Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы изучения медиатекстов



2018-07-06 586 Обсуждений (0)
Методы изучения медиатекстов 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время для изучения медиатекстов используются все методы текстовой обработки: от традиционных методов системного и контент-анализа до анализа социолингвистического, дискурсивного и культурологического.

Наиболее эффективными и распространенными считаются методы лингвистического анализа, которые позволяют выявить базовые свойства и характеристики текста на различных языковых уровнях: лексическом, синтагматическом (сочетае6мость), стилистическом (использование тропов и др. стилистических приемов), социолингвистическом. Здесь особенно важен метод сплошного текстологического анализа, позволяющий выявить закономерности построения текстов МИ на синтагматическом и стилистическом уровнях. Например, синтагматический рисунок новостей (сообщение) опирается в основном на глагольные словосочетания, а атрибутивные словосочетания более распространены в публицистике, информаналитике и рекламе.

Большое значение имеет стилистический анализ, цель которого состоит в выявлении различных стилистических приемов и определении их роли с точки зрения реализации общей коммуникативной перспективы медиатекста. Тексты изобилуют тропами, сравнениями, метафорами и пргочими стилистическими приемами, которые используются для оказания воздействия на аудиторию. Часто встречаются стертые метафоры «очаг войны», «горячая точка», «информационный взрыв», «экономические рычаги» и т.д.

Социологический метод контент-анализа иначе называется анализом содержания (англ. Content -содержание). Метод основан на статистическом подсчете специально выбранных единиц текста и предоставляет исследователю самый широкий спектр возможностей. Высокий потенциал анализа обусловлен тем, что в роли единиц подсчета может выступать практически любой компонент текста МИ: как вербальный - слово, словосочетание, имена политических де6ятелей и т.д., так и относящийся к медиаряду (повторяющиеся образы, аудио- и видеофрагменты). Такой подход позволит исследователю составить адекватное представление о социальной реальности, представляемой средствами МИ. Метод контент-анализа позволяет определить, например, частотные единицы тематически связанной лексики, устойчивые коллокации, наиболее распространенные способы ссылки на источник информации, приоритетные топики новостных текстов и т.д.

Метод дискурсивного анализа не ограничивается только рамками языка. Он изучает все содержание коммуникации: кто общается, с кем, почему, в каком социальном статусе и общественно-политической ситуации, посредством каких каналов и т.д. Другими словами, этот метод останавливает внимание не только на формальных признаках, но, что важно, на целом ряде экстралингвистических факторов текста. При дискурсивном анализе каждый конкретный текст рассматривается сквозь призму общественно-идеологических связей, с учетом социальных интересов и политических взглядов участников массовой коммуникации. Конечная цель состоит в том, чтобы выявить и описать обычно скрытые для массовой аудитории связи между язык5ом, властью и идеологией.

Метод критической лингвистики - относительно новое направление в языкознании, возникшее в конце прошлого века. Цель метода критической лингвистики состоит в обнаружении и изучении идеологически окрашенных компонентов текста. При этом особое внимание уделяется именно анализу текстов массовой информации как текстов по природе своей глубоко идеалогизированных.

Изучение текстов в рамках когнитивной лингвистики основной задачей имеет выявление соотношений различных языковых процессов с когнитивными способами обработки информации. Важнейшим объектом исследования в когнитивной лингвистике выступает концепт. Концепты - это ментальные сущности, которые имеют название в языке и отражают культурно-национальное представление человека о мире. Проблемы мультикультурного общества, иммиграция, религиозные конфликты, отношение к окружающей среде, гендерная проблематика - когнитивный анализ этих постоянно освещаемых СМИ тем позволяет понять, как складывается общая информационная картина мира, в чем проявляется национально-культурная специфика медиаландшафтов конкретных стран.

Когнитивный подход позволяет также ответить на вопрос о способах взаимодействия между реальной действительностью и и ее медийной репрезентацией. Существует три основных типа медиапрезентаций: отражение, реконструкция, миф. Отражение предполагает наиболее точное6 , максимально приближенное к реальности воспроизведение событий. Примергом могут служить новостные медиатексты, в которых объективно и достоверно освещаются те или иные события и факты. Реконструкция допускает большую свободу интерпретации со стороны СМИ. Поэтому отличительным признаком медиареконструкции считается присутствие аналитически комментирующей и идеологически оценочной части.

Миф представляет собой целенаправленно созданный, часто весьма отдаленный от реальной действительности, образ события. Известны случаи, когда средства МИ сообщали о событиях, не имевших места в действительности, пргосто для того, чтобы спровоцировать определенную реакцию со стороны аудитории.

Метод лингвокультурологического анализа основан на появившейся в 90-х годах концепции лингвокультуры, которая отражает неразрывную связь между национальным языком и культурой, подчеркивая их неразрывное единство и целостность. Значен6ие лингвокультурологического метода очевидно, поскольку весь корпус медиаречи является важнейшим компонентом современной культуры. Медиатекста насыщены культурозначимой информацией , в них фиксируются и отражаются как общие, так и специфические особенности функционирования национальных культур. Говоря о культурообусловленных элементах текста, исследователи имеют в виду широкий круг единиц: от слов, обозначающих реалии (Кремль, Белый дом, Биг-Бен, Би-Би-Си), терминов культуроспецифической и безэквивалентной лексики (дача, гласность, челноки) до заимствований и вкрапления в текст иностранных слов и выражений.

Метод культурологический является логическим продолжение предыдущего метода. Он переносит внимание исследователя на экстралингвистические аспекты текста - культурообусловленные образы, аудио- или видеофрагменты. С его помощью можно ответить на вопросы: чем вызвана дискуссия о ношении хеджаба, почему в программах британского телевидения обязательно должны участвовать представители всех рас и т.д. Этот метод, кроме того, дает возможнгость сравнивать, как аналогичные темы и образы актуализируются в медиадискурсе разных стран.

Метод собствен6но медиалингвистический состоит в обнаружении описании закономерностей взаимодействия вербального и медийного ряда. В изучении особенностей использования знаков медийного уровня, а также различных вариантов комбинаций элементов всех уровней медиатекстов: слово - звук - изображение, слово - графическое изображение - образ и т.д.При этом необходимо учитывать, что разноуровневые компоненты медиатекста могут сочетаться на основе разных принципов: иллюстрации, дополнения, усиления, контраста, столкновения смыслов, создавая определенные эффекты и усиливая воздействие на аудиторию.

 

58. Лингвостилистические особенности публицистических текстов.

К публицистическим текстам относится широкий круг медиаматериалов. В прессе - многочисленные статьи на различные темы: от поп-музыки и спорта до светской жизни и высокой моды. На радио - популярные музыкальные передачи, на телевидении - авторские программы, посвященные вопросам культуры, здоровья, путешествия и т.д. Существенным признаком данных текстов является их тематическая привязанность. В отличие от новостей, которые освещают устойчивый список медиатопиков со стороны событийной, фактологической, публицистические тексты делают акцент на факторе человеческого интереса, на индивидуально-авторском видении той или иной проблемы. Они представляют медиа темы с особой, «занимательной» стороны, добавляя к событиям элемент человеческого интереса и индивидуально-авторское видение.

Публицистические тексты различаются как по тематике, так и по протяженности. Например, в прессе это может быть относительно краткая заметка (400-600 слов), и средней протяженности (500-1000 слов), и объемный очерк (1000-2000 слов). С точки зрения тематики публицистические тексты весьма разнообразны и охватывают весь спектр топиков, освещаемых в средствах МИ.

Несмотря на некоторые различия, обусловленные конкретной формой медиавоспроизведения - устной на радио и телевидении и письменной в прессе, - тексты публицистики обладают определенными общими признаками на уровне языка. В плане синтагматики - это сбалансированный морфосинтаксический рисунок, в котором гармонично представлены все типы словосочетаний. Особенности лексико-фразеологической сочетаемости отражают направленность данного типа текстов на достижение воздействия в его художественно-эстетическом проявлении. Высокая степень номинативности, наличие идиоматических соединений, использование сравнений, метафор и прочих лингвостилистических средств выразительности - все это в высшей степени характерно для синтагматики публицистических текстов.

Одним из главных признаков данных текстов является большое количество описательных конструкций. Структурные типы наречие + прилагательное, наречие + глагол, прилагательное + существительное играют важную роль в построении публицистических текстов.

Особенно важны на лексико-фразеологическом уровне коннотативные словосочетания. Направленность данного типа текстов на воздействие побуждает авторов использовать слова с дополнительным экспрессивно-эмоционально-оценочным значением. Следует отметить, что характер коннотативности здесь отличается от оценочной коннотативности в текстах информационно-аналитических. Ведущий устанавливает тесный контакт со слушателями, зрителями, создавая иллюзию непринужденной беседы, что является необходимым условием успеха программы в целом.

Помимо выраженной коннотативности публицистические тексты отличаются наличием идиоматических сочетаний, которые часто используются как особое средство выразительности для создания ярких и оригинальных образов.

Существенным признаком текстов публицистики является также широкое использование стилистических средств выразительности от красочных метафор и сравнений до параллельных синтаксических конструкций. Наличие метафор в большей степени свойственно текстам, освещающим вопросы культуры и искусства, чем текстам прочей тематики.

Огромную роль играют также культурно обусловленные сочетания, которые используются здесь не только для обозначения реалий, но часто выступают в качестве компонентов различных стилистических приемов - аллюзий,метафор,сравнений и т.д.

Т.о., активная роль в построении публицистических текстов принадлежит тем компонентам, которые способствуют реализации функции воздействия.



2018-07-06 586 Обсуждений (0)
Методы изучения медиатекстов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы изучения медиатекстов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)