Общая характеристика общепедагогических методов.
Под принципами в теории и практике воспитания подразумевают те наиболее важные, крае-угольные положения, которые, обобщенно отражая фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели. Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют раскрыть логику решения задач, очерчивают главные правила их реализации. В числе принципов, имеющих основополагающее значение в качестве идейной основы сис-темы воспитания в целом, надо иметь в виду прежде всего общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Таковыми в условиях социалистического общества являются принципы, предусматривающие объединенное использование социальных факторов направленного развития человека (культуры, воспитания, образования) для обеспечения его всестороннего гармоничного развития и органическую связь воспитания с практикой социалистического строительства. В сфере физического воспитания эти принципы преломляются в ряде кардинальных положений, обязывающих гарантировать единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания, осуществлять всестороннюю физическую подготовку подрастающего и взрослого поколений к трудовой и другим общественно важным видам деятельности, всемерно содействовать развитию жизненных сил и ценностей человека как высшей ценности общества. В физическом воспитании должны получать свое конкретное воплощение и общепедагогические принципы, поскольку они отражают общие педагогические закономерности, действующие и в сфере физического воспитания. В общей педагогике такие принципы сформулированы применительно к закономерностям обучения (дидактические принципы) и воспитания в узком смысле этого понятия (принципы педагогических воздействий, направленных на формирование сознания и поведения воспитываемых, на развитие личностных качеств). Фактически дидактические принципы (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и т. д.) содержат ряд универсальных методических положений, без соблюдения которых не мыслится рациональная методика не только в обучении, но и вообще, ни в одном из основных аспектов педагогической деятельности. В этом отношении они представляют собой общеметодические принципы. Именно в таком качестве они утвердились и в методике физического воспитания. Их содержание здесь получило свою конкретизацию в соответствии с особенностями этого вида воспитания. Определяя краеугольные позиции, линии и подходы в педагогической деятельности, названные принципы являются своего рода общим руководством к действию во всех сферах воспитания. Но в качестве предельно обобщенных положений они, естественно, не раскрывают специфических закономерностей каждого отдельного вида воспитания. Эту роль призваны выполнять специальные принципы. В частности, таковыми являются принципы, очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения (например принцип построения спортивной тренировки).
Характеристика словесных методов. 1. Дидактический рассказ – изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечение представления занимающихся о двигательном действии (возможно – в сюжетной форме). Как правило, в таком варианте применяется, в основном, на занятиях с детьми младшего и среднего школьного возраста. 2. Описание предусматривает четкое, выразительное, доступное раскрытие признаков и свойств предмета, его величины, положения в пространстве и т.д. на основе фактического материала. Причем, указывается, что надо делать, но почему именно так – решает сам занимающийся. В данном варианте необходимо использовать знания и опыт обучаемых. 3. Объяснение – последовательное, строгое в логическом, аргументированном изложении в соответствии со спортивной технологией преподавателем сложных вопросов. 4. Беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и занимающимся. 5. Разбор – форма беседы, проводимая после выполнения какого-либо двигательного задания. 6. Лекция – последовательное, системное освещение изучаемой проблемы. 7. Инструктирование – точное, конкретное изложение требования к выполнению предлагаемого двигательного действия. 8. Комментарии и замечания – оценка в краткой форме качества выполнения задания и указание на ошибки при его выполнении. 9. Распоряжения – словесное указание для выполнения действия, не имеющее стандартной формы; команда – краткая, точная форма словесного воздействия с целью немедленного, безусловного ее исполнения; указание – словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |