Вопрос 18. Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность и субъект. Теории личности.
В целом можно выделить две основные общепсихологические парадигмы личности. В первой парадигме личность рассматривается в широком смысле как интегративное образование, включающее в себя различного рода подструктуры от биологически детерминированных до обусловленных социально. Личность как интегративное образование(личностные особенности в рамках дифференциальной психологии) в широком смысле. Общие особенности теорий, стержневое свойство личности – характер. Механизм формирования: внешние влияния действуют через внутренние условия. С.Л.Рубинштейн (1946): личность – это темперамент, характер, способности и направленность, А.Г.Ковалев (1963): личность – это темперамент, способность, направленность, объединяемые категорией «характер» как основой личности. К.К.Платонов (1965): личность – биологически обусловленные особенности, особенности психических процессов личности, уровень подготовленности (опыт), социально обусловленные качества, динамически функциональная структура Л.Н.Собчик(1997): мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживаний), стиль мышления и способ общения с окружающими (стиль межличностного поведения) По Б. Г. Ананьеву (Теория индивидуальности), следует различать различные модусы человека, который может выступать как личность, индивид, субъект деятельности и индивидуальность. Модусы человека: · Индивид: темперамент и задатки на основе биологически обусловленных свойств · Личность · Субъект деятельности: Сознание и деятельность являются исходными характеристиками человека как субъекта, который во взаимодействии со средствами труда и посредством собственных знаний и умений творчески преобразует действительность и тем самым проявляет и развивает свои основные свойства : способности и талант. · Индивидуальность: уникальное соединение качества личности, индивида и субъекта в конкретном человеке Принципы организации: субардинационно-иерархический и координационный Структура личности по Ананьеву. Основа структурно-динамических свойств личности – ее статус в обществе и непосредственной общности. 1. первичные личностные свойства: статус, общественные функции-роли; цели и ценностные ориентации, 2. вторичные личностные свойства (определяются первичными): особенности мотивации и структура общественного поведения, Интеграция первичных и вторичных свойств личности – характери склонности Исходный момент структурно - динамических свойств личности – ее статус в обществе в широком смысле, а также в той непосредственной социальной общности, в которой личность формируется. На основе статуса образуются системы : а ) общественных функций - ролей б ) целей и ценностных ориентаций. Теория отношений В.Н.Мясищева (1970): личность как высшее интегральное понятие характеризуется системой отношений к действительности; отношение – единство сознания, чувства и воли, как движущая сила личности Уровни личности: 1)доминирующие отношения – идеология 2)психический уровень: желания и достижения. Функциональные возможности, интеллект, воля, эмоции. Сознание и самосознание. Избирательность, уровень развития отношений, или содержание личности 3)динамика реакций или темперамент 4)взаимосвязь между этими подструктурами осуществляется характером, или структурой личности Доминирующие отношения личности составляют ее первый и ведущий уровень. На втором, психическом уровне, или уровне желаний и достижений, находятся функциональные возможности человека : интеллект, воля, эмоции. К этому же уровню относятся сознание и самосознание. Особое значение в этой подструктуре имеют избирательность отношений и уровень развития отношений, характеризующие содержание личности. В качестве третьего компонента личности выступают динамика реакций, или темперамент. Взаимосвязь между этими тремя подструктурами воплощена в четвертой – характере, или структуре личности. В сферу характера входят пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, а также функциональный профиль. По В.Н. Мясищеву, процесс развития определяется тем, что меняющиеся внешние условия сталкиваются с потребностями и возможностями человека и побуждают его к освоению нового, в результате чего возникают новые потребности и возможности. Действительность воздействует на личность, а личность в процессе труда преобразует действительность. Соответственно, аномальное развитие личности, в частности, при неврозах, обусловливается противоречием между тенденциями и возможностями личности и требованиями жизни. Предрасполагающим к невротическому развитию условием может быть и сам характер человека, те его черты, которые обостряют чувствительность к определенным ситуациям, создают противоречия и затрудняют продуктивное устранение конфликта. Таким образом, в описанных выше теориях стержневым свойством личности является характер. Развитие личности имеет социальный, общественно - исторический характер. В процессе ее формирования внешние влияния действуют через внутренние условия. Второе основное направление изучения личности (Московская школа) представлено теорией А. Н. Леонтьева и работами его последователей ( Асмолов; Братусь; Столин, Леонтьев Д. А.). Содержательно оно связано с базовыми идеями культурно - исторической концепции Л. С. Выготского и теорией деятельности А. Н. Леонтьева. В этой парадигме категория личности рассматривается в узком значении как « особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается ». В многообразии социальных деятельностей у человека возникает определенная иерархия их целей и мотивов. Соотношение этих целей и мотивов между собой задает субъективное значение каждого из них для человека, или их личностный смысл. Иерархически организованная многоуровневая смысловая система, определяющая отношение человека к другим людям, к самому себе, к своей жизни в целом и регулирующая его социально значимое поведение, составляет собственно личностный или личностно - смысловой уровень анализа человека. Развитие личности, по А. Н. Леонтьеву, – это процесс « самодвижения ». В отличие от описанных ранее концепций, в которых принцип развития личности – « внешние причины действуют через внутренние условия », в данном случае этот принцип звучит иначе : « внутреннее действует через внешнее и тем самым себя изменяет ». Особое значение придается активности личности, в том числе неадаптивной, в результате которой становятся возможными творческое освоение действительности и нахождение новых путей развития ( Петровский В. А., 1996; Асмолов, 2001) Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности: • широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); • степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); • общая структура этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов». Теория личности А.Н.Леонтьева (1977). Уровни анализа человека: 1.личностный, или личностно-смысловой. ● личность – иерархически организованная многоуровневая система смыслов, определяющая отношение человека к другим людям, к самому себе, к своей жизни в целом ● деятельность – условие развития личности ● личностный смысл – отношение мотива к цели или соотношение мотивов между собой ● развитие личности – процесс «самодвижения», «внутреннее действует через внешнее и тем самым себя изменяем» (первично – активность человека) 2.индивидуально-психологический уровень. Типичный способ реализации мотивов и отношений. Человек как «социальный индивид» (Столин, 1983). Человек не порождает смыслов и мотивов, а действует в заданных условиях или придает окраску тем мотива, по которым он действует. Индивид – это тот, кто живет по правилам и демонстрирует шаблоны поведения, в социальной жизни в том числе 3.психофизиологический уровень. Особенности биологических, нейрофизиологических основ. Человек как «организм» (Столин, 1983) Б.С.Братусь (1988). Полагает, что психическое здоровье может рассматриваться на каждом из уровней и в их сочетании. Основная плоскость личности – нравственно-ценностная. (этические нормы). Нормальное развитие по Братусю– такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Аномальное развитие – развитие, которое ведет человека к отрыву от его всеобщей родовой сущности. Уровни смысловой сферы личности: 1.нулевой уровень – прагматические, ситуационные смыслы (предметная логика достижения цели в данных конкретных условиях) 2.первый уровень – эгоцентрический уровень (ориентация на личную выгоду, удобство, престижность и т.д.) 3.второй уровень – группоцентрический (ориентация на группу, «свой» или «чужой») 4.третий уровень – просоциальный (общественная, общечеловеческая ориентация) Обобщение.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (865)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |