Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Норма права должна четко определять:



2018-07-06 762 Обсуждений (0)
Норма права должна четко определять: 0.00 из 5.00 0 оценок




1) при каких условиях она должна действовать (гипотеза);

2) какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);

3) какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если — то — иначе».

Гипотеза — указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени.

Виды гипотез:

- простые — ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия;

- сложные — ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий;

- альтернативные — связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме.

Диспозиция — содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:

- абсолютно-определенные — исчерпывающе формулируют правила поведения;

- относительно-определенные — устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)

- бланкетные — отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.

Санкция — называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры.

Виды санкций:

- абсолютно-определенные — содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;

- относительно-определенные — допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках — «от — до» (характерно для норм УП);

- альтернативные — содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;

- кумулятивные — допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.

49. Проведите классификацию норм права.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

а) исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

б) общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

в) специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

а) императивные (содержащие властные предписания);

б) диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

в) поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

г) рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

50. Назовите способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Выделяют три способа: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, хотя на практике он используется не всегда.

Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта.

При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены.

Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права.

При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия. Например, ч. 2 ст. 6 ГК РФ: «При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».

Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия излагаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки. Например, ст. 16 СК РФ препятствия к заключению брака: а) наличие другого нерасторгнутого брака; б) родственные отношения по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; в) недееспособность хотя бы одного лица.

51. Раскройте сущность правотворчества: понятие и виды.

Правотворчество - одна из сторон деятельности государственных органов, направленная на разработку, принятие, изменение, отмену правовых норм, с учетом интересов и социальных потребностей общества.

Виды правотворчества:

1) Непосредственное правотворчество народа.Проведение референдумов является ярким примером осуществления правотворчества народа. Результаты референдума выражают непосредственное проявление народной воли в решении вопросов государственной и общественной жизни и утверждении норм права. Нормативно-правовые акты, принимаемые путем референдума, имеют высшую юридическую силу и не требуют утверждения со стороны органов государственной власти.

2) Правотворчество государственных органов. Эта деятельность формирует систему законодательства, в которой задействованы все органы государственной власти и управления. Юридическая сила утверждаемого правового акта определяется уровнем и объемом полномочий принимающего его органа власти. Результатами правотворчества государственных органов являются законы, постановления и различные подзаконные акты, принимаемые Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами, органами власти на местах.

3) Санкционированное правотворчество или правотворчество должностных лиц. Допускаемая государством деятельность, предоставляющая должностным лицам полномочия принимать и реализовывать правовые акты и предписания в рамках, возложенных на них функций. Должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность: министры, депутаты, руководители негосударственных организаций (управлений, предприятий, учреждений, отделов).

4) Негативное правотворчество – основывается на отмене норм или целых правовых актов, в случаях признания их не соответствующими Конституции.

5) Чрезвычайное правотворчество основано на принятии законов и иных нормативных постановлений, регулирующих общественные отношения в различных экстренных ситуациях.

6) Договорное правотворчество - деятельность государственных структур по созданию нормативно-правовых актов.

52. Назовите принципы правотворчества.

Принципы правотворчества – это руководящие идеи, начала, лежащие в основе правотворческой деятельности

1) Демократизм – означает, что к правотворческой деятельности должны быть привлечены широкие слои населения (например, посредством работы представительных органов или на референдуме);

2) Законность – означает, что разработка, принятие или отмена правовых норм должны строго соответствовать установленной законом процедуре;

3) Гласность – означает, что правотворческая деятельность должна носить открытый характер, население должно быть информировано о принимаемых нормативно-правовых актах;

4) Научность – означает, что в правотворческой деятельности должны активно использоваться научные методы (например, метод эксперимента);

5) Профессионализм – означает, что в правотворческой деятельности должны участвовать специалисты разных отраслей знаний (юристы, социологи, экономисты и др.);

6) Оперативность – означает, что принятие необходимых нормативных правовых актов должно быть своевременным, однако это не должно приводить к поспешным и необдуманным решениям.

53. Назовите стадии правотворческого процесса.

Правотворчество - процесс, протяженный во времени, поэтому в нем можно выделить определенные стадии (этапы) его развития.

Возможно выделить пять стадий правотворческого процесса:

1)определение потребности в правовом регулировании;

2)разработка проекта нормативного акта (В большинстве случаев тот орган или организация, которые вносят предложение об изменении законодательства, разрабатывают проекты соответствующих нормативных актов. Одновременно готовится пояснительная записка (обоснование) - документ, в котором приводятся доводы о необходимости принятия такого акта. Вопросы, связанные с подготовкой текста нормативного акта (требования к его содержанию, оформлению и др. будут рассмотрены особо));

3)его обсуждение, согласование, доработка ;

4)принятие нормативного акта (После доработки и окончательного редактирования проект принимается и, в результате становится законом или иным нормативным актом, нормы которого обязательны для исполнения. Эта стадия является ключевой, центральной в правотворческом процессе: все предшествующие стадии служат необходимой подготовкой к тому, чтобы нормативный акт быт принят);

5)опубликование нормативного правового акта.

Основная часть ученых, рассматривая законодательный процесс, который в нашей стране регулируется Конституцией РФ, Регламентами палат Федерального Собрания и действующим законодательством, выделяют четыре главные стадии.

Таким образом, выделяют следующие стадии законодательного процесса:

а) законодательной инициативы;

б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Совете Федерации;

в) принятие закона;

г) промульгация и вступление закона в юридическую силу.

Стадия законодательной инициативы представляет собой официальное внесение в парламент (в нашей стране в Государственную Думу) уполномоченным субъектом законопроекта или законопредложения. Между законопроектом и законопредложением имеются различия: законопроект есть текст будущего закона со всеми необходимыми атрибутами — преамбулой, разделами, главами, формулировками статей и др., а законопредложение содержит лишь идею будущего закона.

Стадия обсуждения законопроекта включает в себя работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в специальных комитетах или комиссиях. Это наиболее ответственная и в то же время объемная работа.

На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта, насколько необходимо его рассмотрение. Обычно заслушивается доклад инициатора законопроекта. Депутаты же оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии).

Во время второго чтения законопроект обсуждается не в целом, а по существу и постатейно — по докладу комитета, проводившего его доработку. На этом этапе обсуждаются предложения депутатов и их групп по принципиальным вопросам. Если законопроект отклонен, прекращается всякая работа над ним, если не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по поправкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми поправками, включая редакционные. Но и на этой стадии законопроект может быть отклонен, если не набрал необходимого большинства голосов.

Прекращение обсуждения законопроекта оформляется специальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.

Данная стадия проходит в форме голосования. Законопроект подлежит одобрению верхней палатой.

Совет Федерации должен в течение начать рассмотрение принятого Государственной Думой закона и переданного для одобрения Советом Федерации. При этом обязательному одобрению подлежат законы по вопросам:

а) федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

б) ратификации и денонсации международных договоров;

в) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

г) войны и мира.

Если Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. После этого закон подлежит повторному рассмотрению и голосованию с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией.

Стадия промульгации предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона главой государства в установленные сроки и опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.Но Президент обладает правом вето в отношении федеральных законов (кроме федеральных конституционных). В этом случае Государственная Дума вновь рассматривает закон. Источниками официального опубликования законов являются «Парламентская газета», «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

54. Раскройте сущность юридической техники: понятие и приемы.

Юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

С.С. Алексеев подразделяет приемы по двум основаниям:

По степени обобщения конкретных показателей:

1) абстрактный — при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;

2) казуистический — при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.

По способу изложения элементов юридической нормы:

1) прямой — гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;

2) отсылочный — отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;

3) бланкетный — разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.

Технические средства - юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относятся:

1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

 

 

55. Раскройте сущность системы права: понятие и элементы.

Система права – это объективно обусловленное разделение права на элементы (отрасли, подотрасли, институты и нормы), взаимосвязанные между собой

Структуру составляют: нормы, институты, подотрасли и отрасли права.

Структурные элементы системы права:

1) Норма права – это первичный элемент системы права, представляющий собой единичное правило поведения. Из норм права складываются институты, подоотрасли и отрасли права. Норма права регулирует лишь одну сторону общественного отношения, поэтому для регулирования отношения в целом требуется комплекс норм

2) Институт права – это совокупность норм права, регулирующих группу родственных общественных отношений. Институт права является частью отрасли права. Например, в конституционном праве выделяются институты Президента РФ, федеративного устройства. В гражданском праве – институты купли-продажи, дарения и др.

3) Подоотрасль права – это совокупность норм права, регулирующих группу родственных общественных отношений. Подотрасль права является частью отрасли права, но это более крупное объединение правовых норм, чем институт права. Например, в составе гражданского права выделяются подоотрасли: авторское право, наследственное право

4) Отрасль права – это совокупность норм права, распределенных по правовым институтам и подоотраслям, регулирующих сферу однородных общественных отношений. В системе российского права выделяется множество отраслей права. Например, конституционное право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право и др.

Виды отраслей:

1) ведущая (конституционная( государственная));

2) основные – профилирующие (уголовное, гражданское);

3) специальные (трудовое, семейное);

4) процессуальные (гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное);

5) комплексные (экологическое, хозяйственное).

56. Назовите критерии отраслевого деления системы права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два крите­рия: предмет правового регулирования и метод правового регули­рования.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Так, гражданское право регулирует общественные отношения в имущественной сфе­ре, административное — в сфере управления, семейное — в сфере брачно-семейных отношений.

Метод правового регулирования - понима­ются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Характерные черты методов правового регулирования:

1) осуществляются только государством в лице его органов;

2) касаются лишь юридических норм;

3) их деятельность обеспечивается государственным принуждением.

Виды методов правового регулирования:

1. Метод субординации — это способ властного, императивного воздействия на участников общественных отношений. Императив­ный метод заключается в подчинении одного субъекта другому. Данный метод наиболее характерен для административного, то есть управленческого метода.

2. Метод координации — это способ регулирования обществен­ных отношений путем предоставления участникам правоотноше­ний возможности вступления в соглашение и выбора варианта своего поведения.

3. Метод дозволения — предоставление права на определенное пове­дение, например, предоставление права на необходимую оборону против преступного посягательства.

4. Метод обязывания — возложение обязанности совершить опреде­ленные действия, например, при уплате налогов.

5. Метод запрещения — наложение запрета на совершение определен­ных действий, например, запрет на незаконные действия с нар­котиками.

57. Раскройте сущность частного и публичного права.

Публичное право – это совокупность правовых норм, представляющих и защищающих интересы государства и общества в целом. В систему публичного права входят отрасли права: конституционное, административное, финансовое право, процессуальные отрасли.

Публичное право регламентирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности.

Для публичного права характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

Частное право – это совокупность правовых норм, представляющих и защищающих интересы частных лиц (физических и юридических). В систему частного права входят отрасли права: гражданское право, трудовое право, семейное право, предпринимательское право.

Существование частного права означает юридическое признание того, что в определенных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности, частная инициатива) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено. Здесь государство не определяет содержание принимаемых правовых решений, а лишь охраняет и обеспечивает то, что решили субъекты права по взаимной договоренности.

В частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, вступающие в равноправные договорные отношения с другими субъектами права, в то время как в публичном праве они подчинены государственной воле, зависят от нее. В сфере действия частного права субъект имеет право самостоятельно решать, использовать свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор или нет, может проявлять автономность своей воли и частную инициативу.

Анализ:

1)частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Черты публичного права:

1) Регламентирует отношения государства со своими гражданами

2) Государство с помощью публичного императивного права предписывает определенные варианты поведения граждан

3) Возлагает вид и меру ответственности за нарушение императивных предписаний государства

4) Метод регулирования – императивный

5) Отношения, которые регулирует публичное право, - отношения власти и подчинения

Признаки:

1) Защищает частный интерес

2) Обеспечивает свободу самореализации

3) Основано на договоре

4) Метод правового регулирования – диспозитивный

5) Государство вмешивается, если нарушен частный интерес, возникает спор о праве и если субъекты не пришли к мировому соглашению.

58. Охарактеризуйте систему законодательства: понятие и структура.

Система законодательства — это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

1) отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

2) комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

3) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

4) законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

5) конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

1) отраслевая («горизонтальная») – отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства – трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

2) иерархическая («вертикальная») – законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

59. Соотнесите системы права и системы законодательства.

Система права - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Элементами системы права являются:

1) норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера;

2) отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право)

3) подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное)

4) институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи.

Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов.

1) субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права ( институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

Система законодательства - это совокупность различных по своей юр. силе нормативных актов в которых получат внешнее выражение содержания права, его нормы, институты.

Структура системы законодательства: нормативный акт (закон, указ, постановление)

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, ФЗ, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения

60. Раскройте сущность систематизации законодательства: понятие и виды.

Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов.

Систематизация законодательства необходима:

1) для правильного уяснения и применения нормативных актов;

2) развития и совершенствования законодательства;

3) формирования правосознания.

Приемы, которые используются при упорядочении нормативно-правовых актов, называются способами систематизации.

Виды и способы систематизации российского законодательства:

1. Учет - простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации.

2. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях. В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило по предметно-хронологическому.

3. Инкорпорация – это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

4. Консолидация-способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Консолидация всегда имеет официальный характер.

5. Кодификация- способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

61. Назовите понятие и признаки правоотношения.

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого обладают взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями.

Признаки правоотношений:

1) Правоотношение – это разновидность общественных отношений. Существуют также экономические, нравственные, религиозные и иные общественные отношения. Общественные отношения – это различные связи между людьми и их организациями

2) Правоотношение – это отношение, предусмотренное нормами права. В нормах права закреплена модель правоотношения. В правоотношениях происходит реализация норм права

3) Правоотношение – это связь между его участниками: управомоченным лицом (обладателем субъективного права) и обязанным лицом (носителем юридической обязанности)

4) Правоотношение – это волевое отношение. Для возникновения одних правоотношений необходима воля всех участников, для возникновения других – достаточно воли одной стороны

5) Правоотношение – это отношение, охраняемое государством.

62. Раскройте сущность классификации правоотношений.

По функциям права:

1) Регулятивные правоотношения – это отношения, складывающиеся на основе регулятивных норм права и связанные с правомерным поведением участников

2) Охранительные правоотношения – это отношения, складывающиеся на основе охранительных норм права и связанные с применением юридической ответственности

По степени определенности участников:

1) Абсолютные правоотношения – это отношения, в которых нормами права точно определена только одна сторона – обладатель субъективного права, обязанными являются все другие лица. Например, отношения собственности

2) Относительные правоотношения – это отношения, в которых нормами права точно определены все стороны: управомоченная и обязанная. Например, отношения купли-продажи, административные, процессуальные и др.

По степени конкретиз



2018-07-06 762 Обсуждений (0)
Норма права должна четко определять: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Норма права должна четко определять:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)