Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 18. Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность и субъект. Теории личности.



2018-07-06 865 Обсуждений (0)
Вопрос 18. Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность и субъект. Теории личности. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В целом можно выделить две основные общепсихологические парадигмы личности. В первой парадигме личность рассматривается в широком смысле как интегративное образование, включающее в себя различного рода подструктуры от биологически детерминированных до обусловленных социально. Личность как интегративное образование(личностные особенности в рамках дифференциальной психологии) в широком смысле. Общие особенности теорий, стержневое свойство личности – характер. Механизм формирования: внешние влияния действуют через внутренние условия.

С.Л.Рубинштейн (1946): личность – это темперамент, характер, способности и направленность,

А.Г.Ковалев (1963): личность – это темперамент, способность, направленность, объединяемые категорией «характер» как основой личности.

К.К.Платонов (1965): личность – биологически обусловленные особенности, особенности психических процессов личности, уровень подготовленности (опыт), социально обусловленные качества, динамически функциональная структура

Л.Н.Собчик(1997): мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживаний), стиль мышления и способ общения с окружающими (стиль межличностного поведения)

По Б. Г. Ананьеву (Теория индивидуальности), следует различать различные модусы человека, который может выступать как личность, индивид, субъект деятельности и индивидуальность.

Модусы человека:

· Индивид: темперамент и задатки на основе биологически обусловленных свойств

· Личность

· Субъект деятельности: Сознание и деятельность являются исходными характеристиками человека как субъекта, который во взаимодействии со средствами труда и посредством собственных знаний и умений творчески преобразует действительность и тем самым проявляет и развивает свои основные свойства : способности и талант.

· Индивидуальность: уникальное соединение качества личности, индивида и субъекта в конкретном человеке

Принципы организации: субардинационно-иерархический и координационный

Структура личности по Ананьеву. Основа структурно-динамических свойств личности – ее статус в обществе и непосредственной общности.

1. первичные личностные свойства: статус, общественные функции-роли; цели и ценностные ориентации,

2. вторичные личностные свойства (определяются первичными): особенности мотивации и структура общественного поведения,

Интеграция первичных и вторичных свойств личности – характери склонности

Исходный момент структурно - динамических свойств личности – ее статус в обществе в широком смысле, а также в той непосредственной социальной общности, в которой личность формируется. На основе статуса образуются системы : а ) общественных функций - ролей б ) целей и ценностных ориентаций.

Теория отношений В.Н.Мясищева (1970): личность как высшее интегральное понятие характеризуется системой отношений к действительности; отношение – единство сознания, чувства и воли, как движущая сила личности

Уровни личности:

1)доминирующие отношения – идеология

2)психический уровень: желания и достижения. Функциональные возможности, интеллект, воля, эмоции. Сознание и самосознание. Избирательность, уровень развития отношений, или содержание личности

3)динамика реакций или темперамент

4)взаимосвязь между этими подструктурами осуществляется характером, или структурой личности

Доминирующие отношения личности составляют ее первый и ведущий уровень. На втором, психическом уровне, или уровне желаний и достижений, находятся функциональные возможности человека : интеллект, воля, эмоции. К этому же уровню относятся сознание и самосознание. Особое значение в этой подструктуре имеют избирательность отношений и уровень развития отношений, характеризующие содержание личности. В качестве третьего компонента личности выступают динамика реакций, или темперамент. Взаимосвязь между этими тремя подструктурами воплощена в четвертой – характере, или структуре личности. В сферу характера входят пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, а также функциональный профиль.

По В.Н. Мясищеву, процесс развития определяется тем, что меняющиеся внешние условия сталкиваются с потребностями и возможностями человека и побуждают его к освоению нового, в результате чего возникают новые потребности и возможности. Действительность воздействует на личность, а личность в процессе труда преобразует действительность. Соответственно, аномальное развитие личности, в частности, при неврозах, обусловливается противоречием между тенденциями и возможностями личности и требованиями жизни. Предрасполагающим к невротическому развитию условием может быть и сам характер человека, те его черты, которые обостряют чувствительность к определенным ситуациям, создают противоречия и затрудняют продуктивное устранение конфликта. Таким образом, в описанных выше теориях стержневым свойством личности является характер. Развитие личности имеет социальный, общественно - исторический характер. В процессе ее формирования внешние влияния действуют через внутренние условия.

Второе основное направление изучения личности (Московская школа) представлено теорией А. Н. Леонтьева и работами его последователей ( Асмолов; Братусь; Столин, Леонтьев Д. А.). Содержательно оно связано с базовыми идеями культурно - исторической концепции Л. С. Выготского и теорией деятельности А. Н. Леонтьева. В этой парадигме категория личности рассматривается в узком значении как « особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается ». В многообразии социальных деятельностей у человека возникает определенная иерархия их целей и мотивов. Соотношение этих целей и мотивов между собой задает субъективное значение каждого из них для человека, или их личностный смысл. Иерархически организованная многоуровневая смысловая система, определяющая отношение человека к другим людям, к самому себе, к своей жизни в целом и регулирующая его социально значимое поведение, составляет собственно личностный или личностно - смысловой уровень анализа человека. Развитие личности, по А. Н. Леонтьеву, – это процесс « самодвижения ». В отличие от описанных ранее концепций, в которых принцип развития личности – « внешние причины действуют через внутренние условия », в данном случае этот принцип звучит иначе : « внутреннее действует через внешнее и тем самым себя изменяет ». Особое значение придается активности личности, в том числе неадаптивной, в результате которой становятся возможными творческое освоение действительности и нахождение новых путей развития ( Петровский В. А., 1996; Асмолов, 2001)

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

• широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

• степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

• общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Теория личности А.Н.Леонтьева (1977). Уровни анализа человека:

1.личностный, или личностно-смысловой.

● личность – иерархически организованная многоуровневая система смыслов, определяющая отношение человека к другим людям, к самому себе, к своей жизни в целом

● деятельность – условие развития личности

● личностный смысл – отношение мотива к цели или соотношение мотивов между собой

● развитие личности – процесс «самодвижения», «внутреннее действует через внешнее и тем самым себя изменяем» (первично – активность человека)

2.индивидуально-психологический уровень. Типичный способ реализации мотивов и отношений. Человек как «социальный индивид» (Столин, 1983). Человек не порождает смыслов и мотивов, а действует в заданных условиях или придает окраску тем мотива, по которым он действует. Индивид – это тот, кто живет по правилам и демонстрирует шаблоны поведения, в социальной жизни в том числе

3.психофизиологический уровень. Особенности биологических, нейрофизиологических основ. Человек как «организм» (Столин, 1983)

Б.С.Братусь (1988). Полагает, что психическое здоровье может рассматриваться на каждом из уровней и в их сочетании. Основная плоскость личности – нравственно-ценностная. (этические нормы).

Нормальное развитие по Братусю– такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Аномальное развитие – развитие, которое ведет человека к отрыву от его всеобщей родовой сущности.

Уровни смысловой сферы личности:

1.нулевой уровень – прагматические, ситуационные смыслы (предметная логика достижения цели в данных конкретных условиях)

2.первый уровень – эгоцентрический уровень (ориентация на личную выгоду, удобство, престижность и т.д.)

3.второй уровень – группоцентрический (ориентация на группу, «свой» или «чужой»)

4.третий уровень – просоциальный (общественная, общечеловеческая ориентация)

Обобщение.

Направления Представители Определение личности
Ленинградская школа Ананьев, Мясищев Личность - интегративное образование, включающее в себя различного рода подструктуры от биологически детерминированных до обусловленных социально. Стержневое свойство личности – характер. Механизм формирования: внешние влияния действуют через внутренние условия.
Московская школа Выготский, Леонтьев, Братусь Личности - особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Стержневое свойство личности – личностный смысл ? Механизм формирования: внутреннее действует через внешнее и тем самым себя изменяет.

 

 



2018-07-06 865 Обсуждений (0)
Вопрос 18. Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность и субъект. Теории личности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 18. Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность и субъект. Теории личности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (865)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)