Существует несколько видов функций:
1) общесоциальные; 2) специально юридические. Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни: 1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти; 2) экономическая функция … экономических отношений; 3) культурно историческая функция … духовных ценностей; 4) функция социального контроля … в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.; 5) воспитательная функция … убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования. Специально юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений: 1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения; 2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования; 3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права; 4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни: 5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб; 6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения; 7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения; 8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения. 35. Охарактеризуйте принципы права. Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Виды: 1.Общеправовые: а)справедливость б) юридическое равенство граждан перед законом и судом, в) гуманизм, г) демократизм, д) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, е) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно 2. Межотраслевые: а) в граждански и уголовно-процессуальном праве: гласность и состязательность судопроизводства. б) в уголовном, гражданском, административном праве: неотвратимость ответственности. в) в гражданском и семейном праве: равенство сторон 3. Отраслевые: а) в гражданском праве: всеобщность защиты гражданских прав, добросовестная конкуренция б) в уголовном процессе: презумпция невиновности в) Равенство прав супругов (семейное право). 36. Назовите основные типы правопонимания. Тип правопонимания — определенное направление в познании сущности и социального назначения права. В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права - это норма права, правосознание и правоотношение. В современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: 1) Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе. 2) Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. При этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. 3) Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права. 37. Раскройте сущность механизма правового регулирования: понятие и элементы. Механизм правового регулирования – совокупность правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Элементы механизма правового регулирования: 1) Норма права – это общеобязательное правило поведения, которому должны следовать субъекты права. Нормы закреплены в нормативных правовых актах и других источниках права 2) Правоотношение – это общественное отношение, основанное на нормах права. Правоотношение возникает на основе норм права и при наличии юридического факта (конкретного жизненного обстоятельства) 3) Акты реализации прав и обязанностей – это фактические действия (поведение) участников правоотношения по использованию прав, исполнению обязанностей, соблюдению запретов 4) Акты применения права – это индивидуальные правовые акты (решения) властных субъектов, которые принимаются, если субъекты не могут самостоятельно реализовать свои права и выполнить обязанности. 38. Назовите стадии механизма правового регулирования. 1) Стадия формирования и общего действия права. Это начальная стадия правового регулирования общественных отношений. На этой стадии осуществляется правотворческая деятельность (разработка и принятие норм права – общеобязательных предписаний) 2) Стадия возникновения прав и обязанностей. На данной стадии на основе норм права и при наличии определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают субъективные права и юридические обязанности (возникают правоотношения) 3) Стадия реализации прав и обязанностей. На этой стадии в фактическом поведении участники правоотношений используют субъективные права, исполняют юридические обязанности, соблюдают правовые запреты 4) Стадия применения норм права. Данная стадия является факультативной, так как она имеет место, когда реализация прав и обязанностей невозможна без участия государственно-властных субъектов, которые принимая индивидуальные акты применения права (решения) обеспечивают реализацию прав и обязанностей участников правоотношений. 39. Охарактеризуйте способы и типы правового регулирования. Способы правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы . 1) Запрещение – это способ правового регулирования, при котором на субъектов права возлагается обязанность воздержаться от совершения определенных действий 2) Обязывание – это способ правового регулирования, при котором на субъектов права возлагается обязанность совершить определенные положительные действия 3) Дозволение – это способ правового регулирования, при котором субъектам права предоставляется возможность совершения определенных положительных действий 4) Рекомендование – это способ правового регулирования, при котором субъектам права предоставляется возможность выбора наиболее оптимального и целесообразного варианта поведения 5) Поощрение – это способ правового регулирования, при котором стимулируется социально-активное поведение субъектов права с помощью системы вознаграждений 6) Наказание – это способ правового регулирования, при котором устанавливаются меры юридической ответственности за нарушение предписаний правовых норм Существуют два типа правового регулирования: 1) Общедозволительный тип – это тип регулирования, основанный на формуле «Разрешено всё, кроме того, что прямо запрещено законом». В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов. ( в уголовном, гражданском праве) 2) Общеразрешительный тип – это тип регулирования, основанный на формуле «Запрещено всё, кроме того, что прямо разрешено законом». (в административном праве) В основе такого регулирования лежит обыкновенный запрет, а саморегулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений. 40. Охарактеризуйте стимулы и ограничения в праве. Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки реализации правовых стимулов: 1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул); 2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения; 3) обозначают собой положительную правовую мотивацию; 4) предполагают повышение позитивной активности; 5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность. Виды правовых стимулов: 1) в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льгота (диспозиция), поощрение (санкция); 2) в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.; 3) в зависимости от объема — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные(льгота); 4) в зависимости от времени действия - постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); 5) в зависимости от содержания - материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность). Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Общие признаки реализации правовых ограничений: 1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.; 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) предполагают снижение негативной активности; 5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны. Виды правовых ограничений: 1) в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическая обязанность,, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция); 2) в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.; 3) в зависимости от объема - полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); 4) в зависимости от времени действия - постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); 5) в зависимости от содержания - материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор). 41. Раскройте сущность источника (формы) права: понятие, признаки и виды. Формы права –это способ выражения вовне государственной воли юридических правил поведения. Выделяют 4 основных формы права: 1)Нормативный акт- это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общ. отношений (Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.). Действует непрерывно. 2)Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения (трудовые, религиозные, брачно-семейные). Недостатки: на укрепление и отмирание обычая уходит много времени. 3)Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юр. делу, которому придаётся сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел: -судебный (решение суда); -административный; -кассационный (решение, принятое в результате кассации, т.е. обжалования). 4)Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, а которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права.
42. Дайте характеристику правового обычая. Правовой обычай — исторически первый источник права — первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Признание государством отличает правовой обычай от простого обычая, который не является источником права. Государство может признать обычай правовым в одной из следующих форм: - в форме отсылки к норме обычая в тексте нормативно-правового акта; - в форме судебного решения, когда суд ссылается на норму обычая. Признаки правового обычая: 1) локальный характер заключённых в нём норм — норма правового обычая распространяет своё действие на сравнительно небольшую территорию и (или) на небольшую группу людей, объединяемую по кровнородственному или профессиональному признаку; 2) имеет юридическую силу — защищается возможностью применения мер государственного принуждения; 3) не должен противоречить принятым в данном обществе нормам морали и государственной политике в данной области правового регулирования (последний вопрос решается правоприменительным органом); 4) существует достаточно продолжительное время и известен достаточно широкому кругу лиц. 43. Охарактеризуйте нормативный правовой акт как основной источник российского права. Нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов. Каждый НПА, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) пункты и статьи, 3) главы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |