оставленной без ответа, и получения ее другой стороной (заказная корреспонденция с обратным уведомлением). При этом общее условие - претензия направляется получателю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.

При этом неполучение претензии (возврат корреспонденции), направленной по юридическому адресу, не препятствует предъявлению иска.

Соблюдением претензионного порядка является направление претензии должнику и получение на нее ответа либо истечение срока, установленного для ответа.

7.Содержание претензии должно включать основания претензии, сумму претензии и ее расчет.

8.При соединении в одном иске нескольких требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам, соблюдение претензионного порядка по каждому из требований является необходимым.

Кроме того, претензия составляется в произвольной форме, однако в обязательном порядке в ней указывается следующее:

фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;

дата предъявления претензии;

обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;

доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;

сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);

перечень документов, прилагаемых к претензии.

В претензии можно указать срок, в течение которого необходимо выполнить обязательство, например в течение 10 дней.

При этом следует иметь в виду, что этот срок не изменяет установленный месячный срок для ответа, по истечении которого можно обращаться в суд.

Однако этот срок могут изменить стороны, указав при этом в заключаемом между ними гражданско-правовом договоре или отдельном соглашении.

К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них (если такие документы отсутствуют у контрагента).

Претензия подписывается заявителем претензии или его представителем.

Реакция контрагента на получение претензии:

1. Получатель претензии добровольно удовлетворил указанные в ней требования. Этот случай является наиболее благоприятным и означает, что спор урегулирован в досудебном порядке.

2. Получатель претензии ответил на нее, но требования не удовлетворил. В такой ситуации в качестве подтверждения соблюдения обязательного претензионного порядка в суд направляется копия претензии и ответ на нее (или его копия). При этом не требуется ждать истечения месячного срока со дня получения контрагентом претензии.

3. Получатель претензии оставил ее без ответа. При таких обстоятельствах в суд направляется копия претензии и уведомление об ее получении адресатом. Документы направляются в суд не ранее чем по истечении месяца со дня получения контрагентом претензии. Дата получения содержится на почтовом уведомлении о вручении претензии.

Итак, наиболее распространенными причинами оставления экономическими (хозяйственными судами) иска без движения по указанному основанию являются:

неистечение месячного срока для ответа на претензию при отсутствии ответа на нее;

неприложение к иску претензии;

отсутствие на претензии (или на ответе на нее) подписи;

отсутствие уведомления о получении претензии контрагентом;

претензия направлена по ненадлежащему адресу;

указание в претензии иных требований, нежели заявленных в иске, и др.

Возвращение искового заявления не лишает истца права после устранения нарушений, послуживших основанием для его возвращения, вновь подать в экономический (хозяйственный) суд исковое заявление.

Определение суда о возвращении искового заявления может быть обжаловано.

Только планомерная, тщательно налаженная претензионная работа с участием всех заинтересованных структурных подразделений, начиная от бухгалтерии, юрисконсульта и др. и заканчивая канцелярией (делопроизводителем), позволяет соблюсти претензионный порядок строго в соответствии с законодательством и договором.

В случае установления такого порядка досудебного урегулирования спора как переговоры истцы в представлении документальных доказательств его соблюдения могут прилагать результат переговоров – соглашение об урегулировании спора. Это может быть медиативное соглашение, соглашение о применении медиации или соглашение о примирении.

Б) Медиация - переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения;

12 июля 2013 г. принят Закон Республики Беларусь N 58-З "О медиации" (далее - Закон о медиации), которым регулируются общественные отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 1 статьи 2).

Медиация может быть проведена как до обращения сторон в суд в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, так и после возбуждения производства по делу в суде. Особенности проведения медиации после возбуждения производства по делу в суде определяются процессуальным законодательством.

Не являются медиацией отношения, связанные с оказанием судьей содействия примирению сторон в ходе судебного разбирательства.

Медиативное соглашение - соглашение, заключенное сторонами по результатам переговоров, проведенных в установленном порядке, в целях урегулирования спора (споров).

Медиативное соглашение заключается сторонами в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, а также о принятых сторонами обязательствах, направленных на урегулирование спора, и сроках их выполнения. Медиативное соглашение подписывается сторонами и медиатором.

Полномочия представителя стороны на заключение медиативного соглашения должны быть специально оговорены в доверенности.

Медиативное соглашение не должно противоречить требованиям законодательства и нарушать права третьих лиц.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Последствия неисполнения медиативного соглашения могут быть установлены сторонами в медиативном соглашении.

Соглашение о применении медиации - соглашение сторон о проведении переговоров с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров).

Медиатор - физическое лицо, отвечающее требованиям настоящего Закона, участвующее в переговорах сторон в качестве незаинтересованного лица в целях содействия им в урегулировании спора (споров).

Медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь, либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора, выдаваемое Министерством юстиции Республики Беларусь.

Основными принципами медиации являются:

добровольность;

добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон;

беспристрастность и независимость медиатора;

конфиденциальность.

Медиация основывается на доверии, которое стороны оказывают медиатору как лицу, способному обеспечить эффективное ведение переговоров.

В) Одной из процедур разрешения хозяйственного спора в суде является процедура примирения.

Экономический (хозяйственный) суд по ходатайству одной или обеих сторон либо по своей инициативе назначает процедуру примирения.

Основным отличием процедуры примирения (судебной медиации) от судебного разбирательства заключается в различных целях.

В соответствии со ХПК РБ примирительная процедура проводится в целях урегулирования спора в короткие сроки посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств.

Цели примирения, изложенные в статье 153 ХПК РБ, существенно отличаются от тех, которые стоят перед судьей в судебном разбирательстве.

Основные отличия заключаются в следующем:

1) судья, рассматривая дело в судебном заседании, обязан определить лишь те обстоятельства, которые имеют значение для правильного разрешения дела с точки зрения права. Примиритель устанавливает фактические обстоятельства спора, помогает сторонам взглянуть на их проблему по-другому, как бы со стороны, чтобы они могли лучше увидеть интересы и потребности друг друга, понять, чем они мотивируют свою позицию;

2) судья формирует собственную позицию относительно требований сторон;

Примиритель способствует осознанию сторон в правильности либо ошибочности позиции каждого из них;

3) судья в исковом производстве не поднимает вопрос о вероятности фактического исполнения принятого решения;

Примиритель подводит стороны к необходимости проанализировать подобные перспективы исполнения решения;

4) судья не может выходить за пределы исковых требований и должен разрешить спор по конкретному правоотношению (купля-продажа, подряд, перевозка и т.д.). Процесс в суде состязательный, и в итоге кто-то (либо истец, либо ответчик) дело проигрывает;

Примиритель ищет способы разрешения конфликта, устраивающие обе стороны, и вырабатывает соответствующие рекомендации, которые он может представить на рассмотрение сторонам в нескольких различных вариантах.

Примирение - урегулирование спора вне судебного заседания, производство по которому возбуждено судом (либо до обращения в суд), с помощью назначаемого по ходатайству сторон или по инициативе суда судебного (внесудебного) примирителя из числа должностных лиц суда (внесудебного медиатора), который содействует сторонам в установлении фактических обстоятельств возникшего между ними конфликта; достижения понимания сторонами реалистичности и юридической обоснованности их позиции в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений; выяснении, сопоставлении и сближении их точек зрения о путях разрешения спора; поиске и рекомендации порядка разрешения конфликта, устраивающего обе стороны; ведении переговоров и достижении соглашения по спору.

Примирение существует в целях оказания помощи сторонам в установлении фактических обстоятельств возникшего между ними конфликта; достижения понимания сторонами реалистичности и юридической обоснованности их позиции в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений; выяснения, сопоставления и сближения их точек зрения о путях разрешения спора; поиска и рекомендации порядка разрешения конфликта, устраивающего обе стороны.



2018-07-06 691 Обсуждений (0)
Досудебный порядок урегулирования хозяйственных (экономических споров) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Досудебный порядок урегулирования хозяйственных (экономических споров)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (691)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)