Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Коммуникация в науке



2018-07-06 1291 Обсуждений (0)
III. Коммуникация в науке 0.00 из 5.00 0 оценок




Идеи принадлежат конкретным ученым, но научная деятель­ность как таковая может осуществляться исследователями только в контакте, в общении. Если абстрагироваться от содержания знания и его ценности, то науку можно представить как инфор­мационную или коммуникационную систему. Как отмечал Д. Прайс, «коммуникации - фундаментальный элемент социаль­ного и технического контекста "большой науки", они обеспечи­вают взаимодействие участников научной деятельности, обеспечи­вая каждому оперативную и качественную информацию о состоя­нии дел в науке. Именно коммуникации и являются основным элементом институционализации данного вида деятельности».

Коммуникации в науке - это совокупность видов и форм про­фессионального общения учёных, осуществляющегося с помощью широкого спектра устных, письменных, печатных и электрон­ных средств. Состояние научных коммуникаций (широта, протя­женность, интенсивность) определяет жизнеспособность научно­го сообщества, что непосредственно отражается на уровне эффективности научных исследований, является необходимым условием формирования и развития личности ученого, её ценностой и мотивационпой структуры.

Проблемы:

1. Определение видов коммуникации. Коммуникативные связи в научном сообществе делят на фор­мальные и неформальные.

К формальным относятся официаль­ные, регламентированные встречи ученых по какому-либо вопросу: конференции, симпозиумы, предполагающие обязательное издание их материалов; регламентированное взаимодействие в рамках формальных научных организаций. Главный способ формальной научной коммуникации, существующий с основания науки и до нашего времени, - стандартизированные регулярные публикации (книги, научные и реферативные журналы, статья и т. д.). За долгую историю в науке выработались определенные требования к публикациям.

Неформальные классифицируются много сложнее. К ним от­носятся неформальные межличностные контакты между учены­ми: беседы; рукописи; устные доклады на семинарах, научных дискуссиях, далее не публикуемые; научные группы; научные школы; «незримые колледжи» и т. д. Не отвергая значения фор­мальных контактов между учеными, социологи считают, что не­посредственные контакты в рамках личной научной связи явля­ются массовой первичной и элементарной «клеточкой» научного познания.

Но структура информационного обмена как в том, так и в дру­гом случаях, чаще всего многоступенчата и состоит как минимум из двух уровней: прямого информационного контакта и наличия опосредованных звеньев. Чаще всего непосредственные, неформальные научные контакты осуществляют «ключевые фигуры», обладающие явным информационным преимуществом, - научная элита сообщества данной предметной области. В то же время, имея, как правило, научные школы, «ключевые фигуры» высту­пают ретрансляторами последних научных достижений для своих сотрудников и аспирантов, более ограниченных в возможностях неформального информационного обмена.

****

2. Циклы коммуникации. Вне зависимости от способов получения информации стрем­ление к интенсивным научным контактам у каждого исследова­теля варьируется в зависимости от степени разработки им той или иной проблемы, а также от стадии коммуникационного цик­ла, который, по мнению Д. Прайса, включает в себя стадии кон­цептуализации, документации и популяризации.

1. На стадии концептуализации происходит выбор темы исследования и форми­рование гипотезы. Ученый нуждается в самой свежей информации о степени изученности и конкретных разработках в избран­ной им области, происходит активный поиск научных контактов. Затем коммуникативная активность резко снижается; в период интенсивной исследовательской работы лишние контакты отвле­кают, а иногда и способствуют утечке информации, ещё не ос­мысленной учёным.

2. На стадии документации необходимо дать интерпретацию полученных результатов, оформить документально, подтвердить свой приоритет публикациями как среди научного сообщества,

3. так и среди широкой общественности (стадия популяризации).

****

3. Институциализация коммуникации. Особую роль в системе научных коммуникаций играет такая форма контактов, как«незримый колледж». Впервые это понятие в научный оборот ввели Дж. Бернал и Д. Прайс, подразумеваю­щие под ним определенней набор форм коммуникационного по­ведения различных исследователей, занятых разрешением какой-либо определенной проблемы с соответствующим распределени­ем ролей. «Незримый колледж» чаще всего возникает в зонах ис­следовательского прорыва, когда успех в разработке какой-либо группы проблем приводит к формированию новой научной спе­циальности. В этом случае «незримый колледж» выступает еще и как форма институционализации научной деятельности.

Н. Маллинз, проследив возникновение и функционирование «незримого колледжа», выделил в этом процессе следующие этапы:

• Нормальная фаза. Участники будущего сообщества пред­ставляют собой несколько небольших групп с близкой проблематикой. Каналы коммуникаций стандартные, ключевыми фигура­ми являются признанные научные лидеры. Завершается публика­цией работы, содержащей примерную программу разработки новой проблематики и прогноз ее перспективности.

• Фаза формирования и развития коммуникационной сети. Формируется устойчивая система коммуникаций между исследо­вателями, заинтересованными в разработке данной проблемы. Взрыв энтузиазма, кооперация между исследовательскими группами, выдвигаются ключевые фигуры уже новой коммуникаци­онной сети, не получившие пока признания всего дисциплинар­ного сообщества в целом.

• Фаза «сплочения группы». Сформировавшаяся группа формулирует и отбирает для остронаправленной разработки не­большое число наиболее важных проблем. Контакты между сплоченной группой и остальным дисциплинарным сообществом резко редуцируются. В это время наступает расцвет деятельности «незримого колледжа». Его численность колеблется в рамках 100-150 человек. Период существования длится 5-8 лет.

• Фаза институциализации новой специальности. Дости­жения «невидимого колледжа» признаются научным сообщест­вом. Возникает новое направление исследований, специальность. Сама группа распадается, её участники становятся лидерами но­вых группировок. Специалисты получают формальные средства коммуникации (журналы, библиографические рубрики, кафедры, спецкурсы). Деятельность ученых переходит в нормальную стадию.

****

4. Вектор развития коммуникации. Все вышеперечисленные способы научных коммуникаций на­считывают по меньшей мере не одно десятилетие. Научное со­общество 90-х гг. XX столетия уже работало в среде, наполнен­ной компьютерами, факсами и прочими средствами ранее недос­тупных способов контактов. Возникла так называемая теленаука. Этот термин пришел в социологию из НАСА и подразумевает существование географически далеких, однако интенсивно со­трудничающих между собой ученых, электронные журналы и телеконференции.

Теленаука - это новый способ организации «большой науки», когда благодаря новым электронным инфраструктурам, например Internet, вместо увеличения числа журнальных статей или конференций происходит активный рост межличностного взаимодейст­вия, так как усиливается непосредственность общения в рамках безграничного, виртуального киберпространства.

Если вернуться к рассмотрению научной деятельности как коммуникационного цикла, то на стадии концептуализации бла­годаря телекоммуникациям могут формироваться гораздо более широкие исследовательские группы, гомогенные по своей спе­циализации и более жизнеспособные, чем исследовательские группы, опирающиеся на обычные каналы коммуникации. Так, электронный незримый колледж учёных-специалистов по искус­ственному интеллекту насчитывает несколько сот человек, но доступ в него возможен только при наличии соответствующего оборудования. На стадии документации телекоммуникации обес­печивают циркуляцию гораздо большего числа документов, чем это было раньше, например электронной почты, электронных бюллетеней, электронных журналов, электронной базы данных. На стадии популяризации взаимодействие ученого с широкой аудиторией осуществляется через тележурналистов, ведущих телепрограмм.

 

 



2018-07-06 1291 Обсуждений (0)
III. Коммуникация в науке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Коммуникация в науке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)