Быстрота как физическое качество; виды быстроты, обуславливающие факторы, мера измерения, общая характеристика и методические приемы совершенствования.
Быстрота – способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью (за наименьший промежуток времени).Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Быстрота простой реакции - латентный (скрытый) период реакции - временной отрезок от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с. Сложные двигательные реакции - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.). Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с). Формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости. В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении. Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); силы мышц; способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; энергетических запасов в мышце (АТФ и КТФ); амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; способности к координации движений при скоростной работе; биологического ритма жизнедеятельности организма; возраста и пола; скоростных природных способностей человека. Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы (В. И. Лях, 1997). 1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: быстроту реакции; скорость выполнения отдельных движений; улучшение частоты движений; улучшение стартовой скорости; скоростную выносливость; быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча). 2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.). 3. Упражнения сопряженного воздействия: на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.). Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений. Основными методами воспитания скоростных способностей являются: Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях. Соревновательный метод – различные тренировочные состязания (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные соревнования) и финальные соревнования. Игровой метод - выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной 71 Физического воспитания учащихся средних профессиональных учебных заведениях ( колледжи, СПТУ, техникумы и др.): цели и задачи, организационные формы, содержание. Физическое воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется на протяжении всего периода обучения по расписанию учебного дня и во внеурочное время в соответствии с государственной программой физического воспитания учащихся. Содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы. Задачи: формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни; - обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы; - всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности учащихся; - совершенствование в избранном виде спорта. Средства: физические упражнения, оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы. Основные разделы программы: 1. Уроки физической культуры. Основные виды физического воспитания: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка - развитие физических качеств и психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности( объем на первом-втором годах обучения 30—40% времени, а на третьем — 50—60%), плавание, единоборства (юноши), элементы художественной, ритмической гимнастики (девушки). Факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту. Дополнительные занятия проводятся для учащихся, имеющих недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность. Они планируются один раз в неделю после окончания основных уроков по дополнительному расписанию и организуются для учащихся, не занимающихся в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах. 2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физические упражнения на длинных (подвижных) переменах (комплексы физических упражнений оздоровительной направленности, игры под музыку, комплексы упражнений игрового характера и др.), 3. Физическая культура во внеучебное время: утренняя зарядка, занятия в группах (секциях) общей физической подготовки, занятия в спортивных и туристских секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры. 4. Массовые спортивные и туристские мероприятия: - дни здоровья и спорта, в которых принимает участие весь контингент учебного заведения; - соревнования по видам спорта; - туризм: туристские походы, туристские слеты и соревнования (по туристским навыкам, по туристской технике и по ориентированию на местности). Итоговыми показателями эффективности физического воспитания в колледжах профессионального образования и средних специальных учебных заведениях служат состояние здоровья и физическая подготовленность в соответствии с требованиями программы физического воспитания учащихся и избранной профессии.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |