Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интеллектуальные качества личности



2018-07-06 2755 Обсуждений (0)
Интеллектуальные качества личности 5.00 из 5.00 4 оценки




Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвижностью. "Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми" (Айзенк).

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.


 

Память

Памятьэто процесс запечатления, сохранения, воспроизве­дения и утраты прошлого опыта, который делает возможным ис­пользование опыта в деятельности и восстановление его в сфере со­знания.

 

В рамках культурно-исторического подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной памяти, присущей животным, к произвольно регулируемым, опосредство­ванным знаками, специфически человеческим формам памяти.

Л. С. Выготский раскрывает проблематику социальности и опосред­ствования натуральной памяти, свойственной маленькому ребенку или примитивному человеку, более фундаментально. Доказывая, что превращение памяти из натуральной в высшую психическую функцию начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологической способности к господству над ней по­средством знаковых систем. Причем сначала используются уже гото­вые, имеющиеся в культуре знаки (так, мать, отправляя сына в магазин, дает ему листочек со списком необходимых покупок), а потом человек учится сам создавать для себя эффективные мнемические знаковые средства. «Вращивание» знака знаменует собой переход от внешнего развития памяти к внутреннему. При этом меняется и само строение памяти, и то, как человек ею пользуется.

Советский психолог П.П. Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития па­мяти у ребенка. Генетически первичной является моторнаяпамять, которую можно зафиксировать уже у месячного младенца. Так, мла­денец, помещенный в позу кормления, начинает причмокивать гу­бами даже в том случае, если на руки его взял мужчина. Наоборот, оказавшись в непосредственной близости от матери в непривычной позе, он не проявляет готовности к приему пищи. Здесь мы наблюдаем сочетательный рефлекс в моторной сфере, а значит, простей­шие явления памяти. Далее появляется аффективная (чувственная) память. На этой стадии развития основанием для формирования реакции служит эмоция. Можно обратиться к известному примеру ^работки реакции страха на нейтральные или прежде привлека­тельные раздражители (кролик) у маленького Альберта в опытах Дж. Уотсона (см. 2.2.4). Следующая стадия — возникновение образ­ной памяти, за которой следует высшая форма, свойственная взрос­лому словесно-логическая память. Именно проблеме перехода 0т образной к словесно-логической памяти посвящена работа А.Н. Леонтьева «Развитие высших форм запоминания».

Принцип «параллелограмма запоминания» представляет собой выражение того общего закона, что развитие высших знаковых форм памяти идет по линии превращения внешне опосредствован­ного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное», — пишет А.Н. Леонтьев.

Таким образом, в ходе становления памяти как высшей психиче­ской функции и в онтогенезе, и в социогенезе память становится, во- первых, опосредствованной различными знаковыми системами (преж­де всего речью), во-вторых, произвольной и сознательно регулируемой.

1. Память как репродуктивный процесс

Г. Эббингауз — представитель классической психологии созна­ния занимался исследованиями памяти всего два года. Несмотря на это, его работа увенчалась выходом фундаментального труда «О па­мяти» (1885), который на десятилетия стал ведущим изданием в этой области. Эббингауза волновали три группы процессов памяти:

Ряд важнейших законов памяти был установлен Эббингаузом на материале бессмысленных слогов.

Во-первых, это закон накопления и распределения повторений, в окончательной форме сформулированный Йостом (закон Йоста). Данный закон отвечает на вопрос: что более эффективно, заучивать весь материал сразу или распределить заучивание на несколько при­емов? В упрощенной форме закон Йоста звучит так: при фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффек­тивными, чем одновременные.Во-вторых, был открыт «позиционный эффект». Позиционный (краевой) эффект заключается в том, что при заучивании располо­женных в ряд элементов, хуже всего запоминаются элементы, не-сколъкосмещенные от центра к концу ряда.

В-третьих, была создана знаменитая «кривая забывания», пока­зывающая зависимость забывания материала от времени. Кривая, полученная Эббингаузом, не линейна: снача­ла она круто падает с достигнутой высоты, а затем продолжает па­дать с все прогрессирующим замедлением. По истечении одного часа для восстановления выученного материала в полном объеме необходимо более половины времени, истраченного на первоначаль­ное заучивание. По истечении месяца необходимо лишь 4/5 исход­ного времени.

В рамках обсуждения репродуктивных процессов памяти ставил­ся также вопрос о влиянии сходства и различия материала в ряду на запоминание. Свое решение эта проблема получила в так называе­мом «эффекте фон Ресторф»: независимо от характера материа­ла, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные. Фон Ресторф (1933) предлагала испытуемым запомнить ряды состоящие из разнообразного материала (слоги, фигуры, числа, бук­вы, цвета и т.д.). Допустим, ряд состоял из четырех пар слогов, од­ной пары фигур, одной пары чисел, одной пары букв и одной парь; цветов. После трех предъявлений проверялся уровень запоминания. Оказалось, что для однородных пар (слоги) этот показатель состав­лял 33%, а для разнородных (фигуры, числа, буквы, цвета) — 74%.

 

2. Память как конструктивный процесс

Книга выдающегося английского ученого Фредерика Чарльза Бартлетта «Воспоминание» вышла в свет 1932 г.

Ф. Бартлетта интересовало запоминание в той форме, как оно происходит в реальной жизни. Созданные им методики повторной и сериальной репродукции были призваны сделать видимым процесс изменения материала при повторяющихся воспоминаниях. Задача исследователя заключа­лась в том, чтобы проследить, какие трансформации претерпевает непривычный (например, инокультурный) материал при много­кратном повторении.

Бартлетт выяснил, что при повторяющемся воспроизведении материал становится все более стандг«ртным, подходящим к тому, что он обозначил термином «схема». Схема, по Бартлетту, — это способ организации воспринимаемой информации, который основы­вается на прошлом опыте субъекта. Вся поступающая информация соотносится с теми схемами познания, которые имеются в наличии у человека и преобразуется в соответствии с ними. Впоследствии по­нятие «схема» стало важнейшим при описании процессов челове­ческого восприятия (см. гл. 7).

Таким образом, можно утверждать, что память имеет кик репро­дуктивный (реконструктивный), так и продуктивный (конструктив­ный) аспект.

Процессы памяти: Запоминание – сохранение – воспроизведение- узнавание - забывание

Структурная модель памяти в когнитивной психологии.

В современных структурных Моделях памяти выделяют следующие блоки (подсистемы): сенсор-ныйрегистр, блок распознавания информации (распознаватель),рабочую память и долговременную память.

Сенсорный регистр — это сверхкратковременное хранилище ин­формации очень большого объема. В сенсорном регистре информация сохраняется от 250—500 мс (зрительная) до 2 с (слуховая). Основ­ная задача блока сенсорного регистра заключается в том, чтобы пре­доставить следующему блоку возможность классифицировать по­ступающую информацию и отправить на дальнейшую переработку. Сенсорный регистр необходим нам для того, чтобы переживать мир как непрерывную целостность.

Распознаватель — это часть долговременной памяти, вынесен­ная вовне (аналогично тому, как глаз является частью мозга, выне­сенной вовне).С помощью распознавателя происходит превращение хаотично­го потока информации в организованные осмысленные единицы. В клинических наблюдениях выявлено явление «ассоциативной агно­зии», когда пациент способен воспринять изображение, но не может его опознать (видит совокупность пятен). В данном случае проис­ходит нарушение прохождения потока информации через блок рас­познавания. В ходе процесса распознавания долговременная память предоставляет в распоряжение распознавателя различные «инстру­менты». В первую очередь, это схемы познания.

Рабочая память — это блок памяти, в котором «циркулирует» информация, необходимая для осуществления текущей деятельно­сти и/или присутствующая в сознании.

Содержание рабочей памяти — это то, что человек вспоминает, думает, чувствует, делает сейчас, в данный момент времени. Кон­цепция рабочей памяти была предложена А. Бэддели и Г. Хитчем в 1974 г., придя на смену более ранней концепции кратковременной памяти Д. Нормана и Н. Во (D.Norman, W. Waugn, 1965).

Объем рабочей памяти ограничен (мы не можем выполнять слишком много дел одновременно!). Функция блока рабочей памяти заключается в том, что, во-первых, он обеспечивает нашу текущую деятельность, во-вторых, подготавливает информацию к переводу в постоянное хранилище долговременной памяти и, в-третьих, обес­печивает связь памяти в целом с другими психическими функция­ми и внешним миром.

Долговременная память — это постоянное хранилище информа­ции.

Объем долговременной памяти практически не органичен. Человек может хранить в своей памяти огромное количество знаний, навыков и личных воспомина­ний. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что забыва­ния как такового в долговременной памяти не существует. Скорее можно говорить о трудностях нахождения того или иного фрагмента йНформации.

Процедурная и декларативная память.Долговременную память подразделяют на процедурную и декларативную (Л. Сквайер, 1987).

Процедурнаяпамять — это тип памяти, не связанный с представ­лениями (условные рефлексы, явления предшествования, двига­тельные навыки). Большинство явлений, относимых к процедурно­му типу памяти, проявляют себя в движении. Феномен памяти в двигательной сфере заключается в том, что после того, как навык приобретен, мы способны восстановить его достаточно быстро, даже если длительное время не упражнялись в нем.

Декларативнаяпамять — тип памяти, связанный с представле­ниями. Она подразделяется на подсистемы семантической, эпизоди­ческой и автобиографической памяти.

Семантическая, эпизодическая и автобиографическая па­мять. Семантическая память — тип памяти, отражающий обоб­щенные знания о мире. Информация в семантической памяти хра­нится в иерархически организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений между ними. Каждому узлу соответ­ствует набор свойств, который является истинным для него самого и всех категорий нижележащего уровня. Автор концепции семанти­ческих сетей М Киллиан (М Quillian, 1969.

Э. Тульвингом (1972). Эпизодическая па­мять — тип памяти, в которой хранятся эпизоды прошлого. Имен­но ей мы обязаны переживанием прошлого, настоящего и будуще­го, так как единицами эпизодической памяти являются эпизоды, локализованные во времени. В эпизодической памяти действует принцип специфичности кодирования, который заключается в том, что доступность образа прошлого определяется совпадением «клю­чевых» элементов ситуации кодирования и извлечения. По данным Дж. Эйча(J.Eich, 1989), если испытуемые заучивали ряд слов пос­ле принятия определенной дозы алкоголя, результат воспроизведе­ния оказывался лучше после приема аналогичной дозы. Схожие данные были получены Д. Годден и А. Бэддели (1975) для аквалан­гистов, которые заучивали и воспроизводили списки слов под водой и на суше.

Автобиографическая память — тип памяти, занимающий про­межуточное положение между семантической и эпизодической па­мятью. В автобиографической памяти сохраняются личностно от­несенные события и состояния, которые определяют самоидентичность личности.

 



2018-07-06 2755 Обсуждений (0)
Интеллектуальные качества личности 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Интеллектуальные качества личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2755)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)