Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Попытки решения проблемы возникновения психики



2018-07-06 687 Обсуждений (0)
Попытки решения проблемы возникновения психики 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Возникновение и филогенетическое развитие психики – один из фундаментальных общепсихологических вопросов. На данный вопрос, возникший еще в биологии и подробно развивающийся в зоо- и сравнительной психологии, ученые различных школ в различное время пытались ответить по-разному.

Антропопсихизм – только человек обладает психикой, может дать отчет о своих психических состояниях, а животные и растения – только автоматы. Такой взгляд характерен для Декарта. Панпсихизм – любая материя обладает психикой (и неживая тоже, например, камни). На этой точке зрения стоял, например, Фехнер.

Биопсихизм – любая живая материя обладает психикой (и растения тоже). Гобсс, Гегель и Вундт разделяли представления биопсихизма.

Нейропсихизм – только существа, имеющие НС; наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами. Эта точка зрения выдвигалась Дарвином, Спенсером.

По мнению, А.Н. Леонтьева, ни один из этих взглядов не отражает истинной причины возникновения психики. В основе возникновения психики, на самом деле, лежит не что иное, как возникновение чувствительности.

Чувствительность – первое проявление психики и показателей ее возникновения. Возникла психика в ходе биологической эволюции т.к. психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Возникновение и развитие психики в животном мире подчиняется действию общего закона эволюции согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.

Основные стадии становления психики в филогенезе.

o Стадия элементарной чувствительности

На ста­дии элементарной чувствительности животное (от амеб до на­секомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение опреде­ляется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его фор­мы закреплены генетически. Итак, деятельность животных фактически оказывается определяемой воздействием со стороны отдельных вещей, в то время как отражение действительности остается у них отражением совокупности отдельных ее свойств.

o Стадия предметного восприятия отражения действительности (перцептивной психики)

На этой стадии у животного появляется способность к отражению не в форме отдельныхощущений, а в форме целостных образов предметов. Животное способно обучаться, появляются индивидуально при­обретенные навыки поведения (операции). Операции – относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится, т. е. выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций, и в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

o Стадия интеллектуального поведения

На третьей стадии развития психики животных – стадии интеллектуального поведения – возникает способность живот­ного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, тре­бующих предварительных подготовительных действий для сво­его решения. Интеллектуальное поведение животных не выхо­дит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Можно выделить следующие признаки стадии интеллекта: 1.) Деятельность, которая на предыдущих стадиях слита в единый процесс, теперь дифференцируется на две фазы: фазу подготовки и фазу осуществления. На фазе подготовки происходит исследование ситуации. 2.) Поведение может опираться на некоторые средства, однако эти орудия не выносятся за пределы ситуации. Пример – использование обезьяной палки, чтобы достать банан, находящийся вне клетки. 3.) Найденный способ может использоваться для решения похожих ситуаций.

1. Критерии психического отражения.

1.1. Различные критерии психического

Обычно практическим критерием чувствительности является субъективный критерий. Т.е. те отчеты испытуемых, которые они сообщают о наличии/отсутствии ощущения. У животных же мы не можем спросить, поэтому субъективный критерий оказывается неприменим.

Внешними критериями психики являются те, которые внешние по отношению к форме существования организма (психика приписывалась существу потому, что оно принадлежало к определенному классу существ, психика этого класса постулировалась как аксиома). Внутренними критериями психического выделяются способность к поисковому поведению, к гибкому приспособлению к среде.

На современном этапе обсуждаются различные морфологические критерии психического: 1. тип нервной системы; 2. степень дифференциации внешних и внутренних органов (органов передвижения, органов чувств и т. п.). Более современные теории обсуждают в качестве критериев некоторые поведенческие реакции, например: 1. возможность индивидуального обучения (т. е. способность к гибкому приспосабливанию к среде); 2. наличие ориентировочной фазы в выполнении действий; 3. наличие передачи сложных инстинктивных форм поведения и т. п. Эти критерии являются функциональными; все они указывают на разные «пороги» локализации психики.

1.2. Объективный критерий психического отражения

Объективный критерий психики (по Леонтьеву) – способность животных организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (виды энергии, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ, например, звук: животные им не питаются, но он является сигналом живой пищи или приближающейся опасности). Реагировать на них полезно, т.к. возможность выживания становится шире.

5. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Механизмы регуляции действий

 

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-30-х годах 20 века. Основа теории – философия диалектического подхода, прежде всего ее главный тезис «не сознание определяет д-ть, а наоборот, д-ть человека определяет его сознание»

 

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит изнескольких «слоев», или уровней. Это, во-первых, уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); затем —

уровень действий; следующий — уровень операций; наконец, самый низкий — уровеньпсихофизиологических функций.

 

Действие — это основная единица анализа деятельности. Это процесс, направленный на реализацию цели. Что же такое цель? Это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Стоит сразу заметить, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет особого смысла: цель всегда сознательна.

 

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания незамкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а«раскрывается» в действии.

2. Действие — это одновременно и акт поведения. Следовательно, теориядеятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучениявнешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма онарассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движениебез цели — это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности,противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма(субъект).

4. Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметныйи социальный мир. Дело в том, что «представляемый результат» (цель) действия можетбыть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получениепиши, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материальногопродукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

 

Согласно определению, операцией называется способ выполнения действия.

Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, чтоназывается «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровнюопераций.

Характер используемых операций зависит отусловий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, тооперация отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями»подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренниесредства, самого действующего субъекта. Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называетсязадачей. О действии без операций, или о действии, абстрагированном от операций, возможно говорить, пожалуй, только на этапе планирования. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия.

По существу, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками.

1. Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания,непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации.

2. Операции первого рода практически не осознаются и не могут бытьвызваны в сознание даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся награнице сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут статьактуально сознаваемыми.

3. Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих»их операций. То, что было сказано в отношении нефиксированности границы, проходящейв каждом сложном действии между актуально сознаваемым и неосознаваемым, означаетподвижность границы, которая отделяет слой действий от слоя операций. Движение этойграницы вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболееэлементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, чтото же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы.

Наиболее точный психологический признак, различающий действия и операции — осознаваемость/неосознаваемость.Но он перестает работать как раз в пограничной зоне, вблизи границы, которая разделяет слой действий и операций. Чем дальше от этой границы, тем достовернее данные самонаблюдения: относительно представленности (или непредставленное) в сознании очень крупных или очень мелких актов субъект обычно не сомневается. Но в пограничной зоне становится существенной ситуативная динамика деятельностного процесса. И здесь уже сама попытка определить осознаваемость какого-либо акта может привести к его осознаванию, т. е. нарушить естественную на данный момент структуру деятельности. Единственный путь, который сейчас видится, — это использование объективных индикаторов, т. е. поведенческих и физиологических признаков, деятельного уровня текущего процесса.

 

Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности — психофизиологическим функциям. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект представляет собой одновременно и организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т. п. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.

Можно сказать, что психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

 

Потребности и мотивы.

Потребность — это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности;они связаны с объективной нехваткой веществ, которые необходимы для продолжениянормальной жизнедеятельности организма.

Вот эти состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его исоставляет необходимое условие его нормального функционирования, и называютсяпотребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п.

Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек (не только человек,но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностейнужно добавить по крайней мере еще две.

Потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь совзрослыми индивидами. У ребенка она обнаруживается очень рано. Голос матери, еелицo, ее прикосновения — первые раздражители, на которые появляется положительнаяреакция ребенка. Это так называемый «комплекс оживления», который можно наблюдатьв возрасте 1,5—2 месяцев. Потребность в социальных контактах, или в общении, остается одной из ведущих у человека. Только с течением жизни она меняет свои формы.

В первые месяцы и годы жизни это потребность в матери и близких, которые ухаживаютза ребенком. Позже эта потребность направляется на более широкий круг взрослых, в томчисле учителей. Со временем эта картина меняется, поскольку потребность, о которой идет речь, преобразуется в стремление завоевать уважение в коллективе сверстников. Появляется потребность в друге, которому можно довериться, в любимом человеке, в духовном руководителе (к сожалению, в роли последнего часто не могут выступить родители). Еще позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т. д.

Потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательнаяпотребность.Исследования показали, что уже в первые часы жизни дети реагируют на зрительные,звуковые, слуховые воздействия и не только реагируют, но как бы исследуют их. Вчастности, более оживленные реакции у них появляются на новые раздражители.Познавательная потребность, конечно, тоже развивается вместе с ростом ребенка. Оченьскоро в дополнение к перцептивным исследованиям и практическим манипуляциям (спомощью которых ребенок тоже познает свойства предметов) появляются интеллектуальные формы познания. Они выражаются в классических детских вопросах:

«Это что?», «А почему?», «Зачем?», которыми дошкольник буквально засыпает взрослых.Затем появляется интерес к чтению, учебе, исследованию. По словам И. П. Павлова, наукаесть не что иное, как неимоверно разросшийся и усложнившийся ориентировочныйрефлекс.

 

В отношении обеих рассмотренных потребностей следует отметить два важных момента.

1. Потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах теснопереплетены друг с другом. Ведь близкий взрослый не только удовлетворяет потребностьребенка в контактах; он — первый и главный источник разнообразных впечатлений,которые получает ребенок. Сам ребенок лишен возможности вносить разнообразие вовнешнюю среду (если только его соска не связана с телевизором): в первые месяцы онлежит спеленутый в своей кроватке и ограничен маленьким кусочком пространствавокруг нее. Так что активные действия родителя, его разговоры, манипуляции с ребенком,игра с ним служат главным источником впечатлений, «питающих» его познавательнуюпотребность. Да и на последующих ступенях развития «обобщенный взрослый» остаетсяглавным проводником знаний к ребенку.

2. Обе обсуждаемые потребности составляют необходимые условияформирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему так же, как иорганические потребности.

 

Необходимовыделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап — период до первой

встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап — после этойвстречи.На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не «расшифрована»для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности,но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностноесостояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различныхпредметов. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в «жизни» потребности. Эта встреча часто протекает очень драматично. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В элементарных своих формах он известен как «механизм импринтинга» (т. е. запечатления). Пример импринтинга — пробуждение реакции следования у новорожденного гусенка при виде любого движущегося мимо него предмета, в том числе неживого: он начинает идти за ним, как за матерью (опыты К. Лоренца).

В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности.

· Первая - в первоначально очень широком спектре предметов, способныхудовлетворить данную потребность.

· Вторая черта — в быстрой фиксации потребности напервом удовлетворившем ее предмете.

Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе — как опредмеченная потребность.

Важно осознать, что самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется.Она становится уже другой, определенной, потребностью именно в данном предмете.Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Если до этого момента, как мы уже говорили, поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность.

 

Именно множество, или «гнездо», действий, которые собираются вокруг одного предмета,— типичный признак мотива. Ведь согласно еще одному определению, мотив — это то,ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит многоразных действий. И вот эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом,и называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особеннымвидом деятельности.

Особенные виды деятельности хорошо известны. В качестве примеров обычно приводятигровую, учебную, трудовую деятельности. За этими формами активности даже вобыденной речи закрепилось слово «деятельность».Однако то же понятие можно применить к массе других активностей человека, например,к заботе о воспитании ребенка, увлечению спортом или решению крупной научной

проблемы.

 

Перейду к проблеме соотношения мотивов и сознания. Я говорила, что мотивыпорождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегдаосознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивыможно разбить на два больших класса: к первому относятся осознаваемые мотивы, ковторому — неосознаваемые.

Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которыенаправляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Этомотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей.

К другому классу относятся, как я уже сказала, неосознаваемые мотивы. Этот классзначительно обширнее, и до определенного возраста в нем оказываются практически всемотивы.

Если мотивы не осознаются, то они проявляется в дознаниив особой форме. Это эмоции и личностные смыслы.

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которыесвязаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» затрагивает егомотивы.В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результатадеятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно,возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно — отрицательныеэмоции.

Теперь о личностном смысле. Выше говорилось, что личностный смысл — другая формапроявления мотивов в сознании. Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или

события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что всмыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы,

мотивы-стимулыиграют роль дополнительныхпобудителей, порождают только эмоции, но не смыслы.

Чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в полеего действия, т. е. приобретает личностный смысл. Крайне сильный ведущий мотивспособен «осветить» всю жизнь человека! Напротив, утрата такого мотива часто приводитк тяжелому переживанию потери смысла жизни.

Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности.Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Онипроясняются в ситуациях конфликта мотивов.

В ходе деятельностиформируются новые мотивы и потребности (Д — М — П)*. Иначе и не может быть;например, ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей, к тому же восновном биологических.Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению

каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е.сама становится мотивом.

Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только еслинакапливаются положительные эмоции: например, хорошо известно, что одниминаказаниями и принуждениями любовь или интерес к делу привить невозможно.

Итак, предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Ондолжен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций.

 

«внутренняя деятельность»

«Проигрывание» действий в уме входит и в обдумывание поступков. Что человек делает,

когда размышляет, как поступить? Представляет какое-то действие свершившимся и затем

смотрит на его следствия. По ним он и выбирает тот поступок, который кажется ему

наиболее подходящим (если, конечно, он действует обдуманно).

Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Наконец, они дают человеку возможность избежать грубых, а иногда и роковых ошибок.

1. Подобная активность есть деятельность, которая имеет принципиально то жестроение, что и внешняя деятельность, и которая отличается отпоследней только формойпротекания.

2. Внутренняя деятельность произошла из внешней путем процессаинтериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий вумственный план.

 

Предмете психологии в теории деятельности

Деятельность принимается как исходная реальность, скоторой имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная иодновременно как ее неотъемлемая сторона. Тем самым утверждается, что психика неможет рассматриваться вне деятельности, равно как и наоборот: деятельность — безпсихики. Предельно упрощая, можно сказать, что предметом психологии является психическиуправляемая деятельность.

 

6.Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Физиология активности.

 

Суть психофизиологической проблемы заключается в попытке ответить на вопрос о соотношении психических и физиологических (нервных) процессов. Обсуждение этой проблемы преимущественно находится в ведении философов. Однако и для психологов она представляется крайне важной, так как, во-первых, определяет соотношение предметов смежных наук (психологии и нейрофизиологии), а во- вторых, позволяет выработать личное отношение к наметившемуся в ХХI в. массированному сдвигу собственно психологических исследований к поиску физиологических коррелятов психических феноменов. Со времен Декарта, ясно сформулировавшего психофизиологиче­скую проблему, наметилось пять подходов к ее решению.

1. Параллелuзм. Позиция параллелизма утверждает независимость психики от физиологических процессов, происходящих в нервной системе (и наоборот). При этом статус психического может занижаться, и тогда психика вообще переходит в разряд «эпифеноменов». Такой позиции придерживались, например, многие представители бихевиоризма, кото­рые были уверены, что понятие «сознание», используемое в психологии, ничего не добавляет к их знанию о поведении человека.

2. Взаимодействие. Традиции трактовки психофизиологической про­блемы в духе взаимодействия восходят к Р. Декарту, который считал, что, будучи бестелесной сущностью, душа может оказывать влияние на тело,. соприкасаясь с ним в шишковидной железе мозга. Идею взаимодействия разделяли многие выдающиеся психологи. В частности В. Джеймс опре­делял функцию мозга как «трансмиссивную», т.е ... «высвобождающую» другими словами, он считал, что мозг - это особый прибор, который делает духовные сущности явными в материальном мире, но ни в коем случае не производит их.

З. Корреляция. Корреляционный подход объединяет в себе черты решения психофизиологической проблемы в русле параллелизма и взаи­модействия. Его сторонники утверждают, что не знают, какова связь между мозгом и психикой, да и есть ли она, однако объективно фиксируют, что определенные воздействия на человека приводят к регистрируемым изменениям как в сфере психического, так и в сфере физиологического. «В можно, за этими изменениями стоит какой-то неведомый третий факт который на самом деле оказывает влияние и на то, и на другое, - говорят они, - но этот фактор непознаваем».

4. Тождество. Принцип тождества применительно психофизиологической проблеме гласит, что психическое и физиологическое - одно и то же, дело не в качественных, а в степенных отличиях. Просто уже обладаем достаточно адекватным инструментарием, чтобы измерять физиологические процессы, и только приближаемся к тому, чтобы проникнуть в психические. Для иллюстрации позиции тождества можно привес пример часовых механизмов. Грубые часы измеряют время с точность до часов и минут (физиология), а сверхточные атомные устройства МОI фиксировать миллионные доли секунд (психология будущего). Различия же между физиологическими и психологическими механизмами аналогичны различию между минутами и миллисекундами.

5. Дополнительность. Принцип дополнительности (единств.перенесенный в психологию из квантовой физики, предлагает еще одно объяснение. По мнению С. Л. Рубинштейна, физиологическое и психическое - это одна и та же отражательная деятельность, но рассматриваемая соответственно психологией и физиологией в разных отношениях, другими словами, психическое и физиологическое - это две стороны одного и того же явления (как, например, температура и плотность – две характеристики материального тела). Для полного описания явления данном случае человека, нельзя игнорировать ни ту, ни другую сторону процесса отражения.

 

Физиология активности

Альтернативная теория формирования двигательных навыков была разработана выдающимся отечественным физиологом Н.А. Бернштейном (1896—1966). Н.А. Бернштейн заметил: в то время как технические устройства изнашиваются от многократного выполнения того или иного действия, живые существа характеризуются упражняемостью. Упражняемость как свойство живого организма заключается в том, что каждое следующее исполнение действия оказывается лучше предыдущего, оно не копирует предшествующее, а развивает его. По мнению Н.А. Бернштейна, живое движение есть «повторение без повторения», оно представляет собой постоянно совершенствующуюся систему и поэтому его нельзя описывать в механистических терминах «стимул-реакция».

Суть выработки навыка заключается в открытии принципа решения двигательной задачи. Причем это решение проходит в несколько этапов. На первом этапе происходит разделение на смысловую структуру (А что я собственно хочу сделать?) и двигательный состав действия. Например, смысловой структурой может быть желание плыть, а двигательным составом — способ исполнения этого замысла — определенный стиль плавания: кроль или брасс. Учтите, что пока еще вы плавать не умеете и поэтому наблюдаете за опытными пловцами, выбирая наиболее приемлемый для себя стиль.

На втором этапе происходит выявление и роспись сенсорных коррекций. Одной из значительных заслуг Н.А. Бернштейна стало то, что он отказался от понятия «рефлекторной дуги», выработанного еще Декартом, и перешел к понятию «рефлекторного кольца». Суть этого перехода заключается в том, что навык не может быть стереотипной последовательностью выученных действий, на всем его протяжении требуется постоянная сверка движения с реальными условиями. Представьте себе, что вы затвердили последовательность движений, соответствующую навыку письма, в следующей форме: «сначала сжать пальцы таким образом, чтобы между пальцами остался зазор в полсантиметра, затем повернуть кисть руки под углом 45° и начать двигать ею слева направо». Казалось бы, данная последовательность хорошо описывает начало акта письма. Однако ведь ручка может оказаться большего размера, чем вы предполагали в ходе тренировки. Или вам придется писать не на ровной поверхности стола, а, например, на доске. Получается, что с таким трудом выработанную последовательность действий применить невозможно. Однако мы ведь пишем! Постоянную координирующую информацию, которую наш сенсорный аппарат получает по ходу разворачивания навыка, Н.А. Бернштейн и назвал «сенсорными коррекциями».

Разница между определением двигательного состава и «прощупыванием» сенсорных коррекций заключается в том, что на первом этапе учащийся устанавливает, как выглядят те движения, из которых складывается навык с позиции наблюдателя, а на втором — пытается ощутить эти движения изнутри. На этом этапе необходимо максимальное количество повторений, каждое из которых, как уже было отмечено выше, будет не механическим возобновлением движения, а его модификацией. Работа с навыком здесь идет на сознательном уровне. Человек старается разобраться в движении (Как это у них получается?) и подобрать уже готовые двигательные автоматизмы из своего личного репертуара движений или же создать новые.

Н.А. Бернштейн считал, что перенос навыка возможен. Но это должен быть не перенос движений, а перенос уже готовых сенсорных коррекций. Так, например, человек, который умеет ездить на велосипеде, легче научится кататься на коньках. Дело в том, что в основе и первого, и второго навыка лежит общее ощущение движения, а именно — удержание равновесия над узкой опорой.

На третьем этапе формирования происходит «развертка фонов», т.е. автоматизация двигательного навыка. Сформированные на предшествующем этапе сенсорные коррекции покидают сознание и начинают выполняться автоматически. Постепенно все большая часть навыка становится практически независимой от сознания. Мы ведь в отличие от начинающего пловца не думаем, как нам плыть, а «просто» плывем.

Задачей четвертого этапа является срабатывание фоновых коррекций. Все компоненты навыка интегрируются в единое целое.

Пятый этап — это этап стандартизации навыка. Навык делается устойчивым, каждое новое его исполнение все более похоже на предшествующее (именно похоже, так как на самом деле каждый раз существуют вариации).

И, наконец, последний, шестой этап — это этап стабилизации. Навык становится устойчивым к помехам, осуществляется будто бы сам собой. Этот этап хорошо знаком людям, которые недавно сели за руль автомобиля. Сначала они могут вести автомобиль только в полной тишине, но постепенно учатся совершать несколько действий одновременно, например, не только следить за дорогой, но и слушать радио и даже поддерживать разговор.

Преимущество концепции Н.А. Бернштейна перед всеми описанными выше интерпретациями научения заключается в том, что здесь навык представляется иерархически организованной системой. Эта система включает в себя и наблюдение, и инсайт, и выработку реакций. Только взятые в совокупности все «элементы» научения при- alexandrows.narod.ru водят к успешному освоению навыка.

Таким образом, можно выделить различные этапы эволюции психики, связанные, в первую очередь, с усложнением условий жизни и активности организмов (табл. 7). Приспособление к изменяющимся условиям включает в себя аспект прижизненного формирования новых способов поведения — научение. Чем выше уровень психической организации организма, тем в более разнообразные и системные процессы научения он включен.

Первая проблема, с которой приходится сталкиваться исследо­вателям, связана с фактом существования порога ощущений. Выде­ляют абсолютный нижний и абсолютный верхний пороги ощу­щений. Абсолютный нижний порог ощущения определяется мини­мальной интенсивностью раздражителя, при котором возникает соответствующее ощущение.

Абсолютный верхний порог ощущения — это максимальная ин­тенсивность раздражителя, при котором ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходя в боль). Так, для слухо­вой чувствительности нижним абсолютным порогом будет гром­кость примерно в 0,3 Дб (тиканье ручных часов в полной тишине на расстоянии 6 м), а верхним абсолютным порогом — громкость в 150 Дб (шум взлетающего самолета). Следует заметить, что даже для одного и того же человека величина абсолютного порога носит непостоянный характер: он оказывается то выше, то ниже. Еще И. Мюллер в середине XIX в. отмечал, что по мере накопления опы­та (тренировки) величина нижнего абсолютного порога понижает­ся, а по мере утомления — повышается. Влияние фактора «трени­рованности» испытуемого на порог чувствительности его сенсор­ных систем связано с тем, что человек начинает предвосхищать нужные стимулы и поэтому легче находит их (в процесс ощущения включаются механизмы восприятия).

Другим понятием, связанным с проблемой порогов, является дифференциальный порог, или порог различения. Дифференциаль­ный порог — это минимальное различие в интенсивности двух раз­дражителей, при которой возникают отличные друг от друга ощу­щения. Измерение дифференциального порога связано с упомя­нутым уже нами эмпирическим фактом — нашей ограниченной способностью к различению стимулов. Изучение дифференциаль­ных порогов оказывается очень важным для решения широкого кру­га практических задач. Насколько автомобилист может превысить допустимую скорость, чтобы его нарушение визуально не было за­мечено регулировщиком движения? Не покажется ли вам, что чемо­дан стал намного тяжелее, если положить в него еще одно платье? Почувствуют ли гости, что блюдо пересолено, если хозяйка положи­ла в кастрюлю на 1 г больше соли, чем было указано в рецепте? От­вет на эти вопросы дает психофизический закон Э. Вебера (1795— 1878). Вебер поставил перед собой цель установить величину едва заметного различия, т.е. наименьшего различия между двумя физи­ческими раздражителями, которое может определить человек. Он экспериментировал со способностью различения веса. Оказалось, что различительная способность зависит не от абсолютной, а от от­носительной величины изменения. Так, испытуемому казались раз­ными грузы весом 40 г и 41 г, но грузы весом 80 г и 81 г оценивались как равные. Таким образо



2018-07-06 687 Обсуждений (0)
Попытки решения проблемы возникновения психики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Попытки решения проблемы возникновения психики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)