Понятие медиасообщения (медиамесседжа). Цели, задачи, функции и жанровое многообразие медиасообщений. Комуникативная эффективность медиатекстов.
Согласно У. Эко, медиасообщение с точки зрения семиотики представляет собой комплекс знаковых средств, построенных на основе одного или более кодов с целью передачи определенных смыслов и поддающихся интерпретации и интерпретируемых на основе этих же или др. кодов. Медиасообщение.- это традиционные тексты, а также тексты, решенные с помощью визуальных (в частности, так называемая инфографика печатных СМИ), звуковых и музыкальных коммуникативных кодов, публикуемые СМК и адресованные целевой аудитории, например, новости, документальные фильмы, официальные сообщения, пресс-релизы и др. Сообщение - информация, передаваемая в процессе коммуникации. Сообщение может обозначать любой (или всех) из трех аспектов коммуникации: · посланное сообщение, которое отражает значение, предполагаемое отправителем; · передаваемое сообщение, которое определяется в терминах используемого передающего средства; · полученное сообщение, которое характеризуется значением, как его воспринимает получатель. Ясно, что сообщение в каждом из этих случаев может быть очень различным по форме, структуре и содержанию, в зависимости от множества психологических и физических переменных. Лишь в системе конкурирующих сообщений СМК удовлетворяется потребность людей в правде. Содержаниеммедиасообщения является некое описываемое событие. Анализ содержания медиатекстов показывает, что успешный медиатекст отвечает определенным требованиям. Так, К. Джемисон и К. Кэмпбелл понимали новости как «любое сообщение о событии, которое произошло или стало достоянием гласности за предшествующие 24 часа и может иметь важные последствия». В разряд новостей, конечно, может попасть и то, что прошло давно, но информация об этом событии стала актуальной лишь в данный момент. Но какая информация является важной? К. Джемисон и К. Кэмпбелл выделяли 5 признаков значимого события. Некоторые из этих признаков могут отсутствовать у значимого события, но чем больше признаков значимости будет у события, тем выше интерес к данному событию проявляют СМК. 1. В новости должен быть главный герой. 2. Событие должно быть драматичным, содержать противоречие интересов, конфликт, даже насилие. 3. Событие должно привлекать внимание зрителя активным действием. 4. Событие должно содержать новизну и отклонение от общепринятых норм. 5. Событие должно соответствовать уже разрабатываемой СМК повестке дня, включаться в известный аудитории контекст. В ходе массовой коммуникации реципиенты получают, скорее, не отдельные сведения об отдельных событиях, а более-менее целостную «информационную картину мира». Новости же, как может предположить неискушенный зритель, слушатель, читатель, являются прямой передачей информации, где медиа выступают в посреднической роли между аудиторией и некой реальностью. Но ходе создания новостей происходит активное преобразование информации, в результате которого сообщения СМК формируют специфическую картину мира, представления о реальности у реципиентов. Р. Харрис полагает, что основным фактором в воспринимаемой реальности с помощью СМК является фактичность (factuality), или волшебное окно, т. е. вера в буквальную реальность сообщений СМИ. Эта реальность может быть передана на уровне стиля или содержания. То есть обнаруживается не вполне адекватное понимание сущности медиасообщений неискушенными реципиентами. Еще один аспект анализа медиатекстов – это возможности его адекватного понимания реципиентами. Целесообразно обратиться к прагматическим характеристикам текстов прессы - различным элементам структуры последних, порождающим феномен неадекватной интерпретации содержания сообщений. Так было обнаружено сложное явление "языковых ножниц". Смысл этого явления заключается в том, что при создании текстов массовой коммуникации коммуникаторами используются языковые средства, которые не соответствуют языковым ресурсам реципиентов, принимающих соответствующие сообщения. Читатели характеризуют незнакомые слова как "что-то плохое" или "что-то хорошее", но и хорошо известным им словам они придают различные, несовпадающие оттенки, в результате чего прочтение слова (выражения) оказывается не только разноокрашенынм, но и раз неосмысленным. Серьезным камнем преткновения на пути освоения информации может быть, в частности, использование коммуникаторами разного рода стереотипных речевых формул, которые, превращаясь в штампы сознания и не будучи осознанными, приводят к провалам в информационном поле, к потере части информации в процессе ее потребления аудиторией. В большинстве случаев стремление быть понятыми реципиентами приводит к явлению популяризациитекста. Еще одной важной проблемой медиатекстов является необходимость с помощью вербальных или визуальных средств вызывать доверие аудитории. Для этого применяют топос. Топос — это положение, которое разделяет как коммуникатор (автор текста), так и аудитория. Риторические доводы бывают психологическими, иллюстративными, объяснительными, образными, оценочными и ссылками на авторитеты. Назначение риторических аргументов состоит в том, чтобы прояснить для аудитории замысел оратора, сделать тезис говорящего достоянием слушателей. Поэтому их отбор и интерпретация полностью зависят от характера аудитории, ситуации и задачи речи. В целом можно сказать, что риторические аргументы должны дополнять и развивать логические аргументы, делать их более понятными и воспринимаемыми аудиторией. Риторические аргументы, которые имеют своей целью ввести аудиторию в заблуждение, называютсясофизмами. Сложные отношения медиатекста и реципиента порождают потребность медиаанализатекстов с целью выявления их возможной эффективности в коммуникации. Виды анализа медиатекстов: · Контент-анализ (качественно-количественный сравнительный метод анализа текстов); · Семиотический анализ - анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный анализ тесно связан с иконографическим анализом; · Эстетический анализ; · Иконографический анализ - анализ визуальных элементов медиатекстов; · Культивационный анализ – анализ содержания медиатекстов с опорой на исследование социокультурного контекста и исследования масс-медиа. Критериями эффективности медиатекстов может быть достижение целей коммуникации и их помощью. При этом необходимо определить, насколько привлек внимание, был понят целевой аудиторией, хорошо запомнился данный текст, породил ли он запланированные психические и поведенческие эффекты Критерием эффективности медиатекста может быть также интенсивная обратная свять (+ или -) от реципиентов, «вписанность» текста в культурный, социальный контекст.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2046)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |