Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы педагогической конфликтологии и управления стрессом



2018-06-29 1054 Обсуждений (0)
Основы педагогической конфликтологии и управления стрессом 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Составитель: Э.Н.Рычихина

 

Москва

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Часть I. Содержание программы  
Пояснительная записка  
Содержание курса  
Литература  
Интернет-ресурсы  
Часть II. Методические рекомендации и план освоения программы  
Тематический план курса  
Лекции  
Семинары  
Практические занятия  
Тренинги  
Вопросы для самостоятельной работы  
Примерная тематика рефератов, докладов, контрольных работ, коллоквиумов, курсовых работ  
Примерный перечень вопросов к зачёту или экзамену  
Тесты для самоконтроля  
Часть III. Методические материалы для самостоятельной работы обучающихся  

Часть I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

 

Категория слушателей: руководители образовательных учреждений и их заместители, классные руководители, воспитатели, методисты, психологи.

Цель курса: развитие конфликтологической компетентности и навыков управления стрессами, знакомство со способами и методами организации эффективного общения, продуктивного поведения в конфликтах и разрешение их конструктивным путём для решения профессиональных задач классными руководителями и воспитателями образовательных учреждений.

Задачи:

- Осмысление проблемы конфликтов, возникающих среди субъектов образовательного процесса и их зависимости от социально-

- экономических условий.

- Формирование знаний о видах, механизме, причинах педагогических конфликтов и конфликтных ситуаций, этапах развития конфлик­та и способах выхода из конфликтов конструктивным путем.

- Развитие умений построения эффективного общения среди субъ­ектов образовательного процесса на основе проектирования.

- Освоение диагностического инструментария при определении уровней конфликтности, стрессовости, агрессивности, общительности, коммуникабельности.

 

Планируемые результаты:

- слушатели будут знать:

- психолого–педагогические особенности педагогического конфликта;

- методы разрешения конфликтных ситуаций;

- методы диагностики конфликтности;

- методы, способы, приемы передачи знаний о конфликтных формах взаимодействия в обществе и технологиях их урегулирования

- методы повышения стрессоустойчивости.

- слушатели будут уметь:

- разрешать педагогические конфликты;

- использовать методики диагностики конфликта и конфликтной ситуации;

- уметь прогнозировать конфликтные ситуации в педагогической деятельности;

- применять методы развития конфликологической компетентности учащихся;

- формирование умений организовать взаимодействие конфликтующих сторон так, чтобы появилась возможность совместного поиска решения проблемы;

- освоение способов эффективного ведения переговоров между участниками образовательного процесса;

- слушатели будут владеть:

- навыками работы со специальной литературой;

- навыками самоанализа и самооценки деятельности;

- навыками эффективного взаимодействия, направленного на снижение вероятности возникновения конфликтных ситуаций;

- навыками изменение отношения к конфликту и поиск позитивной составляющей конфликтных ситуаций.

 

Курсы ориентируют слушателей на научно-исследовательский; организационно-воспитательный; преподавательский виды профессиональной деятельности; обучение на курсах способствует решению следующих типовых задач:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств разрешения конфликтов;

- реализация личностно-ориентированного подхода;

- организовывать и проводить культурно-просветительские мероприятия, ориентированные на формирование культуры мира и гуманитарных технологий разрешения конфликтов

в области социально-педагогической деятельности:

- оказание помощи в социализации;

- оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций;

- организация мероприятий, направленных на сплочение коллектива и снижение его конфликтности;

- способностью организовывать бесконфликтные социальные взаимодействия;

- осуществлять консультирование в конфликте;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы;

- самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации.

Данный курс предполагает лекции, семинары и практические занятия, тренинги. Преподавание практической части курса будет реализоваться через активные формы работы слушателей, такие как дискуссия, коллоквиумы, познавательные обучающие игры. Это необходимо для того, чтобы сделать теорию максимально приближенной к реальности и создать условия для практической отработки полученных теоретических знаний.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов
Всего часов
Аудиторные занятия
Лекции
Семинары
Практические занятия
Самостоятельная работа
Вид итогового контроля зачет

Содержание курса

Тема 1. Педагогическая конфликтология как наука, ее объект, предмет и методы. Предпосылки формирования и социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии(2 часа).

Понятие педагогической конфликтологии. Объект и предмет педагогической конфликтологии. Методы педагогической конфликтологии. Педагогическая конфликтология и другие отрасли педагогики. Педагогическая конфликтология и общая теория социального конфликта. Педагогическая конфликтология и другие социально-гуманитарные науки.

Социально-исторические и теоретико-методологические предпосылки формирования педагогической конфликтологии. Сущность теории конфликта и ее преломление в сфере педагогической деятельности. Основные принципы теории социального конфликта и особенности их проявления в педагогическом процессе. Современная педагогика и ее конфликтологические модели.

Тема 2. Методологические основы педагогической конфликтологии (2 часа).

Методологии конфликтологического анализа социальных процессов и их роль в конструировании принципов педагогической конфликтологии. Принцип системности и системный подход в интерпретации педагогических конфликтов. Структурно-функциональные модели интерпретации социальных конфликтов в педагогической конфликтологии. Деятельностный подход и его методологические функции в педагогической конфликтологии.

Тема 3. Педагогическая деятельность и ее конфликтогенность (4 часа).

Педагогическая деятельность и педагогический процесс. Объект, субъекты и предмет педагогической деятельности: их содержание, особенности взаимосвязи и взаимодействия в педагогическом процессе. Противоречия педагогической деятельности, их объективное и субъективное содержание. Интересы, мотивы и цели педагогической деятельности и педагогического процесса.

Тема 4. Педагогическое общение в структуре педагогического процесса (4 часа).

Общение как деятельность. Междисциплинарный подход к общению. Специфика педагогического общения. Направленность педагогического процесса. Модели педагогического общения.

Социально-психологические аспекты педагогического общения. Основные стороны педагогического общения. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе. Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе. Барьеры педагогического общения.

Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения. Качества личности педагога, важные для общения. Коммуникативные умения, навыки и их характер. Стиль педагогического общения. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся.

Тема 5. Сущность педагогического конфликта, условия его возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы (8 часа).

Понятие педагогического конфликта, его структура и динамика. Предмет и объект педагогического конфликта. Противоречия педагогической деятельности, их объективное и субъективное содержание. Субъекты педагогического конфликта и их особенности. Условия и среда педагогического конфликта. Особенности педагогического конфликта. Причины возникновения педагогических конфликтов. Функции педагогического конфликта. Потенциальная ценность педагогического конфликта.

Тема 6. Классификация педагогических конфликтов (4 часа).

Общие и специфические причины возникновения школьных конфликтов. Типология педагогических конфликтов по видам педагогической деятельности. Типология педагогических конфликтов по субъектам взаимодействия. Типология педагогических конфликтов по целям и мотивам взаимодействия. Типология педагогических конфликтов по формам проявления. Типология педагогических конфликтов по результатам воздействия на участников и базовый процесс взаимодействия. Типология педагогических конфликтов по основанию их формирования (ситуационные и когнитивные педагогические конфликты). Реалистические и нереалистические педагогические конфликты. Случайные и необходимые педагогические конфликты. Конструктивные и деструктивные педагогические конфликты. Структурные и функциональные педагогические конфликты. Ролевые педагогические конфликты.

Тема 7. Управление развитием и предупреждением конфликтов в педагогических системах (8 часов).

Понятия: управление, регулирование, разрешение педагогических конфликтов. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе. Разрешение педагогических конфликтов. Стратегии поведения при разрешении конфликтов. Институты конфликторазрешения в педагогическом процессе. Культура толерантности и ее роль в предупреждении и разрешении педагогических конфликтов.

Тема 8. Особенности применения психодиагностических методик в педагогической практике (8 часов).

Основные виды психодиагностических методики, применяемых в педагогической практике. Ограниченность сферы использования психологических тестов. Требование обязательной адаптации теста. Направления, средства и способы адаптации тестов. Проблема привыкания к тестам и обеспечения постоянства получаемых результатов. Возможные причины изменчивости результатов тестирования. Особенности применения устных и письменных опросов в психодиагностических целях. Средства обеспечения достоверности и надежности психодиагностических результатов. Необходимость дополнения опроса другими методами исследования. Правила пользования документами и продуктами деятельности как средствами психодиагностики. Контент-анализ как средство психодиагностики. Применение наблюдения в психодиагностических целях. Предупреждение субъективности и обеспечение надежности метода наблюдения.

Тема 9. Практикумы по приобретению навыков диагностирования предконфликтной ситуации, проектирования, конструирования, анализа педагогической деятельности учителем (6 часов).

Понятие «педагогическая ситуация». Простые и сложные педагогические ситуации. Виды педагогических ситуаций и конфликтов. Ситуации (конфликты) деятельности. Ситуации (конфликты) поведения. Ситуации (конфликты) отношений. Варианты опорных схем для проведения анализа проблемных ситуаций и задач по педагогической конфликтологии.

Прогнозирование педагогических конфликтов. Моделирование педагогических конфликтов: основные технологии моделирования. Методики для диагностики педагогических способностей. Методика для оценки коммуникативных и организаторских склонностей. Методика для оценки профессиональной направленности личности учителя. Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности педагога». Методика «Способность учителя к саморазвитию». Методика «Стимулирующие и препятствующие саморазвитию учителя факторы».

Тема 10. Конфликтологическая культура специалиста как педагогическая категория (4 часа).

Культура и конфликтологическая культура: их соотношение, взаимосвязь и различия. Конфликтологическая культура и общение, взаимодействие, взаимоотношения. Особенности общения, взаимодействия и взаимоотношений в сфере профессиональной деятельности. Их объективность и конструктивность.

Особенности конфликтологической культуры специалиста в различных сферах деятельности. Конфликтологическая культура в сфере педагогической деятельности, ее сущностные признаки и свойства. Соотношение понятий: конфликтологическая культура, образованность, профессионализм и компетентность.

Основные элементы конфликтологической культуры специалиста. Функции конфликтологической культуры специалиста: описательная, объяснительная, прогностическая, методологическая, преобразующая. Конфликтологическая культура специалиста как фактор и источник эффективности профессиональной деятельности.

Тема 11. Формирование конфликтологической компетентности как необходимой составляющей профессионального развития классных руководителей и воспитателей (6 часа).

Понятия конфликтологической компетентности, конфликтной компетенции и конфликтологической готовности, их тождество и различия. Основные составляющие конфликтной компетентности. Уровни конфликтной компетентности. Основные направления и способы профилактики конфликтов. Прогнозирование конфликта. Предпосылки предупреждения конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки.

Развитие профессионально значимых свойств и качеств и психики специалиста как основа формирования конфликтологической компетентности. Проблема целостности конфликтологической компетентности классных руководителей и воспитателей и ее сущность.

Тема 12. Формирование навыков стрессоустойчивости классного руководителя и воспитателя (16 часов.)

Понятие стресса и его фазы, различие между дистрессом и эустрессом. Стрессоустойчивость как важная профессиональная характеристика классных руководителей и воспитателей. Факторы, влияющие на стрессоустойчивость. Определение и оценка стрессоустойчивости. Диагностическое тестирование, мониторинг Зависимость устойчивости к стрессу от эмоционального состояния. Телесные методы работы со стрессом. Коммуникативные методы работы со стрессом.

Особенности профессионального стресса и его воздействие на человека, синдром выгорания, основные теории эмоционального выгорания, стадии развития синдрома, симптомы синдрома эмоционального выгорания.

Психодиагностика синдрома эмоционального выгорания. Одним из главных инструментов для изучения синдрома эмоционального выгорания в отечественной психологии является «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко, позволяющая исследовать такие характеристики эмоционального выгорания как напряжение, резистенцию и истощение.

Специфика профилактики развития синдрома эмоционального выгорания и повышения стрессоустойчивости личности. Участники тренинга обучаются базовым ресурсным техникам нейролингвистического программирования («Техника создания ресурса» и др.), арттерапии («Ресурс», «Мои чувства и эмоции», техники цветотерапии, музыкотерапии и др.), драматерапии, когнитивно-поведенческого и позитивного подходов (Н.Пезешкиан, Х.Пезешкиан; Б.Фурман, Т.Ахола), которые могут оказаться полезными в профилактике и преодолении синдрома эмоционального выгорания.

Литература

Основная

1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проект, 1997.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А И. Конфликтология: Учебник для вузов – М., 2002.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). – Л.: Лениздат, 1992.

5. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. – ЛИТУР: Екатеринбург, 2000.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.

7. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 1999.

8. Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия» СПб., 1997.

9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2000.

10. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология.-М., 2000.

11. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991.

12. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

13. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.

14. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии// Психологический журнал № 6. – 1980.

15. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. – М., 1997.

16. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2005.

17. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. – М.: Рос.пед.агентство, 1995.

18. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2002.

19. Занковский А.Н. Организационная психология. – СПб., 2000.

20. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону, 1999.

21. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением/ Технология личного психологического влияния. – Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997.

22. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

23. Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2003.

24. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – М.-С., 2001.

25. Каррас Ч. Искусство ведения переговоров. – М.:1997.

26. Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ.; под общ. ред. Л.Г. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999.

27. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону, 1998.

28. Кривцова С.В., Мухаматупина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.

29. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины/ 3-е изд. – М.: Генезис, 2000.

30. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

31. Ионина. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллект. кн., 2000.

32. Левин К. Разрешение социальных конфликтов/ Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000.

33. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. – М., 1980.

34. Леонгард К. Акцентуированные личности /пер. с нем. – Киев: Наукова думка, 1981.

35. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М., 1999.

36. Манстенбрук В. Переговоры. – Калуга, 1993.

37. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

38. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1998.

39. Митина Л.М. Психология профессионализма развития учителя. – М., 1998.

40. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: МПСИ, изд. «Флинта», 2001.

41. Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. – СПб.: Питер, 2000.

42. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. – СПб., 2003.

43. Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород: Ай Кью, 1992.

44. Пономарев И.Б. Избранные труды. – М., 2002.

45. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.

46. Психология и психотерапия семейных конфликтов. Хрестоматия. – Издательский Дом «Бахрах-М», 2003.

47. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Хрестоматия. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.

48. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.

49. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. – СПб.: Речь, 2005.

50. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ Под ред. Райгородского Д.Я. – Издательский Дом «Бахрах», 1996.

51. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1993.

52. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение в конфликтологию образования. – М.–В.: МОДЭК, МПСИ. – 2002.

53. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб., 1999.

54. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1990.

55. Фрейд З. Введение в психоанализ/ Лекции. – СПб.: Изд. «Азбука», «Терра», 1997.

56. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Пер. с англ. – Минск: Попурри, 1999.

57. Хорни К. Наши внутренние конфликты/ Пер. с англ. – М.: Эксмо-пресс, 2000.

58. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1998.

59. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. – М., 1987.

60. Шибутани Т. Социальная психология /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1969.

61. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.

Дополнительная

 

1. Альманах психологических тестов. М , 1996 (сост. Римский.Р.Р., Римский.С.А.)

2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб.: Братство, 1992.

3. Батаршев.А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. Таллин, 1998

4. Батракова И.С. Лидерство и организация педагогического процесса.С- Пб., 1995.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М., 1984.

6. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2001.

8. Гасин Э.А. Психология «прощения»// Вопросы психологии, 1999.

9. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: Питер, 2001.

10. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. М, 1995.

11. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

12. Каменская.В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. С - Пб. – 1999.

13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.

14. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.

15. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М., 2003.

16. Кривцова.С.В., Мухаматулина.Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. : М, 1999

17. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.,1995.

18. Левин К. Теории Поля в социальных науках. – СПб.: Речь, 2000.

19. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 1998.

20. Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. – Минск, 1996.

21. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды. – СПб.: Питер, 2002.

22. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. – М., 1993.

23. Пономарев И.Б. Избранные труды. – М., 2002.

24. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб., 2000.

25. Практическая психология образования/ под ред. Дубровиной И.В. – М., 2000.

26. Радионова.Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников, Л, 1989

27. Реан.А.А. Агрессия и агрессивность личности .С - Пб , 1996

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.

29. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе -М., 1991.

30. Рыданова.И.И. Основы педагогики общения. Минск , 1998

31. Самоукина Н.В. Игры в которые играют…/ Психологический практикум. – Дубна: Феникс, 1997.

32. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика - пресс, 1992.

33. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л., 1986.

34. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. В 2 т. – М.: Эксмо-пресс, 1999.

35. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. – М.: Соль, 1993.

36. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -Красноярск, 1996.

37. Чернышев.А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. : М, 1998

38. Чистикова.Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления М, 1987

39. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании – М., 1995.

40. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение. – Минск: Амалфея, 1997.

41. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений/ Курс лекций. – М.: Эксмо – Пресс, 2000.

42. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990.

Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

 

1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры www.pedlib.ru/Books/.../1_0166-1.shtml

2. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования.
logopediya.com/.../konfliktologiya-problemi.php

3. www.iro.yar.ru:8100/.../konf_t1.html педагогическая конфликтология: Учебно-методическое пособие. Ярославль 2001

4. Хрестоматия по конфликтологии. М. Рыбакова. Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов. СОБЕННОСТИ www.gumer.info/bibliotek.../11.php

5. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. imp.rudn.ru/psychology/.../annot_14_4_v.html

6. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития www.i-u.ru/biblio/.../banykina_pedkonf/

7. Педагогическая конфликтология - Университетский Банк Данных — Каталог Ключевые понятия: теория функционализма, конфликтная теория, противоречие в образовательном, процессе педагогическая конфликтология. ... ro.mgou.ru/catalog/category152/32.html

8. Основные категории педагогической конфликтологии. Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Как известно, в настоящее время в школе: biuss.ru/shpora.php?

9. Педагогическая конфликтология - Харханова Г.С. В пособии представлено примерное содержание практических занятий по курсу «Педагогическая конфликтология», а также даны методические рекомендации к ним. ...forum.myword.ru/index.php?/files/.

10. Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических: www.kitaphana.kz/.../1845-pedagogicheskaay-konfloktologiay.html

Часть II. Методические рекомендации и план освоения программы

Тематический план курса

Наименование разделов Кол-во часов Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
Лекции Семинары Практи-ческие
Тема 1. Педагогическая конфликтология как наука, ее объект, предмет и методы. Предпосылки формирования и социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии      
Тема 2. Методологические основы педагогической конфликтологии      
Тема 3. Педагогическая деятельность и ее конфликтогенность  
Тема 4. Педагогическое общение в структуре педагогического процесса  
Тема 5. Сущность педагогического конфликта, условия его возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы
Тема 6. Классификация педагогических конфликтов    
Тема 7. Управление развитием и предупреждением конфликтов в педагогических системах
Тема 8. Особенности применения психодиагностических методик в педагогической практике
Тема 9. Практикумы по приобретению навыков диагностирования предконфликтной ситуации, проектирования, конструирования, анализа педагогической деятельности учителем  
Тема 10. Конфликтологическая культура специалиста как педагогическая категория  
Тема 11. Формирование конфликтологической компетентности как необходимой составляющей профессионального развития классных руководителей и воспитателей  
Тема 12. Формирование навыков стрессоустойчивости классного руководителя и воспитателя
ИТОГО:

Лекции

Лекция 1. Педагогическая конфликтология как наука, ее объект, предмет и методы. Предпосылки формирования и социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии.

Лекция 2. Методологические основы педагогической конфликтологии.

Лекция 3. Педагогическая деятельность и ее конфликтогенность.

Лекция 4. Педагогическое общение в структуре педагогического процесса.

Лекция 5. Сущность педагогического конфликта и его особенности.

Лекция 6. Причины и факторы возникновения педагогического конфликта.

Лекция 7. Подходы к классификации педагогических конфликтов.

Лекция 8. Роль классных руководителей и воспитателей в управлении конфликтов.

Лекция 9. Особенности применения психодиагностических методик в педагогической практике.

Лекция 10. Методы диагностики педагогических конфликтов в деятельности классных руководителей и воспитателей.

Лекция 11. Конфликтологическая культура специалиста как педагогическая категория.

Лекция 12-13. Составляющие конфликтологической компетентности как необходимой составляющей профессионального развития классных руководителей и воспитателей и пути ее формирования.

Лекция 14-15. Формирование навыков стрессоустойчивости классного руководителя и воспитателя.

Семинары

Тема 1. Противоречия в педагогической деятельности.

1. Особенности взаимосвязи и взаимодействия в педагогическом процессе.

2. Объективное и субъективное содержание противоречий в педагогической деятельности.

3. Противоречивость интересов и мотивов в процессе педагогической деятельности.



2018-06-29 1054 Обсуждений (0)
Основы педагогической конфликтологии и управления стрессом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы педагогической конфликтологии и управления стрессом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1054)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)