Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Существует несколько видов функций:



2018-07-06 413 Обсуждений (0)
Существует несколько видов функций: 0.00 из 5.00 0 оценок




1) общесоциальные;

2) специально юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция … экономических отношений;

3) культурно историческая функция … духовных ценностей;

4) функция социального контроля … в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция … убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения;

2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни:

5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

35. Охарактеризуйте принципы права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Виды:

1.Общеправовые:

а)справедливость

б) юридическое равенство граждан перед законом и судом,

в) гуманизм,

г) демократизм,

д) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права,

е) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно

2. Межотраслевые:

а) в граждански и уголовно-процессуальном праве: гласность и состязательность судопроизводства.

б) в уголовном, гражданском, административном праве: неотвратимость ответственности.

в) в гражданском и семейном праве: равенство сторон

3. Отраслевые:

а) в гражданском праве: всеобщность защиты гражданских прав, добросовестная конкуренция

б) в уголовном процессе: презумпция невиновности

в) Равенство прав супругов (семейное право).

36. Назовите основные типы правопонимания.

Тип правопонимания — определенное направление в познании сущности и социального назначения права. В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права - это норма права, правосознание и правоотношение.

В современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права:

1) Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

2) Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. При этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.

3) Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.

37. Раскройте сущность механизма правового регулирования: понятие и элементы.

Механизм правового регулирования – совокупность правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Элементы механизма правового регулирования:

1) Норма права – это общеобязательное правило поведения, которому должны следовать субъекты права. Нормы закреплены в нормативных правовых актах и других источниках права

2) Правоотношение – это общественное отношение, основанное на нормах права. Правоотношение возникает на основе норм права и при наличии юридического факта (конкретного жизненного обстоятельства)

3) Акты реализации прав и обязанностей – это фактические действия (поведение) участников правоотношения по использованию прав, исполнению обязанностей, соблюдению запретов

4) Акты применения права – это индивидуальные правовые акты (решения) властных субъектов, которые принимаются, если субъекты не могут самостоятельно реализовать свои права и выполнить обязанности.

38. Назовите стадии механизма правового регулирования.

1) Стадия формирования и общего действия права. Это начальная стадия правового регулирования общественных отношений. На этой стадии осуществляется правотворческая деятельность (разработка и принятие норм права – общеобязательных предписаний)

2) Стадия возникновения прав и обязанностей. На данной стадии на основе норм права и при наличии определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают субъективные права и юридические обязанности (возникают правоотношения)

3) Стадия реализации прав и обязанностей. На этой стадии в фактическом поведении участники правоотношений используют субъективные права, исполняют юридические обязанности, соблюдают правовые запреты

4) Стадия применения норм права. Данная стадия является факультативной, так как она имеет место, когда реализация прав и обязанностей невозможна без участия государственно-властных субъектов, которые принимая индивидуальные акты применения права (решения) обеспечивают реализацию прав и обязанностей участников правоотношений.

39. Охарактеризуйте способы и типы правового регулирования.

Способы правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы .

1) Запрещение – это способ правового регулирования, при котором на субъектов права возлагается обязанность воздержаться от совершения определенных действий

2) Обязывание – это способ правового регулирования, при котором на субъектов права возлагается обязанность совершить определенные положительные действия

3) Дозволение – это способ правового регулирования, при котором субъектам права предоставляется возможность совершения определенных положительных действий

4) Рекомендование – это способ правового регулирования, при котором субъектам права предоставляется возможность выбора наиболее оптимального и целесообразного варианта поведения

5) Поощрение – это способ правового регулирования, при котором стимулируется социально-активное поведение субъектов права с помощью системы вознаграждений

6) Наказание – это способ правового регулирования, при котором устанавливаются меры юридической ответственности за нарушение предписаний правовых норм

Существуют два типа правового регулирования:

1) Общедозволительный тип – это тип регулирования, основанный на формуле «Разрешено всё, кроме того, что прямо запрещено законом». В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов. ( в уголовном, гражданском праве)

2) Общеразрешительный тип – это тип регулирования, основанный на формуле «Запрещено всё, кроме того, что прямо разрешено законом». (в административном праве)

В основе такого регулирования лежит обыкновенный запрет, а саморегулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.

40. Охарактеризуйте стимулы и ограничения в праве.

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

1) в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льгота (диспозиция), поощрение (санкция);

2) в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

3) в зависимости от объема — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные(льгота);

4) в зависимости от времени действия - постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

5) в зависимости от содержания - материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

1) в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическая обязанность,, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция);

2) в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

3) в зависимости от объема - полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

4) в зависимости от времени действия - постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

5) в зависимости от содержания - материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).

41. Раскройте сущность источника (формы) права: понятие, признаки и виды.

Формы праваэто способ выражения вовне государственной воли юридических правил поведения. Выделяют 4 основных формы права:

1)Нормативный акт- это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общ. отношений (Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.). Действует непрерывно.

2)Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения (трудовые, религиозные, брачно-семейные). Недостатки: на укрепление и отмирание обычая уходит много времени.

3)Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юр. делу, которому придаётся сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел:

-судебный (решение суда);

-административный;

-кассационный (решение, принятое в результате кассации, т.е. обжалования).

4)Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, а которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права.

 

 

42. Дайте характеристику правового обычая.

Правовой обычай — исторически первый источник права — первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства.

Признание государством отличает правовой обычай от простого обычая, который не является источником права.

Государство может признать обычай правовым в одной из следующих форм:

- в форме отсылки к норме обычая в тексте нормативно-правового акта;

- в форме судебного решения, когда суд ссылается на норму обычая.

Признаки правового обычая:

1) локальный характер заключённых в нём норм — норма правового обычая распространяет своё действие на сравнительно небольшую территорию и (или) на небольшую группу людей, объединяемую по кровнородственному или профессиональному признаку;

2) имеет юридическую силу — защищается возможностью применения мер государственного принуждения;

3) не должен противоречить принятым в данном обществе нормам морали и государственной политике в данной области правового регулирования (последний вопрос решается правоприменительным органом);

4) существует достаточно продолжительное время и известен достаточно широкому кругу лиц.

43. Охарактеризуйте нормативный правовой акт как основной источник российского права.

Нормативно-правовой акт представляет собой пись­менный документ, с помощью которого правотворческий орган в преде­лах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.

Каждый НПА, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоя­тельные части.

В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют:

1) преамбулу,

2) пункты и статьи,

3) гла­вы,

4) разделы,

5) части,

6) примечания,

7) приложения.



2018-07-06 413 Обсуждений (0)
Существует несколько видов функций: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Существует несколько видов функций:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)