Система деонтологических принципов и норм в работе журналиста. Идеалы журналистики. Корреляция личных интересов и общественных обязанностей в журналистской деятельности.
По мере развития журналистики и повышения ее роли в жизни общества, в связи с ростом аудитории, расширением и углублением интересов и запросов в самых разных областях массовой информации неуклонно растут требования к работникам СМИ. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о профессиональной подготовленности и самоотдаче журналиста и мере выполнения им обязанностей перед обществом, о самокритичном анализе своей деятельности в условиях постоянного и возрастающего дефицита времени и изменяющихся требований к журналистике. Именно поэтому, завершая первичное знакомство с журналистикой и ее общими законами, важно перевести изложение из объективно-закономерностного плана в субъективно-личностный. Ведь знание законов, - можно сказать, всего лишь «полдела». Профессионалу важно постоянно размышлять над тем, в чем его долг перед обществом и насколько эффективно он его исполняет. В практической деятельности неизбежно возникает (явный или скрытый) вопрос о характере ответственности журналиста перед собой, редакцией, корпорацией журналистов, всем обществом. И мере выполнения долга. Проблема ответственности за выполнение долга описывается системой деонтологических принципов и норм. Деонтология (греч. deon - «должное» + logos - «учение») - система представлений, характеризующая профессиональный долг журналиста (как в других областях - медика, юриста, бизнесмена, служителя правопорядка и т.д., - где профессиональная деятельность связана с широким общением с людьми) по всему спектру его свойств, проявляющихся в творческой деятельности. Само вступление в журналистский корпус предполагает, что он принимает на себя широчайший круг обязанностей. Основой при этом является сознание своего долга перед обществом за максимально эффективное участие в информационном «обслуживании» аудитории, основанном на всей системе требований к современным СМИ. Деонтологической нормой поэтому является ясное самосознание журналиста, что проявляется в самокритичной оценке всех «составляющих» его личности как профессионала, направленной на всестороннее самосовершенствование, начиная со склонностей и способностей и кончая формированием своего личностно-профессионального имиджа. Нет ничего такого в облике и поведении журналиста, что не требует деонтологического анализа и принятия решений. Даже такие «мелочи» как манера одеваться, говорить, общаться с окружающими и т.д., поскольку они отражаются на характере и мере выполнения профессионального долга, требуют деонтологической самооценки и в необходимых случаях «исправления». Главное же - принципиальное - требование деонтологии касается формирования такой социальной позиции и такой ее реализации, чтобы творческая деятельность способствовала социальному прогрессу в рамках гуманистической направленности и, на этой базе, консолидации общества. Выработка гуманистической ориентации в том или ином ее варианте требует от журналиста активности в познавательной сфере. Его долг - знакомиться с различными социальными концепциями и ответственно выбирать и формировать свой взгляд на нужды общественного развития и пути достижения «желаемого будущего». А все это связано с совершенствованием и развитием тех личностных качеств (интеллектуальных, волевых, нравственных и др.), которые обеспечивали бы успех деятельности. Разумеется, то же касается общегуманитарных и специальных знаний, составляющих «знаньевую» основу и поддержку творческой деятельности. Деонтологической нормой является также анализ собственного опыта журналистской деятельности, равно как и деятельности журналистов других СМИ в перспективе совершенствования творческих навыков и умений по реализации осознанной социальной позиции. Деонтологические нормы и принципы живут не только в сознании журналистов и трудах ученых, но и фиксируются во многих документах - различного рода кодексах, актах, хартиях (кстати, кодекс чести рыцарей возник в XII веке, позднее - кодексы офицеров, медиков, юристов, ремесленников, купцов, в наше время - практически во всех сферах общественной деятельности). В силу различий профессиональных ролей (редакторов, владельцев, репортеров и т.д.) и социальных позиций различных СМИ таких документов разработано множество. Но при всех различиях существуют и должны поддерживаться всем журналистским сообществом основные деонтологические заповеди. Чем большей свободой действий (социально-творческой, юридической, экономической) располагает журналистика, редакционные коллективы, отдельные журналисты, тем выше их мера ответственности за характер и последствия использования свободы. Не случайна закономерность: чем больше свободы, тем больше возможностей влиять на жизнь общества, а это неизбежно порождает вопрос (общества по отношению к журналистике и отдельным СМИ, редакции - к журналистам, журналистов - к самим себе): правильно ли, в нужном ли направленииона использована? Не злоупотребляет ли он свободой деятельности и тем более не нарушает ли ее требований? Для журналистики и журналиста ответственность носит как объективный, так и субъективный характер. С объективной стороны - это совокупность требований, которые следует реализовать в соответствии с общественно-исторической необходимостью, с независящими от воли человека законами действительности. С субъективной - это понимание и готовность принять на себя журналистикой и журналистом совокупность обязанностей, предписываемых законодательством, этическими кодексами, программами партий, в которых журналист состоит, направлением и информационной политикой СМИ, сотрудником которого он является.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |