Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационно-психологическая безопасность личности, общества и государства.



2018-07-06 1097 Обсуждений (0)
Информационно-психологическая безопасность личности, общества и государства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Безопасность является важнейшим критерием оценки стабильности систем социальных, политических, экономических, информационных, психологических отношений современного общества.

 

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

 

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящее время существует полемика относительно подходов к обеспечению безопасности. Различные источники по проблемам безопасности трактуют ее по-разному. В одних, безопасность – это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению. В других – это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. Рядом экспертов также высказывается мнение, согласно которому за основу следует брать состояние защищенности собственно личности, общества и государства, а не их интересов[201].

 

В целом в различных отраслях научного знания понятие безопасности трактуется исходя из особенностей его рассмотрения специалистами соответствующего профиля. Так, в юридической науке безопасность рассматривается как система установленных законами правовых гарантий защищенности личности и общества. С психологической точки зрения понятие "безопасность" раскрывается как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненно важных потребностей и интересов людей. В философии безопасность характеризуется как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости. В политологической трактовке безопасность – это свойство определенной системы и результат деятельности ряда систем и органов государства, а также сам процесс деятельности, направленный на достижение поставленных задач по обеспечению защищенности личности, общества и государства. Также в политологии безопасность может определяться как состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативного воздействия различного рода[202].

 

-337-

 

На уровне обыденного сознания понятие "безопасность" определяется как отсутствие опасности, состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности, т.е. как отсутствие угрозы.

 

В юридической и политической литературе выделяют такие понятия, как безопасность личности, общества (как всего общества в целом, так и отдельных его составляющих) и государства. В наиболее общем плане можно утверждать, что безопасность общества и безопасность государства – это безопасность социальных систем или, в случае рассмотрения социально-политической и информационно-психологической составляющих безопасности – безопасность системы социальных, политических, информационно-психологических отношений общества. Личность, в силу своей принципиальной физической неделимости, не может входить в категорию социальных систем и ее безопасность требует специального рассмотрения.

 

Как представляется, безопасность является для социальной системы главным условием ее интенсивного развития и прогресса. Следовательно, именно интенсивные процессы развития системы свидетельствуют о том, что система находится в состоянии безопасности и способна выделять на свое развитие достаточно ресурсов, которые в иных, менее благоприятных для системы, условиях тратились бы на защиту от активности источников угроз. Поэтому в данном исследовании мы будем придерживаться следующего определения безопасности.

 

 

Безопасность системы социально-политических отношений общества – такое состояние системы социально-политических отношений, в котором социальная система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивное воздействие.

 

Признаками безопасности системы являются характеристики (показатели) процесса ее развития, а именно:

 

* успешность развития системы, т.е. приобретение системой новых качеств в оптимальные (с точки зрения непрерывности процесса развития системы) сроки с минимальными затратами материальных и интеллектуальных ресурсов;

 

* непрерывность процесса развития системы;

 

* устойчивость процесса развития системы по отношению к воздействию внешних деструктивных факторов и процессов;

 

-338-

 

* необратимость процесса развития системы, т.е. приобретение в процессе развития новых качеств, ранее в системе отсутствовавших;

 

* интенсивность процесса развития системы, т.е. способность системы поддерживать методами внутреннего регулирования необходимый темп (интенсивность) собственного развития для приобретения системой новых качеств, имеющих для нее жизненно важное значение (в первую очередь – качеств, обеспечивающих дальнейшее развитие системы).

 

Безопасность социальной системы достигается при следующих условиях:

 

* при установлении состояния динамического равновесия между факторами, дестабилизирующими систему, и факторами, оказывающими на систему стабилизирующее воздействие;

 

* при доминировании в пространстве возникновения конфликтов, представляющих угрозу для системы;

 

* при постоянном, непрерывном, систематическом выявлении, подавлении или локализации активности источников угроз;

 

* при способности системы динамично изменяться под влиянием внешних и внутренних факторов таким образом, что скорость ответной реакции источников угроз на эти изменения была существенно ниже, чем скорость изменений, происходящих в системе;

 

* при способности системы редуцировать внешние и внутренние угрозы безопасности до уровня институциональных конфликтов.

 

Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений общества – такое состояние системы информационно-психологических отношений, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие.

 

В информационно-психологическом пространстве наиболее опасными факторами, оказывающими деструктивное воздействие на систему социально-политических отношений общества, являются:

 

* тайное внешнее управление системой социально-политических отношений (манипулятивное принуждение);

 

* информационно-психологическая агрессия;

 

* информационно-психологическая война.

 

В этих условиях в деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности социальной системы в условиях комплексного воздействия различных внешних и внутренних факторов можно отдельно рассматривать наиболее важные направления этой деятельности, связанные с реагированием системы на манипулятивное управление, информационно-психологическую агрессию и информационно-психологическую войну:

 

-339-

 

* обеспечение безопасности в условиях угрозы внешнего управления;

 

* обеспечение безопасности в условиях информационно-психологической агрессии;

 

* обеспечение безопасности в условиях информационно-психологической войны.

 

Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений общества в условиях угрозы внешнего управления – такое состояние системы, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях применения субъектами информационного противоборства по отношению к системе технологий тайного манипулятивного управления.

 

Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений общества в условиях информационно-психологической агрессии – такое состояние системы, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться при информационно-психологической агрессии со стороны участников информационного противоборства.

 

Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений общества в условиях информационно-психологической войны – такое состояние системы, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях.

 

Государство как специальная политическая надстройка общества – это социальная система и важнейшая составляющая системы социально-политических отношений общества, которая развивается вместе с обществом, часть отношений которого она регулирует. Следовательно, в условиях интенсивного развития системы социальных отношений государство вынуждено изменяться, и целью таких изменений является сохранение или даже увеличение эффективности государственного управления в изменяющихся условиях.

 

Информационно-психологическая безопасность государства – такое состояние системы государственной власти и управления, в котором система государственного управления способна выполнять возлагаемые на нее задачи регулирования социально-политических отношений общества в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему государственного управления как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие.

 

-340-

 

Согласно И.Н Панарину[203], объектами обеспечения информационно-психологической безопасности государства являются:

 

1. Информационно-психологическая среда государства, которая является частью информационной среды государства и связана с использованием информации, информационных ресурсов, информационной инфраструктуры для оказания воздействия (влияния) на психику и поведение людей.

 

2. Информационные ресурсы государства.

 

3. Система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, духовные ценности).

 

4. Система формирования общественного мнения.

 

5. Система принятия политических решений.

 

6. Психика и поведение человека.

 

Направления обеспечения информационно-психологической безопасности государства, согласно И.Н. Панарину, следующие.

 

1. Теоретико-методологическое, которое включает разработку научно-понятийного аппарата, изучение форм и методов, применяемых противником (потенциальным или реальным) для нанесения ущерба информационно-психологической безопасности государства.

 

2. Организационно-методическое, включающее создание структур, занимающихся обеспечением информационно-психологической безопасности государства, подготовкой различных методических и информационных материалов.

 

3. Практическая повседневная работа, направленная на обеспечение безопасности информационно-психологической среды государства, психологической безопасности населения.

 

Информационно-психологическая безопасность государства в условиях угрозы внешнего управления – такое состояние системы государственной власти и управления, в котором система государственного управления способна выполнять возлагаемые на нее задачи регулирования социально-политических отношений общества в условиях применения субъектами информационного противоборства по отношению к системе государственной власти технологий тайного манипулятивного управления.

 

Информационно-психологическая безопасность государства в условиях информационно-психологической агрессии – такое состояние системы государственной власти и управления, в котором система государственного управления способна выполнять возлагаемые на нее задачи регулирования социально-политических отношений общества в условиях информационно-психологической агрессии со стороны участников информационного противоборства.

 

-341-

 

Информационно-психологическая безопасность государства в условиях информационно-психологической войны – такое состояние системы государственной власти и управления, в котором система государственного управления способна выполнять возлагаемые на нее задачи регулирования социально-политических отношений общества в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях.

 

Информационно-психологическая безопасность личности – такое состояние психического сознания человека, которое позволяет:

 

1) полноценно развиваться;

 

2) реализовывать в полном объеме гарантированные конституцией, нормами федерального законодательства и международного права гражданские права и свободы;

 

3) своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям;

 

4) организовывать свое поведение в социальной среде;

 

5) удовлетворять основные потребности в обществе в социально-приемлемых формах с учетом интересов и деятельности других людей и действующих социальных институтов в условиях воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на психику человека как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие.

 

Объекты обеспечения информационно-психологической безопасности личности:

 

* сознание;

 

* система ценностей;

 

* психическое здоровье;

 

* свобода воли.

 

Защита свободы воли – неотъемлемого права личности самостоятельно выбирать свои роль и место в системе социально-политических отношений общества, собственными действиями реализовывать предоставляемые обществом права и свободы, а также выстраивать свои поступки в соответствии с собственной системой ценностей, убеждений и личного опыта, – в условиях информационного противоборства выражается в противодействии попыткам тайного манипулятивного вовлечения личности в противоправную и иную деятельность, способную нанести ему либо другим членам общества психический, материальный или иной ущерб.

 

Информационно-психологическая безопасность личности в условиях тайного манипулятивного принуждения – такое состояние психического сознания человека, которое позволяет реализовывать (1) – (5) в условиях применения субъектами информационного противоборства по отношению к личности технологий тайного манипулятивного управления.

 

-342-

 

Информационно-психологическая безопасность личности в условиях информационно-психологической агрессии – такое состояние психического сознания человека, которое позволяет реализовывать (1) – (5) в условиях информационно-психологической агрессии со стороны участников информационного противоборства.

 

Информационно-психологическая безопасность личности в условиях информационно-психологической войны – такое состояние психического сознания человека, которое позволяет реализовывать (1) – (5) в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях.


47. Проблемы безопасности информационного пространства России.

Проблема национальной безопасности России содержит ряд достаточно ярко выраженных информационных компонентов и поэтому уже при первоначальной постановке должна рассматриваться также и как информационная проблема. Именно поэтому концепцию национальной безопасности необходимо рассматривать в тесной связи с разрабатываемыми в настоящее время концепцией информационной безопасности и концепцией формирования и развития единого информационного пространства России. К сожалению, в настоящее время такой тесной связи пока еще не наблюдается.

Наряду с концепцией национальной безопасности России в настоящее время разработана и обсуждается концепция обеспечения ее информационной безопасности [86]. Постановка этих проблем, безусловно, полезна и своевременна. Однако хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что проблема информационной безопасности России рассматривается в концепции в основном с технократических позиций. Социальные аспекты в этом документе представлены весьма слабо, а некоторые актуальные с социальной точки зрения проблемы даже и не сформулированы. Приведем некоторые примеры.

1. Недостаточно четко поставлена в концепции проблема обеспечения сохранности национальных информационных фондов, а также проблема их активизации путем перевода на электронные носители информации. А ведь именно «электронизацию» информационных фондов страны академик А. П.Ершов считал важнейшей задачей информатизации общества. Для России с ее обширной территорией и еще недостаточно развитой системой связи и телекоммуникации эта проблема представляется сейчас исключительно важной и актуальной. Ее решение необходимо не только в интересах научно-технического и культурного развития страны, но и в интересах обеспечения национальной безопасности.

2. В концепции практически ничего не говорится о проблеме противодействия «лингвистической экспансии» Запада, которая сейчас становится все более откровенной и наносит большой ущерб стране, неоправданно засоряя русский язык иностранными терминами [68]. Эта проблема была специально рассмотрена в июле 1994 года на заседании Коллегии Минвуза России. Коллегия поддержала идею создания и реализации федеральной программы поддержки русского языка в России и зарубежных странах. Однако эта программа до сих пор правительством не принята.

3. Обойдена вниманием и исключительно острая сейчас для России проблема обеспечения информационной безопасности населения от негативного воздействия на психику людей средств массовой информации, и в первую очередь телевидения.

Пропаганда жестокости и насилия, эротических сцен и низкопробных фильмов западного производства, безудержная реклама далеко не лучших фирм и товаров буквально заполнили российское телевидение. Они практически вытеснили с экранов произведения национальной культуры, нашу классику, позитивную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки, искусства и литературы.

Все это отрицательно влияет на психику людей, деформирует их самосознание и шкалу моральных ценностей, содействует развитию агрессивности и жестокости в обществе. Особенно это опасно для молодого поколения нашей страны, которому принудительно навязываются потребительская психология и чуждые моральные ценности.

Все это слишком серьезно и опасно, чтобы при обсуждении концептуальных положений национальной безопасности России оставить эту проблему без особого внимания. Ее решение требует радикальных мер как государственного, так и общественного воздействия.

48. Жанровые и тематические особенности современных зарубежных СМИ.

Жанрами в журналистике называют устойчивые формы или типы журналистского произведения, объединенные сходными содержательными и формальными признаками. Жанры можно разделить на несколько групп: информационные, аналитические, художественно-публицистические и шоу-жанры. Под информационными понимаются такие жанры, как хроника, извещение, информация (заметка, новость, информационное сообщение, «бегущая строка», историческая справка, сравнение, характеристика героев), зарисовка, информационное интервью, информационный отчет о каком-либо событии, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный), опрос, вопрос-ответ («горячая линия», «прямая связь»), блиц-опрос (короткие ответы на короткие вопросы), пресс-релиз, некролог, ми- ни-комментарий, мини-корреспонденция, совет специалиста по актуальным проблемам («советы дачникам», «в помощь авто- любителю» и т. д.), корреспонденция и др. Характерными чертами этих жанров исследователи называют небольшой объем, точность в выражениях, отсутствие изобрази- тельных средств, отсутствие авторской оценки освещаемого со- бытия или явления, фактологичность содержания. Самыми распространенными среди них можно назвать репортаж, заметку и интервью. Заметка — это краткое изложение события. Интервью как информационный жанр не предполагает журналистский анализ ответов интервьюера. Здесь главной задачей является получение сведений без их оценки. Репортаж предполагает оперативное освещение события прямо с места происшествия или через призму журналистского взгляда, или с точки зрения очевидца. Аналитическими являются такие жанры, как аналитический отчет (с комментариями, выводом), аналитическая корреспонденция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), аналитическое интервью, беседа, «круглый стол», аналитический комментарий (помимо разъяснения фактов компетентным лицом, призван публично выразить отношение к событию, факту, явлению), мониторинг, рейтинг («лучшая десятка», «рейтинг влиятельности политиков» и т. д.), рецензия, рекомендация (ответы на вопросы «что?», «как?», «почему?», «почему именно так?»), обзор (обозрение), прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, журналистское расследование, мемуары. Аналитический жанр требует от журналиста глубокого знания исследуемой проблемы. На материалы в этом жанре необходимо выделять значительное время на телевидении и целые рубрики в печатных изданиях. Рассмотрим некоторые из аналитических жанров. Рецензия имеет строго определенный предмет исследования. В основном объектами рецензии являются произведения литературы и искусства, публицистика, культурные мероприятия и т. д. Жанр рецензии предполагает только оценку события автором, но не его анализ и выдвижение общественно значимых проблем. Аналитическое интервью — это анализ какого-либо события или явления. Для такого рода интервью формулируются проблемные вопросы, призывающие к размышлениям на заданную тему: как, почему, каким образом, по какой причине и т. п. Журналист в этом случае может быть как простым слушателем, так и активным собеседником, подчас с противоположной точкой зрения, тогда интервью превращается в напряженный спор, словесный поединок. Статья — самый распространенный жанр. Это текст, в котором журналист анализирует актуальные общественно значимые проблемы, разъясняет суть происходящих процессов, выявляет противоречия и тенденции, анализирует опыт решения проблем, выступает с критикой неэффективных решений. Статья может быть общеисследовательской, где анализируются широкие вопросы на высоком уровне обобщения, с целью изучить различные закономерности и перспективы развития. Также выделяют тактико-аналитические статьи, освещающие актуальные практические проблемы в какой-либо области — промышленности, сельском хозяйстве и т. д. Наконец, полемические статьи, в которых журналист раскрывает собственную точку зрения по вопросу, вызвавшему в обществе горячие споры. Обозрение по стилистике может быть похоже на статью, однако призвано дать панораму событий с примерами и деталями. Интересен жанр журналистского расследования. Он зародился в журналистике США на рубеже XIX–XX вв. Журналисты того времени решили бороться против общественных пороков путем расследования злоупотреблений и привлечения к ним внимания общественности. Журналист при этом часто прибегает к тем же методам, что и профессиональный следователь: наблюдению, сбору информации, анализу документов, интервью и даже внедрению в преступную группировку. При этом, согласно законодательству некоторых стран, он имеет право не раскрывать источники информации, дабы не подвергнуть их преследованиям. Под художественно-публицистическими жанрами понимают очерк (сюжетный, описательный), фельетон (актуальная критика фактов, событий, явлений, личностей с помощью юмора), памфлет (актуальная критика, в основном социально-политическое обличение фактов, событий, явлений, личностей, насыщенное эмоциями), пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, эпитафию, анекдот, шутку и т. д. Такие жанры встречаются нечасто и предполагают наличие у журналиста яркого литературного таланта. Художественно-публицистические жанры должны обладать следующими характеристиками: литературность, наличие в тексте изобразительных средств, эмоциональная насыщенность, глубокое авторское осмысление событий. 29 Шоу-жанры во многом пересекаются с художественно-публицистическими, поэтому исследователи не всегда выделяют их в от- дельную группу. К этим жанрам, в частности, причисляют анекдоты, пародии, игры, конкурсы, шоу-эксперименты, шоу-рас- следования, реалити-шоу и пр.

49. Актуальные проблемы современных европейских СМИ (2 страны по выбору)

1. Глобальная реклама и изобилие развлекательных материалов

2.Концентрация в одних руках

3. «Сильные» культуры против «слабых»

4.Создание мифов, которые внедряет грамотное население, а поглощает неграмотное

5. Проблема законодательного регулирования деятельности СМИ

Во вт. Половине XX века решили, что нужно регулировать свободу слова, благодаря использованию которой может быть нанесён ущерб людям.

6. Степень независимости СМИ связана в первую очередь с источником финансирования

7. Проблема свободы слова

8. Журналистика теряет монополию на новость

9. Ухудшение качества текстов

10. Проблема кадрового состава

11. Теряется престиж профессии журналиста

Испания

+Государственное Национальное телевидение Испании (НТИ) систематически цензурирует или намеренно замалчивает не устраивающую правительство информацию.

+все газеты страны имеют лишь местное значение, за рубежом не пользуются влиянием

+мало СМИ

Германия

+мало общенациональных газет

+унифицированный контент местных газет

+ В Германии нет устоявшейся характеристики профессии журналист, как нет и предписанных способов обучения ей. По некоторым оценкам, примерно одна треть всех работающих в сфере журналистики - внештатники.

 

50. Актуальные проблемы современный азиатских СМИ (2 страны по выбору)

Современные тенденции средств массовой коммуникации (СМК) Азии, все смелее поднимая свой голос, могут привести к изменениям, которые укрепят демократические преобразования в странах и утвердят принцип свободы информации в качестве одного из главных жизненных принципов мирового сообщества.

Азия - интересный и уникальный регион, место пересечения многих мировых путей, миграционных потоков, культурных влияний, коммуникационных магистралей. Азия непохожа в социально-экономическом, культурно-образовательном и религиозном отношении на другие континенты.

Министр коммуникаций Сингапура Мах Боу Тан, выступая на форуме "Телеком-97" в Джакарте (Индонезия), призвал страны Азии к участию в выработке определенной политике и регулированию основ инфраструктур для глобального информационного общества. На этом форуме началось региональное обсуждение путей выхода Азии к глобально-информационному обществу.

Азиатские страны разрабатывают общие направления информационной политики в регионе. Существенно меняется и характер государственного регулирования в этой сфере. Главное тенденцией является постепенный переход от сравнительно жесткого централизованного управления и контроля над СМИ - к либерализации и реорганизации коммуникационного сектора.

Открытие рынков в "новой Азии" стимулирует создания совместных предприятий, открывает новые возможности для деятельности поставщиков программ, кабельных операторов. Бум потребительского спроса "на руку" новым спутниковым, кабельным и платным каналам, нацеливающимся на состоятельные слои населения. Растет собственная теле-кинопроизводство, расширяется международное партнерство продюсеров.

Коммуникационная политика ряда азиатских государств, в которых экономика западного типа обеспечивающая высокий жизненный уровень сочетается со стремлением сократить западное влияние на традиционные национальные ценности, приспособить азиатскую культуру к западной технологии. Одна из главных задач азиатских СМИ - это пропаганда единства наций, в поддержании мира и гармонии, предотвращение расовых столкновений. Эти меры предпринимаются с целью развивать положительный образ информационной индустрии.

Процесс деколонизации (1945-1965 гг.) в Азии, обретение политической независимости, затронул фактические весь Восток. В 70-е годы многие азиатские страны начали активно выступать за изменение существующего положения на международном информационном рынке. Главным шагом в этом направлении стало создание в 1975 году Пула агентств новостей неприсоединившихся стран. Главная цель Пула состояла в обеспечении объективности информации о социальном, экономическом, политическом и культурном развитии этих стран. С 1976 года доминирующее значение получила концепция "нового международного информационного порядка" (НМИП), сформулированная на пятой конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Коломбо. В настоящее время вопросы "нового информационного порядка", которые ставились развивающимися странами и всемирной организацией ЮНЕСКО в 70-80-е годы, остаются актуальными. На первый план выдвигаются проблемы влияния глобального информационного процесса на национальные средства массовой коммуникации.

Азия, наибольшая по территории и населению континент, с 1960-х годов стала развиваться быстрее, чем другие регионы мира. Причем страны Восточной и Юго-Восточной Азии превосходили и динамике роста другую часть континента. Особенно впечатляющих результатов добились 10 стран: Япония, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Китай, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Индонезия, Филиппины, хотя и здесь были свои различии, вариации и степени успеха. Даже, несмотря на финансовый кризис 1997-1998 гг., обрушившийся на страны ЮВА и замедливший на время стремительность развития экономике ряда азиатских государств, специалисты утверждают, что в XXI веке новые индустриальные страны Азии продолжат динамичный путь к процветанию и превратятся в центр экономического, научно-технического и социального прогресса.

Страны, еще недавно находившиеся на периферии современной цивилизации, совершили скачок в сжатые исторические сроки. Для этого им понабилось 25-30 лет, почти вчетверо меньше времени, чем Японии и в 8 раз меньше, чем США.

Новые информационные технологии оказались тем решающим фактором, который создал условия для развития региональной экономике, открыл новые горизонты в сфере массовой коммуникации. "Коммуникационный бум" породил новые виды вещания: цифрового, интерактивного, кабельного, спутникового телевидения, непосредственно телевизионного вещания (НТВ). Как отмечал профессор М. К. Барманкулов в книге "Возможности космического ТВ" (Алматы 1993 г.): "Спутниковое ТВ, перейдя границы может дать плюрализм, множественность взглядом в тоталитарных государствах, принести вообще новую информацию. Но ТВ из космоса может нести и опасность слаборазвитым странам: отодвинуть на второй план их культуру, язык, религию, моральные принципы. Неся плюрализм, космическое ТВ одновременно моет способствовать его уничтожению. Срабатывают отрицательные черты монопольности глобальных программ. Выход - не давать сверхмонополиям телеиндустрии господствовать в эфире в одиночку, и второе - бросить все силы на развитие собственного ТВ.

В настоящее время наблюдается улучшение национального вещания во многих странах, что способствует сохранению национального, культурно-информационного менталитета.

Возможности использования спутников для удовлетворения коммуникационных нужд целого региона первой продемонстрировала, созданная Индонезией в средине 70-х годов "Палапа" (по названию местного тропического фрукта). Спутниковая система "Палапа" посредством 40 наземных станций объединят 27 провинций страны. Она охватывает телерадиопрограммами архипелаг из 5 тысяч островов, выполняя таким образом функции укрепления национального единства и усиление центральной власти. Космическая техника помогла Индонезии, Малайзии и Филиппинам наладить ретрансляцию собственных телеканалов, организовать взаимный обмен информационными видеосюжетами и передачами. Теперь услугами "Палапы" пользуются также Таиланд, Австралия, Макао, Папуа новая Гвинея и некоторые американские компании.

Деятельность государственных ТВ Индии "Дурдаршан" (что в переводе с хинди означает "дальновидение") направлена на открытие н6овых спутниковых каналов: новостного, спортивного и развлекательного в добавлении к Star TV. Подобно большинству стран Азии, правительство Индии использует СМК для интеграции нации в целях культурно-просветительских и освещение экономических реформ, которые активно стали проводится с начала 90-х годов прошлого XX столетия. Спутниковая служба Star TV (1991 г.) была первой воспользовавшейся быстро расширяющейся телеинфраструктурой и ростом потребительского спроса. Пять каналов службы подстегнули развитие интереса к спутниковому ТВ в Азии и привлекли внимание к западным передачам. Star TV охватывает 50 стран с аудиторией: 11,3 млн. домовладельцев в 1993 г., 42 млн. в 1994 г., 54 млн. в 1995. Потенциальная аудитория Star TV 2,7 млрд. человек от Китая до Египта. Телеслужба Star TV в Гонконге благодаря спутнику "Эйшасат 1" сумело в короткое время увеличить число своих абонентов, разработав гибкую, профессионально-развлекательную концепцию, ориентированную на интересы коренного азиатского населения.

В настоящее время над Азией действуют 44 телекоммуникационных спутника. Ими польются телекомпании различного профиля. В космическое пространство региона планируется запустить 14 из 20 новых спутников в ближайшие 3 года. В борьбе за азиатский рынок все уверенней заявляет о себе Китай, цель которого запустить 30 спутников для других стран в следующие 15 лет. Индия разрабатывает свою космическую программу. В Японии разработан грандиозный проект создания общей национальной системы волоконно-оптической связи, благодаря которой зрители смогут заказывать любой видеоматериал по своему желанию. Фирма Sony разработала метод цифровой передачи, который делает аппаратуру для спутникового приема новостей легче, дешевле и мобильнее. Новая технология позволяет осуществлять дистанционное управление студийным оборудованием в разных городах, являясь неотъемлемой частью волоконно-оптических сетей.

Подводя итоги развития спутникового ТВ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), можно сказать, что наиболее дальновидные предприниматели наращивают техническую и программную базу существующих и будущих спутниковых каналов, политики же пытаются вписать концепцию "открытого космоса" в местные законы. Выбор путей развития азиатского кабельного, спутникового ТВ в большей степени определяют политические, социально-экономические и культурные факторы. Местные и зарубежные предприниматели убедились в том, что в многонациональных странах с большим культурным и языковым разнообразием общеазиатское вещание не имеет шансов на успех. Эффективным является вещание на конкретную страну с учетом ее специфики. Революционные сдвиги в области информации, спутникового ТВ и коммуникационных технологий являются колоссальным ускорителем перемен. Их последствия будут г<



2018-07-06 1097 Обсуждений (0)
Информационно-психологическая безопасность личности, общества и государства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационно-психологическая безопасность личности, общества и государства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)