Основы педагогической конфликтологии и управления стрессом
Составитель: Э.Н.Рычихина
Москва СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Часть I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка
Категория слушателей: руководители образовательных учреждений и их заместители, классные руководители, воспитатели, методисты, психологи. Цель курса: развитие конфликтологической компетентности и навыков управления стрессами, знакомство со способами и методами организации эффективного общения, продуктивного поведения в конфликтах и разрешение их конструктивным путём для решения профессиональных задач классными руководителями и воспитателями образовательных учреждений. Задачи: - Осмысление проблемы конфликтов, возникающих среди субъектов образовательного процесса и их зависимости от социально- - экономических условий. - Формирование знаний о видах, механизме, причинах педагогических конфликтов и конфликтных ситуаций, этапах развития конфликта и способах выхода из конфликтов конструктивным путем. - Развитие умений построения эффективного общения среди субъектов образовательного процесса на основе проектирования. - Освоение диагностического инструментария при определении уровней конфликтности, стрессовости, агрессивности, общительности, коммуникабельности.
Планируемые результаты: - слушатели будут знать: - психолого–педагогические особенности педагогического конфликта; - методы разрешения конфликтных ситуаций; - методы диагностики конфликтности; - методы, способы, приемы передачи знаний о конфликтных формах взаимодействия в обществе и технологиях их урегулирования - методы повышения стрессоустойчивости. - слушатели будут уметь: - разрешать педагогические конфликты; - использовать методики диагностики конфликта и конфликтной ситуации; - уметь прогнозировать конфликтные ситуации в педагогической деятельности; - применять методы развития конфликологической компетентности учащихся; - формирование умений организовать взаимодействие конфликтующих сторон так, чтобы появилась возможность совместного поиска решения проблемы; - освоение способов эффективного ведения переговоров между участниками образовательного процесса; - слушатели будут владеть: - навыками работы со специальной литературой; - навыками самоанализа и самооценки деятельности; - навыками эффективного взаимодействия, направленного на снижение вероятности возникновения конфликтных ситуаций; - навыками изменение отношения к конфликту и поиск позитивной составляющей конфликтных ситуаций.
Курсы ориентируют слушателей на научно-исследовательский; организационно-воспитательный; преподавательский виды профессиональной деятельности; обучение на курсах способствует решению следующих типовых задач: в области учебно-воспитательной деятельности: - использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств разрешения конфликтов; - реализация личностно-ориентированного подхода; - организовывать и проводить культурно-просветительские мероприятия, ориентированные на формирование культуры мира и гуманитарных технологий разрешения конфликтов в области социально-педагогической деятельности: - оказание помощи в социализации; - оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций; - организация мероприятий, направленных на сплочение коллектива и снижение его конфликтности; - способностью организовывать бесконфликтные социальные взаимодействия; - осуществлять консультирование в конфликте; в области научно-методической деятельности: - выполнение научно-методической работы; - самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации. Данный курс предполагает лекции, семинары и практические занятия, тренинги. Преподавание практической части курса будет реализоваться через активные формы работы слушателей, такие как дискуссия, коллоквиумы, познавательные обучающие игры. Это необходимо для того, чтобы сделать теорию максимально приближенной к реальности и создать условия для практической отработки полученных теоретических знаний. Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание курса Тема 1. Педагогическая конфликтология как наука, ее объект, предмет и методы. Предпосылки формирования и социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии(2 часа). Понятие педагогической конфликтологии. Объект и предмет педагогической конфликтологии. Методы педагогической конфликтологии. Педагогическая конфликтология и другие отрасли педагогики. Педагогическая конфликтология и общая теория социального конфликта. Педагогическая конфликтология и другие социально-гуманитарные науки. Социально-исторические и теоретико-методологические предпосылки формирования педагогической конфликтологии. Сущность теории конфликта и ее преломление в сфере педагогической деятельности. Основные принципы теории социального конфликта и особенности их проявления в педагогическом процессе. Современная педагогика и ее конфликтологические модели. Тема 2. Методологические основы педагогической конфликтологии (2 часа). Методологии конфликтологического анализа социальных процессов и их роль в конструировании принципов педагогической конфликтологии. Принцип системности и системный подход в интерпретации педагогических конфликтов. Структурно-функциональные модели интерпретации социальных конфликтов в педагогической конфликтологии. Деятельностный подход и его методологические функции в педагогической конфликтологии. Тема 3. Педагогическая деятельность и ее конфликтогенность (4 часа). Педагогическая деятельность и педагогический процесс. Объект, субъекты и предмет педагогической деятельности: их содержание, особенности взаимосвязи и взаимодействия в педагогическом процессе. Противоречия педагогической деятельности, их объективное и субъективное содержание. Интересы, мотивы и цели педагогической деятельности и педагогического процесса. Тема 4. Педагогическое общение в структуре педагогического процесса (4 часа). Общение как деятельность. Междисциплинарный подход к общению. Специфика педагогического общения. Направленность педагогического процесса. Модели педагогического общения. Социально-психологические аспекты педагогического общения. Основные стороны педагогического общения. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе. Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе. Барьеры педагогического общения. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения. Качества личности педагога, важные для общения. Коммуникативные умения, навыки и их характер. Стиль педагогического общения. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся. Тема 5. Сущность педагогического конфликта, условия его возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы (8 часа). Понятие педагогического конфликта, его структура и динамика. Предмет и объект педагогического конфликта. Противоречия педагогической деятельности, их объективное и субъективное содержание. Субъекты педагогического конфликта и их особенности. Условия и среда педагогического конфликта. Особенности педагогического конфликта. Причины возникновения педагогических конфликтов. Функции педагогического конфликта. Потенциальная ценность педагогического конфликта. Тема 6. Классификация педагогических конфликтов (4 часа). Общие и специфические причины возникновения школьных конфликтов. Типология педагогических конфликтов по видам педагогической деятельности. Типология педагогических конфликтов по субъектам взаимодействия. Типология педагогических конфликтов по целям и мотивам взаимодействия. Типология педагогических конфликтов по формам проявления. Типология педагогических конфликтов по результатам воздействия на участников и базовый процесс взаимодействия. Типология педагогических конфликтов по основанию их формирования (ситуационные и когнитивные педагогические конфликты). Реалистические и нереалистические педагогические конфликты. Случайные и необходимые педагогические конфликты. Конструктивные и деструктивные педагогические конфликты. Структурные и функциональные педагогические конфликты. Ролевые педагогические конфликты. Тема 7. Управление развитием и предупреждением конфликтов в педагогических системах (8 часов). Понятия: управление, регулирование, разрешение педагогических конфликтов. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе. Разрешение педагогических конфликтов. Стратегии поведения при разрешении конфликтов. Институты конфликторазрешения в педагогическом процессе. Культура толерантности и ее роль в предупреждении и разрешении педагогических конфликтов. Тема 8. Особенности применения психодиагностических методик в педагогической практике (8 часов). Основные виды психодиагностических методики, применяемых в педагогической практике. Ограниченность сферы использования психологических тестов. Требование обязательной адаптации теста. Направления, средства и способы адаптации тестов. Проблема привыкания к тестам и обеспечения постоянства получаемых результатов. Возможные причины изменчивости результатов тестирования. Особенности применения устных и письменных опросов в психодиагностических целях. Средства обеспечения достоверности и надежности психодиагностических результатов. Необходимость дополнения опроса другими методами исследования. Правила пользования документами и продуктами деятельности как средствами психодиагностики. Контент-анализ как средство психодиагностики. Применение наблюдения в психодиагностических целях. Предупреждение субъективности и обеспечение надежности метода наблюдения. Тема 9. Практикумы по приобретению навыков диагностирования предконфликтной ситуации, проектирования, конструирования, анализа педагогической деятельности учителем (6 часов). Понятие «педагогическая ситуация». Простые и сложные педагогические ситуации. Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Ситуации (конфликты) деятельности. Ситуации (конфликты) поведения. Ситуации (конфликты) отношений. Варианты опорных схем для проведения анализа проблемных ситуаций и задач по педагогической конфликтологии. Прогнозирование педагогических конфликтов. Моделирование педагогических конфликтов: основные технологии моделирования. Методики для диагностики педагогических способностей. Методика для оценки коммуникативных и организаторских склонностей. Методика для оценки профессиональной направленности личности учителя. Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности педагога». Методика «Способность учителя к саморазвитию». Методика «Стимулирующие и препятствующие саморазвитию учителя факторы». Тема 10. Конфликтологическая культура специалиста как педагогическая категория (4 часа). Культура и конфликтологическая культура: их соотношение, взаимосвязь и различия. Конфликтологическая культура и общение, взаимодействие, взаимоотношения. Особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений в сфере профессиональной деятельности. Их объективность и конструктивность. Особенности конфликтологической культуры специалиста в различных сферах деятельности. Конфликтологическая культура в сфере педагогической деятельности, ее сущностные признаки и свойства. Соотношение понятий: конфликтологическая культура, образованность, профессионализм и компетентность. Основные элементы конфликтологической культуры специалиста. Функции конфликтологической культуры специалиста: описательная, объяснительная, прогностическая, методологическая, преобразующая. Конфликтологическая культура специалиста как фактор и источник эффективности профессиональной деятельности. Тема 11. Формирование конфликтологической компетентности как необходимой составляющей профессионального развития классных руководителей и воспитателей (6 часа). Понятия конфликтологической компетентности, конфликтной компетенции и конфликтологической готовности, их тождество и различия. Основные составляющие конфликтной компетентности. Уровни конфликтной компетентности. Основные направления и способы профилактики конфликтов. Прогнозирование конфликта. Предпосылки предупреждения конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки. Развитие профессионально значимых свойств и качеств и психики специалиста как основа формирования конфликтологической компетентности. Проблема целостности конфликтологической компетентности классных руководителей и воспитателей и ее сущность. Тема 12. Формирование навыков стрессоустойчивости классного руководителя и воспитателя (16 часов.) Понятие стресса и его фазы, различие между дистрессом и эустрессом. Стрессоустойчивость как важная профессиональная характеристика классных руководителей и воспитателей. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость. Определение и оценка стрессоустойчивости. Диагностическое тестирование, мониторинг Зависимость устойчивости к стрессу от эмоционального состояния. Телесные методы работы со стрессом. Коммуникативные методы работы со стрессом. Особенности профессионального стресса и его воздействие на человека, синдром выгорания, основные теории эмоционального выгорания, стадии развития синдрома, симптомы синдрома эмоционального выгорания. Психодиагностика синдрома эмоционального выгорания. Одним из главных инструментов для изучения синдрома эмоционального выгорания в отечественной психологии является «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко, позволяющая исследовать такие характеристики эмоционального выгорания как напряжение, резистенцию и истощение. Специфика профилактики развития синдрома эмоционального выгорания и повышения стрессоустойчивости личности. Участники тренинга обучаются базовым ресурсным техникам нейролингвистического программирования («Техника создания ресурса» и др.), арттерапии («Ресурс», «Мои чувства и эмоции», техники цветотерапии, музыкотерапии и др.), драматерапии, когнитивно-поведенческого и позитивного подходов (Н.Пезешкиан, Х.Пезешкиан; Б.Фурман, Т.Ахола), которые могут оказаться полезными в профилактике и преодолении синдрома эмоционального выгорания. Литература Основная 1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проект, 1997. 2. Анцупов А.Я., Шипилов А И. Конфликтология: Учебник для вузов – М., 2002. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). – Л.: Лениздат, 1992. 5. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. – ЛИТУР: Екатеринбург, 2000. 6. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995. 7. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 1999. 8. Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия» СПб., 1997. 9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2000. 10. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология.-М., 2000. 11. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991. 12. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. 13. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. 14. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии// Психологический журнал № 6. – 1980. 15. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. – М., 1997. 16. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2005. 17. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. – М.: Рос.пед.агентство, 1995. 18. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2002. 19. Занковский А.Н. Организационная психология. – СПб., 2000. 20. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону, 1999. 21. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением/ Технология личного психологического влияния. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. 22. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 23. Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2003. 24. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – М.-С., 2001. 25. Каррас Ч. Искусство ведения переговоров. – М.:1997. 26. Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ.; под общ. ред. Л.Г. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. 27. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону, 1998. 28. Кривцова С.В., Мухаматупина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997. 29. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины/ 3-е изд. – М.: Генезис, 2000. 30. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. 31. Ионина. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллект. кн., 2000. 32. Левин К. Разрешение социальных конфликтов/ Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000. 33. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. – М., 1980. 34. Леонгард К. Акцентуированные личности /пер. с нем. – Киев: Наукова думка, 1981. 35. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М., 1999. 36. Манстенбрук В. Переговоры. – Калуга, 1993. 37. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. 38. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1998. 39. Митина Л.М. Психология профессионализма развития учителя. – М., 1998. 40. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: МПСИ, изд. «Флинта», 2001. 41. Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. – СПб.: Питер, 2000. 42. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. – СПб., 2003. 43. Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород: Ай Кью, 1992. 44. Пономарев И.Б. Избранные труды. – М., 2002. 45. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991. 46. Психология и психотерапия семейных конфликтов. Хрестоматия. – Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. 47. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Хрестоматия. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. 48. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991. 49. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. – СПб.: Речь, 2005. 50. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ Под ред. Райгородского Д.Я. – Издательский Дом «Бахрах», 1996. 51. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1993. 52. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение в конфликтологию образования. – М.–В.: МОДЭК, МПСИ. – 2002. 53. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб., 1999. 54. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1990. 55. Фрейд З. Введение в психоанализ/ Лекции. – СПб.: Изд. «Азбука», «Терра», 1997. 56. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Пер. с англ. – Минск: Попурри, 1999. 57. Хорни К. Наши внутренние конфликты/ Пер. с англ. – М.: Эксмо-пресс, 2000. 58. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1998. 59. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. – М., 1987. 60. Шибутани Т. Социальная психология /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1969. 61. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985. Дополнительная
1. Альманах психологических тестов. М , 1996 (сост. Римский.Р.Р., Римский.С.А.) 2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб.: Братство, 1992. 3. Батаршев.А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. Таллин, 1998 4. Батракова И.С. Лидерство и организация педагогического процесса.С- Пб., 1995. 5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М., 1984. 6. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. 7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2001. 8. Гасин Э.А. Психология «прощения»// Вопросы психологии, 1999. 9. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001. 10. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. М, 1995. 11. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. 12. Каменская.В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. С - Пб. – 1999. 13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983. 14. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. 15. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М., 2003. 16. Кривцова.С.В., Мухаматулина.Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. : М, 1999 17. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.,1995. 18. Левин К. Теории Поля в социальных науках. – СПб.: Речь, 2000. 19. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 1998. 20. Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. – Минск, 1996. 21. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды. – СПб.: Питер, 2002. 22. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М., 1993. 23. Пономарев И.Б. Избранные труды. – М., 2002. 24. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб., 2000. 25. Практическая психология образования/ под ред. Дубровиной И.В. – М., 2000. 26. Радионова.Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников, Л, 1989 27. Реан.А.А. Агрессия и агрессивность личности .С - Пб , 1996 28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. 29. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе -М., 1991. 30. Рыданова.И.И. Основы педагогики общения. Минск , 1998 31. Самоукина Н.В. Игры в которые играют…/ Психологический практикум. – Дубна: Феникс, 1997. 32. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика - пресс, 1992. 33. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л., 1986. 34. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. В 2 т. – М.: Эксмо-пресс, 1999. 35. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. – М.: Соль, 1993. 36. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -Красноярск, 1996. 37. Чернышев.А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. : М, 1998 38. Чистикова.Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления М, 1987 39. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании – М., 1995. 40. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение. – Минск: Амалфея, 1997. 41. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений/ Курс лекций. – М.: Эксмо – Пресс, 2000. 42. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры www.pedlib.ru/Books/.../1_0166-1.shtml 2. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования. 3. www.iro.yar.ru:8100/.../konf_t1.html педагогическая конфликтология: Учебно-методическое пособие. Ярославль 2001 4. Хрестоматия по конфликтологии. М. Рыбакова. Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов. СОБЕННОСТИ www.gumer.info/bibliotek.../11.php 5. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. imp.rudn.ru/psychology/.../annot_14_4_v.html 6. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития www.i-u.ru/biblio/.../banykina_pedkonf/ 7. Педагогическая конфликтология - Университетский Банк Данных — Каталог Ключевые понятия: теория функционализма, конфликтная теория, противоречие в образовательном, процессе педагогическая конфликтология. ... ro.mgou.ru/catalog/category152/32.html 8. Основные категории педагогической конфликтологии. Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Как известно, в настоящее время в школе: biuss.ru/shpora.php? 9. Педагогическая конфликтология - Харханова Г.С. В пособии представлено примерное содержание практических занятий по курсу «Педагогическая конфликтология», а также даны методические рекомендации к ним. ...forum.myword.ru/index.php?/files/. 10. Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических: www.kitaphana.kz/.../1845-pedagogicheskaay-konfloktologiay.html Часть II. Методические рекомендации и план освоения программы Тематический план курса
Лекции Лекция 1. Педагогическая конфликтология как наука, ее объект, предмет и методы. Предпосылки формирования и социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии. Лекция 2. Методологические основы педагогической конфликтологии. Лекция 3. Педагогическая деятельность и ее конфликтогенность. Лекция 4. Педагогическое общение в структуре педагогического процесса. Лекция 5. Сущность педагогического конфликта и его особенности. Лекция 6. Причины и факторы возникновения педагогического конфликта. Лекция 7. Подходы к классификации педагогических конфликтов. Лекция 8. Роль классных руководителей и воспитателей в управлении конфликтов. Лекция 9. Особенности применения психодиагностических методик в педагогической практике. Лекция 10. Методы диагностики педагогических конфликтов в деятельности классных руководителей и воспитателей. Лекция 11. Конфликтологическая культура специалиста как педагогическая категория. Лекция 12-13. Составляющие конфликтологической компетентности как необходимой составляющей профессионального развития классных руководителей и воспитателей и пути ее формирования. Лекция 14-15. Формирование навыков стрессоустойчивости классного руководителя и воспитателя. Семинары Тема 1. Противоречия в педагогической деятельности. 1. Особенности взаимосвязи и взаимодействия в педагогическом процессе. 2. Объективное и субъективное содержание противоречий в педагогической деятельности. 3. Противоречивость интересов и мотивов в процессе педагогической деятельности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1054)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |