Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального образовательного пространства



2018-06-29 629 Обсуждений (0)
Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального образовательного пространства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы структуры регионального образовательного пространства, составной частью которого должна стать курсовая система формирования и развития конфликтологической компетентности для классных руководителей и воспитателей.

Ключевые слова: региональное образовательное пространство, система образования, конфликтологическая компетентность, программа обучения, курсовая подготовка.

 

Rychikhina E.N., Kapranova M.V.

Development of Conflict Resolution competence in a regional education field

 

Annotation This article reviews a structure of the regional education field, the integral part of which is a course-based system for set up and development of Conflict Resolution competence for class supervisors and teachers.

Key words: Regional education field, educational system, Conflict Resolution competence, educational program, course-based training.

Процесс регионализации в современном российском обществе вызывает возрастающее противоречие между потребностями работодателя и имеющимися специалистами – выпускниками профессиональных учебных заведений. Поэтому важным фактором решения обозначенной проблемы является формирование такого образовательного пространства, которое будет соответствовать состоянию и перспективам развития экономики региона.

Необходимость создания единого образовательного пространства на территории всей Российской Федерации отмечается в Законе «Об образовании» [1]. Однако ни в этом законе, ни в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [2] нет пояснения термина «образовательное пространство». В научной литературе это понятие трактуется весьма разнообразно. Представляется, что выделение понятия «образовательное пространство» является важным для решения вопросов развития данной сферы.

Можно согласиться с мнением Т.Л.Стениной, что организация социально-педагогического пространства предполагает формулирование условий эффективности педагогического процесса, разработку возможных форм взаимодействия его субъектов, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, проектирования новых технологий, форм организационного взаимодействия субъектов образования, педагогических ситуаций и дидактических средств [3]. В литературе отмечается, что образовательное пространство, представляющее собой форму единства людей, складывается в результате их совместной образовательной деятельности. В основе процессов целеполагания такой деятельности лежат согласованные потребности, участвующих в ней субъектов, при этом цели и средства их достижения формируются и изобретаются самими субъектами, благодаря осваиваемым механизмам культуры [4].

Под образовательным пространством понимаются такие характеристики образовательного процесса, которые отражают основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению [5].

Исходя из приведенного определения данного понятия, можно говорить о понятии «региональное образовательное пространство».

Регионализация становится одним из стратегических направлений современной политики государства, во многом определяющееся федеративным устройством нынешней России. Поэтому усиление региональной проблематики выступает естественным ответом на тот длительный процесс, который привел к гиперунификации и сверхстандартизации образования и образовательной политики, длившейся многие десятилетия. Это приводит к тому, что сфера образования перестала быть предметом самодеятельной творческой активности регионов, как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников учебно-воспитательной деятельности. Выделение методологических оснований и определение образовательного пространства привели к научному обоснованию явлений, происходящих в региональном образовании, к осмыслению педагогической реальности конкретной территории [6].

Поэтому разработка дефиниции «региональное образовательное пространство» становится особенно актуальным в современных условиях. Это понятие также введено в научный оборот относительно недавно – около 20 лет назад. И поэтому на сегодняшний день продолжается работа над его формированием, наполнение его содержанием. В научной литературе по педагогике и психологии предлагаются разные определения данной дефиниции. Анализ существующих подходов позволил остановиться на обобщенном определении. По мнению авторов, под региональным образовательным пространством следует понимать состояние образования определенной территории в обозначенный промежуток времени во взаимодействии со связанными с ним социальными институтами и личностями. Значение выделения данного понятия заключается в том, чтобы показать созидательную и интегрирующую роль данного пространства в обществе.

Региональное образовательное пространство является составной частью образовательного пространства страны и поэтому обладает чертами, присущими последнему через систему законов, социальных институтов и общекультурных ценностей.

При этом важными факторами, оказывающими влияние на формирование специфики регионального образовательного пространства, выступают:

- Уровень развития экономики региона в целом и ее отраслевая структура;

- Уровень развития человеческого капитала;

- Ситуация на рынке труда и складывающиеся тенденции на нем;

- Сформированная система образовательных учреждений, их взаимосвязь и взаимодействие между собой;

- Уровень развития муниципальных образований в целом и системы управления в них;

- Наличие общественных организаций и сила влияния гражданского общества на образование.

Перечисленные составляющие говорят о сложности образовательного пространства, наличием большого числа разнообразных факторов, оказывающих влияние на деятельность образовательных учреждений и образование в регионе в целом. К этому надо добавить подвижность и изменчивость данной среды во всех сферах; ее неопределенность и нестабильность. Определение направлений и динамики трансформационных процессов регионального образовательного пространства позволяет ставить и своевременно решать проблемы, касающиеся, в итоге, общества в целом.

Представляется, что система регионального образовательного пространства выглядит так, как показано на рисунке 1.

Представленная модель системы регионального образовательного пространства включает внутреннюю и внешнюю среду.

Внутренняя среда охватывает образовательные учреждения разного уровня, учащихся как потребителей образовательных услуг и непосредственных участников процесса образования; педагогов и педагогическое сообщество в целом, как проводников основных идей, знаний, направлений образования. Важной подсистемой регионального образовательного пространства выступает система управления образованием на федеральном и региональном уровнях.

 

Рис. 1. Система регионального образовательного пространства

Внешняя среда исследуемого понятия содержит разнообразные составляющие, которые позволяют выделить в ней следующие структурные подсистемы:

- Семью как социальный институт, играющих роль первичной социализации и заказчика образовательных услуг;

- Социальный институт образования в целом;

- Политические институты, оказывающие влияние на систему образования, в том числе государство, законодательство, партии и общественные организации и др.;

- Культуру как социальный институт, включающую национальные и религиозные традиции, обычаи;

- Экономическое состояние и перспективы развития региона;

- Демографическое состояния и тенденции его развития;

- Средства массовой информации, как подсистему, ориентированную на развитие населения и формирующие общественное мнение, влияющие на развитие культуры, распространение определенного знания.

Как отмечает Ф.А.Шогенова, образование является главным механизмом воспроизводства общественного интеллекта России, качества ее интеллектуальных ресурсов, обеспечения устойчивости его развития, как главного стратегического приоритета в развитии российского государства. Образование становится «базисом базиса» экономического воспроизводства и в целом воспроизводства жизни общества. Высшее образование является ведущим механизмом воспроизводства образования в целом и кадровой политики государства [7].

Параметрами входа в систему регионального образовательного пространства выступают запросы в уровне, количестве и качестве подготовленных специалистов. При этом важное значение приобретает обратная связь, которая представлена, с одной стороны, контролем, осуществляемым обществом, а с другой стороны – формальными структурами, призванными обеспечивать уровень образования государственным образовательным стандартам.

Таким образом, проведенный анализ состояния регионального образовательного пространства позволяет говорить о том, что в данной системе практически отсутствует составляющая, которая призвана формировать и развивать конфликтологическую компетентность педагогов на всех уровнях образовательного процесса. По мнению Е.В.Андриенко, педагогическая сфера профессиональной деятельности является наиболее конфликтной [8]. В социальных конфликтах оппонентами могут выступать коллеги, администрация учреждения, родители, представители органов управления образования.

Процесс формирования конфликтологической компетентности отражен на рисунке 2.

Большую роль в этом процесс играет опыт и самообразование, которое формируется под влиянием личности. Личность сама определяет свои запросы, выявляет слабые стороны, имеет собственный опыт вступления в конфликты и разрешения их. Однако эти факторы являются очень субъективными и не дают возможность системного формирования данной компетентности.

 

Рис. 2. Процесс формирования конфликтологической компетентности

Поэтому особое значение в этом процессе приобретает образование, которое играет ведущую роль в нем. Значение образования в процессе формирования конфликтологической компетентности заключается в том, что в процессе такой подготовки рассматриваются теоретические основы конфликтологии и развиваются практические навыки взаимодействия в конфликте.

Умения и навыки работы с конфликтами и безболезненному выходу из них, приобретенные в процессе обучения и воспитания в школе и других образовательных учреждениях, создают основу для их приращения и обогащения в дальнейшем.

