Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ подходов к содержанию конфликтологической компетентности



2018-06-29 2037 Обсуждений (0)
Анализ подходов к содержанию конфликтологической компетентности 5.00 из 5.00 3 оценки




Для определения сущностного понимая дефиниции «конфликтологическая компетентность» необходимо определить понятие «компетентность».

Компетентностный подход – явление относительно новое для российской педагогической действительности, хотя в мировой образовательной практике компетентностное образование существует с середины прошлого века. На настоящий момент основное направления работы в данной области – определить главные элементы деятельности, которые должны быть выполнены для того, чтобы результат удовлетворял всем требованиям. С развитием компетентносного направления в образовании эта проблема исследовалась в трудах многих учёных, в том числе К.А. Абуль-ханова-Славская, А.А. Бодалев, Ю.А. Гагин, Б.С. Гершунский, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Ф.Г. Зиятдинова, Л.Н. Лесохина, Дж. Равен, Н.С. Розов, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Н.Ф. Талызина, Ю.Б. Тупталов, А.В. Хуторской, Р.Х. Шакуров.

Э. Ф. Зеер утверждает, что компетенция – это знания в действии, интегративный деятельностный конструкт, включенный в реальную ситуацию[25].

Под компетенцией также понимаются общая способность и готовность личности к деятельности: 1) основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению; 2) ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе; 3) направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность[26].

Компетентность выступает как устойчивая социальная и образовательная ценность, интегративная характеристика субъекта труда, содержание которой динамично и зависит от требований социально-образовательной ситуации.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, для продуктивного действия по отношению к ним[27].

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности[28].

Вторая составляющая исследуемой дефиниции связана с понятием «конфликт». В современной отечественной конфликтологии отсутствует единство подходок к определению данного понятия. В настоящее время проблема изучения конфликтов остается одной из важных направлений современных исследований. Значительный вклад в развитие отечественной конфликтологии внесли такие ученые, как А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, Н.В. Гришина, И.Е. Ворожейкин, В.В. Дружинин, А.Г. Здравомыслов, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов, В.И. Сперанский, А.И. Шипилов и др.

Ученые, по-разному трактуя определение конфликта, считают его важнейшей стороной взаимодействия людей в социуме, разрешающей назревшее противоречие. Главная задача педагога – не допустить перерастания конфликтной ситуации в деструктивное состояние.

С.М. Вишнякова определяет конфликт (от лат. conflictus — столкновение) как психологическое столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме; чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые, межорганизационные, классовые, межгосударственные, межнациональные конфликты. Конструктивным конфликт может быть лишь тогда, когда оппонент не выходит за рамки деловых аргументов и отношений[29].

Отдельные авторы, рассматривая понятие конфликтологической компетентности, не всегда дают свое понимание ему, останавливаясь на характеристики, которые сопутствуют конфликтологической компетентности. Например, интегративной характеристикой сформированности конфликтологической компетенции выступает устойчивость в проявлении способности и готовности организовать деятельность для удержания противоречия в процессе его разрешения и перевода данного противоречия в позитивное русло. Например, Г.Ю.Любимова, говоря о компетентности специалистов, занимающихся урегулированием конфликтов, указывает на овладение эмоциями, уточнение своих пожеланий и возможностей, формирование установки на сотрудничество, а не конфронтацию[30].

В Педагогическом энциклопедическом словаре конфликтологическая компетентность определяется как способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта[31].

Конфликтологическая компетентность рассматривается как вид социально-психологической компетентности и включает в себя следующие составляющие: по­нимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов. Конфликтологическая компетентность относится к политическим и социальным компетентностям.

В определении конфликтологической компетентность различаются понятия «конфликтологическая компетентность личности» и «конфликтологическая компетентность специалиста».

Конфликтологическая компетентность личности заключается в стремлении и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные, в решении задач гармонизации межличностных отношений для личности владение конфликтологической компетентностью играет решающую роль.

Конфликтологической компетентности будущего специалиста свойственно усвоение и использование особых, профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия профессиональных конфликтов и последующей реализации профессиональных функций в условиях профессионального конфликта. Следовательно, профессионально-прикладная специфика конфликтологической компетентности специалиста отличает этот феномен от конфликтологической компетентности личности.

Конфликтологическая компетентность в научной литературе рассматривается с позиций различных профессиональных аспектов. В частности, проблема данной компетентности руководителя исследовалась В.Ф.Картелем[32]. Исследованием данной проблемы применительно к управлению в воинских частях занимались А.Ю.Куликов[33] и А.И.Шипилов[34]. Д.Л.Моисеев, изучая психологические особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях государственных служащих и условиях их предупреждения, сделал вывод о том, что руководители нуждаются «в специальной подготовке к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов»[35]. Исследование подходов к конфликтологической компетентности в различных профессиональных сферах позволяет выявить те черты, которые данная компетентность будет характерна для классных руководителей и воспитателей.

Конфликтологическая компетентностьпедагогов общеобразовательной школы является компонентом их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном учреждении. Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения педагогических задач.

Конфликтологическая компетенция — термин, имеющий множество родственных понятий, таких, как «конфликтологичкеская грамотность», «конфликтная компетенция», «конфликтологическая культура», «конфликтологическая готовность». Анализ литературы показал, что большая часть работ (Е.Е. Акимова, Е.Е. Ефимова, Л.А. Лукашонок, В.И. Митюк, Н.Т. Рожков) посвящена становлению конфликтологической компетенции как составляющей профессиональной компетенции.

Будучи составной частью общей социальной компетенции (В. Хутмахер, И. А. Зимняя) конфликтологическая компетенция определяется Б.И. Хасаном как «способность действующего лица в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации»[36]. Данный автор рассматривает исследуемое понятие как одну из ведущих характеристик личности и важную составную часть общей коммуникативной компетентности, представляющую собой уровень осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовывать эти стратегии в конкретных жизненных ситуациях.

С позиций данного автора, конфликтологическая компетенция - это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.

Необходимость предпринимать целенаправленные меры по повышению конфликтологической компетентности неоднократно обсуждались специалистами психологами и конфликтологами. В научных исследованиях рассматривается многовекторное толкование профессиональной компетентности работника сферы образования. К различным ее видам исследователи относят человековедческую (В.М. Шепель), коммуникативную (A.B. Баранников, И.А. Зимняя, Л.М. Митина, JI.A. Петровская), социальную (А.Г. Асмолов, A.B. Баранников, А.К. Маркова) и др.

Что касается понятия «конфликтологическая компетентность», то о ее формировании говорит, в частности, М.М. Кашапов[37] и В.Г. Зазыкин[38] рассматривает ее как когнитивно-регуляторную подсистему профессионально значимой стороны личности, включающую соответствующие специальные знания и умения. Недостаток конфликтологической компетентности называется Е.Н. Богдановым, В.Г.Зазыкиным[39] одной из важнейших психологических причин конфликтов. Они отмечают, что понятие «конфликтологическая компетентность» не следует отождествлять с понятием «конфликтная компетентность», ссылаясь при этом на исследования Б.И.Хасана. В.Г.Зазыкиным одним из первых была поставлена проблема конфликтологической компетентности на концептуальном уровне с системных позиций.

Рассматривая конфликтологическую компетентность с системных позиций, Е.Н. Богданов и В.Г.Зазыкин выделяют в ней гностический, конструктивный (регулятивный), коммуникативный, нормативный и рефлексивно-статусный компоненты. В свою очередь наличие определенных знаний и умений в области конфликтологии требует развития определенных личностно-профессиональных качеств, позволяющих применять с требуемой эффективностью данные знания и умения для управления конфликтом. Конфликтологическая компетентность связана с социально-перцептивой, ауто-психической, психолого-педагогической, административно-правовой. Развитие каждого из отмеченных видов компетентности приводит, по мнению данных авторов, к развитию конфликтологической компетентности.

Свой подход к данному понятию дает Л.Н.Цой, которая считает, что конфликтологическая компетентность – это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации[40]. По мнению данного автора, конфликтологическая компетенция должна формироваться в образовательном процессе, цель которого должна состоять не столько в усвоении информации, сколько в том, чтобы привить навыки самостоятельного критического мышления, сделать интеллект пластичным к усвоению новых знаний, сформировать социальную и мобильную зрелость. Такая установка характерна для «инновационных», «развивающих», «критических», «деятельностных» концепций образования.

Л.Р.Комалова рассматривает конфликтологическую компетентность с позиций коммуникационной ее составляющей, как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умение адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого в самом общем виде она определяет конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, а под общей конфликтологической компетентностью понимает деятельность, способствующая разрешению действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта[41].

В трудах современных исследователей в сфере профессионализма педагога делается акцент на значении формирования знаний и умений управления конфликтами (АЛ. Анцупов, В.В. Базелюк, C.B. Баныкина, М.Р. Битянова, В.И. Журавлев, М.М. Рыбакова и др.). Конфликты в педагогической сфере имеют особое значение, поскольку в школе ребенок усваивает социально-значимые модели поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Конфликтологическая компетенция должна формироваться в образовательном процессе, цель которого должна состоять не столько в усвоении информации, сколько в том, чтобы привить навыки самостоятельного критического мышления, сделать интеллект пластичным к усвоению новых знаний, сформировать социальную и мобильную зрелость. Такая установка характерна для «инновационных», «развивающих», «критических», «деятельностных» концепций образования.

Ряд ученых выделяет социальную компетентность, представленную набором конкретных знаний и навыков, совокупностью характеристик личности, определяющих эффективность действий в широком социальном контексте (А.Г. Асмолов, A.B. Баранников, А.К. Маркова).

В настоящее время исследователи отмечают высокую значимость конфликтологической компетентности педагога (А.Я. Анцупов, С.В. Баныкина, Г.С. Бережная, А.К. Маркова, JI.M. Митина, Б.И. Хасан, В.М. Шепель и др.). Востребованность научного подхода к изучению данного вида компетентности обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, очевидным является возрастание конфликтогенности современного школьного социума: между субъектами учебно-воспитательного процесса постоянно возникают противоречия, являющиеся отражением состояния современных общественных отношений. Во-вторых, педагоги общеобразовательной школы, стремящиеся к профессиональному успеху, заинтересованы в повышении своей конфликтологической компетентности. В-третьих, конфликтологическая компетентность помогает учителям развивать у учащихся конструктивное поведение в конфликтных и предконфликтных ситуациях, которыми изобилует современная жизнь.

С развитием конфликтологии сформировалось понятие конфликтологическая компетенция - это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло.

В этой связи особого внимания заслуживают исследования С.В. Баныкиной, Г.С. Бережной, Б.И. Хасана по проблеме формирования конфликтологической компетентности педагога. Учеными выделены причины и типы педагогических конфликтов, представлены технологии их профилактики и разрешения.

Конфликтологическая компетенция обеспечивает конструктивный характер педагогического взаимодействия и помогает учителю посредством педагогической рефлексии осуществлять предвидение, разрешение и коррекцию конфликтных отношений в образовательном процессе.

Отечественными исследователями разработаны технологии конструктивного общения с целью упреждения межличностных конфликтов (А.М. Афонькова, Н.У. Заиченко, С.С. Хапаева, В.М. Шепель), подходы и методы формирования конфликтологической культуры специалистов различного профиля (В.И. Журавлев, Д.В. Ивченко, Н.В. Самсонова).

По мнению А.А.Кузиной, конфликтологическая компетентность – это совокупность теоретических знаний, умений и навыков, позволяющих цивилизованно выстраивать общение и выбирать достойные варианты поведения в конфликтных ситуациях; личностных смыслов, ориентирующих на полифоническое, многомерное восприятие мира, эмпатию, рефлексивность, толерантность, конструктивный диалог[42].

Ряд исследователей под ней понимают:

- сформированные умения и навыки в области конструктивного общения, способствующие упреждению конфликтных ситуаций (Л.A. Петровская);

- умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме,

- способствующей его разрешению (Б.И. Хасан); . наличие знаний, умений и навыков учителя по управлению конфликтами в школе (А.Я. Клементьева);

- интегральная характеристика субъективной стороны профессионального труда, сочетание конфликтогенных свойств индивидуальности, позволяющее выполнять определенные трудовые функции в ситуациях межличностного конфликта с субъектами профессиональной деятельности (Д.В. Ивченко);

- интегративное свойство личности, характеризующее его конфликтологическую готовность к разрешению педагогических конфликтов, обеспечивающее эффективную реализацию сформированных соответствующих базовых конфликтологических компетенций в реальной педагогической деятельности (В.В. Базелюк).

Понятие конфликтологическая компетентность классных руководителей и воспитателей отражает целевую направленность процесса конфликтологической подготовки. Данная компетентность выступает составной частью их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Это интегративное качество личности, подготовленность и способность к управлению конфликтами в процессе профессиональной деятельности, а также возможность влияния на формирование данной компетентности у учащихся и воспитуемых.

Определение конфликтологической компетентности именно классного руководителя дается С.А.Володиной и определяется как составляющая человековедческой готовности классного руководителя к упреждению и конструктивному разрешению конфликтов, имеющих место в общеобразовательной школе[43].

Однако, акцентируя внимание на внутренней составляющей личности и управление конфликтами, авторы, исследующие данное понятие, не концентрируют внимание на необходимости формирования конфликтологической компетентности у обучаемых. Именно поэтому необходимо дать более широкое толкование исследуемой дефиниции.

Таким образом, проведенный анализ разнообразных подходов к понятию конфликтологическая компетентность позволил сформировать данное понятие к исследуемой профессиональной группе следующим образом: конфликтологическая компетентность классных руководителей и воспитателей – это интегративное свойство личности, характеризующее ее готовность к разрешению педагогических конфликтов, обеспечивающее эффективную реализацию сформированных соответствующих компонентов конфликтологической компетенции в реальной педагогической деятельности, направленной на управление конфликтами во всех сферах профессионального взаимодействия, а также создание условий для формирования данной компетентности у обучаемых.

 

 


Приложение 5



2018-06-29 2037 Обсуждений (0)
Анализ подходов к содержанию конфликтологической компетентности 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Анализ подходов к содержанию конфликтологической компетентности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2037)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)