Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние телевидения на развитие детей



2018-07-06 597 Обсуждений (0)
Влияние телевидения на развитие детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Влияние телевидения на развитие детей проявляется по следующим направлениям:
– общее психическое развитие (развитие познавательных процессов, моторное, развитие речи и т.п.);
– формирование интересов и склонностей;
– заимствование образцов и моделей поведения и воплощаемых в них систем ценностей, взглядов.

Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим?

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя?

Как сделать мир информации необходимым для современного школьника?

Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна?

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.

Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Зачастую родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердят: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что еще не знает. Малыши-первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанной и непонятной им информации, в мир знаний. В этот мир войти помогают и родители, и воспитатели сообща только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательности системно и ответственно.

Однако можно наблюдать довольно грустную картину: дети задают вопросы, ждут ответа, а взрослый, который призван помочь им найти ответ, отмахивается от них, злится, не считает это для себя важным делом. И постепенно интерес гаснет, дети уже не задают вопросы, только отвечают на них, при этом делают это без огонька, без задора, без радости.

➨ Проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных проблем педагогики. Однако в последнее время эти вопросы рассматриваются однобоко, исключительно с точки зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности. Однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельности ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

✏ Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемый взрослыми процесс познания способствует тому, что ребенок стремится приобретать знания не только с помощью взрослого, но и самостоятельно.

Иногда же сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое вообще. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе, продолжается на всех этапах взросления школьника.

В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Ведущая роль в формировании информационной культуры личности, возложена на образовательные учреждения.

Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов, в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере, способны оказывать ежедневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке.

В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин.

На практике, как показывает проведенный анализ, навыки работы с информацией формируются преимущественно в ходе изучения трех учебных дисциплин: русского языка, литературы и информатики, а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.

Вместе с тем, высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с формированием информационной культуры личности и включающей не только широкий спектр профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в неотвратимости вступления человечества в информационное общество и общество знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.

Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

✏ Особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, воспользоваться информацией с толком и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых ин­формационных и документальных массивов. То, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, - ничтожно мало, если бессистемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все случайно попадающееся на глаза. Но и это малое может стать очень многим, если информация, которую получает школьник, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.

Интересную мысль высказал академик Сергей Иванович Вавилов, говоря об информации: «… современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».

21. Взаимоотношения губернской власти и прессы в Рязанской губернии в XIX- начале XX вв.

Вторая половина XIX в. отмечена становлением провинциальной печати России. Реформы 1860-х гг. привели к развитию российской экономики, сети железных дорог, телефонной и телеграфной сетей, способствовали появлению частной инициативы в журналистике. Первыми центрами провинциальной периодики стали Казань, Астрахань, Тбилиси, Одесса[1] . В середине века частная инициатива в издательском деле в провинции пыталась реализоваться в изданиях, подобных столичным энциклопедическим журналам. Первая такая попытка в Рязанской губернии относится к 1859 г. В Государственном архиве Рязанской области хранится прошение инспектора Рязанской врачебной управы Августа Федоровича Дюзинга о цензурировании его предполагаемого учено-литературного журнала «Семейные листки» цензором неофициальной части губернских ведомостей. В министерстве народного просвещения ему было рекомендовано проходить цензуру в Московском цензурном комитете. В разрешении на издательство журнала рекомендовалось «уделять из годового прихода подписной на журнал суммы по 5% в пользу детей, оставшихся после убитых в минувшую отечественную войну воинов и других сирот, на их воспитание»[2] . О дальнейшей судьбе журнала нам ничего не известно. Как бы то ни было, это была первая и единственная попытка создать в губернии толстый журнал. Частное издание появилось в Рязани только через 30 лет. В это время изменение социального ландшафта выдвигало на первый план оперативно действующую газету.

Основным изданием региона были «Рязанские губернские ведомости», которые к началу 1880-х годов прошли долгий путь развития: в рамках правительственной программы были намечены ведущие темы издания и сформированы основные рубрики. Большое внимание редакция на всем протяжении существования обращала на краеведение. В конце 1883 г. редакция во главе с В.П. Григорьевым, чтобы разнообразить содержание неофициальной части «РГВ», обратилась к местной истории. С 1 по 22 октября в газете публиковались «Извлечения из материалов для истории г. Зарайска XVI-XVIII столетий, сообщенных редакции губернских ведомостей Н.А. Найденовым»

С публикации «Архива бумаг XVII в., хранящихся в Архиве Рязанского губернского правления» (7 января – 8 февраля 1884 г.) началось сотрудничество с энтомологом, журналистом и историком А.В. Селивановым, который в дальнейшем регулярно публиковал отчеты с проводимых в Касимове и Старой Рязани раскопок, печатал тексты древних документов. Ставший редактором в 1890 г., Селиванов – единственный из редакторов неофициальной части губернских ведомостей, кто сумел использовать потенциал издания и наработки предшественников, при котором «Рязанские губернские ведомости» вышли на пик развития.

1880-е годы стали определяющими в судьбе Селиванова. С 1883 по 1887 гг. Селиванов был редактором «Календаря Рязанской губернии». В 1884 г. по его инициативе была создана Рязанская ученая архивная комиссия (далее РУАК). Активное сотрудничество Селиванова с губернскими ведомостями с 1884 г. практически превратило официальное издание в приложение к Трудам РУАК (прил. 8), а тогдашнему редактору неофициальной части Кожину нечем было уравновесить большое количество публикаций археологического характера.

С 1890 г. Селиванов официально становится во главе губернских ведомостей. Рассказывая о желании превратить неофициальный отдел в по-настоящему местный орган, Селиванов кратко характеризует весь период развития ведомостей до него: «Забываются местные выдающиеся явления, оставляются без всякого внимания потребности местного населения и губернские ведомости утрачивают свой местный характер»[8] . Объясняет он это тем, что газетный рынок пореформенной России предоставляет провинциальному читателю возможность за умеренную плату знакомиться с любым периодическим изданием, и «неофициальная часть губернских ведомостей, не будучи в состоянии конкурировать с ежедневными органами общей прессы, должна была утратить всякое значение».

Новый редактор видел средство исполнения поставленной задачи в максимальном приближении программы неофициальной части к заявленной в положении 1837 г., которая «долженствовала обнимать собою все проявления местной жизни»[9] и обеспечивала местный характер издания. Перед нами – совершенно иной от принятого взгляд на официальную программу ведомостей – не как ограничительной рамки, но как путеводителя по местной жизни. При этом Селиванов опирался на частое обращение к сведениям историческим, этнографическим, топографическим и проч., которые собирали и анализировали члены РУАК. 23 февраля рязанский губернатор Д.П. Кладищев просил ГУДП расширить программу «РГВ» за счет перепечаток из официальных газет, политических известий и руководящих статей. Также в газете при новом редакторе предполагалось помещать перепечатки из неофициальных изданий и оригинальные статьи по вопросам внутренней и внешней политики. Губернатор указывал, что «издание губернских ведомостей по расширению программы вполне окупится количеством добровольных подписчиков из местного населения, интересам которого главным образом и будет посвящена эта часть губернских ведомостей»[10] . ГУДП разрешило расширить программу, но запретило использование оригинальных статей.

С июля 1890 г. Селиванов пытается отойти от привычной структуры губернских ведомостей, выделив неофициальную часть в самостоятельное издание малого формата. Помимо изменения формата появилось новшество в дизайне газеты – отбивка, делящая полосу посередине – вверху печатались новости, корреспонденции, отчеты членов РУАК, а в «подвале» - разнообразные статьи, представляющие интерес для читателя: исторического характера, научные сведения, литературные произведения, которые до Селиванова в губернских ведомостях не публиковались. Авторами выступали местные жители, но практиковалась и перепечатка интересных сообщений из центральной прессы. Сфера внимания издания расширялась, можно сказать, в хронологическом и пространственном отношении.

Среди достижений Селиванова – укрепление местной корреспондентской сети и начало стабильного освещения культурной жизни губернии – рецензии и анонсы концертов и театральных спектаклей. Начиная с 1890 г. театральная хроника становится постоянной рубрикой. С начала самостоятельного издания неофициальной части театральная хроника прочно вошла в состав рубрики «Местные известия».

По сравнению со временем редакторства Смирнова губернские ведомости начала 1890-х годов выглядели несколько однобоко, и вызвано это было увлечением редактора. Как активный деятель РУАК, Селиванов отдавал предпочтение историческим материалам, подготовленным его коллегами по архивной комиссии. Большинство исторических исследований членов РУАК, появившиеся на страницах губернских ведомостей, дублировали публикации в «Трудах Рязанской архивной ученой комиссии», что приводит к выводу, что Селиванов использовал губернские ведомости для популяризации научной деятельности, мечтал пробудить в народе интерес к истории края, народа и всей страны.

К сожалению, запала нового редактора хватило ненадолго. Уже с начала 1892 г. неофициальная часть стала выходить нерегулярно, часто – раз в неделю, представляя собой сдвоенные номера. Количество местного материала стало уменьшаться. С августа 1892 г. Селиванов практически не занимается газетой – вместо него должность редактора исполняет чиновник Кожин. В 1893 г. Селиванов в связи с переменами по службе уезжает в Сибирь. С его отъездом начался новый период упадка губернских ведомостей. Неофициальная часть вернулась к испытанной модели: криминальная хроника – справочные сведения – частные объявления. Кризис провинциальной официальной печати наблюдался повсеместно.

В период первой русской революции 1905-1907 гг. губернские ведомости публиковали в основном воззвания нового губернатора В.А. Левашова. Губернатор оперативно реагировал на события в губернии и всячески подчеркивал, что не остановится ни перед чем, чтобы установить порядок во вверенной ему «старорусской, исконно преданной Престолу и отечеству губернии»[11] .

Из немногих сотрудников губернских ведомостей начала ХХ века можно отметить земского врача из поселка Тума В.П. Клевезаля (1874-?). Он подготовил 6 статей о состоянии губернской санитарии и противоэпидемических мерах (прил. 8).

Редакция печатала проповеди священника Рязанской Николо-Ямской церкви Герасима Славина. Впервые его статья «Слово в день св. мучеников Флора и Лавра» была опубликована в 1885 г. За последующие годы его статьи, приуроченные к церковным праздникам, появлялись в ведомостях еще 43 раза, последняя – «О милостивом приглашении самим Господом Спасителем нашим каждого из нас на вечное блаженство в царстве небесном» 12 июля 1908 г. Средний объем его выступлений составлял две колонки (приблизительно 240 строк). Религиозная публицистика Славина отличалась полным невниманием к современным ему событиям; речь шла исключительно о смысле описываемого праздника с привлечением цитат из Евангелия.

Более актуальным был цикл его статей о раскольниках («О крещении раскольников», «Все раскольники должны ли называть себя христианами», «Три беседы с раскольниками в Ямском храме г. Рязани»[12] ). Проблема раскола всегда остро стояла в Рязанской губернии, но освещать действия церкви в борьбе с ним было задачей местного журнала «Миссионерский сборник». Губернские ведомости иногда перепечатывали его сообщения, более напоминавшие современные милицейские сводки. Только в начале 1903 г. духовный автор позволил себе полемически заостренное высказывание, что «никакой порядок, никакое уравнение взаимных прав не сделает людей счастливыми, если не изменятся самые люди, а изменить людей, их характеры, их жизнь может только истинное христианское благочестие»[13] . В условиях революционной ситуации внимание со стороны редакции к проповедям со страниц светского издания при наличии епархиального журнала подчеркивало консервативный характер официального печатного органа.

Губернские ведомости, став в большинстве российских регионов первым периодическим изданием, насчитывают самый длительный период существования из всех периодических изданий. За это время «РГВ» имели два периода расцвета общей продолжительностью 7 лет. Большую часть времени своего существования неофициальная часть губернских ведомостей представляла издание, нестабильное по содержательной структуре, консервативное по духу, практически не обращающееся к актуальным вопросам.

Но губернские ведомости впервые предложили массовому провинциальному читателю источник местной информации, предоставили возможность делиться своими наблюдениями, создали сеть местных корреспондентов, многие из которых не имели опыта сотрудничества со столичными изданиями, а главное – подали пример провинциального издания. Это видно при сравнении губернских ведомостей с другими провинциальными изданиями, в первую очередь – с епархиальными ведомостями, чья структура и целевое назначение свидетельствуют, что их модель строилась на основе модели губернских ведомостей.

Модель епархиальных ведомостей была предложена в 1853 г. архиепископом Херсонским Иннокентием и была утверждена Синодом в 1859 г.[14] Новое издание создавалось для оперативного распространения узаконений церковных властей, оно также должно было помогать церкви в борьбе с расколом[15] . Епархиальные ведомости не только доводили информацию Синода в самые отдаленные уголки патриархии, но и сами играли роль миссионеров, формируя общественное мнение паствы.

Епархиальные ведомости начали издаваться в некоторых городах: Ярославле, Херсоне, Одессе. В дальнейшем количество епархий, обретших свой печатный орган, увеличивалось[16] . Расширение сети епархиальных ведомостей зависела от активности местных епархиальных деятелей в большей степени, чем от приближенности к центру (в Иркутске такое издание появилось раньше, чем, например, в Твери).

Структура епархиальных ведомостей предусматривала два отдела: официальный – для опубликования распоряжений Синода и местной епархиальной власти – и неофициальный, который содержал статьи назидательного содержания, проповеди, отрывки из церковных книг, сведения исторического, биографического и библиографического характера. Неофициальный отдел, так же как и в губернских ведомостях, вначале назывался «Прибавлениями» и не сразу вошел в состав ведомостей: в Рязани это произошло в 1889 г.

В епархии Рязанской и Зарайской епархиальные ведомости появились в 1865 г. Они выходили до 1917 г., два раза в месяц. Инициатором издания епархиальных ведомостей в Рязанской губернии стал секретарь семинарского правления священник Николай Федорович Глебов. Причину возникновения этого типа издания сотрудник «Рязанских епархиальных ведомостей» (далее – «РЕВ») А.Ф. Карашев, анализируя весь период существования журнала, видел в самой эпохе реформ Александра II: «Стала ощущаться среди духовенства потребность в таком печатном органе, на страницах которого можно бы было возбуждать и посильно решать жизненные насущные вопросы не только своего ведомства вообще <…>, но и своей епархии в частности, такого органа, который соответствовал бы губернским ведомостям»[17] .

Еще до получения благословения на редактирование нового издания Глебов был вынужден отказаться по семейным обстоятельствам от места редактора, и семинарское правление выдвинуло кандидатуры профессора Дмитрия Правдина и учителя Николая Малинина, которые предоставили в Консисторию проект программы и некоторые требования, как то: сделать подписку на епархиальные ведомости обязательною для каждой церкви в одном экземпляре и своевременно доставлять официальные сведения в редакцию. Будущие редакторы имели полное право волноваться по поводу обязательной подписки: она не была утверждена в Подольской епархии, и эти сведения были отдельно указаны в резолюции преосвященного Иринарха на прошении Глебова. Однако Священный Синод на заседании 27 марта 1865 г. одобрил обязательную подписку и разрешил издание епархиальных ведомостей с сентября 1865 г., отдельно указав, чтобы «сведения о расколе и народных предрассудках не были помещаемы в ведомостях»[18] , как планировалось.

В первый год издания епархиальные ведомости печатались в количестве 1000 экз.[19] К 1912 г. тираж увеличился на 150 экз. Увеличилась и сумма подписки: с 5 руб. до 5,50 руб. без пересылки, 6 руб. – с пересылкой.

С 1 сентября 1867 г. в течение 20 лет «РЕВ» издавались при духовной консистории. Во главе их встали протоиереи Лука Воскресенский и Харлампий Романский. В первом же номере они попытались организовать обратную связь с подписчиками: «Связь духовенства нашей епархии с изданием епархиального органа за последний год выражена слабо: три, четыре небольшие статейки местных священников. Мы усердно приглашаем священнослужителей принять участие в нашем издании посильными трудами»[20] . Однако инициатива успехом не увенчалась. Другое нововведение Воскресенского и Романского касалось расширения официального раздела, но неудачи с наполнением отдела неофициального привело к уменьшению формата: переход с 1/8 на 1/16 долю листа.

Неофициальный отдел вошел в состав «РЕВ» в 1889 г. В это время с редакцией начали активно сотрудничать преподаватели духовной семинарии, которым удалось разнообразить содержание отдела, сделать его интересным для читателей. Широко печатались историко-статистические статьи, появлялись корреспонденции из сел губернии.

В 1896-1911 г. журнал издавался при Братстве св. Василия, святителя Рязанского. На рубеже веков местная информация все реже появлялась на страницах «РЕВ». Местные жители были неудовлетворены подачей журналистского материала, другие периодические органы критиковали издание: «<духовенство> находит в “Рязанских епархиальных ведомостях” про жизнь христиан в Сирии, Турции и Франции, но не находит про жизнь местных прихожан, про приходы и проч.»; «Наши епархиальные ведомости – это чиновничий, сухой перечень назначений, перемещений и увольнений, подобный которому можно встретить в любом полицейском листке <…> Это совершенно мертвый орган печати, далекий от каких-либо живых вопросов. Это – орган, совершенно не оправдывающий своего назначения…»; «Как будто в жизни духовенства только и есть, что рукоположения и посвящения в стихари, выдача просительных книг и изъявления благодарностей… <«РЕВ»> от всего в стороне. В стороне и от жизни. И для жизни они не нужны»[21] .

«РЕВ» старались остаться в стороне от политических событий. В 1916 г. редакция отказалась от публикаций сообщений внутренней хроники, поскольку «освещение таких событий <…> должно неизбежно носить окраску той или другой политической партии»[22] . Содержание журнала формировалось перепечатками из других изданий. А.Ф. Карашев – современник этих событий – не видел в этом недостатка. По его мнению, статьи других изданий могли способствовать просвещению и вполне соответствовали программе. Другая причина обращения к чужим публикациям – возможность не выплачивать за них гонорар, что было выгодно редакции с финансовой точки зрения.

Епархиальные ведомости активно использовали опыт издания губернских ведомостей, но, появившись в иное время, представляли уже другой тип периодической печати – журнальный. Помимо «РЕВ» в Рязанской губернии существовал также «Миссионерский сборник» - журнал Братства св. Василия, издаваемый с 1891 г. под редакторством Х. Романского и П. Смирнова. Инициатива открытия «Сборника» принадлежит архиепископу Рязанскому и Зарайскому Феоктисту Попову, бывшему редактору журнала «Руководство для сельских пастырей» (1860-1868 гг.) при Киевской семинарии, также основавшему «Симбирские епархиальные ведомости» в 1876 г. Сборник издавался в качестве прибавления к «РЕВ», вначале выходил 6 раз в год, с 1909 г. до закрытия в 1918 г. – ежемесячно.

Помимо газет и журналов в провинции XIX века появились другие периодические издания – труды ученых обществ[23] , памятные книжки, адрес-календари. Они выходили раз в месяц, раз в квартал, раз в полгода – в зависимости от возможностей издателей. Памятные книжки и адрес-календари издавались почти каждый год (прил. 3) и, по крайней мере, в Рязанской губернии, содержали статистические сведения о губернии и списки чиновников, напоминая современные «желтые страницы». Само появление памятных книжек, по мнению составителей сводного каталога-репертуара «Памятные книжки губерний и областей Рязанской империи» Н.М. Балацкой и А.И. Раздорского, связано с созданием губернским статистическим комитетом и редакций губернских ведомостей[24] .

К концу XIX века система провинциальной периодической печати сформировалась. Губернские и епархиальные ведомости представляли собой ее основные элементы. Это официальные издания, основной целью которых было формирование общественного мнения в нужном для правительства направлении и одновременно облегчение делопроизводства на местах. Структура изданий была подчинена этой цели, а цензурные постановления регулировали их содержательно-тематическую концепцию. Ведомости получили широкое распространение и имели ряд льгот: обязательную подписку, освобождение от предварительной цензуры. Другим важным элементом системы печати к этому времени являлись частные литературно-общественные газеты. В систему провинциальной печати помимо губернских и епархиальных ведомостей, частных газет входили также журналы и труды разнообразных обществ, памятные книжки и др.

Губернские ведомости проигрывали в конкурентной борьбе с частной печатью, уступая главенствующее место на местном рынке периодических изданий. Это было связано с проблемами самого типа губернских ведомостей, на которое огромное влияние имела утвержденная еще в 1830-х годах программа. Современный исследователь Ф.В. Лавриков суммирует: «Неповоротливый, закованный в рамки традиции тип “Губернских ведомостей” не мог конкурировать с ежедневными газетами»[25] . Первые провинциальные издания не поспевали за ходом времени, и теряли подписчиков в условиях растущего оппозиционного отношения общества к государству[26] .

Несмотря на определенные недостатки, свойственные губернским ведомостям из-за регламентации программы, в соответствии с которой они издавались, нельзя недооценивать значение этого периодического органа для российской провинции. Губернские ведомости содержали множество практической и справочной информации, хоть и избегали обсуждения насущных вопросов. Статья о борьбе со спорыньей, заметка о том, как лечить собачье бешенство, описание грозы в далекой деревне не могли нести оппозиционный запал или ставить неудобные правительству вопросы, но предоставляли читателю сведения, которые могли пригодиться в жизни.

Просветительскую функцию периодической печати выполняли публикации по истории, географии и т.д. Но они носили описательный характер, так как были призваны ознакомить читателя с особенностями края, что ни в коей мере нельзя считать недостатком: это помогало самоидентификации провинции. «Рязанские губернские ведомости» и «Рязанские епархиальные ведомости» содержат, безусловно, ценнейшую информацию по истории края.

Исследователь Е.Е. Шурупова подчеркивает, что «опыт краеведческих публикаций в “Губернских ведомостях” сыграл значительную роль не только в институциональном, но и в научно-теоретическом оформлении местной истории как отрасли исторических знаний. Исполняя подобные функции, газета не только способствовала развитию устойчивого общественного интереса к изучению родного края и знакомила местных авторов с работами друг друга, помогая тем самым созданию инфраструктуры общественной науки, но и задавала направления исследованиям, публикуя программы центральных научных обществ и губернского статкомитета; пыталась направить интерес к местной истории в русло научных изысканий; определять качественный уровень работ при отборе материала для публикации»[27] . Став первым печатным изданием губернии, ведомости заложили основу информационным требованиям провинциального читателя и способствовали росту самосознания провинциального жителя.

§ 2. Частная газета Н.Д. Малашкина

Первая попытка издавать частную газету в губернском центре относится к 1882 г. Сын священника с. Ялмонти Егорьевского уезда личный дворянин Петр Петрович Орлов, 35 лет, служащий Рязанской контрольной палаты (до этого – учитель русского и церковнославянского языков в Рязанской духовной семинарии), представил проект «Рязанского вестника»[28] . Программа газеты включала 10 пунктов, из которых подробно был проработан первый, самый важный пункт – статьи и обозрения по вопросам местной промышленности, земской жизни и городского самоуправления. Программа также включала административные распоряжения, судебную хронику, столичные и провинциальные новости, краткие заграничные известия. О влиянии опыта губернских ведомостей говорило включение в проектируемую газету этнографических и статистических сведений. Орлов предусматривал появление в ней корреспонденций из уездов и хроникерских заметок из жизни губернского города. Читателей предполагалось знакомить с литературными произведениями, освещением театральной жизни Рязани. Также отводилось место для телеграмм и частных объявлений. Газета должна была выходить три раза в неделю, годовая подписка составляла 6 руб. с пересылкой, а печатать издание должна была типография В.П. Звукова. Выход первого номера «Рязанского вестника» намечался на 15 ноября 1882 г.

Ход дела застопорился из-за отсутствия в прошении документов об окончании будущим редактором-издателем учебного заведения, а также свидетельств, подтверждающих его журналистский опыт. Формулярный список о службе был тут же отправлен в ГУДП, но в нем не содержалось никаких данных о сотрудничестве Орлова с печатью, а окончания курса в духовной семинарии было признано недостаточным для выпуска собственного издания. Ходатайство Орлова не было удовлетворено. По этому поводу историк П.А. Трибунский делает общий вывод: «Политика самодержавия в вопросах периодической печати создала непреодолимые препятствия для организации газет и журналов людьми, не имевшими журналистского опыта и достаточного образования»[29] . Вывод тенденциозен, поскольку неопытный и необразованный человек мог не довести до конца начатое дело, а от этого пострадали бы подписчики. «Непреодолимые препятствия» являются вполне закономерным решением.

В 1891 г. было несколько попыток издавать газету в Рязани. Потомственный дворянин Александр Михайлович Янчуров собирался выпускать с 1 января 1892 г. ежедневную общественную газету «Рязанский листок»[30] . Программа издания включала руководящие статьи по общественно значимым вопросам, местную хронику, обозрение печати, театральные рецензии, биржевые сведения и отчеты Рязанского конного бегового общества (спортивный отдел). Янчуров предлагал большинство отделов цензурировать в Московском цензурном комитете, притом что «Хроника местной жизни», «Распоряжения местной администрации», «Биржевые сведения» и объявления проходили бы цензуру в Рязани. Прошение было отклонено, так как Янчуров не представил необходимые документы об образовании и литературной деятельности.

Л.Н. Павленков отмечал, что по сравнению с предыдущими годами в 1891 г. выросло количество периодических изданий в провинциальных городах[31] . В Рязанской губернии в этом году было четыре прошения об издании печатного органа[32] , но удовлетворено было только одно – преподавателя Рязанской прогимназии Николая Дмитриевича Малашкина на издание газеты «Рязанский справочный листок»[33] . Конечно, и отсутствие опыта, и возраст, и образованность могли оказаться решающим фактором при отказе в издании. Но значительна при этом роль и самой программы. Проект, предложенный Малашкиным, не представлял идеологической опасности и был выгоден с точки зрения размещения в нем прикладной, справочной информации, в которой нуждался губернский центр в условиях развивающегося капитализма.

Современные рязанские журналисты часто называют Николая Дмитриевича Малашкина основателем рязанской прессы. В таком мнении есть доля истины – впервые в Рязанской губернии именно газета Малашкина обратилась к актуальным вопросам жизни, позволила себе полемику и начала активно публиковать литературные произведения.

Николай Дмитриевич Малашкин родился 9 ноября 1841 г. в семье владельца суконной фабрики Дмитрия Даниловича Малашкина и его жены Пелагеи Гавриловны, живших в селе Казарь Рязанского уезда[34] . Николай был старшим сыном в семье[35] , и поэтому после окончания Московского коммерческого училища и естественного факультета Московского университета некоторое время помогал отцу управляться с делами, занимал должность директора зеркальной фабрики Беклемишева. С 1881 г. Малашкин преподавал математику и географию в Рязанской прогимназии. Он занимался музыкой, рисованием, сочинительством. Его былина «Весна-красна» положена на музыку композитором Ц.И. Кюи. Но помимо всех указанных талантов Малашкин был выдающимся педагогом. Он выступил инициатором создания при Рязанской прогимназии начального училища, в 1905 г. ста



2018-07-06 597 Обсуждений (0)
Влияние телевидения на развитие детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние телевидения на развитие детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (597)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)