Однако специфика работы классных руководителей и воспитателей заключается в том, что они не только сами должны уметь разрешать разноуровневые конфликты в образовательной среде, но и научить этому учащихся. Поэтому в системе формирования конфликтологической компетентности в среднем образовательном звене должны работать специалисты, умеющие не только донести до учащихся конкретные предметные знания, но и учить их умению жить в конфликтной среде современного общества. Социальная практика показывает многочисленные примеры того, что учащиеся становятся зачинщиками конфликтов, которые разрешают их насильственными методами, а результаты своих действий выставляют на всеобщее обозрение в Интернете.

Авторами был проведен экспертный опрос 46 специалистов, среди которых были руководители образовательных учреждений, учителя, родители, научные работники. В результате анкетирования было выявлено, что почти все респонденты (89,1 %) согласны с тем, что создание и внедрение в практику программы повышения конфликтологической компетентности воспитателей и классных руководителей является актуальной на сегодняшний день и должна проводиться отдельно от других курсовых подготовок, которые организуются для данных специалистов. Это мнение поддержало около 70 % опрошенных. Эксперты, оценивая уровень конфликтологической компетентности классных руководителей по 10-ти балльной шкале, выставляли достаточно полярные баллы – от 2х до 10 баллов. При этом средний полученный показатель данного уровня составил 6,1 балла.

Необходимость создания особой подсистемы в системе регионального образовательного пространства объективно становится необходимой в связи с тем, что руководители образовательных учреждений на сегодняшний день не имеют ни временных, ни кадровых ресурсов для формирования и повышения квалификации педагогов. А часто им самим не хватает знаний и умений в этой области. Данный вывод подтверждается результатом опроса, в ходе которого около половины респондентов (49, 8 %) считают, что руководители образовательных учреждений не готовы к реализации программы развития конфликтологической компетентности воспитателей и классных руководителей, а реализация такой программы вызовет серьезные трудности в связи с отсутствием необходимых кадров. С таким мнением согласно 67,4 % экспертов.

Данное мнение не противоречит точке зрения авторов на проблему. Именно это позволяет говорить о необходимости включения особой подсистемы в структуру регионального образовательного пространства, занимающуюся вопросами приращения и обогащения знания в области педагогической конфликтологии, формирования навыков стрессоустойчивости, приемам и методам обучения в этой сфере учащихся.

В представленной модели регионального образовательного пространства (рис. 1) целесообразно в подсистему курсововй подготовки включить составляющий блок – систему формирования и развития конфликтологической компетентности, которая будет представлять собой перечень разноуровневых курсов, предлагаемых для разнообразных групп обучающихся. Наличие такой централизованной структуры позволит сгруппировать высококвалифицированные кадры в данной области знания и предлагать различные по направленности, объему и содержанию программы обучения.

В свою очередь, централизация такого рода обучения позволит варьировать обучающие программы, совершенствовать методики обучения, наладить обмен специалистами с другими регионами.

Таким образом, можно однозначно говорить о назревшей необходимости включения курсовой подготовки для формирования и развития конфликтологической компетентности в системе регионального образовательного пространства.

 

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 01.04.2012) (с изменениями и допополнениями, вступающими в силу с 01.07.2012) [Электронный ресурс]: режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126715

2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.02.2012) [Электронный ресурс]: режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121834

3. Стенина, Т.Л. Социально-педагогическое пространство вуза как предиктор становления проектной культуры студентов [Текст] / Т.Л.Стенина // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 4.

4. Шабалин, Ю.Е. Развитие регионального образовательного пространства [Электронный ресурс] / Ю.Е.Шабалин: режим доступа: http://www.rcde.ru/method/999.html.

5. http://mirslovarei.com/content_eco/OBRAZOVATELNOE PROSTRANSTVO-32468.html

6. Леонова, О. А. Понятие «образовательное пространство» и его региональная интерпретация [Текст] / О. А. Леонова // Педагогика. – 2008. – № 6.

7. Шогенова, Ф.А. Проектирование образовательного пространства вуза в контексте формирования профессиональной культуры личности [Текст] / Ф.А.Шогенова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. – №2.

8. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 264 с.

 


Приложение 8

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ПРОГРАММА

 



2018-06-29 629 Обсуждений (0)
Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального образовательного пространства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального образовательного пространства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)